Научная статья на тему 'Порядок реализации дисциплин по физической культуре и спорту в контексте анализа изменений ФГОС во на современном этапе'

Порядок реализации дисциплин по физической культуре и спорту в контексте анализа изменений ФГОС во на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПЛАН / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ / УЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ / МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / КОНТАКТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CURRICULUM / WORK PROGRAM OF THE DISCIPLINE / AN EDUCATIONAL DEPARTMENT / TRAINING EXERCISE / PRACTICAL TRAINING / PROFESSOR'S CONTACT WORK / MOBILE APPLICATIONS / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Лебедева Лариса Федоровна, Перельман Михаил Борисович

В статье проводится анализ развития положений федерального государственного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения с 2009 г. по настоящее время при реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту. На основании анализа предлагаются рекомендации по реализации дисциплин в современных условиях, выдвигаются новые требования к профессорско-преподавательскому составу для качественного решения образовательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Лебедева Лариса Федоровна, Перельман Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern order of disciplines of physical culture and sports implementation in accordance with changes of the Federal Educational Standard

The evolution of the standards of the Federal educational standard of higher professional education of the third generation according to the disciplines (modules) in physical culture and sports, starting from 2009 till the present time, is analyzed in the article. Recommendations on the implementation of the disciplines in the modern conditions are proposed on the basis of the analysis; new requirements to the teaching staff for the qualitative solution of the educational problems are put forward.

Текст научной работы на тему «Порядок реализации дисциплин по физической культуре и спорту в контексте анализа изменений ФГОС во на современном этапе»

Педагогические науки

УДК 796.011.3

ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИЗА ИЗМЕНЕНИЙ ФГОС ВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург; Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Федоровна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Борисович Перельман, старший преподаватель, Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

В статье проводится анализ развития положений федерального государственного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения с 2009 г по настоящее время при реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту. На основании анализа предлагаются рекомендации по реализации дисциплин в современных условиях, выдвигаются новые требования к профессорско-преподавательскому составу для качественного решения образовательных задач.

Ключевые слова: учебный план, рабочая программа дисциплины, учебное отделение, учебно-тренировочное занятие, методико-практическое занятие, контактная работа преподавателя, мобильные приложения, дистанционные образовательные технологии.

MODERN ORDER OF DISCIPLINES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IMPLEMENTATION IN ACCORDANCE WITH CHANGES OF THE FEDERAL

EDUCATIONAL STANDARD

Andrey Vladimirovich Ageevets, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg law Institute of the University of the General Prosecutors office of the Russian Federation; Valery Yuryevich Efimov-Komarov, the senior lecturer, North-West Institute of Management, branch of RANEPA, St. Petersburg; Lyudmila Borisovna Efimova-Komarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Larisa Fedorovna Lebedeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Borisovich Perelman, the senior teacher, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Annotation

The evolution of the standards of the Federal educational standard of higher professional education of the third generation according to the disciplines (modules) in physical culture and sports, starting from 2009 till the present time, is analyzed in the article. Recommendations on the implementation of the disciplines in the modern conditions are proposed on the basis of the analysis; new requirements to the teaching staff for the qualitative solution of the educational problems are put forward.

Keywords: curriculum, work program of the discipline, an educational department, training exercise, Practical training, professor's contact work, mobile applications, distance educational technologies.

Современная система высшего образования находится в постоянном поиске направлений улучшения качества образования. Совершенствуется система мониторинга за уровнем конечного результата и эффективности работы преподавателей и образовательных организаций. Повышаются требования к профессорско-преподавательскому составу в новых условиях развития системы развития образования. Внедряются новые формы и методы обучения, в частности, все активнее продвигаются цифровые технологии, технологии

дистанционного и сетевого обучения. Все указанные преобразования касаются, в том числе, реализации дисциплин по физической культуре. Сравнивая требования образовательных стандартов к дисциплинам по физической культуре и спорту, путям и способам их реализации в учебном процессе, мы видим устойчивую тенденцию к упрощению функций регулятора образовательного процесса Министерства образования и науки к базовым требования по этим дисциплинам. В чем это проявляется можно наблюдать из сравнительного анализа содержательной части прошлых и действующих стандартов высшего образования.

Основные положения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 2 поколения по физической культуре определялись Приказом Министерства Образования РФ № 1025 от 01 декабря 1999г. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования». В данном приказе закреплялось положение об объеме в 408 академических часов программы по физической культуре в вузах и необходимости планирования учебных занятий «по 4 аудиторных часа в неделю на 1-2 курсах, по 2 аудиторных часа в неделю на 3-4 курсах» [5]. Утвержденная Примерная рабочая программа разъясняла содержание дидактических единиц по дисциплине физическая культура, но, к сожалению, сама дисциплина была внесена в цикл гуманитарных, социально-экономических дисциплин, что снизило её значимость.

С переходом высшего образования на систему с использованием зачетных единиц стало очевидным несоответствие уже изменившегося объема дисциплины до 400 академических часов, но 2 зачетных единицы. В это время реализуя дисциплины по физической культуре многие вузы дробили зачетные единицы на 6-8 семестров, некоторые вузы ставили в учебных планах реализацию зачетных единиц в двух или четырех семестрах. Исправить этот недостаток помогло Письмо Минобразования РФ от 28.11.2002 №14-52-988ин/13 «О методике расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах».

В 2009 г. назрела необходимость конкретизировать использование двух зачетных единиц в образовательном процессе. Это нашло свое отражение в появлении первого варианта уже Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения.

В нем впервые были введены две дисциплины по физической культуре, был определен новый учебный объем, в том числе конкретизировалось использование 2 зачетных единиц именно в ходе реализации теоретической дисциплины, определены названия дисциплин: «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура», предоставлена вузам возможность модульного образования по дисциплинам, определены виды учебных занятий по каждой дисциплине, образовательным организациям предоставлена самостоятельность в порядке реализации дисциплин. Очень правильным, на наш взгляд, было указание о формах проведения учебных занятий по каждой дисциплине. Этим указанием фактически определялось, что дисциплина «Физическая культура» носит теоретическую направленность, а дисциплина «Прикладная физическая культура» соответственно практическую направленность с конечной установкой на развитие профессионально-прикладных психофизических качеств.

Но были в этом варианте ФГОС ВО моменты, которые затрудняли реализацию дисциплин по физической культуре. Это появление в теоретической дисциплине занятий по приему нормативов физической подготовленности. По логике образовательного процесса если нет практических занятий по обучению двигательным навыкам или тренировке физических качеств, то о каких занятиях по приему нормативов может идти речь? Упущением стало отсутствие регламентации по проведению занятий в очно-заочной и заочной формах обучения, что противоречило приказу Министерства образования РФ № 1025 от 1 декабря 1999 г. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования». Впервые новый

стандарт высшего образования уже не регламентирует содержание основных дидактических единиц дисциплин и Министерство образования и науки не представляет примерной рабочей программы по дисциплинам.

С 1 сентября 2013 года согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 утверждаются стандарты нового поколения. На смену первого использования стандарта третьего поколения приходит модель ФГОС ВО 3+. В дополнение к стандарту был издан Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования: программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», в котором указывалось на «обязательное формирование учебных групп численностью до 15 человек с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности» обучающихся при проведении практических занятий» [7].

В стандарте впервые прозвучали слова о реализации дисциплин (модулей) не только по физической культуре, но и по спорту. Это являлось фактически разрешением образовательным организациям проводить занятия как в рамках расписания учебных занятий, так и в рамках расписания работы спортивных секций, исходя из наличия материальной базы по спорту, спортивных традиций вуза, уровня и специализаций профессорско-преподавательского состава кафедр физвоспитания. Важной вехой стали слова об обязательном освоении 328 академических часов, не переводящихся в зачетные единицы.

Одновременно с этим, по нашему мнению, ошибкой стал отказ от определения видов занятий, т.к., оставив только объем часов появилась возможность у недобросовестных образовательных организаций отойти от обязательных часов контактной работы преподавателя со студентом к введению часов на самостоятельную работу студента по обеим дисциплинам, чем они тут же воспользовались. Вроде, те же 328 обязательных академических часов, но с полной или частичной потерей часов контактной работы и, соответственно, невозможностью качественного формирования закрепленных за дисциплиной компетенций. Если в теоретической дисциплине введение часов на самостоятельную работу студента являлось безусловной и педагогически оправданной необходимостью, то для выборной дисциплины практически стало той возможностью, чтобы из системы регулярных учебных занятий или учебно-тренировочных занятий перейти частично или полностью на самостоятельные занятия студентов без контроля преподавателя. Общеизвестно, что «наличие спортивной базы должно идти как единое и непререкаемое требование для возможности ведения учреждением образовательной деятельности. Об этом говорилось неоднократно и на всех уровнях, но по-прежнему большинство вузов арендуют спортивные сооружения для организации занятий физическими упражнениями. Вузы, у которых есть свои спортивные базы, тоже пытаются экономить, в частности не выполняют требования о наличии в спортивном комплексе медицинского поста. Как это предусмотрено СанПиНом 1567-76 «Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту», в пункте 4 которых указано: «На спортивных базах должны быть оборудованы медицинские посты по оказанию первой медицинской помощи, обеспеченные необходимыми медикаментами и перевязочным материалом, а также соответствующей санитарно-просветительной литературой. В период работы спортивных баз должно быть установлено дежурство медицинского персонала» [3].

В стандарте были определены объемы дисциплин только в очной форме обучения, не прописаны названия дисциплин по физической культуре и спорту, не разъяснено положение о порядке их реализации. В связи с этим, в образовательных организациях появилось множество не корректных названий дисциплин. В частности, словосочетание «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту» изначально указывало на предоставленную возможность образовательным организациям реализации занятий по двум направлениям: занятиями на базе физической культуры и занятиям по спорту. Но, в некоторых

образовательных организациях появилась дисциплина «Физическая культура и спорт».

Одной из главных проблем реализации дисциплин по физической культуре и спорту всегда была её высокая финансовая стоимость и самый большой из всех дисциплин образования объем учебной нагрузки, что создавало трудности с составлением учебных планов, особенно это проявилось при организации учебного процесса с использованием зачетных единиц. Для решения, в том числе и этой проблемы, появляется новая версия ФГОС ВО 3++. Казалось бы, схожая, на первый взгляд, формулировка положения стандарта, касающаяся дисциплин по физической культуре с предыдущим стандартом, но есть существенное отличие. Прогресс в том, что именно «не включение» часов, отведенных на выборную практическую дисциплину в объем программы бакалавриата (специалитета) значительно упрощает разработку как учебных планов, так и расписания занятий. Также обращаем внимание на то, что в новом контексте теоретическая дисциплина «Физическая культура», как одна из обязательных дисциплин, рекомендованным объемом в 72 академических часа (2 зачетных единицы) должна быть реализована на всех формах обучения для студентов всех групп здоровья, включая студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а практическая дисциплина (модуль) в 328 академических часов определена только в очной форме обучения.

Соответственно требованиям ФГОС ВО 3++ был издан Приказ Министерства образования и науки от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», в котором было определено: «Для проведения практических занятий по физической культуре и спорту (физической подготовке) формируются учебные группы численностью не более 20 человек с учетом состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности обучающихся» [8]. В этом приказе также определено, что «объем части образовательной программы должен составлять целое число зачетных единиц» [8]. А это означает, что дисциплина «Физическая культура», объемом 2 зачетные единицы должна быть реализована в одном или двух семестрах.

С введением новых образовательных стандартов для проведения практических занятий изменяется численность формирующихся учебных групп от 12 человек во втором стандарте до 15 - в третьем и до 20 - в стандарте 3++. А это означает автоматическое повышение педагогической нагрузки преподавателей физической культуры.

С учетом анализа всех ФГОС ВО и действующих руководящих документов, при условии сохранения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках именно учебных образовательных дисциплин, можно говорить о необходимости реализации:

- в рамках Блока 1 в объеме не менее 72 академических часов / 2-х зачетных единиц обязательных занятий для студентов всех групп здоровья в форме лекций, семинаров, методико-практических занятий с объемом контактной работы не более 40% в очной форме обучения, 20% - в очно-заочной форме, 10% - в заочной форме;

- в рамках дисциплин Блока 1. В очной форме обучения в объеме не менее 328 академических часов в виде практических учебных или учебно-тренировочных занятий, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в зачетные единицы и не включаются в объем программы бакалавриата (специалитета).

С учетом анализа изменившихся требований ФГОС ВО реализация обеих дисциплин в каждом вузе должна проходить в одном ключе: одинаковые для всех направлений названия дисциплин, их объем, последовательность прохождения программ и формирования единых компетенций на базе единых фондов оценочных средств текущего и промежуточного контроля. Это позволит систематизировать планирование расписания, разработку учебных планов на основе Универсальных рабочих программ для всех направлений и форм обучения в отдельно взятом вузе. Для создания таких программ Министерство образования

и науки рекомендует образовательным организациям установить единые для дисциплин по физической культуре и спорту универсальные компетенции из реестра профессиональных стандартов, размещённого в программно-аппаратном комплексе «Профессиональные стандарты» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (profstandart.rosmintrud.ru).

На сегодняшний день предлагаются следующие универсальные компетенции, формируемые средствами дисциплин (модулей) по физической культуре, направленные на самоорганизацию и саморазвитие (в том числе здоровьесбережению):

«УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». [4]

Дисциплина «Физическая культура» Базового блока 1 при планировании должна носить опережающий характер. В очной форме обучения её рационально реализовывать в первом семестре, т.к. в начале обучения все студенты проходят медицинский осмотр для допуска их к практическим занятиям физической культурой. «Студенты, не прошедшие медицинский осмотр, к практическим занятиям по физической культуре не допускаются» [6]. «Студенты с отклонениями в состоянии здоровья могут осваивать теоретический и методический материал под руководством преподавателя, используя, в том числе, интернет-технологии, получают индивидуальные рекомендации и консультации по выполнению ме-тодико-практических заданий, составлению коррекционных комплексов и индивидуальных программ двигательной активности» [1]. Промежуточная аттестация в виде зачета проводится в 1семестре.

Дисциплина «Физическая культура» блока дисциплин по выбору может проводиться в форме учебных практических занятий или в форме учебно-тренировочных занятий. В объем программы обучения могут включаться часы, отведенные на спортивные соревнования в группах, на курсах, на факультетах, на внутри вузовских мероприятиях спортивной направленности. Занятия распределяются равномерно на протяжении всего периода обучения. Промежуточная аттестация в виде зачета проводится каждый семестр выполнением пяти тестов общефизической или специальной подготовки, а также теста спортивно-технической подготовленности по разделу программы или выбранному виду спорта. Студенты 2-й группы здоровья занимаются в составе основного учебного отделения с учетом отклонений в состоянии здоровья. Студенты 3-ей группы здоровья занимаются (отдельно) в специальном учебном отделении с учетом двигательных ограничений по заболеванию (травме). Студенты 4-ой группы здоровья выполняют методико-практические задания в объеме 30% от программы основного отделения в роли помощника руководителя занятия при приеме практических тестов (нормативов), в роли организаторов соревнований и судей соревнований различного уровня. Занятия проводятся под руководством преподавателя, имеющего опыт работы с этой категорией студентов и прошедшим специальную профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Для работы со студентами основного учебного отделения выдвигается требование о систематическом повышении профессиональной квалификации преподавателей.

«А возможность включения в рабочие программы отдельных видов спорта выдвигает новые требования к преподавателю. Это не только владение различными методиками обучения и воспитания, но и способностью к тренерской работе. Такое соединение преподавательской и тренерской деятельности необходимый атрибут современной системы обучения» [2].

Исходя из этого современным преподавателям кафедр физического воспитания необходимо: иметь компетенции, обеспечивающие ведение преподавательской и тренерской работы; умение работать со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья; приобретать, совершенствовать и владеть прикладными знаниями и умениями по

использованию современных цифровых технологий, как неотъемлемой части деятельности, направленной на использование средств и методов сбора, обработки и передачи данных. Такие знания важны для обеспечения электронного обучения, обучения с помощью дистанционных технологий, при проведении практических занятий в режиме онлайн через интернет (вебинары) занятий по физической культуре и спорту блока дисциплин по выбору с помощью мобильных приложений (МП) предназначенных для работы на планшетах, смартфонах и других мобильных устройствах, которые используются для совместной работы преподавателя и студента. Такие приложения могут быть направлены на: организацию циклических тренировок на основе ходьбы и бега: «My Аsics», «Rontastik», «Nike+», «Sports Tracker», «Run Keeper», «Adidas», «Sportaktiv»; на контроль силовых тренировок: «Push ups», «Gym training», «Webmart soft», «Nike Training Club», «Insane Edition», «Sportsmen pro», «Счетчик отжиманий»; на планирование и контроль занятий по общефизической подготовке: «My fitness», «Sworkit», «Wearfit», «Apple Здоровье», «Wechat Sport».

Для качественного решения образовательных задач по дисциплине «Физическая культура» Базового блока Б.1, имеющей в своей основе теоретический аспект, преподавателю необходимы навыки использования программы Microsoft Power Point в качестве использования информационной поддержки публичных выступлений (лекций), возможности совместного использования преподавателем и обучающимися программы для выполнения электронных презентаций на вопросы лекций, данных для самостоятельного изучения, для подготовки ответов на заданные вопросы для семинарских занятиях и т.д.

Для преподавателей, ведущих учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях, в ближайшем будущем становится актуальным повышение своей квалификации по знаниям борьбы с допингом в спорте. Основные положения по этому направлению уже изложены в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-Ф3 (Ред. от 05.12.2017) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в статье 26 «Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним», а необходимость продиктована последними мировыми событиями, связанными с отстранением Российских спортсменов и тренеров из-за допинговых скандалов.

Такими видятся требования к современным преподавателям кафедр физической культуры, которые напрямую связаны с современными тенденциями совершенствования системы высшего образования. Повышение качества образования невозможно без своевременного учета изменений самой системы высшего образования, без постоянного совершенствования педагогического мастерства преподавателей, расширения их компетенций в соответствии с новыми требованиями, с использованием новых средств и форм обучения. Именно в этом проявляется повышение значимости дисциплин по физической культуре и спорту в формировании общекультурных и универсальных компетенций и профессиональной подготовленности студентов. Особенностью компетенций, формируемых дисциплинами по физической культуре и спорту является их направленность на постоянное саморазвитие личности, сохранение и повышение уровня здоровья, высокой профессиональной работоспособности, на основе правильного использовании средств физической культуры и методов физического воспитания в повседневной социальной и профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеевец, А.В. Физическая культура в зеркале развития образовательных стандартов I А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 8-20.

2. Студенческий спорт и повышение качества образования дисциплин по физической культуре в контексте «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» I В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Ю.В. Карпичева, П.К. Кузнецов II Научные труды Северо-западного института управления РАНХ и ГС. - 2018. - Т. 9. - № 3 (35). - С. 47-67.

3. Ефимов-Комаров, В.Ю. Оптимизация учебного процесса. «За» и «Против» / В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова // Научные труды Северо-западного института управления РАНХ и ГС. - 2016. - Т. 7. - № 2 (24). - С. 35-41.

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013г., регистрационный № 28534) // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc/ (дата обращения: 11.01.2019).

5. Приказ Министерства Образования РФ № 1025 от 01 декабря 1999 г. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» // URL : http://old.lawru.info/legal2/se17/pravo17166/index.htm (дата обращения: 01.01.2018).

6. Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» от 26 июля 1994г. № 777» // URL : http://old.lawru.info/legal2/se17/pravo17166/index.htm (дата обращения : 01.01.2018).

7. Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования: программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 11.01.2019).

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (дата обращения: 01.01.2018).

REFERENCES

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu. and Efimova-Komarova, L.B. (2016), "Physical culture in a mirror of development of educational standards", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 8-20.

2. Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Karpicheva, Yu.V. and Kuznetsov, P.K. (2018), "Student's sport and improvement of quality of formation of disciplines on physical culture in the context of "The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation until 2020"", Scientific works of the North-West Institute of Management of RANEPA, Vol. 9, No. 3(35), pp. 47-67

3. Efimov-Komarov, V.Yu. and Efimova-Komarova, L.B. (2016), "Optimization of educational process. Pros and cons", Scientific works of the North-West Institute of Management of RANEPA, Vol. 7, No. 2 (24), pp. 35-41.

4. The order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of April 12, 2013 No. 148n "About the approval of skill levels for development of drafts ofprofessional standards" (registration No. 28534 is registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on May 27, 2013), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc/.

5. Order ofthe Ministry of Education of the Russian Federation No. 1025 of December 01, 1999. "About the organization of process of physical training in educational institutions initial, average and higher education", available at: http://old.lawru.info/legal2/se17/pravo17166/index.htm.

6. The order of the State committee of the Russian Federation on the higher education "About the organization ofprocess of physical training in higher educational institutions" of July 26, 1994 No. 777", available at: http://old.lawru.info/legal2/se17/pravo17166/index.htm.

7. The order of the Ministry of Education and Science of 19.12.2013 No. 1367 "About the statement of an order ofthe organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education: to programs of a bachelor degree, programs of a specialist program, programs of a magistracy", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/.

8. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 05.04.2017 No. 301 "About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education - to programs of a bachelor degree, programs of a specialist program, programs of a magistracy", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/.

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.