стрировали на льду единство музыки, избранного сюжета и манеру исполнения. Достойный рисунок программы и творчески расставленные элементы внушают чувство удовле -творения проделанной работы.
ВЫВОДЫ
По окончанию исследования испытуемые экспериментальной группы значимо опережают спортсменок из контрольной группы, во всех компонентах наблюдается достоверный прирост результата, это свидетельствует о том, что изменение количественной нагрузки, в подготовке фигуристов - одиночников позволило привести к повышению эффективности тренировочного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградова В.И. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках: монография / В.И. Виноградова. - Москва : Советский спорт, 2013. - 216 с.
2. Мишин А.Н. Фигурное катание как космический полет / А.Н.Мишин, В.А. Шапиро. -Санкт-Петербург : Реноме, 2014. - 296 с.
3. Мишин А.Н. Биомеханика движений фигуриста / А. Н. Мишин. - Москва : Физкультура и спорт, 2001. - 144 с.
4. Кудрявцева О.В. Оптимизация планирования технической подготовки фигуристов-одиночников в годичном цикле в тренировочных группах / О.В. Кудрявцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 5. - С. 38- 41
5. Пружинина М.В. Реализация программы дополнительного предпрофессионального образования по фитнес-аэробике в предметной области «Хореография» / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 180-183.
6. Пружинина М.В. Совершенствование соревновательной композиции в спортивной аэробике на этапе начальной подготовки / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин, О.В. Кулешова // Интернет-журнал Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Том 8, № 1. - URL : https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN120.pdf (дата обращения: 09.01.2021).
REFERENCES
1. Vinogradova, V.I. (2013), Fundamentals of Biomechanics of Jumps in Figure Skating, Soviet Sport, Moscow.
2. Mishin, A.N. and Shapiro, V.A. (2014), Figure Skating as a space flight, Renome, St. Petersburg.
3. Mishin, A. N. (2001), Biomechanics of Figure Skater Movements, Physical culture and sport, Moscow.
4. Kudryavtseva, O.V. (2015), "Optimization of planning of technical training of single skaters in the annual cycle in training groups", Physical culture: education, education, training, No. 5, pp. 38-41
5. Pruzhinina, M.V. and Pruzhinin, K.N. (2019), "Implementation of the program of additional pre-professional education in fitness aerobics in the subject area "Choreography", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 174, No. 8, pp. 180-183
6. Pruzhinina, M.V., Pruzhinin, K.N. and Kuleshova, O.V. (2020), "Improvement of competitive composition in sports aerobics at the stage of initial training", Journal of Computer World of Science. Pedagogy and Psychology, Vol. 8, No. 1, available at: https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN120.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.03.2021
УДК 796.011.1
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Виталий Викторович Бобков, кандидат педагогических наук, Наталья Викторовна Титушина, кандидат педагогических наук, доцент, Вера Андреевна Новикова,, соиска-
тель, Галина Михайловна Жукарева, соискатель, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, г. Москва
Аннотация
В статье рассматриваются возможности использования мобильных приложений и социальных сетей при работе со студентами очного и заочного отделения РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» в условиях дистанционного обучения. Авторами установлено, что использование в работе со студентами спортивных приложений позволяет значительно обогатить процесс дистанционного обучения, заинтересовать студентов и вовлечь в процесс самостоятельной тренировки значительно большее количество занимающихся. В ходе исследований установлено, что взаимодействие со студентами исключительно с использованием образовательных порталов вуза лишает их возможности наблюдать за процессом тренировки со стороны. Такой подход к организации самостоятельной тренировки исключает процесс взаимного обучения, при котором студенты учатся в том числе, наблюдая друг за другом.
Ключевые слова: дистанционное обучение, социальные сети, мобильные приложения, самостоятельные практические занятия, тренировка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p45-47
EVALUATION OF MOBILE APPLICATION EFFICIENCY WHEN WORKING WITH STUDENTS IN DISTANCE LEARNING Vitaly Viktorovich Bobkov, the candidate of pedagogical sciences, Natalia Viktorovna Ti-
tushina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vera Andreevna Novikova, the competitor, Galina Mikhailovna Zhukareva, the competitor, I.M. Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), Moscow
Abstract
The article considers the possibilities of using mobile applications and social networks when working with students of the full-time and correspondence department of the Russian State University of Oil and Gas (NIS) named after I.M. Gubkin in the framework of the Physical Culture discipline in remote education. The authors found that the use of sports applications in working with students allows you to significantly enrich the process of distance learning, interest students and involve a significantly larger number of those involved in the process of independent training. During the research, it was established that interaction with students exclusively using the educational portals of the university deprives them of the opportunity to monitor the training process from the outside. This approach to the organization of independent training eliminates the process of mutual learning, in which students learn, including by observing each other.
Keywords: distance learning, social networks, mobile applications, independent practical lessons, training.
В условиях нынешней эпидемиологической обстановки все студенты большую часть весеннего и осеннего семестра 2020 года провели на дистанционном обучении (Приказ Минобрнауки от 11.11.2020 №1402 «О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования»). В этой связи возник ряд сложностей, связанных с организацией их самостоятельной двигательной активности, обучением их простейшим методикам планирования и проведения практических занятий, тренировок. Студенты и преподаватели оказались в сложной (с точки зрения организации и психоэмоционального состояния) обстановке, решая вопросы своей двигательной активности практически в одиночку, изолированно друг от друга.
Многие преподаватели испытывали серьезные трудности при применении средств дистанционного обучения. Изложение учебного материала, в том числе с помощью мобильных приложений и социальных сетей, не позволяло в должной мере эффективно
поддерживать интерес у студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Было установлено, что взаимодействие со студентами исключительно с использованием образовательных порталов вуза лишает студентов возможности наблюдать за процессом со стороны. Иными словами исключает процесс взаимного обучения, при котором студенты учатся друг у друга. Это негативно сказывалось на заинтересованности студентов в занятиях физическими упражнениями.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе проведения дистанционных занятий по физической культуре со студентами в весеннем семестре процесс обучения строился исключительно через образовательный портал вуза, электронную почту и телефонную связь. В осеннем семестре с целью улучшения качества дистанционного обучения дополнительно использовались социальные сети (VKontakte, Instagram) для объединения участников в группу, и мобильные приложения для организации самостоятельных практических занятий по физической культуре («Tabata Timer», «Nike Run Club», «Adidas Running», «Endomondo», «Sworkit», «Just 6 weeks»). Студентам предлагалось посмотреть в группе видеоролик и выложить свой, используя различные мобильные предложения. В конце учебного года предлагалось пройти опрос, указав наиболее понравившуюся программу самостоятельных занятий. Проводился сравнительный анализ успеваемости студентов по физической культуре в весеннем и осеннем семестре. Кроме того, проводился сравнительный анализ популярности мобильных приложений для самостоятельных тренировок студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ проведенного исследования показал, что в весеннем семестре (при работе через образовательный портал вуза, электронную почту и телефонную связь) количество студентов, не приступивших к выполнению курса по физической культуре, либо оставшихся по итогу семестра без «зачета» было равно 17,5 %, при количестве студентов 770 человек. На втором потоке (с использованием мобильных приложений и социальных сетей) количество высылаемых отчетов от студентов, поступающих вопросов и обращений к материалу значительно возросло, при этом успеваемость повысилась до 92 %, при количестве студентов 810 человек (рисунок 1).
Успеваемость в весеннем и осеннем семестре
110 -
100 -
90 -
80 -
70 -
До применения мобильный приложений После применил мобильный приложений
Зачет ■ Не зачет
Рисунок 1. - Анализ успеваемости студентов по предмету «Физическая культура» в весеннем и осеннем
семестре
Самыми популярными мобильными приложения стали те, которые включают в себя разнообразные беговые программы тренировок («Nike Run Club», «Adidas Running»), а также интервальный высокоинтенсивный тренинг с по методике Табата (с приложением Tabata Timer) (рисунок 2).
Кроме того, среди положительных моментов использования социальных сетей (для коммуникации между студентами внутри группы) следует отметить тот факт, что при такой организации работы студенты охотнее общаются друг с другом: задают вопросы, комментируют присылаемые материалы (фото и видео), поддерживают друг друга. Стоит
отметить, что это создает положительный психоэмоциональный фон внутри учебной группы. Таким образом, можно отметить, что использование мобильных приложений в процессе дистанционного обучения студентов является более привлекательной методикой для поддержания их работоспособности.
Мобильные приложения для самостоятельных тренировок
6,0
Tabata Timer Nike Run Club Adidas Running Endomondo Sworkit Другое
Рисунок 2. - Анализ популярности мобильных приложений для самостоятельных тренировок студентов
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы относительно возможного использования мобильных приложений в процессе дистанционного обучения:
1. Каждый преподаватель должен иметь в своем арсенале все возможные средства дистанционного изложения учебного предмета, в том числе с помощью мобильных приложений, социальных сетей, чтобы не только быть «в тренде», но и эффективно поддерживать процесс непрерывного обучения своих студентов.
2. Использование в работе со студентами спортивных приложений «Tabata Timer», «Nike Run Club», «Adidas Running», «Endomondo», «Sworkit», «Just 6 weeks» и других позволяют значительно обогатить процесс дистанционного обучения, заинтересовать студентов, вовлечь в процесс обучения значительно большее количество реальных занимающихся, которые действительно занимаются самостоятельно и при этом получают удовольствие как от процесса занятий, так как и от возможности общаться внутри группы с однокурсниками и преподавателем, обмениваясь эмоциями от участия в образовательном процессе и результатами своих самостоятельных занятий.
3. Взаимодействие со студентами исключительно с использованием образовательных порталов вуза лишает студентов возможности наблюдать за процессом со стороны, т.е. исключает процесс взаимного обучения, при котором студенты учатся в том числе, наблюдая друг за другом, что не может не сказываться на их заинтересованности в процессе обучения.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.02.2021
УДК 796.011.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва; Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, заведующая кафедрой, Московский архитектурный институт; Инга Степановна Погосова, старший преподаватель, Государственный университет
по землеустройству, г. Москва
25,0
*
16,0