Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / социальные сети / мобильные приложения / самостоятельные практические занятия / тренировка / distance learning / social networks / mobile applications / independent practical training / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Алатырева Яна Алексеевна, Курякова Любовь Николаевна, Пляшечко Мария Александровна

Рассмотрены возможности использования мобильных приложений и социальных сетей при работе со студентами очного и заочного отделения вуза в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Алатырева Яна Алексеевна, Курякова Любовь Николаевна, Пляшечко Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF USING MOBILE APPLICATIONS WHEN WORKING WITH STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

The possibilities of using mobile applications and social networks when working with fulltime and part-time students of university in the framework of the discipline "Physical culture" in the context of distance learning.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-5-16-21

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В.В. Бобков, Я.А. Алатырева, Л.Н. Курякова, М.А. Пляшечко

Рассмотрены возможности использования мобильных приложений и социаль-

ных сетей при работе со студентами очного и заочного отделения вуза в рамках учеб-

ной дисциплины «Физическая культура» в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, социальные сети, мобильные при-

ложения, самостоятельные практические занятия, тренировка.

EVALUATION Бобков Виталий Викторович, канд. пед. наук,

OF THE EFFECTIVENESS старший преподаватель, младший научный сотрудник,

OF USING MOBILE APPLICATIONS vitaly-x5@yandex.ru, Россия, Москва, Российский госу-

WHEN WORKING WITH STUDENTS дарственный университет нефти и газа (национальный

IN THE CONTEXT OF DISTANCE исследовательский университет) имени И.М. Губкина,

LEARNING Федеральный научный центр физической культуры и

спорта (ФНЦ ВНИИФК),

Bobkov V.V., candidate of pedagogical sci- Алатырева Яна Алексеевна, учитель, ckuki_

ences, senior lecturer, junior research fellow, net@mail.ru, Россия, Москва, ГБОУ Школа № 814,

vitaly-x5@yandex.ru, Russia, Moscow, Gub- Курякова Любовь Николаевна, старший пре-

kin Russian State University of Oil and Gas, подаватель, m13102009@yandex.ru, Россия, Москва, Мос-

Federal Science Center of Phisical Culture and ковский международный университет,

Sports (FRS VNIIFK), Пляшечко Мария Александровна, старший

Alatyreva Y.A., teacher, ckuki_net@mail.ru, преподаватель, rasstovanie@mail.ru, Россия, Москва, Мос-

Russia, Moscow, GBOU School № 814, ковский международный университет

Kuryakova L.N., senior lecturer, m13102009

@yandex.ru, Russia, Moscow, Moscow Inter- Актуальность исследования обу-

national University,

Plyashechko M.A., senior lecturer, rasstova- словлена условиями сложившейся эпи-

nie@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow Inter- демиологической обстановки, при кото-

national University рой все студенты большую часть весен-

The possibilities of using mobile applications него и осеннего семестров 2020 года про-

and social networks when working with full- вели в формате дистанционного обуче-

time and part-time students of university in the

framework of the discipline "Physical culture" ния (Приказ Министерства науки и выс-

in the context of distance learning. шего образования РФ от 11 ноября

2020 г. № 1402 «О мерах по снижению

Key words: distance learning, social networks,

mobile applications, independent practical рисков распространения новой корона-

training, training. вирусной инфекции в образовательных

организациях высшего образования».

В этой связи возник ряд сложностей, связанных с организацией

самостоятельной двигательной активности студентов, обучением их про-

стейшим методикам планирования и проведения самостоятельных практи-

ческих занятий, спортивных тренировок [1, 2, 6, 8].

16

2

Физическая культура [Physical culture]

Студенты и преподаватели, оказавшись в условиях полной изоли-

рованности друг от друга, оказались в сложной (с точки зрения организа-

ции и психоэмоционального состояния) обстановке, при которой решать

вопросы своей двигательной активности приходилось практически в оди-

ночку [3–5, 7].

Организация педагогического исследования. В ходе проведения

дистанционных занятий по физической культуре со студентами в весеннем

семестре 2020 г. процесс обучения строился исключительно через образо-

вательный портал вуза, электронную почту и телефонную связь, что зна-

чительно затрудняло процесс обучения и передачи информации, отражаясь

негативным образом на качестве процесса обучения и успеваемости сту-

дентов. В осеннем семестре с целью улучшения качества дистанционного

обучения и улучшения общей успеваемости дополнительно использова-

лись социальные сети (ВКонтакте, Instagram) для объединения участников

в группу, а также мобильные приложения для организации самостоятель-

ных практических занятий по физической культуре (Tabata Timer, Nike Run

Club, Adidas Running, Endomondo, Sworkit, Just 6 weeks и др.).

Студентам предлагалось посмотреть в группе видеоролик и выло-

жить свой (повторив его и записав на камеру мобильного телефона),

используя выбранные мобильные предложения для самостоятельных тре-

нировок.

Одной из главных особенностей такой организации учебного про-

цесса было то, что студенты могли просматривать отчетные ролики других

студентов, комментировать их, ставить «лайки», это позволило наладить

процесс «взаимного обучения», при котором обучающиеся учатся друг у

друга, наблюдая за тем, кто и как выполняет предложенные преподавате-

лем задания [5].

По итогу выполненного курса студентам предлагалось пройти

опрос, указав наиболее понравившуюся программу для самостоятельных

занятий, учитывая при ответе ее удобство и эффективность в процессе

организации самостоятельных тренировочных занятий.

Кроме того, был проведен подробный сравнительный анализ успе-

ваемости студентов по физической культуре в весеннем и осеннем семест-

рах, то есть до и после использования мобильных приложений и социаль-

ных сетей в работе со студентами и сборными командами университета.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ проведенного

исследования показал, что в весеннем семестре (при работе через образо-

вательный портал вуза, электронную почту и телефонную связь) количе-

ство студентов, не приступивших к выполнению курса по физической

культуре либо оставшихся по итогу семестра без «зачета», составило

17,5 %.

17

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

Также был рассчитан средний процент успеваемости при общем

количестве 770 студентов трех университетов: 200 студентов Российского

государственного университета нефти и газа (национальный исследова-

тельский университет) имени И.М. Губкина (РГУ нефти и газа), 250 сту-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дентов Российского государственного университета физической культуры,

спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ), 320 студентов Московского

международного университета (ММУ).

Использование мобильных приложений и социальных сетей позво-

лило повысить количество высылаемых студентами видео- и фотоотчетов,

поступающих от них вопросов и обращений к выкладываемому материалу,

что в конечном итоге положительным образом отразилось на общей успе-

ваемости, которая повысилась до 92 %, при общем количестве 810 чел., из

них: 210 чел. – студенты РГУ нефти и газа, 260 чел. – студенты РГУФКС-

МиТ, 340 чел. – студенты ММУ (рис. 1).

100

95

90

85

80

75

До применения После применения

мобильных приложений мобильных приложений

Зачет Незачет

Рис. 1. Анализ успеваемости студентов по учебному предмету

«Физическая культура» в весеннем и осеннем семестрах, %

Самыми популярными мобильными приложениями у обучающихся

были беговые программы тренировок (Nike Run Club, Adidas Running), а

также интервальный высокоинтенсивный тренинг по методике Табата с

приложением Tabata Timer (таблица, рис. 2).

Среди положительных моментов использования социальных сетей

(для коммуникации между студентами внутри группы) следует отметить

тот факт, что при такой организации работы обучающиеся активнее ком-

муницируют друг с другом: задают вопросы, комментируют присылаемые

материалы (фото и видео), поддерживают друг друга. Также стоит отме-

тить, что это создает положительный психоэмоциональный фон внутри

учебной группы.

18

4

Физическая культура [Physical culture]

Распределение программ подготовки по видам

направленности самостоятельных занятий и используемых

мобильных приложений

Уровень Направленность Мобильное Кол-во студентов,

подготовленности занятий приложение занимающихся

по программе, %

Беговые программы Nike Run Club/

82

тренировок Adidas Running

Силовые программы Just 6 weeks /

Начальный / 62

тренировок Sworkit / Heria Pro

средний

Пилатес / йога –

программы развития Sworkit 66

гибкости

Интервальный тренинг Tabata Timer 88

Средний /

Триатлон / полиатлон Endomondo 74

продвинутый

Кроссфит Haria Pro 22

6 %

Tabata Timer

12 % 24 %

Nike Run Club

Adidas Running

Endomondo

25 % Sworkit

16 %

Другое

17 %

Рис. 2. Анализ популярности мобильных приложений,

для самостоятельных тренировок студентов

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы

относительно возможного использования мобильных приложений в про-

цессе дистанционного обучения по физической культуре:

1. Каждый преподаватель должен иметь в своем арсенале необхо-

димые средства дистанционного изложения учебного предмета, в том

числе с помощью мобильных приложений, социальных сетей, чтобы не

только быть «в тренде», но и эффективно поддерживать процесс непре-

рывного обучения своих студентов.

19

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

2. Использование в работе со студентами спортивных приложений

Tabata Timer, Nike Run Club, Adidas Running, Endomondo, Sworkit, Just

6 weeks и др. позволяет значительно обогатить процесс дистанционного

обучения, заинтересовать и вовлечь в процесс обучения значительно

большее количество студентов, обучив их правильному планированию

самостоятельных занятий физической культурой.

3. Объединение студентов в группах популярных социальных сетей

(ВКонтакте, Instagram) дает им возможность общаться друг с другом в

неформальной обстановке, обмениваться своими эмоциями, мыслями и

соображениями, позволяет открыто делиться результатами своих само-

стоятельных занятий.

4. Взаимодействие со студентами исключительно с использованием

образовательных порталов вуза лишает студентов возможности наблюдать

за процессом со стороны, то есть исключает процесс взаимного обучения,

при котором студенты учатся, среди прочего, наблюдая друг за другом, что

в конечном счете не может не сказываться отрицательным образом на их

заинтересованности в процессе обучения.

Список литературы

1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанцион-

ное обучение» // Дистанционное образование. 1997. № 4. С. 16–19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бобков В.В. Дистанционное обучение на кафедре физического

воспитания и спорта // Будущее в настоящем: человеческое измерение

цифровой эпохи: материалы III Междунар. науч. конф. Гуманитарные Губ-

кинские чтения: ч. 3. / ред. М.Б. Балычева, О.М. Смирнова. М: Издат.

центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2018. С. 1719.

3. Бобков В.В., Карасева И.А. Использование мобильных приложе-

ний при работе со студентами в рамках теоретического курса дисциплины

«Физическая культура» // Воспитательно-патриотическая и физкультурно-

спортивная деятельность в вузах: решение актуальных проблем: мате-

риалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.И. Хромина. Тюмень:

Изд-во ТИУ, 2020. С. 65–67.

4. Бобков В.В., Стрижак А.П. Оценка готовности обучающихся об-

разовательных учреждений к сдаче нормативов ВФСК ГТО // Ученые

записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3 (157). С. 42–45.

5. Кузьмин М.А. Дифференциальная спортивная психология // Тео-

рия и практика физической культуры. 2018. № 4. С. 5–7.

6. Лубышева Л.А. Физическая культура и спорт в вузе: реалии и

перспективы // Теория и практика физической культуры. 2019. № 6. С. 93.

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика

дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве-

дений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 416 с.

20

6

Физическая культура [Physical culture]

8. Рыжкова Л.Г., Кузьмин М.А., Стрижак А.П. Использование ме-

тода «круговой тренировки» при подготовке обучающихся к выполнению

нормативов комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры.

2020. № 6. С. 39–42.

References

1. Andreev A.A. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «distancion-noe obuchenie»

[On the question of the definition of the concept of "distance learning"] // Distancionnoe

obrazovanie [Distance education]. 1997. No. 4. P. 16–19.

2. Bobkov V.V. Distancionnoe obuchenie na kafedre fizicheskogo vospitaniya i

sporta [Distance learning at the Department of Physical Education and Sports] // Future in the

present: human dimension of the digital age: materials of the III Intern. scientific. conf.

humanitarian Gubkin Readings: part 3. / ed. M.B. Balycheva, O. M. Smirnov. M: Publisher.

Center of the Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after THEM. Gubkina,

2018. P. 17–19.

3. Bobkov V.V. Karaseva I.A., Ispol'zovanie mobil'nyh prilozheniĭ pri rabote so

studentami v ramkah teoreticheskogo kursa discipliny «Fizicheskaya kul'tura» [The use of

mobile applications when working with students in the framework of the theoretical course of

the discipline "Physical culture"] // Educational-patriotic and physical culture-sports activity

in universities: solving urgent problems: materials of the International conference. scientific-

practical conf. / ed. S.I. Khromina. Tyumen: Publishing house of TIU, 2020. P. 65–67.

4. Bobkov V.V., Strizhak A.P. Ocenka gotovnosti obuchayushchihsya

obrazovatel'nyh uchrezhdenij k sdache normativov VFSK GTO [Assessment of the readiness

of students of educational institutions to pass the standards of the All-Union FSC TRP] //

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft.]. 2018.

No. 3 (157). P. 42–45.

5. Kuz'min M.A. Differencial'naya sportivnaya psihologiya [Differential sports

psychology] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical

culture]. 2018. No. 4. P. 5–7.

6. Lubysheva L.A. Fizicheskaya kul'tura i sport v vuze: realii i perspektivy [Physical

culture and sports at the university: realities and prospects] // Teoriya i praktika fizicheskoj

kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 6. P. 93.

7. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Teoriya i praktika distancionnogo

obucheniya [Theory and practice of distance learning]: textbook. manual for stud. higher. ped.

study. institutions. M.: Publishing house. center "Academy", 2004. 416 p.

8. Ryzhkova L.G., Kuz'min M.A., Strizhak A.P. Ispol'zovanie metoda «krugovoj

trenirovki» pri podgotovke obuchayushchihsya k vypolneniyu normativov kompleksa GTO

[The use of the "circular training" method in preparing students to fulfill the standards of the

RLD complex] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical

culture]. 2020. No. 6. P. 39–42.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.