Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГРЕБЦОВБАЙДАРОЧНИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГРЕБЦОВБАЙДАРОЧНИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ГРЕБЦОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ / ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ / TRAINING OF KAYAKERS / PEDAGOGICAL TESTS / ASSESSMENT OF PHYSICAL FITNESS / CANOE SPRINT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замотин Т. М.

В статье рассматривается методика комплексной педагогической оценки подготовленности гребцов-байдарочников высокой квалификации. Целью исследования являлась разработка комплекса информативных и объективных педагогических тестов для оценки подготовленности гребцов-байдарочников высокой квалификации. Опрос ведущих тренеров выявил наиболее используемые педагогические тесты; на основании корреляционного анализа результатов тестов и соревновательной деятельности были выявлены наиболее информативные тесты, которые в большей мере отражают уровень подготовленности гребца. Было установлено, что на спортивный результат у стайеров в большей мере влияет уровень развития выносливости; у спринтеров - максимальная сила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE PEDAGOGICAL ASSESSMENT OF THE PHYSICAL FITNESS IN CANOE SPRINT

The article presents the development of the methodology for comprehensive pedagogical assessment of the physical fitness in canoe sprint. The aim of the research is to develop a set of informative and objective pedagogical tests to assess the physical fitness of well-trained kayakers. The survey of leading coaches revealed the most used pedagogical tests; based on the correlation analysis of test results and competitive activities, the most informative tests were identified, which more closely reflect the level of training in canoe sprint. It was found that the result of competitions of stayers is more influenced by the level of endurance development; sprinters-the maximum strength.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГРЕБЦОВБАЙДАРОЧНИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.09.2020

УДК 797.122

КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГРЕБЦОВ-БАЙДАРОЧНИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Тихон Михайлович Замотин, кандидат педагогических наук, Центр спортивной подготовки сборных команд России, Москва

Аннотация

В статье рассматривается методика комплексной педагогической оценки подготовленности гребцов-байдарочников высокой квалификации. Целью исследования являлась разработка комплекса информативных и объективных педагогических тестов для оценки подготовленности гребцов-байдарочников высокой квалификации. Опрос ведущих тренеров выявил наиболее используемые педагогические тесты; на основании корреляционного анализа результатов тестов и соревновательной деятельности были выявлены наиболее информативные тесты, которые в большей мере отражают уровень подготовленности гребца. Было установлено, что на спортивный результат у стайеров в большей мере влияет уровень развития выносливости; у спринтеров - максимальная сила.

Ключевые слова: подготовка гребцов, педагогические тестирования, оценка подготовленности, гребля на байдарках и каноэ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p100-104

COMPREHENSIVE PEDAGOGICAL ASSESSMENT OF THE PHYSICAL FITNESS

IN CANOE SPRINT

Tikhon Mikhailovich Zamotin, the candidate ofpedagogical sciences, Center for Training of

National Teams of Russia, Moscow

Abstract

The article presents the development of the methodology for comprehensive pedagogical assessment of the physical fitness in canoe sprint. The aim of the research is to develop a set of informative and objective pedagogical tests to assess the physical fitness of well-trained kayakers. The survey of leading coaches revealed the most used pedagogical tests; based on the correlation analysis of test results and competitive activities, the most informative tests were identified, which more closely reflect the level of training in canoe sprint. It was found that the result of competitions of stayers is more influenced by the level of endurance development; sprinters-the maximum strength.

Keywords: training of kayakers, pedagogical tests, assessment of physical fitness, canoe sprint.

Высокий уровень конкуренции в гребле на байдарках и каноэ предъявляет жесткие требования к уровню подготовленности спортсменов. Тренеры и спортсмены находятся в постоянном поиске средств повышения эффективности тренировочного процесса. Контроль подготовленности в спорте высоких достижений является одним из основных средств оптимизации процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон физической формы и функциональных возможностей важнейших систем организма [1]. В связи с этим актуальным является выявление наиболее информативных маркеров состояния подготовленности спортсмена и моделей разных сторон подготовленности.

В практике подготовки гребцов-байдарочников высокой квалификации достаточно сильно развиты модели соревновательной деятельности, в то же время, модели для оценки физических качеств практически не используются и не разрабатываются. Дитрих Хар-ре [2] считает, что, прежде всего, необходимо поднять уровень требований к проявлениям

ведущих физических качеств, достижение высокого уровня их развития позволит повысить эффективность выполнения главного физического упражнения и успешно достичь модельного уровня соревновательной деятельности.

Модели подготовленности специфических по виду спорта двигательных качеств способствуют успеху тренировочного процесса, устраняя, или, по крайней мере, сокращая разрыв между текущим уровнем и модельным. Информативная и объективная модель может служить эффективным инструментом мотивирования спортсменов [3].

В нашем исследовании принимали участие гребцы-байдарочники высокой квалификации (12 спортсменов, спринтеры МПК 52,4±2,1 мл/мин/кг; стайеры МПК 68±3 мл/мин/кг).

Цель исследования: разработка комплекса информативных и объективных педагогических тестов для оценки подготовленности гребцов-байдарочников высокой квалификации.

Тренировочный процесс гребцов-байдарочников высокой квалификации построен в соответствии с методикой многоциклового планирования подготовки [4]; в основе методики лежит принцип разделения нагрузки по целевой направленности и сочетаемости физиологических следов [3]. Приоритетным направлением подготовки гребцов-байдарочников высокой квалификации является развитие аэробных и силовых качеств.

В процессе подготовки гребцов высокой квалификации активно используются средства интегрированной аналитики. Интегрированная аналитика предусматривает выполнение спортсменом стандартизированных тренировок, в которых фиксируются объективные параметры, при этом тренировка направлена на развитие физических качеств [5]. Кроме того, интегрированная аналитика позволяет проводить обследования спортсменов «In Field» (в процессе тренировки), то есть не нарушают целостность тренировочного процесса. Интегрированная аналитика значительно упрощает процесс управления подготовкой спортсменов.

По мнению Д. Харре управление тренировочным процессом становится эффективным при наличии четко организованного комплексного контроля за изменением уровня развития ведущих физических качеств спортсмена, при этом контроль должен быть объективным и информативным [2]. Разработка комплекса информативных и объективных педагогических тестов для оценки подготовленности гребцов-байдарочников высокой квалификации проходила в несколько этапов.

В рамках первого этапа был проведен опрос ведущих тренеров (7 заслуженных тренеров России); были установлены основные виды тестирований наиболее значимых двигательных качеств спортсменов высокой квалификации (таблица 1).

Таблица 1 - Набор тестирований для оценки основных физических качеств гребцов-байдарочников высокой квалификации_

Двигательное качество Тестирование

Выносливость Бег: стайеры - 1500м; спринтеры - 800м; Гребля в байдарке-одиночке (К-1) 5000 м

Максимальная сила Тяга лежа - 1ПМ*

Силовая выносливость Стайеры - тест 171' Спринтеры - тест 40"/40"

Скоростно-силовые качества Стартовый спурт: 50 м с места; 100 м с места; 100 м с хода

*1ПМ - Это максимальный вес спортивного штанги, который спортсмен может поднять один раз с полной амплитудой движения в одном сете.

Тест 171' (40"/40") выполняется в формате круговой тренировки с подсчетом количества повторений на каждом упражнении. В исследовании использовались пять упражнений для стайеров (подтягивания, жим штанги 50 кг лежа, тяга штанги 50 кг лежа, прыжки через скамейку, отжимания от пола) и четыре упражнения для спринтеров (подтягивания, жим штанги 55 кг лежа, тяга штанги 55 кг лежа, прыжки через скамейку). Вы-

полняется два круга, интервал отдыха между кругами - 20 минут. Задача - выполнить максимальное количество повторений с максимально возможной амплитудой движений; оценивается сумма движений за два круга.

На втором этапе, с помощью статистического анализа данных педагогических наблюдений, были определены наиболее значимые тестирования (таблица 2). Использовались данные подготовительных периодов годичных циклов (2016-2020 гг.) подготовки гребцов высокой квалификации. Рассматривались корреляционные связи результатов тестирований с результатами МСД (моделирования соревновательной деятельности - прохождение профильной дистанции в байдарке-одиночке); МСД использовалось как интегральный показатель эффективности подготовки.

Таблица 2 - Результаты анализа корреляционных связей результатов тестирований и МСД

Вид тестирования Коэффициент корреляции с МСД (стайеры) Коэффициент корреляции с МСД (спринтеры)

Бег (стайеры 1500м; спринтеры 800м) 0,82 0,74

Гребля в байдарке-одиночке, 5000м 0,91 0,68

Тяга лежа - 1ПМ 0,72 0,92

Стайеры - тест 171' Спринтеры - тест 40"/40" 0,90 0,71

50м с места 0,16 0,48

100м с места 0,25 0,44

100м с хода 0,21 0,32

На третьем этапе была разработана шкала, по которой можно комплексно оценить уровень подготовленности гребца-байдарочника высокой квалификации (таблица 3). По результатам оценки можно судить об отстающих сторонах подготовленности спортсмена, что позволит внести в план подготовки необходимые коррекции.

Анализ многолетней истории тестирований спортсменов разных групп показывает, что гребцы-байдарочники высокой квалификации в конце первого централизованного сбора (октябрь) показывают результаты, соответствующие нижней границе уровня средней подготовленности по шкалам, представленным в таблице 3; к началу соревновательного периода спортсмены достигают уровня высокой подготовленности.

Таблица 3 - Шкала оценки основных физических качеств гребца-байдарочника высокой квалификации_

Стайеры

Оценка уровня подготовленности Бег 1500м Гребля в байдарке-одиночке, 5000м Тяга лежа 1ПМ тест 171'

Высокий 04:40 и быстрее 20:20 и быстрее 150 и более 660 и более

Средний 05:00-04:41 21:00 - 20:19 130-150 600-660

Ниже среднего 05:01 и медленнее 21:01 и медленнее Менее 130 Менее 660

Спринтеры

Оценка уровня подготовленности Бег 800м Гребля в байдарке-одиночке, 5000м Тяга лежа 1ПМ тест 40"/40"

Высокий 02:25 и быстрее 22:30 и быстрее 150 и более 445 и более

Средний 02:39-02:26 22:55-22:31 130-150 420-444

Ниже среднего 02:40 и медленнее 22:56 и медленнее Менее 130 Менее 420

Стоит отметить, что уровень подготовленности сопоставим с результатами выступления спортсмена на соревнованиях. Спортсмены, которые достигают высокого уровня подготовленности в начале соревновательного периода, успешно проходят первый национальный отбор (Кубок России) и достигают высоких результатов на Кубках Мира и Чемпионате Европы.

Отдельно стоит рассмотреть годичную динамику подготовленности гребцов-байдарочников высокой квалификации. Нами было проанализировано четыре годичных цикла (2016-2020 гг.) подготовки гребцов-байдарочников высокой квалификации. В течение подготовительного периода уровень подготовленности равномерно растет с достиже-

нием высокого уровня к первому этапу соревновательного периода; во втором этапе соревновательного периода наблюдается стагнация уровня подготовленности, на заключительном этапе подготовки (ЗЭП) к главному старту сезона отмечается небольшой прирост. По некоторым показателям подготовленности наблюдалось большое достоверное снижение на втором этапе соревновательного периода: у гребцов-спринтеров - уровень развития максимальной силы; у гребцов-стайеров - уровень развития выносливости в тесте 5000м на воде (рисунок 1). Для удобства анализа и сопоставления динамики результаты тестирований переведены в относительные единицы (%), за 100% был принят уровень границы высокой и средней подготовленности (таблица 3).

юз д юз Б т

102 102

101 101

100 ^ ¿ 100 Н ¿

1 | I -3% I ü J. I -5%

lililí lililí

1п 2п Зп 1с 2с ЗЭП 1п 2п Зп 1с 2с ЗЭП

Рисунок 1 - годовая динамика показателей подготовленности: А - прохождение 5000м в байдарке-одиночке гребцами-стайерами; Б - показатель максимальной силы у гребцов-спринтеров.

Показатель выносливости у гребцов-стайеров снижался на втором этапе соревновательного периода, в среднем на 3,12±0,10%, у гребцов-спринтеров показатель максимальной силы снижался, в среднем на 5,27±0,14%. Кроме того, на втором этапе соревновательного периода наблюдалось статистически достоверное снижение результатов тренировок МСД, в среднем на 2,5±0,4%; стоит отметить, что снижение общего результата тренировок МСД было детерминировано: у стайеров - снижением «дистанционной» скорости (скорость прохождения середины дистанции), у спринтеров - увеличением времени для достижения максимальной скорости на дистанции.

В соответствии с исследованиями Абрамовой Т.Ф. [6], динамика подготовленности зависит, в большей степени (коэффициент корреляции 0,76), от динамики мышечной массы спортсмена. Участие в соревнованиях связано с повышенным стрессом, который негативно сказывается на мышечной массе, ее снижение отражается на состоянии подготовленности. Кроме того, автор отмечает, что «повышение среднего уровня мышечной массы от одного сезона к другому отражает повышение активности обмена веществ и со стороны анаболической и со стороны катаболической активности при преобладании последней, то есть принципиальное расширение адаптационной базы и повышение активности энергопотенциала - адекватное повышение физической подготовленности» [6].

Кирон Рони с соавторами в обзорной статье о метаболических предикторах спортивного результата в гребле на байдарках утверждают, что уровень подготовленности гребца зависит, в среднем, на 80% от уровня развития аэробных качеств, которые могут быть охарактеризованы показателем МПК (максимальное потребление кислорода) [7]. Результаты наблюдения динамики подготовленности позволяют косвенно судить о динамике МПК; к началу соревновательного периода аэробные качества достигают индивидуального максимума. Высокий уровень стресса и интенсивная физическая нагрузка на соревнованиях угнетают деятельность кислородтранспортной системы, в связи с этим показатель МПК падает, и, соответственно, снижется уровень аэробных качеств [7].

Можно предположить, что мышечная масса в большей мере будет влиять на проявления силовых качеств, в частности, максимальной силы; а величина показателя МПК отразится на выносливости, в данном исследовании, на специальном тесте на воде (прохождение дистанции 5000м в байдарке-одиночке). Допуская такое предположение и, учи-

тывая специфичность амплитуды динамики физических качеств у гребцов разной специализации можно заключить, что у стайеров спортивный результат будет более детерминирован уровнем развития выносливости (МПК), а у спринтеров - уровнем развития силовых качеств (мышечная масса).

РЕЗЮМЕ

В результате исследования были выявлены наиболее информативные педагогические тесты для оценки уровня подготовленности гребцов-байдарочников высокой квалификации. Для каждого теста были разработаны шкалы оценки, а также показана динамика подготовленности гребцов в годичном цикле. Приведенные тестирования позволяют в полной мере оценить уровень развития ведущих качеств гребцов высокой квалификации с учетом их специализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и её практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2013. - 624 с.

2. Schnabel, G. Training theory - training science / G. Schnabel, H.D. Harre, J, Krug. - Aachen : publishing company Meyer, 2008. - 658 p.

3. Иссурин, В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В.Б. Иссурин. - Москва : Советский спорт, 2010. - 282 с.

4. Замотин, Т.М. Многоцикловая структура планирования подготовки гребцов-академистов высокой квалификации / Т.М. Замотин, С.В. Верлин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - № 3 (12). - С. 31-35.

5. Замотин, Т. М. Интегрированная аналитика в тренировочном процессе гребцов-байдарочников высокой квалификации / Т.М. Замотин, А.А. Тищенко // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Москва, 2018. - Вып. V. - С. 57-59.

6. Абрамова, Т.Ф. Лабильные компоненты массы тела - критерии общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам. Методические рекомендации / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова. - Москва : Скайпринт, 2013. - 132 с.

7. Michael, J.S. Metabolic demands of kayaking: a review / J.C. Michael, K.B. Rooney, R. Smith // Journal of Sports Science and Medicine. - 2008. - № 7. - P. 1-7.

REFERENCES

1. Platonov, V.N. (2013), Periodization of sports training. General theory and its practical application, Olympic literature, Kiev.

2. Schnabel, G., Harre, H.D. and Krug, J. (2008), Training theory - training science, publishing company Meyer, Aachen.

3. Issurin, V.B. (2010), Block periodization of sports training, Soviet sport, Moscow.

4. Zamotin, T.M. and Verlin, S.V. (2016), "Multi-cycle structure of planning the training of highly qualified rowers-academicians", Science and sport: current trends, No. 3 (12), pp. 31-35.

5. Zamotin, T.M. and Tishchenko, A.A. (2018), "Integrated analytics in the training process of highly qualified rowers-kayakers", Actual problems of modern pedagogy and psychology in Russia and abroad: a collection of scientific papers based on the results of an international scientific and practical conference, Moscow, Vol. V, pp 57-59.

6. Abramova, T.F., Nikitina, T.M. and Kochetkova, N.I. (2013), Labile components of body weight - criteria of general physical fitness and control of current and long-term adaptation to training loads. Guidelines, Skyprint, Moscow.

7. Michael, J.S., Rooney, K.B., Smith, R. (2008), "The metabolic demands of kayaking: A review", Journal of Sports Science and Medicine, No. 7, pp. 1-7.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.