ВЫВОДЫ
По результатам исследования доказано, что повышение уровня физической подготовленности квалифицированных баскетболистов будет более эффективным при условии использования комплексов силовой аэробики, упражнения которых направлены на совершенствование общей выносливости, гибкости, силовых и координационных способностей игроков в подготовительном периоде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайворонская, A.A. Воспитание физических качеств баскетболистов на этапе начальной подготовки / A.A. Гайворонская, М.А. Вершинин // Научные концепции повышения жизненного уровня населения на современном этапе развития России : Всероссийский межвузовский сборник научных трудов.- Кисловодск, 2006. - Выпуск 2. - Часть 2. - С. 22-27.
2. Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А. \Я. Гомельский. -Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 352 с.
REFERENCES
1. Gaivoronskaya, A. A. and Vershinin, M. A. (2006), "Education of the physical qualities of basketball players at the stage of initial training", Scientific concepts of improving the living standards of the population at the present stage of development of Russia: All-Russian interuniversity collection of sci-entificpapers, Kislovodsk, Issue 2. Part 2., рр. 22-27.
2. Gomelsky, A.Ya. (2002), Basketball encyclopedia from Gomelsky, FAIR-PRESS, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.10.2020
УДК 378.14:796.071.4
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК ВУЗОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ
МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанский государственный энергетический университет
Аннотация
В статье излагается методика физической подготовки студенток вузов к выполнению норм комплекса ГТО с использованием средств мобильного обучения. Внедрение средств мобильного обучения в процесс физического воспитания - это веление времени. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация в мире предъявляет особые требования к организации занятий физической культурой. В статье обоснована необходимость определения уровня физической подготовленности учащейся молодёжи путем внедрения в учебный процесс сдачи нормативов комплекса «Готов к труду и обороне». Цель исследования: разработка и научное обоснование методики физической подготовки студенток вузов к выполнению норм комплекса ГТО с использованием средств мобильного обучения. Результаты исследования показывают, что самостоятельные занятия физическими упражнениями в условиях самоизоляции позволяют не только поддерживать необходимый уровень физической подготовленности занимающихся, но и повышать его. За время педагогического эксперимента наблюдалось статистически значимое улучшение (p<0,05) следующих показателей физической подготовленности: гибкости, прыжков через скакалку, силы мышц плечевого пояса; силы мышц туловища, наименьшие изменения отмечались у показателя прыжка в длину с места.
Ключевые слова: студенты, мобильное обучение, физическая культура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p219-222
METHODOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF FEMALE STUDENTS OF UNIVERSITIES TO FULFILL THE NORMS OF THE RLD COMPLEX BY USING
MOBILE LEARNING TOOLS
Alexander Dmitrievich Lifanov, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Kazan National Research Technological University, Kazan Power Engineering University
Abstract
The article describes the method of physical training of the students for the standard set "Ready for labor and defense" (RLD) by using mobile learning means. It considers the features of using the mobile educational technologies and resources at physical culture lessons, it presents the list of mobile applications, used in the process of physical education, and assesses their developing potential The current epidemiological situation in the world makes special demands on the organization of physical culture classes. In our study, we substantiate the necessity for wider use of mobile applications for physical training and improving the physical fitness of students by using the mobile learning tools. The aim of our study: the development and scientific justification of methods of physical training among the students of higher educational institutions for the standards of RLD by using mobile learning means. The results of the study show that independent physical exercises in conditions of self-isolation don't give negative results in level of physical fitness about students. Independent physical education classes among the students with using mobile apps are used to improve health and maintain fitness. During the pedagogical experiment, there was a statistically significant improvement (p<0.05) in the following indicators of physical fitness: flexibility, rope-jumping, the muscles of the shoulder girdle; the muscles of the torso, the smallest changes were observed in the indicator of the long jump from a place.
Keywords: students, the mobile learning, physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент, введенный в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), распространяется на все население нашей страны от 6 до 70 лет и старше, включая студенческую молодежь. Однако система физического воспитания в вузе недостаточно эффективна для решения поставленных комплексом задач. Это обусловлено главным образом отсутствием эффективных методик, способствующих подготовке студенческой молодежи к выполнению норм комплекса ГТО. Студенческая молодежь в возрасте 18-24 лет характеризуется низким уровнем физической подготовленности. Внедрение в сложившейся ситуации комплекса ГТО в большей степени показывает существующую проблему. По нашим наблюдениям требования комплекса ГТО около 60-90% первокурсников учреждений высшего и среднего профессионального образования выполнить не в состоянии.
В связи с этим проблема поиска способов совершенствования практических занятий физической культурой в вузе для сохранения укрепления здоровья студентов, повышения уровня их физической подготовленности, мотивации оздоровительной деятельности, способствующих готовности к выполнению норм комплекса ГТО становится все более актуальной. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению специалистов [2], является интеграция средств мобильного обучения во внеучебные и самостоятельные занятиями физическими упражнениями и спортом.
Цель исследования - разработка и научное обоснование методики физической подготовки студенток вузов к выполнению норм комплекса ГТО с использованием средств мобильного обучения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основной эксперимент проводился на базе ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее - КНИТУ). В эксперименте приняли участие 216 студенток 1 курса (17-19 лет) различных специальностей и направ-
лений подготовки, у которых по результатам медицинского осмотра не было выявлено отклонений в состоянии здоровья, из них случайным выбором были организованы жве группы: контрольная и экспериментальная.
В таблице 1 приведены рекомендуемые мобильные приложения.
Таблица 1 - Виды направленности приложения для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО
Направленность Мобильные приложения ЧССт„, уд/мин
Аэробная MapMyRun, RunKeeper, Pacer, iSmoothRun, Nike Run Club 187-198
Скоростно-силовая Runtastic Results, Tabata timer 160-178
Силовая Jefit, GymUp, Workout Trainer, Fitness Point 172-185
В экспериментальной группе (ЭГ) организация занятий физической культурой осуществлялась с использованием средств мобильного обучения, а в контрольной группе (КГ) - по традиционной схеме. Занятия в обеих группах проводились 2 раза в неделю. Тестирование уровня физической подготовленности студенток в течение педагогического эксперимента осуществлялось 4 раза в год (в начале и конце каждого семестра). Входное тестирование физической подготовленности показало, что в педагогическом эксперименте участвовали однородные выборки студентов, со средним уровнем физической подготовленности по большинству используемых показателей.
Измерение частоты сердечных сокращений осуществлялось с использованием мобильных приложений Пульсограф+, FaceBeat, Heart Rate Plus, Accurate Heart Rate Monitor.
Студентам рекомендовались следующие 3 блока физических упражнений:
1. Для развития аэробной выносливости - аэробный блок;
2. Для развития силовой выносливости - силовой блок;
3. Для развития скоростно-силовых способностей - скоростно-силовой блок.
Таблица 2 - Реакции организма на физические упражнения различной направленности
Упражнения Кол-во, раз t раб., мин t восст. мин ЧСС ср., (% от мах)
Аэробные упражнения
Бег 6-8 6-7 мин 6-8 78
Велотренажер - 6 мин > 3 67
Ходьба, бег трусцой 6-8 6 мин > 3 85
Скоростно-силовые упражнения
Бег 100 м 4-5 17-19 с 1,5-2 65
Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 60 с 3-5 60 с 2-3 76
Прыжки через скакалку 10-12 3-4 с 2,5-3 85
Силовые упражнения
Подтягивание на тренажере 25 60 с 1-2 77
Подтягивание на высокой перекладине 20 30 с 1 76
Сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на полу 15-30 25-35 с 1-2 74
Сгибание и разгибание рук, стоя бицепс (8 кг) 20 60 с 1-2 68
В структуру занятий физической культурой специалисты рекомендуют включать следующее содержание:
1. В подготовительной части - разминка + элементы стретчинга.
2. В основной части - аэробные упражнения + силовой тренинг.
3. В заключительной части - упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
В педагогическом эксперименте каждая часть занятия отличалась по своей функциональной направленности. В подготовительной части (разминке) необходимо постепенное увеличение ЧСС до соответствующих аэробной фазе значений. В основной части занятия, нагрузку необходимо довести до аэробного пика. Затем необходимо подобрать упражнения, способствующие снижению ЧСС до тех значений, которые были получены в конце подготовительной части занятия (разминки). В силовой части занятия допускалось небольшое повышение пульса. В заключительной части - снижение ЧСС до тренировки
(до состояния покоя). Для самостоятельных занятий физической культурой рекомендуемый уровень физической нагрузки составляет 65-85% от предельно допустимых значений ЧСС для данного возраста.
Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа
В начале В конце В начале В конце
1. ЧСС (уд/мин.), степ-тест 81,13±3,10 75,83±2,45 80,22±2,81 78,72±2,1
2. Поднимание и опускание туловища, лежа на спине за 60 с (раз) 33,78±1,55 38,76±1,80 32,84±1,61 33,70±2,19
3. Сгибание-разгибание рук в упоре, лежа на коленях за 60 с (кол-во раз) 22,73±1,25 27,71±1,20 21,40±1,22 22,14±1,05
4. Наклон, стоя на гимнастической скамейке (см) 10,76±1,75 12,97±1,59 9,97±1,80 10,14±1,36
5. Кистевая динамометрия ^аЫ) 24,87±1,65 27,92±1,40 26,88±0,84 27,16±0,79
6. Прыжки через скакалку за 30 с (кол-во раз) 63,39±1,95 67,93±1,70 62,14±1,72 63,86±1,53
7. Прыжок в длину с места (см) 168,23±2,20 172,7±2,09 167,15±2,16 168,60±2,1
Примечание: Жирным шрифтом выделены статистически значимые отличия при р < 0,05
Анализ результатов (таблица 3), полученных в ходе педагогического эксперимента позволил констатировать, что в ЭГ произошло статистически значимое (p < 0,05) увеличение гибкости на 20,5% (от 10,76±1,75 до 12,97±1,59 см); сила мышц рук и плечевого пояса увеличилась на 21,9% (от 22,73±1,25 до 27,71±1,20 раз); скорость процессов восстановления уменьшилась на 6,9% (от 81,13±3,10 до 75,83±2,45 уд/мин); показатель динамометрии увеличился на 12,3% (от 24,87±1,65 до 27,92±1,40 daN); на 2,65 % и 7,2 % соответственно наблюдалось снижение показателей прыжков в длину с места и прыжков через скакалку. В КГ наблюдались недостоверное (p > 0,05) изменение всех показатели (таблица 3).
ЛИТЕРАТУРА
1. Васенков, Н.В. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований / Н.В. Васенков, Э.Ш. Миннибаев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - № 2 (11). - С. 65-68.
2. Павлова, А.С. Стимулирование мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности на основе личностно-ориентированного содержания учебного процесса / А.С. Павлова, А. Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - № 6. - С. 323-325.
REFERENCES
1. Vasenkov, N.V. and Minnibaev, E.Sh. (2016), "All-Russian sport complex "TRP": readiness of students to meet the standards and requirement", Science and sport: modern trends, Vol. 11, No. 2, pp. 65-68.
2. Pavlova, A.S., Lifanov, A.D. and Zenukov, I.A. (2013), "Stimulation of motivation-and-value attitude to physical education and sports activities based on personality-centered educational process", VestnikKazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, No. 6, pp. 323-325.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.10.2020
УДК 796.015.62
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Юрий Николаевич Лосев, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Евгеньевич Батурин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия След-