Научная статья на тему 'АНАЛИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ГРЕБЦОВ БАЙДАРОЧНИКОВ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

АНАЛИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ГРЕБЦОВ БАЙДАРОЧНИКОВ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COVID-19 / KAYAKING / INDEPENDENT TRAINING SESSIONS / REMOTE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Мария Владимировна

Полученный опыт организации самостоятельных тренировочных занятий с применением дистанционных технологий в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с новичками в гребле на байдарках можно назвать уникальным. Целью исследования было изучение факторов эффективности самостоятельных тренировочных занятий гребцов байдарочников на начальном этапе подготовки. Организация исследования. В исследовании проанализирована динамика в тестах по общей физической подготовке в группе начальной подготовки гребли на байдарках (25 человек), наиболее полноценно продолжившей тренировочные занятия в период самоизоляции (в течение апреля 2020 года). В конце изучаемого периода, используя методы опроса, анализа дневников и документации, методы сопоставления, выявили факторы, наибольшим образом способствующие эффективности самостоятельных занятий гребцов. Выводы. 1. Самостоятельные тренировочные занятия с применением дистанционных технологий у неквалифицированных гребцов должны быть регламентированы, осуществляться согласно скорректированным рабочим планам тренера, с установлением контроля и обратной связи. А также должны осуществляться при активной поддержке родителей. 2. Выявлено, что в результате самостоятельных тренировочных занятий у девочек удалось сохранить на прежнем уровне развитие физических качеств (различия результатов тестирования до введения карантина и после месяца самостоятельных тренировок не достоверны, P>0,05). У мальчиков в беге на 30 м и прыжке в длину с места результаты достоверно ухудшились (P<0,05), а в сгибании-разгибании рук в упоре лежа, наоборот, достоверно выросли (P<0,05). В других тестах различия не наблюдаются (P>0,05). 3. К факторам, способствующим эффективности самостоятельной подготовки в гребле на байдарках на начальном этапе подготовки относятся: систематичность самостоятельных занятий, ведение дневника тренировок и самоконтроля; строгое соблюдение режима дня и рекомендаций тренера; инициативность и активное участие в онлайн мероприятиях школы и тренировочной группы; активное участие и поддержка родителей; занятия по возможности на свежем воздухе; положительные эмоции, поддержка самооценки и мотивации. 4. Отмеченные затруднения связаны с техническими проблемами реализации дистанционного формата и психологической неготовностью родителей к возросшим обязанностям на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INDEPENDENT TRAINING SESSIONS OF YOUNG KAYAKERS USING REMOTE TECHNOLOGIES

The experience of organizing independent training sessions by using remote technologies during the new coronavirus infection pandemic (COVID-19) with beginners in kayaking can be called unique. The purpose of research was to study the factors of effectiveness of independent training sessions for the young kayakers. Materials and methods. The study analyzed the dynamics in tests of physical qualities in the group of initial training of kayaking (25 people), that most fully continued training sessions during the period of self-isolation (during April 2020). At the end of the study period, using survey methods, analysis of diaries and documentation, comparison methods, we identified the factors that most contribute to the effectiveness of independent training of young kayakers. Conclusions. 1. Independent training sessions with the use of remote technologies for unskilled rowers should be regulated, carried out according to the adjusted work plans of the coach, with the establishment of control and feedback. They should also be implemented with the active support of parents. 2. It was Found girls managed to maintain the same level of development of physical qualities (differences in test results are not reliable, P>0.05). As boys, the results deteriorated in the 30 m run and long jump (P<0.05), and in the flexion-extension of the arms in the prone position, on the contrary, they increased (P<0.05). There are no differences in other tests (P>0.05). 3. Factors contributing to the effectiveness independent training sessions of initial rowers include: systematic self-study, keeping a diary of training and self-control; strict adherence to the daily routine and recommendations of the coach; initiative and active participation in online activities of the school and training group; active participation and support of parents; outdoor activities if possible; positive emotions, support for self-esteem and motivation. 4. The difficulties Noted are related to technical problems of implementing the remote format and the psychological unpreparedness of parents for the increased responsibilities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ГРЕБЦОВ БАЙДАРОЧНИКОВ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

3. Мамонова, О.В. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья / О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова. -Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - Москва, 2016. - С. 519-526.

4. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2016. - № 1. - С. 30-31.

5. Физическая культура. Фитнес : учебное пособие / Т.Н. Шутова, Д.В. Выприков, О.В. Везеницын, И.М. Бодров, Г.С. Крылова, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров, О.В. Мамонова, Д.М. Гаджиев. -Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017. - 132 с.

REFERENCES

1. Kokoulina, O.P., Ivanov V.A., Lubyshev E.A., Buyanova T.V. and Mavrina S.B. (2019), "So-cio-psychological adaptation of athletes after completion of professional career", Theory and practice of physical culture, No. 7, рp. 49-51.

2. Mavrina, S.B., Kruglova Yu.V. and Tatarova S.Yu. (2019), "Motivational mechanisms for physical culture and sports for students of higher educational institutions", Physical culture and health, No. 1 (69), рp. 126-129.

3. Mamonova, O.V. and Shutova T.N. (2016), "Improving physical education of students in conditions of declining health", Humanities education at an economic University, materials of the IV International scientific and practical correspondence Internet conference, Moscow, рp. 519-526.

4. Shutova, T.N., Bodrov I.M., Mamonova O.V. and Kondratyev P.A. (2016), "Technology of fitness in physical education of students", Physical culture: education, training, No. 1, рp. 30-31.

5. Shutova, T.N., Vyprikov D.V., Vezenitsyn O.V., Bodrov I.M., Krylova G.S., Kokorev D.A., Burov A.G., Mamonova O.V. and Gadzhiev D.M. (2017), Physical culture. Fitness: textbook, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow.

Контактная информация: barkovskye@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.08.2020

УДК 797.122.2

АНАЛИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ГРЕБЦОВ БАЙДАРОЧНИКОВ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Мария Владимировна Баранова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.

Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Полученный опыт организации самостоятельных тренировочных занятий с применением дистанционных технологий в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с новичками в гребле на байдарках можно назвать уникальным. Целью исследования было изучение факторов эффективности самостоятельных тренировочных занятий гребцов байдарочников на начальном этапе подготовки. Организация исследования. В исследовании проанализирована динамика в тестах по общей физической подготовке в группе начальной подготовки гребли на байдарках (25 человек), наиболее полноценно продолжившей тренировочные занятия в период самоизоляции (в течение апреля 2020 года). В конце изучаемого периода, используя методы опроса, анализа дневников и документации, методы сопоставления, выявили факторы, наибольшим образом способствующие эффективности самостоятельных занятий гребцов. Выводы. 1. Самостоятельные тренировочные занятия с применением дистанционных технологий у неквалифицированных гребцов должны быть регламентированы, осуществляться согласно скорректированным рабочим планам тренера, с установлением контроля и обратной связи. А также должны осуществляться при активной поддержке родителей. 2. Выявлено, что в результате самостоятельных тренировочных занятий у девочек удалось сохранить на прежнем уровне развитие физических качеств (различия результа-

тов тестирования до введения карантина и после месяца самостоятельных тренировок не достоверны, P>0,05). У мальчиков в беге на 30 м и прыжке в длину с места результаты достоверно ухудшились (P<0,05), а в сгибании-разгибании рук в упоре лежа, наоборот, достоверно выросли (P<0,05). В других тестах различия не наблюдаются (P>0,05). 3. К факторам, способствующим эффективности самостоятельной подготовки в гребле на байдарках на начальном этапе подготовки относятся: систематичность самостоятельных занятий, ведение дневника тренировок и самоконтроля; строгое соблюдение режима дня и рекомендаций тренера; инициативность и активное участие в онлайн мероприятиях школы и тренировочной группы; активное участие и поддержка родителей; занятия по возможности на свежем воздухе; положительные эмоции, поддержка самооценки и мотивации. 4. Отмеченные затруднения связаны с техническими проблемами реализации дистанционного формата и психологической неготовностью родителей к возросшим обязанностям на них.

Ключевые слова: гребля на байдарках, самостоятельные тренировочные занятия, дистанционные технологии, COVID-19

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p33-40

ANALYSIS OF INDEPENDENT TRAINING SESSIONS OF YOUNG KAYAKERS USING REMOTE TECHNOLOGIES

Maria Vladimirovna Baranova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The experience of organizing independent training sessions by using remote technologies during the new coronavirus infection pandemic (COVID-19) with beginners in kayaking can be called unique. The purpose of research was to study the factors of effectiveness of independent training sessions for the young kayakers. Materials and methods. The study analyzed the dynamics in tests of physical qualities in the group of initial training of kayaking (25 people), that most fully continued training sessions during the period of self-isolation (during April 2020). At the end of the study period, using survey methods, analysis of diaries and documentation, comparison methods, we identified the factors that most contribute to the effectiveness of independent training of young kayakers. Conclusions. 1. Independent training sessions with the use of remote technologies for unskilled rowers should be regulated, carried out according to the adjusted work plans of the coach, with the establishment of control and feedback. They should also be implemented with the active support of parents. 2. It was Found girls managed to maintain the same level of development of physical qualities (differences in test results are not reliable, P>0.05). As boys, the results deteriorated in the 30 m run and long jump (P<0.05), and in the flexion-extension of the arms in the prone position, on the contrary, they increased (P<0.05). There are no differences in other tests (P>0.05). 3. Factors contributing to the effectiveness independent training sessions of initial rowers include: systematic self-study, keeping a diary of training and self-control; strict adherence to the daily routine and recommendations of the coach; initiative and active participation in online activities of the school and training group; active participation and support of parents; outdoor activities if possible; positive emotions, support for self-esteem and motivation. 4. The difficulties Noted are related to technical problems of implementing the remote format and the psychological unpreparedness of parents for the increased responsibilities.

Keywords: kayaking, independent training sessions, remote technologies, COVID-19.

ВВЕДЕНИЕ

Столкнувшись с проблемой пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), человечество было вынуждено широкомасштабно использовать дистанционные и электронно-коммуникативные технологии, в том числе в спортивной подготовке для обеспечения непрерывного тренировочного процесса.

Обоснование роли самостоятельных занятий, как формы организации физической культуры, в том числе в спортивной тренировке, в одночасье выросло в актуальную проблему [1, 2]. Авторы солидарны, что в этом процессе ведущую позицию занимает самоконтроль, элементы домашних заданий и использование современных технологических электронных возможностей [3, 4, 5]. При этом в большинстве своем, говоря об организации самостоятельных тренировочных занятий, рассматриваются дисциплины по физиче-

ской культуре в образовательной среде вузов [6]. Реже речь идет именно о спортивной подготовке [7, 8], когда неурочная форма не позволяет полноценно решать, например, задачи технической, тактической, специальной подготовки.

Во всех видах гребного спорта полученный опыт организации самостоятельных тренировочных занятий с применением дистанционных технологий можно назвать уникальным. Огромная работа, проведенная в зимнем подготовительном периоде, получила некую отсрочку для трансформации в специальные качества гребцов на воде. Для начинающих спортсменов подготовительный период перешел в поддерживающий и оздоровительный этап, а для многих ребят, пришедших в гребной клуб осенью, первый выход на воду весной так и не состоялся. Несмотря на все усилия администрации спортивной школы и тренеров по продолжению тренировок в дистанционном формате, очень сложно дать именно новичкам правильные установки для самостоятельной работы, мотивировать их выполнять задания, осуществлять контроль. А ведь так важно на начальном этапе не растерять интерес к виду спорта.

В гребном спорте самостоятельные занятия, как форма организации, рассмотрены только в учебнике «Гребной спорт» 1966 года [9]. В нем к самостоятельным занятиям отнесена индивидуальная утренняя зарядка или гимнастика. И отмечено, что в условиях сбора даже утренняя зарядка должна быть организованной. А также допустимы самостоятельные тренировочные занятия по заданию тренера, индивидуализирующие тренировочный процесс и позволяющие восполнить некоторые пробелы в физической подготовке отдельных спортсменов в команде.

Современные реалии требуют новых компетенций от тренеров организации самостоятельных тренировочных занятий. В то же время, И.Л. Левина (2020) установила, что только 59,6% тренеров используют различные варианты онлайн-тренировок, ввиду отсутствия опыта дистанционного обучения, соответствующего методического и программно-технического обеспечения и личной неготовности многих тренеров к такому формату [1].

Интерес нашего исследования был направлен на выявление факторов, обеспечивающих эффективность самостоятельных тренировочных занятий юных гребцов байдарочников, тренеры которых сумели построить дистанционный тренировочный процесс так, что самостоятельная работа их учеников приобрела организованный, управляемый и контролируемый характер, что обусловило цель исследования.

Задачи исследования:

1. Проанализировать использование самостоятельных тренировочных занятий, как формы организации, по данным литературных источников;

2. Изучить организацию тренировочного процесса юных гребцов байдарочников в период вынужденной самоизоляции (на примере ГБУ СШОР «Школы высшего спортивного мастерства по водным видам спорта им. Ю.С. Тюкалова», Санкт-Петербург);

3. Выявить динамику результатов в тестах по общей физической подготовке, занимающихся греблей на байдарках на начальном этапе в период самостоятельной подготовки;

4. Определить факторы, способствующие эффективности самостоятельной подготовки в гребле на байдарках на начальном этапе подготовки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе исследования, наряду в изучением вопроса по данным научной литературы, проводился анализ практики гребли на байдарках, в связи со сложившейся ситуацией при ограничениях в период мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции, анализ документации из официальных источников и инструкций, разработанных в спортивной школе. На примере ГБУ СШОР «ШВСМ по ВВС имени Ю.С. Тюкало-ва, Санкт-Петербург» была выбрана группа начальной подготовки по гребле на байдарках

(тренер Носова О.А.), наиболее полноценно продолжившая тренировочный процесс (апрель 2020 года) в условиях самоизоляции при пандемии СОУШ-19 (N=25). Группа смешанная - 9 девочек и 16 мальчиков 10-12 лет, 7 человек имеют 3 юношеский разряд, остальные - без разряда. В конце апреля, совместно с тренером, проведено контрольное тестирование в данной группе по нормативам общей физической подготовки в режиме онлайн. Результаты сравнивались со сдачей контрольных нормативов до периода карантина. Упражнения, используемые в контрольном тестировании, выбраны те, которые можно повторить в домашних условиях при контроле в дистанционном режиме. Контрольное упражнение в беге на 30 м сдали спортсмены, которые имели возможность выполнить его в период самоизоляции на улице (например, на даче). На заключительном этапе исследования, сопоставляя опрос родителей и спортсменов, анализ спортивных дневников и анализ журнала отчетности с полученными результатами контрольных тестирований выявили факторы, которые наибольшим образом способствовали сохранению или положительному развитию физических качеств юных байдарочников при самостоятельной форме занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучив построение тренировочного процесса группы гребцов байдарочников в условиях самоизоляции при карантине СОУГО-19 выяснили, что спортивной школой и тренером по байдарке была создана комплексная система построения тренировочного процесса гребцов байдарочников в условиях самоизоляции, направленная, прежде всего, на оздоровление, поддержание физических качеств спортсменов, их мотивационной сферы. Система включает в себя: приказы, алгоритмы, инструкции, разработанные спортивной школой; скорректированные рабочие планы, методическое обеспечение самостоятельных занятий, рекомендации, разработанные тренером; активную обратную связь со спортсменами; разъяснительную работу с родителями. Реализовывались направления работы по антидопинговой пропаганде, профилактике заболеваний и закаливанию. Отдельным направлением явилось соблюдение оптимального режима двигательной активности. Предложено использование доступных «трекеров» (фитнес-браслетов) или фитнесс-программ, установленных на мобильный телефон или компьютер, фиксирующих объем нагрузки, пульс, потраченные калории и пр. Самостоятельное выполнение заданий по конспекту урока тренера для детей до 14 лет предусмотрено под присмотром родителей, которые помогают детям и в заполнении спортивного дневника. Рекомендовано вести дневник самоконтроля с отметками о самочувствии. Кроме этого, в спортивной школе с целью поддержки непрерывного тренировочного процесса спортсменов групп начальной подготовки и тренировочного этапа были проведены во второй половине апреля 2020 года онлайн-соревнования.

Реализация тренировочного процесса в изучаемой группе начальной подготовки по гребле на байдарках проводилась с активным использованием социальных сетей, различных интернет ресурсов и платформ для проведения онлайн занятий и общения.

Перед онлайн-занятием родителям высылался конспект урока с подробными методическими указаниями, дети получали краткие задания-инструкции в доступной для них форме. Например, использовалась замена сложной гимнастической лексики при описании упражнения на понятные и известные уже детям обозначения «Рыбка», «Волна», «Складка» и т.п. При этом использовалось наглядное сопровождение техники выполнения упражнений с приложением красочных иллюстраций и видеороликов.

В социальной группе в сети интернет дети и родители выкладывали фото и видео своих тренировок, шло активное обсуждение. Тренер инициировал в группе просмотр видеофильмов по истории гребного спорта, по технике гребли на байдарке, тактике, оздоровительных и антидопинговых мероприятиях. Проведена воспитательная работа в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Работа по повышению моти-

вации к занятиям в домашних условиях велась при использовании визуальных побудителей - картинки и видео с призывами и пропагандой к здоровому образу жизни, к успехам в спорте, к достижению целей. Поддерживалась заданиями с игровым или соревновательным фоном. Стимулировалась поощрениями спортсменов по итогам работы на самоизоляции.

Тренировочный план включал общую физическую подготовку с преимуществом общеразвивающих упражнений, выполняемых повторным методом, с использованием круговой тренировки.

Результаты в тестированиях до периода самостоятельных тренировочных занятий и результаты контрольного тестирования в дистанционной форме после одного месяца самостоятельных занятий в группе НП по гребле на байдарках у девочек и мальчиков представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Сравнение в результатах тестов по ОФП до и после введения режима самостоятельна_

Контрольное упражнение Результаты до введения карантина <$> ± Результаты после месяца самостоятельных тренировок <$> ± Достоверность различий (Р)

Бег на 30 м (сек.) 6,66±0,33 6,70±0,34 Р>0,05

Подъем туловища, лежа на животе за 20 сек. (кол-во раз) 11,4±1,8 11,3±1,7 Р>0,05

Подъем туловища, лежа на спине за 30 сек. (кол-во раз) 14,4 ±1,8 15,0 ±1,6 Р>0,05

Прыжок в длину с места (см) 143,6±5,6 144,4±5,8 Р>0,05

Приседание за 15 сек (кол-во раз) 13,8±0,6 13,6±0,8 Р>0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 10,2±1,3 11,4±1,2 Р>0,05

Оказалось, что у девочек (таблица 1) различия во всех тестах недостоверны (Р>0,05). Это говорит о том, что по результатам тестов развитие физических качеств после одного месяца самостоятельных тренировок в условиях дистанционного тренировочного процесса в домашних условиях осталось на прежнем уровне (как до карантина). То есть девочкам удалось сохранить физическую форму, что в данной ситуации является положительным результатом.

Таблица 2 - Сравнение в результатах тестов по ОФП до и после введения режима самостоятельных тренировочных занятий у мальчиков, N=16_

Контрольное упражнение Результаты до введения карантина <$> ± Результаты после месяца самостоятельных тренировок <$> ± Достоверность различий (Р)

Бег на 30 м (сек.) (N=8) 6,91±0,07 8,02±0,12 Р<0,05

Подтягивание на низкой перекладине (кол-во раз) 15,75±1,01 16,02±1,12 Р>0,05

Подъем туловища, лежа на спине за 30 сек. (кол-во раз) 16,3±1,2 16,5± 1,25 Р>0,05

Прыжок в длину с места (см) 154,68±4,25 149,25±4,13 Р<0,05

Приседание за 15 сек (кол-во раз) 15,1±0,6 15,8±0,6 Р>0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 13,35±0,75 15,65±0,55 Р<0,05

* Контрольное упражнение выполнили 8 мальчиков из 16, имеющие возможность бега на улице (например, на даче).

Среди мальчиков (таблица 2) в среднем по группе удалось сохранить результаты в таких тестах, как подтягивания на низкой перекладине, подъем туловища, приседания за 15 сек (различия недостоверны). Результат в прыжке в длину с места стал достоверно хуже, как и бег на 30м у тех мальчиков, которые имели возможность пробежать на улице. А результаты в сгибании-разгибании рук в упоре лежа, наоборот, достоверно выросли. Это говорит о том, что в условиях самостоятельных тренировочных занятий мальчикам уда-

лось более эффективно выполнить работу на мышцы рук и плечевого пояса. И менее эффективно на мышцы ног, а качество быстроты претерпело изменения на спад.

Несмотря на то, что средние данные, полученные по группе, говорят об общей картине сохранения уровня развития большинства физических качеств, анализ индивидуальных показателей позволил выявить 3 подгруппы юных байдарочников:

A) Спортсмены проявили регресс во всех тестах;

Б) Уровень развития физических качеств не изменился;

B) Наблюдался явный прирост в развитии физических качеств.

19%

и1

и2

154% \ 27% ИЗ

1 подгруппа (5 человек) - результаты снизились, 19%;

2 подгруппа (7 человек) - результаты выросли, 27%;

3 подгруппа (14 человек) - результаты сохранились, 54%.

Рисунок 1 - Распределение внутри группы НП по динамике тестов ОФП после месяца самостоятельных

тренировочных занятий (N=25)

Опрос родителей и спортсменов данных подгрупп, анализ дневников тренировок, журналов посещаемости, отчетов о проделанной работе по фото и видеоматериалам позволили установить факторы, способствующие эффективности самостоятельного тренировочного процесса, это:

1) Строгое соблюдение не только рекомендованного режима двигательной активности, но и режима дня в целом: подъем и отбой в определенное время, выделенное дозированное время на школьное обучение в дистанционном формате и школьные домашние задания, режим питания, режим проветривания;

2) Инициативность, участие в онлайн соревнованиях, проводимых спортивной школой, онлайн обсуждениях видеофильмов и др. материалов, в воспитательных мероприятиях;

3) Строгое ведение дневника тренировок и дневника самоконтроля с записью переносимости выполненных нагрузок по объективным (ЧСС) и субъективным показателям, показателям самочувствия;

4) Активное участие и поддержка родителей;

5) Положительный эмоциональный настрой, удовлетворенность собой, укрепление мотивационной сферы;

6) По возможности использование занятий на свежем воздухе (на балконе, на даче), выполнение рекомендаций тренера по оздоровительным и закаливающим процедурам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самостоятельные занятия, как организационная форма в спортивной подготовке, широко используются квалифицированными спортсменами и в сфере студенческой физической культуры. В вынужденных условиях пандемии самостоятельные тренировочные занятия с применением дистанционных технологий стали необходимостью для поддержания непрерывности тренировочного процесса и для неквалифицированных юных спортсменов. Их проведение должно быть регламентировано, осуществляться согласно скорректированным рабочим планам тренера, с установлением контроля и обратной связи. Установленная система построения тренировочного процесса юных гребцов байдарочников изученной группы, в вынужденных условиях длительных самостоятельных за-

нятий, позволила поддержать физические качества спортсменов, стимулировать их к заданной двигательной активности.

Выявлено, что в результате самостоятельных тренировочных занятий у девочек удалось сохранить на прежнем уровне развитие физических качеств. У мальчиков в беге на 30 м и прыжке в длину с места результаты достоверно ухудшились (P<0,05), а в сгибании-разгибании рук в упоре лежа, наоборот, достоверно выросли (P<0,05). В других тестах различия не наблюдаются (P>0,05). Следует отметить, что длительные самостоятельные занятия в домашних условиях, негативно сказываются на развитии силы мышц ног и скоростных качеств юных гребцов на байдарках.

К факторам, способствующим эффективности самостоятельной подготовки в гребле на байдарках на начальном этапе подготовки относится систематичность самостоятельных занятий, ведение дневника тренировок и самоконтроля; строгое соблюдение режима дня и рекомендаций тренера; инициативность и активное участие в онлайн мероприятиях школы и тренировочной группы; активное участие и поддержка родителей; занятия на свежем воздухе; положительные эмоции, поддержка самооценки и мотивации.

Главным препятствием обеспечения самостоятельных тренировочных занятий в исследуемой группе оказались технические трудности и психологическая неготовность родителей к возросшим обязанностям на них в период самоизоляции. А в масштабах спортивной школы, к сожалению, не все тренеры сумели оперативно перестроиться для использования дистанционных технологий, особенно в онлайн режиме.

Самостоятельные занятия гребцов во время пандемии переросли в нестандартный этап подготовки гребцов, результаты его анализа можно в дальнейшем использовать в периоде активного отдыха, в каникулярный период, при разработке домашних заданий и при индивидуализации тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левина, И.Л. Дистанционные образовательные технологии в организации онлайн-тренировок / И. Л. Левина // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2020. -№ 42-4. - С. 66-70.

2. Роль самостоятельных занятий физической культурой и спортом в условиях пандемии /

A.Г. Карасев, О.А. Казакова, Л.А. Иванова, А.М. Данилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 195-199.

3. Чайкин, В.В. Дневник самоконтроля занимающегося физической культурой и спортом /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.В. Чайкин, Н.Ю. Попова // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2019. - №3 (30). - С. 73-76.

4. Хамиджанов, М.У Значение и особенности домашних заданий по физической культуре / М.У Хамиджанов // Вопросы педагогики. - 2020. - № 5-2. - С. 421-424.

5. Организация самостоятельной работы по физической культуре с использованием информационных технологий / Л.Г. Демченская, Э.В. Шелиспанская, А.И. Орехов, Т.А. Шестакова // International independent scientific journal. - 2019. - №10-1 (10). - С. 29-32.

6. Кутепов, М.М. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе / М.М. Кутепов, Н.В. Ямбаева, К.А. Елыгина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 2 (15). - С. 83-86.

7. Гейченко, Л.М. Применение информационных технологий для подготовки спортсменов / Л.М. Гейченко, С.Н. Батан // Итоги научных исследований ученых МГУ имени А.А. Кулешова 2018 г. : материалы научно-методической конференции / Под редакцией Е.К. Сычовой ; Могилев-ский государственный университет имени А.А. Кулешова, Могилев, 2019. - С. 181-183.

8. Стефанкин, К.А. Особенности организации самостоятельных тренировочных занятий / К.А. Стефанкин // Физическая подготовка и спорт : сборник статей ; Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, Орел, 2015. -

C. 231-233.

9. Гребной спорт : учебник для институтов физической культуры / Под ред. С.К. Фомина. - Москва : Физкультура и спорт, 1966. - 296 с.

REFERENCES

1. Levina, I.L. (2020), "Distance education technologies in the organization of online training", Norwegian Journal of Development of the International Science, No. 42-4, pp. 66-70.

2. Karasev, A. G., Kazakova, O.A., Ivanova, L.A. and Danilova, A.M. (2020), "The Role of independent physical culture and sports in the conditions of a pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 195-199.

3. Chaikin, V.V. and Popova, N.Yu. (2019), "Diary of self-control engaged in physical culture and sports", Bulletin of the Voronezh Institute of high technologies, No. 3 (30), pp. 73-76.

4. Amiganos, M.W. (2020), "The Value and characteristics of homework in physical culture", Questions of pedagogy, No. 5-2, pp. 421-424.

5. Demchenskaya, L. G., Shelispanskaya, E.V., Orekhov, A.I. and Shestakova, T.A. (2019), "Organization of independent work on physical culture using information technologies", International independent scientific journal, No. 10-1 (10), pp. 29-32.

6. Kutepov, M. M., Yambayeva, N.V. and Elygina, K.A. (2016), "Information technologies of physical culture training in higher education", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 5, No. 2 (15), pp. 83-86.

7. Geychenko, L.M. and Batan, S.N. (2019), "Application of information technologies for training athletes", in Sychova, E.K. (Ed.), Results of scientific research of scientists of the Kuleshov Moscow state University 2018 (Materials of the scientific and methodological conference), Mogilev state University named after A. A. Kuleshov, Mogilev, pp. 181-183.

8. Stefankin, K.A. (2015), "Features of the organization of independent training sessions", Physical training and sport: collection of articles, Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov, Orel, pp. 231-233.

9. Fomin, S.K. (1966), Rowing: textbook for institutes of physical culture, Physical Culture and sport, Moscow.

Контактная информация: kaf_greb@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 28.07.2020

УДК 796.344

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЛЬНЕЙШИХ БАДМИНТОНИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВЫХ

ПЕРЕМЕЩЕНИЙ

Галина Васильевна Барчукова, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Сергеевич Брусованкин, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. Москва; Тамара Михайловна Мигалина, старший преподаватель, Мытищинский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана

Аннотация

Быстрые и эффективные перемещения бадминтонистов по площадке играют определяющую роль в достижении успеха в соревновательной практике, поэтому анализ соревновательной деятельности сильнейших бадминтонистов в зависимости от техники их перемещений актуально. Цель исследования - проведение анализа техники перемещений сильнейших бадминтонистов мира и выявление типичных ошибок перемещений в бадминтоне для определения роли игровых перемещений в эффективности соревновательной деятельности сильнейших бадминтонистов. Методы исследования. Были проведены педагогические наблюдения за игрой сильнейших бадминтонистов и анализ видеозаписей игр сильнейших бадминтонистов мира с помощь системы стенографической записи передвижений бадминтонистов по площадке, которая позволяет фиксировать виды перемещений, направление перемещений бадминтонистов и количество выполненных перемещений. Заключение. В результате проведенного анализа техники перемещений сильнейших бадминтонистов мира установлено, что перемещения в современном бадминтоне составляют основу подготовки к выполнению любого технического действия, устойчивость и эффективность его исполнения, и последующую передислокацию спортсмена, оптимальную с точки зрения требуемого результата от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.