1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-5-16-21
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В.В. Бобков, Я.А. Алатырева, Л.Н. Курякова, М.А. Пляшечко
Рассмотрены возможности использования мобильных приложений и социаль-
ных сетей при работе со студентами очного и заочного отделения вуза в рамках учеб-
ной дисциплины «Физическая культура» в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, социальные сети, мобильные при-
ложения, самостоятельные практические занятия, тренировка.
EVALUATION Бобков Виталий Викторович, канд. пед. наук,
OF THE EFFECTIVENESS старший преподаватель, младший научный сотрудник,
OF USING MOBILE APPLICATIONS [email protected], Россия, Москва, Российский госу-
WHEN WORKING WITH STUDENTS дарственный университет нефти и газа (национальный
IN THE CONTEXT OF DISTANCE исследовательский университет) имени И.М. Губкина,
LEARNING Федеральный научный центр физической культуры и
спорта (ФНЦ ВНИИФК),
Bobkov V.V., candidate of pedagogical sci- Алатырева Яна Алексеевна, учитель, ckuki_
ences, senior lecturer, junior research fellow, [email protected], Россия, Москва, ГБОУ Школа № 814,
[email protected], Russia, Moscow, Gub- Курякова Любовь Николаевна, старший пре-
kin Russian State University of Oil and Gas, подаватель, [email protected], Россия, Москва, Мос-
Federal Science Center of Phisical Culture and ковский международный университет,
Sports (FRS VNIIFK), Пляшечко Мария Александровна, старший
Alatyreva Y.A., teacher, [email protected], преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Мос-
Russia, Moscow, GBOU School № 814, ковский международный университет
Kuryakova L.N., senior lecturer, m13102009
@yandex.ru, Russia, Moscow, Moscow Inter- Актуальность исследования обу-
national University,
Plyashechko M.A., senior lecturer, rasstova- словлена условиями сложившейся эпи-
[email protected], Russia, Moscow, Moscow Inter- демиологической обстановки, при кото-
national University рой все студенты большую часть весен-
The possibilities of using mobile applications него и осеннего семестров 2020 года про-
and social networks when working with full- вели в формате дистанционного обуче-
time and part-time students of university in the
framework of the discipline "Physical culture" ния (Приказ Министерства науки и выс-
in the context of distance learning. шего образования РФ от 11 ноября
2020 г. № 1402 «О мерах по снижению
Key words: distance learning, social networks,
mobile applications, independent practical рисков распространения новой корона-
training, training. вирусной инфекции в образовательных
организациях высшего образования».
В этой связи возник ряд сложностей, связанных с организацией
самостоятельной двигательной активности студентов, обучением их про-
стейшим методикам планирования и проведения самостоятельных практи-
ческих занятий, спортивных тренировок [1, 2, 6, 8].
16
2
Физическая культура [Physical culture]
Студенты и преподаватели, оказавшись в условиях полной изоли-
рованности друг от друга, оказались в сложной (с точки зрения организа-
ции и психоэмоционального состояния) обстановке, при которой решать
вопросы своей двигательной активности приходилось практически в оди-
ночку [3–5, 7].
Организация педагогического исследования. В ходе проведения
дистанционных занятий по физической культуре со студентами в весеннем
семестре 2020 г. процесс обучения строился исключительно через образо-
вательный портал вуза, электронную почту и телефонную связь, что зна-
чительно затрудняло процесс обучения и передачи информации, отражаясь
негативным образом на качестве процесса обучения и успеваемости сту-
дентов. В осеннем семестре с целью улучшения качества дистанционного
обучения и улучшения общей успеваемости дополнительно использова-
лись социальные сети (ВКонтакте, Instagram) для объединения участников
в группу, а также мобильные приложения для организации самостоятель-
ных практических занятий по физической культуре (Tabata Timer, Nike Run
Club, Adidas Running, Endomondo, Sworkit, Just 6 weeks и др.).
Студентам предлагалось посмотреть в группе видеоролик и выло-
жить свой (повторив его и записав на камеру мобильного телефона),
используя выбранные мобильные предложения для самостоятельных тре-
нировок.
Одной из главных особенностей такой организации учебного про-
цесса было то, что студенты могли просматривать отчетные ролики других
студентов, комментировать их, ставить «лайки», это позволило наладить
процесс «взаимного обучения», при котором обучающиеся учатся друг у
друга, наблюдая за тем, кто и как выполняет предложенные преподавате-
лем задания [5].
По итогу выполненного курса студентам предлагалось пройти
опрос, указав наиболее понравившуюся программу для самостоятельных
занятий, учитывая при ответе ее удобство и эффективность в процессе
организации самостоятельных тренировочных занятий.
Кроме того, был проведен подробный сравнительный анализ успе-
ваемости студентов по физической культуре в весеннем и осеннем семест-
рах, то есть до и после использования мобильных приложений и социаль-
ных сетей в работе со студентами и сборными командами университета.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ проведенного
исследования показал, что в весеннем семестре (при работе через образо-
вательный портал вуза, электронную почту и телефонную связь) количе-
ство студентов, не приступивших к выполнению курса по физической
культуре либо оставшихся по итогу семестра без «зачета», составило
17,5 %.
17
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
Также был рассчитан средний процент успеваемости при общем
количестве 770 студентов трех университетов: 200 студентов Российского
государственного университета нефти и газа (национальный исследова-
тельский университет) имени И.М. Губкина (РГУ нефти и газа), 250 сту-
дентов Российского государственного университета физической культуры,
спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ), 320 студентов Московского
международного университета (ММУ).
Использование мобильных приложений и социальных сетей позво-
лило повысить количество высылаемых студентами видео- и фотоотчетов,
поступающих от них вопросов и обращений к выкладываемому материалу,
что в конечном итоге положительным образом отразилось на общей успе-
ваемости, которая повысилась до 92 %, при общем количестве 810 чел., из
них: 210 чел. – студенты РГУ нефти и газа, 260 чел. – студенты РГУФКС-
МиТ, 340 чел. – студенты ММУ (рис. 1).
100
95
90
85
80
75
До применения После применения
мобильных приложений мобильных приложений
Зачет Незачет
Рис. 1. Анализ успеваемости студентов по учебному предмету
«Физическая культура» в весеннем и осеннем семестрах, %
Самыми популярными мобильными приложениями у обучающихся
были беговые программы тренировок (Nike Run Club, Adidas Running), а
также интервальный высокоинтенсивный тренинг по методике Табата с
приложением Tabata Timer (таблица, рис. 2).
Среди положительных моментов использования социальных сетей
(для коммуникации между студентами внутри группы) следует отметить
тот факт, что при такой организации работы обучающиеся активнее ком-
муницируют друг с другом: задают вопросы, комментируют присылаемые
материалы (фото и видео), поддерживают друг друга. Также стоит отме-
тить, что это создает положительный психоэмоциональный фон внутри
учебной группы.
18
4
Физическая культура [Physical culture]
Распределение программ подготовки по видам
направленности самостоятельных занятий и используемых
мобильных приложений
Уровень Направленность Мобильное Кол-во студентов,
подготовленности занятий приложение занимающихся
по программе, %
Беговые программы Nike Run Club/
82
тренировок Adidas Running
Силовые программы Just 6 weeks /
Начальный / 62
тренировок Sworkit / Heria Pro
средний
Пилатес / йога –
программы развития Sworkit 66
гибкости
Интервальный тренинг Tabata Timer 88
Средний /
Триатлон / полиатлон Endomondo 74
продвинутый
Кроссфит Haria Pro 22
6 %
Tabata Timer
12 % 24 %
Nike Run Club
Adidas Running
Endomondo
25 % Sworkit
16 %
Другое
17 %
Рис. 2. Анализ популярности мобильных приложений,
для самостоятельных тренировок студентов
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы
относительно возможного использования мобильных приложений в про-
цессе дистанционного обучения по физической культуре:
1. Каждый преподаватель должен иметь в своем арсенале необхо-
димые средства дистанционного изложения учебного предмета, в том
числе с помощью мобильных приложений, социальных сетей, чтобы не
только быть «в тренде», но и эффективно поддерживать процесс непре-
рывного обучения своих студентов.
19
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
2. Использование в работе со студентами спортивных приложений
Tabata Timer, Nike Run Club, Adidas Running, Endomondo, Sworkit, Just
6 weeks и др. позволяет значительно обогатить процесс дистанционного
обучения, заинтересовать и вовлечь в процесс обучения значительно
большее количество студентов, обучив их правильному планированию
самостоятельных занятий физической культурой.
3. Объединение студентов в группах популярных социальных сетей
(ВКонтакте, Instagram) дает им возможность общаться друг с другом в
неформальной обстановке, обмениваться своими эмоциями, мыслями и
соображениями, позволяет открыто делиться результатами своих само-
стоятельных занятий.
4. Взаимодействие со студентами исключительно с использованием
образовательных порталов вуза лишает студентов возможности наблюдать
за процессом со стороны, то есть исключает процесс взаимного обучения,
при котором студенты учатся, среди прочего, наблюдая друг за другом, что
в конечном счете не может не сказываться отрицательным образом на их
заинтересованности в процессе обучения.
Список литературы
1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанцион-
ное обучение» // Дистанционное образование. 1997. № 4. С. 16–19.
2. Бобков В.В. Дистанционное обучение на кафедре физического
воспитания и спорта // Будущее в настоящем: человеческое измерение
цифровой эпохи: материалы III Междунар. науч. конф. Гуманитарные Губ-
кинские чтения: ч. 3. / ред. М.Б. Балычева, О.М. Смирнова. М: Издат.
центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2018. С. 1719.
3. Бобков В.В., Карасева И.А. Использование мобильных приложе-
ний при работе со студентами в рамках теоретического курса дисциплины
«Физическая культура» // Воспитательно-патриотическая и физкультурно-
спортивная деятельность в вузах: решение актуальных проблем: мате-
риалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.И. Хромина. Тюмень:
Изд-во ТИУ, 2020. С. 65–67.
4. Бобков В.В., Стрижак А.П. Оценка готовности обучающихся об-
разовательных учреждений к сдаче нормативов ВФСК ГТО // Ученые
записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3 (157). С. 42–45.
5. Кузьмин М.А. Дифференциальная спортивная психология // Тео-
рия и практика физической культуры. 2018. № 4. С. 5–7.
6. Лубышева Л.А. Физическая культура и спорт в вузе: реалии и
перспективы // Теория и практика физической культуры. 2019. № 6. С. 93.
7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика
дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве-
дений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 416 с.
20
6
Физическая культура [Physical culture]
8. Рыжкова Л.Г., Кузьмин М.А., Стрижак А.П. Использование ме-
тода «круговой тренировки» при подготовке обучающихся к выполнению
нормативов комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры.
2020. № 6. С. 39–42.
References
1. Andreev A.A. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «distancion-noe obuchenie»
[On the question of the definition of the concept of "distance learning"] // Distancionnoe
obrazovanie [Distance education]. 1997. No. 4. P. 16–19.
2. Bobkov V.V. Distancionnoe obuchenie na kafedre fizicheskogo vospitaniya i
sporta [Distance learning at the Department of Physical Education and Sports] // Future in the
present: human dimension of the digital age: materials of the III Intern. scientific. conf.
humanitarian Gubkin Readings: part 3. / ed. M.B. Balycheva, O. M. Smirnov. M: Publisher.
Center of the Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after THEM. Gubkina,
2018. P. 17–19.
3. Bobkov V.V. Karaseva I.A., Ispol'zovanie mobil'nyh prilozheniĭ pri rabote so
studentami v ramkah teoreticheskogo kursa discipliny «Fizicheskaya kul'tura» [The use of
mobile applications when working with students in the framework of the theoretical course of
the discipline "Physical culture"] // Educational-patriotic and physical culture-sports activity
in universities: solving urgent problems: materials of the International conference. scientific-
practical conf. / ed. S.I. Khromina. Tyumen: Publishing house of TIU, 2020. P. 65–67.
4. Bobkov V.V., Strizhak A.P. Ocenka gotovnosti obuchayushchihsya
obrazovatel'nyh uchrezhdenij k sdache normativov VFSK GTO [Assessment of the readiness
of students of educational institutions to pass the standards of the All-Union FSC TRP] //
Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft.]. 2018.
No. 3 (157). P. 42–45.
5. Kuz'min M.A. Differencial'naya sportivnaya psihologiya [Differential sports
psychology] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical
culture]. 2018. No. 4. P. 5–7.
6. Lubysheva L.A. Fizicheskaya kul'tura i sport v vuze: realii i perspektivy [Physical
culture and sports at the university: realities and prospects] // Teoriya i praktika fizicheskoj
kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 6. P. 93.
7. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Teoriya i praktika distancionnogo
obucheniya [Theory and practice of distance learning]: textbook. manual for stud. higher. ped.
study. institutions. M.: Publishing house. center "Academy", 2004. 416 p.
8. Ryzhkova L.G., Kuz'min M.A., Strizhak A.P. Ispol'zovanie metoda «krugovoj
trenirovki» pri podgotovke obuchayushchihsya k vypolneniyu normativov kompleksa GTO
[The use of the "circular training" method in preparing students to fulfill the standards of the
RLD complex] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical
culture]. 2020. No. 6. P. 39–42.
21