Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В НЕФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДВУХРАЗОВЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В НЕДЕЛЮ'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В НЕФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДВУХРАЗОВЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В НЕДЕЛЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PHYSICAL PREPAREDNESS / PHYSICAL CULTURE TESTS / PHYSICAL CULTURE / DYNAMIC OF PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егиазарян А. А., Умаров М. М., Межогских С. Л.

В исследовании произведен анализ результатов кафедральных нормативов на определение уровня физической подготовленности студентов 1-3 курсов. Наглядно показана динамика физической подготовленности студентов нефизкультурного вуза. Определены факторы, влияющие на результаты сданных тестов. Данное исследование позволяет судить об эффективности четырехсот часового объема учебной нагрузки программы физического воспитания, разработанного на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3+), для дисциплины «Физическая культура», на примере МГТУ им Н.Э. Баумана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егиазарян А. А., Умаров М. М., Межогских С. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL DEVELOPMENT DYNAMICS OF STUDENTS IN NON-PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF PHYSICAL EDUCATION LESSONS TAKEN TWICE A WEEK

The department test results were analyzed to determine the physical condition level of the 1-3 grades students in this study. The research demonstrates the dynamic of the student's physical preparedness level in non-sport university. Factors influencing on the test results were determined. This study allows evaluating the effectiveness of four hundred hours program of physical education for physical culture subject, which was developed based on the Federal state educational standards (FSES 3+).

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В НЕФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДВУХРАЗОВЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В НЕДЕЛЮ»

5. Евсеева, О.Э. Методические рекомендации по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО / О.Э. Евсеева. - Санкт-Петербург : [б.и.], 2016 - 84 с.

6. Особенности выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с интеллектуальными нарушениями / И.Г. Крюков, А.В. Аксенов, Н.В. Никифорова, А.А. Белодедова // IX Международный Конгресс «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ» : материалы конгресса. - Санкт-Петербург 2019. - С. 198-199.

7. Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ : постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2013 № 54. - URL : https://base.garant.ru/70308360/ (дата обращения: 01.08.2020)

REFERENCES

1. Evseev, S.P., Aksenov, A.V., and Kryukov, I.G. (2017), "Literature review dedicated to the implementation problem of All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO) for disabled people", VIII International Congress "Sport, Person, Health', conference information package, pp. 417-418.

2. Evseev, S.P. (2017), "Methods of physical qualities evolution of a disabled person in process of fulfilling norms of All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", Adaptive physical education, Vol. 71, No 3., pp. 5-8.

3. Evseev, S.P. (2018), "The concept of the All-Russian sports complex for disabled people in the framework of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO)", Adaptive physical education, Vol. 74, No. 2., pp. 2-4.

4. Evseev, S.P., Evseeva, O.E., Aksenov, A.V., Kryukov, I.G. (2017), "Research and methodological support for the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO) for people with disabilities", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10, pp. 54-57.

5. Evseeva, O.E., (2016), Methodological recommendations for establishing state requirements for the physical fitness level of disabled people in fulfilling the norms of the All-Russian sports complex

"Ready for labor and defense " (GTO), Saint-Petersburg.

6. Kryukov I. G. , Aksenov A.V., Nikiforova N. V. and Belodedova A. A. (2019), Features of fulfilling norms (tests) of All-Russian sports complex «Ready for labor and defense" (GTO) for people with intellectual disabilities", IXInternational Congress "Sport, Person, Health", conference information package, St. Petersburg, pp.198-199.

7. Government of the Russian Federation (2013), "On the approval of guidelines for determining the consumer basket for the main socio-demographic groups of the population of the Russian Federation". Decree of January 28, 2013, No. 54, available at: https://base.garant.ru/70308360/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.09.2020

УДК 796.011

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В НЕФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДВУХРАЗОВЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В НЕДЕЛЮ

Арутюн Андраникович Егиазарян, кандидат педагогических наук старший преподаватель, Национальный исследовательский университет "МЭИ", Москва; Мурад Мухаме-дович Умаров, кандидат технических наук старший преподаватель, Сергей Леонидович Межогских, старший преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

Аннотация

В исследовании произведен анализ результатов кафедральных нормативов на определение уровня физической подготовленности студентов 1-3 курсов. Наглядно показана динамика физиче-

ской подготовленности студентов нефизкультурного вуза. Определены факторы, влияющие на результаты сданных тестов. Данное исследование позволяет судить об эффективности четырехсот часового объема учебной нагрузки программы физического воспитания, разработанного на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3+), для дисциплины «Физическая культура», на примере МГТУ им Н.Э. Баумана

Ключевые слова: физическая подготовленность, нормативы по физической культуре, физическая культура, динамика физического развития.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p95-100

PHYSICAL DEVELOPMENT DYNAMICS OF STUDENTS IN NON-PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF PHYSICAL EDUCATION LESSONS TAKEN TWICE A WEEK Arutyun Andranikovich Egiazaryan, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, National Research University "Moscow Power Engineering Institute"; Murad Mukhamedovich Umarov, the candidate of technical sciences, senior teacher, Sergey Leonidovich Mezhogskih, the senior teacher, Bauman Moscow State Technical University

Abstract

The department test results were analyzed to determine the physical condition level of the 1-3 grades students in this study. The research demonstrates the dynamic of the student's physical preparedness level in non-sport university. Factors influencing on the test results were determined. This study allows evaluating the effectiveness of four hundred hours program of physical education for physical culture subject, which was developed based on the Federal state educational standards (FSES 3+).

Keywords: physical preparedness, physical culture tests, physical culture, dynamic of physical development.

ВВЕДЕНИЕ

Обязательность дисциплины «Физическая культура» в вузах России, предусмотренная федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС 3+), является ярким свидетельством государственной заинтересованности в приобщении населения, а в частности студенческой молодежи, к систематическим занятиям физической культурой. Сохранение психосоматического здоровья и физическое развитие индивида являются приоритетными задачами дисциплины «физическая культура».

Общее количество часов, предусмотренное положениями ФГОС 3+ на дисциплину «Физическая культура» для направлений бакалавр и специалитет - не менее 400 часов. При этом каждый вуз самостоятельно определяет количество часов для каждого года обучения. Так в МГТУ им. Н.Э. Баумана часы распределены между 1, 2 и 3 годами обучения, позволяя студентам заниматься по четыре часа в неделю (по два раза).

Определение уровня совершенствования физической подготовленности является важным критерием при обосновании эффективности процесса физического воспитания. Уровень и направление динамики развития демонстрирует эффективность используемой программы физической подготовки студентов и позволяет определить необходимость ее коррекции [4].

Несмотря на поиск новых подходов, а также инновационных средств и методов физической подготовки в обучении студентов нефизкультурных вузов [2, 3, 5], дисциплина «Физическая культура» имеет ограничение в четыреста часов учебной программы. Множество данных в последнее время указывает на отсутствие стабильного роста физической подготовленности студентов российских вузов при имеющемся объеме нагрузки [1, 4].

Цель исследования: Оценить влияние четырехсот часовой программы физической культуры на физическое развитие студентов МГТУ им Н.Э. Баумана.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе кафедры «физического воспитания» МГТУ им Н.Э. Баумана. Проанализированы результаты кафедральных нормативов, предусмотренных программой по физической культуре вуза, для студентов, имеющих основную и подготовительную группы здоровья (I и II функциональные группы здоровья). Результаты получены благодаря анализу данных системы «электронный университет» МГТУ им. Н.Э. Баумана, куда вносятся и хранятся показатели контрольных нормативов по окончанию учебного года.

Контрольными нормативами кафедры, предусмотренные учебной программой университета, являются четыре теста:

1. Тест на быстроту: бег 60 метров для юношей и девушек;

2. Силовой тест: для юношей подтягивание на перекладине, для девушек - подъем туловища из положения, лежа на спине за 60 секунд;

3. Тест на выносливость: бег на 3000 метров для юношей и на 1000 метров для девушек;

4. Тест на гибкость: стоя на специальной платформе / тумбе необходимо совершить максимально амплитудный наклон вниз, не сгибая колени и зафиксировать это положение на 3 секунды. Результат определяется в сантиметрах по положению кончиков пальцев.

Были проанализированы результаты кафедральных тестов за 2018-2019 уч./год, в общей сложности, 4423 студентов 1-3 курсов, успешно сдавших контрольные нормативы. Из них: 1710 юношей и 485 девушек 1 курса, 834 юношей и 302 девушки 2 курса, и 817 юношей и 279 девушек 3 курса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблице 1 представлены результаты нормативов у юношей, а в таблице 2 у девушек. Значения округлены до сотых по математическим правилам. Представлена разница в процентном соотношении между парами данных: 1 курс - 2 курс, 2 курс - 3 курс, 1 курс -3 курс.

Таблица 1 - Результаты контрольных нормативов юношей 1, 2, 3 курса

60 м. (сек.) Подтягивание (кол-во раз) 3000 м (мин.) Гибкость (см)

1 курс (х±о) 8.50±0.52 9.32±5.09 14.07±1.74 8.44±3.85

2 курс (х±о) 8.42±0.49 10.04±4.71 13.77±1.63 8.99±3.70

3 курс (х±о) 8.48±0.47 9.42±4.49 14.12±1.44 8.83±3.48

Динамика в паре 1к-2к (%)* + 0.98 +7,67 +2.14 +6.5

Р (1к-2к) <0.01 <0.01 <0.01 <0.01

Динамика в паре 2к-3к (%)* -0.81 -6.15 -2.58 -1.8

Р (2к-3к) <0.01 <0.01 <0.01 >0.01

Динамика в паре 1к-3к (%)* +0.17 +1.05 +0.38 +4.6

Р (1к-3к) >0.01 <0.01 >0.01 <0.01

* Примечание, знак «+» указывает на улучшение показателей, знак «-» на регресс.

Исходя из представленных данных, наблюдается небольшой рост результатов всех четырех тестов у юношей II курса, по отношению к результатам первокурсников, разница статистически достоверна. Тем не менее, рост менее 1% в тесте на бег 60 м. вряд ли можно считать значительным, сколь-нибудь заметный рост можно отметить в силовом тесте и тесте на гибкость (+7,67% и +6.5% соответственно). Однако результаты студентов 3 курса, показывают отрицательную динамику по отношению к второкурсникам буквально по всем тестам. Наибольший регресс в тесте на силу (-6,15%), и только по тесту на гибкость разница статистически не достоверна.

Таблица 2 - Результаты контрольных нормативов девушек 1, 2, 3 курса

60 м. (сек.) Подъем туловища (кол-во раз) 1000 м (мин.) Гибкость (см)

1 курс (х±о) 10.24±0.70 39.74±6.85 4.71±0.51 14.40±3.04

2 курс (х±о) 10.17±0.64 41.26±6.02 4.67±0.48 15.08±2.30

3 курс (х±о) 10.17±0.64 38.85±7.32 4.82±0.47 14.62±2.60

Динамика в паре 1к-2к (%)* + 0.71 + 3.84 + 0.75 + 4.7

Р (1к-2к) >0.01 <0.01 >0.01 <0.01

Динамика в паре 2к-3к (%)* 0 -5.87 -3.11 -3.1

Р (2к-3к) >0.01 <0.01 <0.01 <0.01

Динамика в паре 1к-3к (%)* + 0.71 -2.25 -2.34 + 1.5

Р (1к-3к) >0.01 >0.01 <0.01 >0.01

* Примечание, знак «+» указывает на улучшение показателей, знак «-» на регресс.

Похожие результаты наблюдаются и у девушек. Так, мы видим небольшой рост результатов по всем тестам у второкурсниц по сравнению с первокурсницами, при этом в тесте на скорость и выносливость рост менее 1% и разница статистически недостоверна. Динамика в паре 2 курс - 3 курс, показывает отрицательные значения в трех тестах из четырех, в тесте на скорость вовсе отсутствует какая-либо динамика.

ОБСУЖДЕНИЕ

Несмотря на некоторый рост результатов у обучающихся второго курса, как девушек, так и юношей, мы видим заметное падение результатов у третьекурсников. Система физической подготовки 2-го и 3-го курсов мало отличается друг от друга, во многих группах второкурсники и третьекурсники занимаются вместе, занятие и у тех и у других по 2 раза в неделю и те и другие занимаются, как в группах ОФП, так и в группах видов спорта (ВС). Очевидно, что фактор, влияющий на результаты тестов, не связан непосредственно с процессом подготовки. На наш взгляд объяснение такому падению результатов может служить система распределения студентов 2-го и 3-го курса в начале учебного года. Студент желающий записаться в группы ВС, и изучать элементы видов спорта, должен сдать кафедральные нормативы с высокими результатами. В связи с этим, у обучающихся 1-го и 2-го курсов имеется дополнительная мотивация к самостоятельной подготовке и сдаче нормативов на высоком уровне, а у студентов 3-го курса такая мотивация уже отсутствует, т.к. на старших курсах дисциплина «Физическая культура» не преподается. Дополнительным фактором также можно считать возможность для юношей 1-го и 2-го курса по итогам нормативов пройти отбор на военную кафедру, которая действует на базе МГТУ им Н.Э. Баумана.

Посмотрим, имеет ли место рост физической подготовленности по итогам 3-х летней программы дисциплины «Физическая культура». Если сравнить пары результатов 1-го и 3-го курса юношей мы увидим небольшой рост результатов в тесте на гибкость (+4.6%) и рост чуть более 1% в силовом тесте, при этом в двух оставшихся тестах рост результатов менее 0.5%, разница статистически недостоверна. Вероятно, некоторый рост результатов объясняется естественным ростом и развитием организма молодых людей, тем не менее, значения крайне неубедительны. Можно наблюдать это на примере девушек, сравнивая пары 1-го и 3-го курсов. Наблюдаются отрицательные значения в силовом тесте и тесте на выносливость. Присутствует небольшая прибавка в тесте на скорость и гибкость. Разница статистически достоверна только в тесте на выносливость.

Результаты нормативов и юношей, и девушек подтверждают наш тезис о том, что решающим фактором в повышении показателей тестов является мотивация учащихся иметь возможность записываться в группы ВС. При этом, говорить о стабильном росте физической подготовленности, об эффективном физическом развитии, конечно, не приходится. Более того, заметим, что такой фактор как конкурсный отбор на военную кафедру для юношей существенно не влияет на общую картину, т.к. у девушек наблюдается та же динамика результатов контрольных тестов.

Совершенно ясно, что двухразовое занятие в неделю не позволяет стабильно улучшать физическую форму студентов. Важным фактором в повышении физической подготовленности является внутренняя мотивация занимающихся. Если и можно отметить в отдельных тестах некоторый рост показателей, то он не стабилен, не имеет строгой тенденции. Так, во-первых, рост результатов имеет скромные значения (самый большой рост зафиксирован в силовом тесте у юношей +7,67%), а во вторых, он не стабилен и имеет тенденцию к откату до первоначальных значений при отсутствии внешней мотивации (-6.15% уже на следующий год в силовом тесте юношей). Очевидно, 400 часовой объем физической культуры недостаточен для обеспечения стабильного роста физической подготовленности студентов. Данный объем дисциплины позволяет рассчитывать только на сохранение уже имеющегося уровня физической подготовленности.

ВЫВОДЫ

1. Динамика физической подготовленности студентов МГТУ им Н.Э. Баумана не имеет строгой тенденции к улучшению. Наблюдается ситуативное повышение показателей тестов у 2 курса, как девушек, так и юношей, но у 3-го курса происходит откат результатов к значениям близким к результатам 1-го курса.

2. На повышение результатов тестов в значительной степени влияют внешние мо-тивационные факторы, нежели эффект от двухразовых занятий в неделю. При этом, рост результатов по отдельным тестам не более 8%, а зачастую менее 5%.

3. ФГОС предусматривающий 400 часовой объем на дисциплину «Физическая культура» позволяет решать задачу по сохранению определенного уровня физической подготовленности обучающихся, но не способствует стабильному росту физической подготовленности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахматгатин А. А. Характеристика физической подготовленности студентов технического вуза / А. А. Ахматгатин, С.М. Струганов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №. 5. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27095 (дата обращения: 01.08.2020).

2. Величко Т. И. Физическая подготовленность и здоровье современных студентов / Т. И. Величко Г. В. Власов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 1. - С. 16-20.

3. Выприков Д.В. Кроссфит в повышении физической подготовленности студентов / Д.В. Выприков // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №. 3. - С. 16.

4. Кокшаров А. В. Динамика показателей физического развития и физической подготовленности студентов железнодорожного вуза / А.В. Кокшаров, Е.Н. Мироненко // Омский научный вестник. - 2013. - №. 3 (119). - C. 186-189.

5. Влияние визуального мышления на показатели сердечно-сосудистой системы организма человека / И. Д. Свищёв, Р.В. Тамбовцева, В.Н. Черемисинов, А.И. Лаптев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 6. - С. 52-54.

REFERENCES

1. Akhmatgatin, A. A. and Struganov, S.M. (2017), "The characteristics of technical university students physical preparation", Modern problems of science and education, No. 5, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27095

2. Velichko, T.I. and Vlasov, G.V. (2018), "Physical fitness and health of modern students", Bulletin Tula State University. Physical culture. Sport, No. 1, pp. 16-20.

3. Vyprikov D. V. (2017), "Crossfit to improve students'' physical fitness", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 16.

4. Koksharov, A.V. and Mironenko, E.N. (2013), "Dynamics of physical preparedness of students of Railway University", The Omsk Scientific Bulletin, No. 3 (119), pp. 186-189.

5. Svishhjov, I.D., Tambovceva, R.V., Cheremisinov, V.N. and Laptev, A.I. (2019), "Effects of visual thinking for cardiovascular system functionality rates", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 52-54.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.09.2020

УДК 797.122

КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГРЕБЦОВ-БАЙДАРОЧНИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Тихон Михайлович Замотин, кандидат педагогических наук, Центр спортивной подготовки сборных команд России, Москва

Аннотация

В статье рассматривается методика комплексной педагогической оценки подготовленности гребцов-байдарочников высокой квалификации. Целью исследования являлась разработка комплекса информативных и объективных педагогических тестов для оценки подготовленности гребцов-байдарочников высокой квалификации. Опрос ведущих тренеров выявил наиболее используемые педагогические тесты; на основании корреляционного анализа результатов тестов и соревновательной деятельности были выявлены наиболее информативные тесты, которые в большей мере отражают уровень подготовленности гребца. Было установлено, что на спортивный результат у стайеров в большей мере влияет уровень развития выносливости; у спринтеров - максимальная сила.

Ключевые слова: подготовка гребцов, педагогические тестирования, оценка подготовленности, гребля на байдарках и каноэ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p100-104

COMPREHENSIVE PEDAGOGICAL ASSESSMENT OF THE PHYSICAL FITNESS

IN CANOE SPRINT

Tikhon Mikhailovich Zamotin, the candidate ofpedagogical sciences, Center for Training of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

National Teams of Russia, Moscow

Abstract

The article presents the development of the methodology for comprehensive pedagogical assessment of the physical fitness in canoe sprint. The aim of the research is to develop a set of informative and objective pedagogical tests to assess the physical fitness of well-trained kayakers. The survey of leading coaches revealed the most used pedagogical tests; based on the correlation analysis of test results and competitive activities, the most informative tests were identified, which more closely reflect the level of training in canoe sprint. It was found that the result of competitions of stayers is more influenced by the level of endurance development; sprinters-the maximum strength.

Keywords: training of kayakers, pedagogical tests, assessment of physical fitness, canoe sprint.

Высокий уровень конкуренции в гребле на байдарках и каноэ предъявляет жесткие требования к уровню подготовленности спортсменов. Тренеры и спортсмены находятся в постоянном поиске средств повышения эффективности тренировочного процесса. Контроль подготовленности в спорте высоких достижений является одним из основных средств оптимизации процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон физической формы и функциональных возможностей важнейших систем организма [1]. В связи с этим актуальным является выявление наиболее информативных маркеров состояния подготовленности спортсмена и моделей разных сторон подготовленности.

В практике подготовки гребцов-байдарочников высокой квалификации достаточно сильно развиты модели соревновательной деятельности, в то же время, модели для оценки физических качеств практически не используются и не разрабатываются. Дитрих Хар-ре [2] считает, что, прежде всего, необходимо поднять уровень требований к проявлениям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.