управления профессиональным образованием, основанного на взаимодействии университетов и бизнес-структур и его консолидации в мировое образовательное пространство.
1. Bibik V., Il'yaschenko D. Practically oriented training of engineers // ICAEM-2014 : proceedings: International Conference on Advanced Education and Management. — Beijing, Cina, 2014. — P. 62-63.
2. Kust T. S. University Discourse in Computer-mediated Communication: Philosophical, Sociological and Cultural Grounds for Linguistic Description // Procedia - Social and Behavioral Sciences. — 201 5. — Vol. 166: Proceedings
of The International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences 2014 (16-18 October 2014). — Tomsk, 2014. — P. 409-414.
3. The management of advanced training of engineering and technical specialists based on the interaction between universities and business-structures [Electronic resource] / A. A. Nikitin, M. P. Palyanov, M. V. Morozova, A. S. Markovichev // International Review of Management and Marketing. — 2016. — Vol. 6 (1). — P. 75-80. — URL: http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/ view/1740.
4. Pokholkov Yu. P. National Doctrine of Advanced Engineering Education of Russia in the Context of New Industrialization: Approaches to Development, Objectives, and Principles // Engineering Education. — 2012. — № 10. — P. 46-59.
УДК/UDC 378:796 В. М. Климов, Р. И. Айзман
V. Klimov, R. Aizman
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО ВЫБОРА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
DYNAMICS OF PHYSICAL FITNESS OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS DURING ORGANISATION OF PHYSICAL EDUCATION UNDER FREE CHOOSING OF SPORT SPECIALIZATION
В статье представлена оценка уровня физической подготовленности студентов технического университета, самостоятельно выбравших физкультурно-спортивную специализацию, в период обучения с первого по четвертый курс. Результаты исследования физических качеств студентов сопоставлены с нормативами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Выявлена необходимость привлечения студентов дополнительно к самостоятельной физической активности.
The assessment of dynamics of physical fitness level of technical university students is presented in this article. The students independently choose their sports specialization during their study from the first to the fourth year. The results of student's physical qualities studies were compared with the standards of All-Russian GTO sports complex. The need of the additional involvement of the students to independent physical activity is revealed.
Ключевые слова: физическая подготовленность, динамика, студенты, нормативы комплекса ГТО.
Keywords: physical fitness, dynamics, students, standards set by the GTO (Ready to work and defense) sports complex.
Успешность обучения в вузе в условиях возрастающей интенсивности учебного процесса в значительной степени зависит от психофункционального состояния организма, ухудшение которого свидетельствует о нарушении здоровья, ведет к снижению работоспособности и повышенной утомляемости студентов [4].
Важную роль в улучшении психофункционального состояния организма играют систематические занятия физической культурой. Одним из критериев эффективности таких занятий, проводимых в высшем учебном заведении на кафедре физического воспитания, является динамика уровня физической подготовленности студентов. К сожалению, более 60 % студентов, по данным разных авторов, имеют низкие показатели здоровья и низкий уровень физической подготовленности [1; 4; 5; 9; 10].
Для изменения сложившейся ситуации важно использовать в учебном процессе но-
Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)
вые методы, средства и формы организации физкультурной деятельности студентов с учетом потребностно-мотивационного стимула, пользующиеся популярностью среди молодежи и позволяющие разнообразить устоявшуюся вузовскую программу по физической культуре [11].
С целью выявления динамики физической подготовленности студентов в техническом вузе в условиях самостоятельного выбора физкультурной специализации и сравнения этих показателей с нормами комплекса ГТО было проведено лонгитудинальное исследование студентов с 1-го по 4-й курс (78 юношей и 74 девушки) Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). Особенность организации учебного процесса по модулю «Физическая культура и спорт» в НГТУ заключается в предоставлении выбора студентом по желанию одного из видов двигательной активности, который организует кафедра физического воспитания через различные виды спортивных занятий в рамках учебного процесса. Студентам предоставляется возможность заниматься спортивными играми, плаванием, аэробикой, легкой атлетикой, единоборствами. Объем учебно-тренировочных нагрузок у студентов 1-2-х курсов составляет 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа), у студен-
тов 3-4-х курсов — 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа).
Физическая подготовленность оценивалась по результатам выполнения трех основных тестов: «Бег на 1000 м» — для оценки общей выносливости; «Прыжок в длину с места» — для определения скоростно-силовых качеств; «Подъем туловища из положения лежа на спине за 1 мин» для девушек, «Подтягивание на перекладине» для юношей — для определения силы отдельных групп мышц [3; 6].
Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием методов статистического анализа. Различия между группами оценивались по Ё-критерию Стьюдента для независимых выборок и считались достоверными при р < 0,05 [7].
Сравнительный анализ зарегистрированных показателей показал, что результаты динамики по разным тестам имеют неодинаковые изменения. Так, результаты тестов на выносливость (бег 1000 м) как у юношей, так и у девушек имели тенденцию улучшения с 1-го по 2-й курс, однако достоверных отличий не выявлено, а на 3-м и 4-м курсах отмечалось значительное ухудшение (р < 0,05) до уровня ниже результатов первокурсников (табл. 1, 2).
Это свидетельствует о существенном снижении уровня выносливости учащейся моло-
Таблица 1
Динамика физической подготовленности юношей 1-4-го курсов (М±т)
Тесты 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс
Бег 1000 м, сек 249,3 ± 5,3 240,1 ± 3,8 256,0 ± 3,3 * 253 ± 4,2 *
Подтягивание, кол-во раз 9,3 ± 0,5 10,7 ± 0,5 ° 10,3 ± 0,4 10,3 ± 0,5
Прыжок, см 229,0 ± 2,0 237,1 ±2,2 ° 233,0 ± 1,7 234,2 ± 2,1
* — достоверные различия между студентами 2-го и 3-4-го курсов ° — достоверные различия между студентами 1-го и 2-го курсов
Таблица 2
Динамика физической подготовленности девушек 1-4 курсов (М±т)
Тесты 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс
Бег 1000 м, сек 310,0 ± 7,6 306,1 ± 4,7 329,0 ± 5,3* 321,0 ± 3.9 *
Подъем туловища за 1 мин, кол-во раз 35,0 ± 1,1 38,4 ± 1,4 ° 38,0 ± 1,2 36,9 ± 0,6
Прыжок, см 166,7 ± 2,2 173,0 ± 2,3 ° 166,8 ± 1,7 * 167,8 ± 1,5 *
* — достоверные различия между студентами 2-го и 3-4-го курсов ° — достоверные различия между студентами 1-го и 2-го курсов
Рис. 1. Распределение студентов по результатам скоростно-силового теста (прыжок в длину с места) согласно нормативам ГТО
дежи в период обучения в вузе. Необходимо отметить, что данный норматив (бег 1000 м] является самым нелюбимым у студентов. При сдаче этого норматива требуется проявление значительных волевых усилий.
Сравнивая показатели тестов скоростно-силовых (прыжки в длину с места] и силовой направленности (подтягивание на высокой перекладине у юношей и подъем туловища из положения лежа у девушек], мы обнаружили, что результаты юношей и девушек 2-го курса по отношению к 1-му курсу значительно улучшились (р < 0,05].
Показатели скоростно-силовых и силовых тестов юношей 3-4-х курсов по отношению к второкурсникам практически не изменились, хотя и имели тенденцию к снижению. Количество подъемов туловища за 1 минуту из положения лежа на спине у девушек 3-4-х курсов также не изменилось, а показатели скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места] достоверно снизились (р < 0,05].
Такая динамика физической подготовленности студентов 3-4-х курсов объясняется тем, что при одноразовых занятиях физической культурой объем нагрузок для сохранения или улучшения уровня физических качеств недостаточен, что подтверждается и другими авторами [4]. В процессе устного опроса нами было установлено, что 55 % юношей и 15 % девушек занимаются различной физкультурной деятельностью самостоятельно, что в определенной степени способствует поддержанию уровня развития физических качеств, достиг-
нутых на 2-м курсе. Поэтому в целом снижение описанных показателей у юношей проявляется в меньшей степени, чем у девушек (табл. 1, 2).
Соответствие уровня физической подготовленности студентов нормативам VI ступени (18-29 лет) комплекса ГТО [12] выявлялось путем сопоставления указанных показателей. С учетом низкого уровня выносливости студентов, по нашим многолетним наблюдениям, для оценки этого качества студентам предлагалась меньшая нагрузка (бег на 1000 м для юношей и девушек) в отличие от норм комплекса ГТО (2000 м для девушек и 3000 м для юношей).
Количество юношей 2-го курса с результатами в прыжках в длину с места, соответствующими нормативам ГТО, увеличилось на 11,2 % по сравнению с 1-м курсом, а число девушек увеличилось на 9 %. Рзультаты теста выявили преобладание юношей с показателями «золотого знака» на 2-м курсе (53,7 %), у девушек большее количество второкурсниц (29,2 %) выполнили этот вид испытаний на «бронзовый знак». К 4-му курсу число юношей, не достигших уровня «бронзового знака» по скоростно-силовому качеству, значительно уменьшилось по сравнению со 2-м курсом — с 11,1 до 4,6 %, тогда как количество девушек с результатами ниже норм ГТО увеличилось на 12,7 % (рис. 1).
По тестам силовой направленности наблюдается наибольшее количество студентов, выполнивших нормативы ГТО: среди юношей 2-го курса — 76,3 % и среди девушек 3-го курса — 79,7 %. По качественному составу знаков
Актуальные проблемы профессиональной педагогики
Рис. 2. Распределение студентов по результатам тестов силовой направленности (подтягивание на высокой перекладине у юношей и подъем туловища из положения лежа у девушек)
согласно нормативам ГТО
отличия ГТО лучшие показатели также у юношей 2-го курса и девушек 3-го курса (рис. 2).
В целом можно отметить, что количество юношей, выполнивших нормативы ГТО, от 1-го к 4-му курсу увеличилось (с 78,7 до 95,4 % по скоростно-силовому качеству; и с 61,7 до 70,7 % по тесту силовой направленности).
Количество девушек, выполнивших нормативы ГТО, на 1-м и 4-м курсах практически не изменялось (58,6 и 54,9 % по скоростно-си-ловому качеству; 64,3 и 66,3 % — по тесту силовой направленности).
Таким образом, организация процесса занятий по физической культуре в условиях свободного выбора физкультурно-спортивной специализации позволяет повысить уровень физической подготовленности студентов с 1-го по 2-й курс. Вместе с тем занятия на 3-м и 4-м курсах в режиме 2 часа в неделю не способствуют улучшению качеств физической подготовленности, поэтому необходимо привлекать студентов к дополнительной самостоятельной физической активности.
Особое внимание на занятиях необходимо уделять упражнениям на выносливость. Уровень развития этого важнейшего физического качества во многом определяет функциональное состояние организма.
При проведении тестирования необходимо стимулировать мотивацию на достижение предельных результатов, чтобы выявить психофункциональные резервные возможности студентов.
1. Бака Р. Физическая подготовленность как отражение сформированности физической культуры студентов //
Физическое воспитание студентов. — 2010. — № 2. — С. 14-17.
2. Васенков Н. В., Фазлеева Е. В., Пасмуров Г. И. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 3-2. — С. 27-29.
3. Городилин С. К., Руденик В. В. Физическое воспитание студентов: тексты лекций. — Гродно : ГрГУ, 2002. — 83 с.
4. Жомин К. М. Морфофункциональные и психофизиологические особенности студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности : авто-реф. дис. ... канд. биол. наук. — Челябинск, 2013. — 22 с.
5. Кужугет А. А. Особенности физического развития, функции кардиореспираторной системы и соматического здоровья студентов в зависимости от организованной двигательной активности : автореф. дис. . канд. биол. наук. — Челябинск, 2012. — 23 с.
6. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник. — М. : Советский спорт, 2004. — 463 с.
7. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособ. -СПб. : Речь, 2004. — 392 с.
8. Фазлеева Е. В., Васенков Н. В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов вуза // Теория и практика физической культуры. — 2010. — № 6. — С. 83-85.
9. Черненко В. А. Количественная оценка показателей физической подготовленности студентов // Вестник спортивной науки. — 2011. — № 2. — С. 69-71.
10. Яковлева В. Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи // Science Time. — 2014. — № 9. — С. 254-261.
11. Образовательные аспекты формы и содержания единоборств в вузе / В. М. Лабскир [и др.] // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях : сб. ст. 2 междунар. электрон. науч. конф. (7 февр. 2006 г.) / [под ред. С. С Ермакова]. — Харьков ; Белгород ; Красноярск, 2006. — С. 137-139.
12. Об утверждении Положения о Всероссийском физкуль-турно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 11.06.2014 № 540. — URL: http:// www/minsport.gov.ru/post540_11062014.pdf.