Научная статья на тему 'Анализ годичной подготовки гребцов-байдарочников стайеров высокой квалификации'

Анализ годичной подготовки гребцов-байдарочников стайеров высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ / ПОДГОТОВКА СТАЙЕРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДИСТАНЦИЯ 1000М

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замотин Тихон Михайлович, Синявин Олег Юрьевич

В данной статье представлен анализ второго макроцикла Олимпийского цикла подготовки гребцов-байдарочников стайеров (1000м) высокой квалификации, рассматриваются основные педагогические аспекты подготовки. Исследование основывается на данных педагогических наблюдений, тестирований и анализа дневников гребцов высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замотин Тихон Михайлович, Синявин Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the annual training of well-trained stayers-kayakers

The purpose of this study was to present the analysis of the second micro cycle of the Olympiad preparation cycle of well-trained stayers-kayakers (1000m). The study is based on the data of pedagogical observations, testing and analysis of diaries of rowers of high qualification.

Текст научной работы на тему «Анализ годичной подготовки гребцов-байдарочников стайеров высокой квалификации»

REFERENCES

1. Kudelin, A.I., Zagursky, N.S. and Khaitovich, F. (2018), "Shooting skills in biathlon: training and improving shooting technique", Modern system of sports training in biathlon: materials VI All-Russian scientific-practical. conf., (Omsk, April 17-18, 2018), Siberian State University of physical culture and sports, Omsk, pp. 87-104.

2. Romanova, Ya.S. and Zagursky, N.S. (2018), "New approach to teaching shooting in biathlon", Modern system of sports training in biathlon: materials VI All-Russian scientific-practical. conf., (Omsk, April 17-18, 2018), Siberian State University of physical culture and sports, Omsk, pp. 132-143.

3. Ministry of Sport of the Russian Federation (2015), Typical sports training program by sport: biathlon, FGBU "Federal Center for Training Sports Reserve", Moscow.

4. The federal standard of sports training in the sport biathlon, Minsport of Russia, order No. 686 of August 30, 2013, available at: http://dushizhstal.ru/sites/default/files/biatlon_0.pdf.

Контактная информация: romanova8383@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2018

УДК 797.122

АНАЛИЗ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ГРЕБЦОВ-БАЙДАРОЧНИКОВ СТАЙЕРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Тихон Михайлович Замотин, кандидат педагогических наук, ФГБУ Центр спортивной подготовки сборных команд России, Москва, Олег Юрьевич Синявин, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье представлен анализ второго макроцикла Олимпийского цикла подготовки гребцов-байдарочников стайеров (1000м) высокой квалификации, рассматриваются основные педагогические аспекты подготовки. Исследование основывается на данных педагогических наблюдений, тестирований и анализа дневников гребцов высокой квалификации.

Ключевые слова: гребля на байдарках, подготовка стайеров высокой квалификации, годовое планирование, дистанция 1000м.

ANALYSIS OF THE ANNUAL TRAINING OF WELL-TRAINED STAYERS-

KAYAKERS

Tikhon Mikhailovich Zamotin, the candidate of pedagogical sciences, Center for sports training of national teams of Russia, Moscow Oleg Yuryevich Sinyavin, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The purpose of this study was to present the analysis of the second micro cycle of the Olympiad preparation cycle of well-trained stayers-kayakers (1000m). The study is based on the data of pedagogical observations, testing and analysis of diaries of rowers of high qualification.

Keywords: canoe sprint, training of well-trained kayakers, annual planning, 1000m distance.

В практике планирования в гребле на байдарках и каноэ принято брать за основу четырехлетний (Олимпийский) цикл, состоящий из четырех макроциклов. Каждый макроцикл (годичный цикл) имеет собственную направленность и цель. Последовательность нагрузки в макроциклах предусматривает создание ударных экипажей для завоевания Олимпийских лицензий и успешного выступления на Олимпийской регате.

Первый год Олимпийского цикла характеризуется «сменой поколений», то есть появляются молодые спортсмены, которые формируют новые экипажи. В этом году, как

правило, успешным считается попадание в финальные заезды на Чемпионате Мира.

Второй год - развивающий аэробный, в этом году спортсменам необходимо выполнить большой объем работы на воде и сформировать «фундамент» для дальнейшей подготовки к Олимпийской регате. Целью этого макроцикла является сокращение отставания от лидеров в два раза.

Данное исследование посвящено анализу второго макроцикла подготовки гребцов байдарочников-стайеров высокой квалификации. Исследование базируется на данных педагогических наблюдений, педагогических тестирований, а также анализа дневников спортсменов.

В исследовании принимали участие 7 спортсменов-стайеров высокой квалификации (возраст 25±2 года, МПК 67±3).

Построение годичного цикла подготовки (макроцикл) основывалось на базовых положениях блоковой периодизации спортивной тренировки [1]. Макроцикл состоял из семи этапов подготовки, подготовительный период состоял из трех этапов, соревновательный период - из четырех этапов, после соревновательного периода планировался переходный период для подготовки к следующему макроциклу.

Этапы подготовки имели схожую структуру: начало этапа - аэробно-силовой блок, далее следовал интенсивный гликолитический блок, в соревновательном периоде этап заканчивался

предсоревновательным сужением и участием в соревнованиях.

Анализ дневников спортсменов позволил оценить общий объем выполненной работы, а также процентное соотношение работы в разных зонах интенсивности.

Всего за макроцикл подготовки (ноябрь 2017 - август 2018) было выполнено на воде 3500 км (рисунок 1).

В практике подготовки гребцов высокой квалификации используются 5 зон интенсивности:

• 1 зона - компенсаторная гребля, регламентируется ЧСС - не более 140 уд/мин;

• 2 зона - развивающая аэробная, регламентируется тренировочной скоростью (100% скорость по результатам теста 5км).

• 3 зона - смешанная, регламентируется тренировочной скоростью (100% - 110% скорость по результатам теста 5км).

• 4 зона - развивающая гликолитическая регламентируется тренировочной скоростью (100-110% скорость по результатам теста 1250м).

• 5 зона - Креатинфосфатная. Выполнение коротких спуртов не длиннее 15 секунд.

Большая часть работы на воде была выполнена в аэробном режиме (1 и 2 зоны интенсивности) - 80% всего объема, третья зона интенсивности заняла 10% всего объема, четвертая - 8%. Креатинфосфатные спурты (5 зона) заняли 1% от общего объема работы на воде.

Подготовительный период состоял, в основном, из аэробно-силовой нагрузки, в микроцикле спортсмены проходили на воде в среднем 140 км (1-2 зоны интенсивности с включением спуртов 5 зоны), микроциклы на тренировочных мероприятиях содержали 16 тренировок, из них 12 тренировок на воде и 4 тренировки в тренажерном зале (атлетическая подготовка). Тренировочное мероприятие (ТМ) в декабре началось с ударного аэробного микроцикла, в котором было пройдено на воде 200км; увеличение

4; 8%

5; 1%

3; 10%

2; 41%

1; 40%

□ 1 Ш2 Ш3 Ш4 И5

Рисунок 1 - Распределение общего объема работы на воде по 5-ти зонам интенсивности

объема работы было достигнуто за счет увеличения количества тренировок на воде - в данном микроцикле 15 из 16 тренировок были проведены на воде и 1 в тренажерном зале.

В конце декабря, во второй половине февраля и в марте были выполнены интенсивные гликолитические мезоциклы с применением моделирования соревновательной дистанции и интенсивными интервальными тренировками. Объем работы на воде в интенсивных микроциклах составлял порядка 120 км, причем в среднем 50% объема выполнялось в первой зоне, 20% в третьей и 40% в четвертой зоне интенсивности. В январе ТМ был направлен, главным образом, на развитие силовых качеств (атлетическая подготовка). Из 16 тренировок в микроцикле 5 проводились на воде; в основном выполнялись задания в 1 зоне (равномерная техническая гребля и т.д.), 2 тренировки проводились в плавательном бассейне (интенсивность 1-2 зона).

В соревновательном периоде планирование подготовки основывалось на календаре национальных отборочных и международных соревнований. При этом, высшим приоритетом обладала аэробно-силовая работа; микроциклы аэробно-силовой направленности планировались в первую очередь. Минимальная продолжительность аэробно-силового мезоцикла составляла 12 дней (2 микроцикла по 6 дней). Во вторую очередь планировалось предсоревновательное сужение (оптимальная продолжительность 8 дней). Оставшиеся дни отводились интенсивной гликолитической подготовке, включающей в себя интенсивные интервальные тренировки.

В теории спорта принято выделять внутреннюю и внешнюю стороны нагрузки [2]. Внешняя сторона нагрузки в процессе подготовки оценивалась педагогическими тестированиями. В начале аэробно-силового блока проводилось тестирование - 5 км в одиночке (одноместная лодка), в начале интенсивного гликолитического блока - 1250м в одиночке. Данные тесты были обоснованы и апробированы в предшествующих исследованиях [3]. Спортсмен должен был пройти дистанцию с максимально возможной скоростью; средняя скорость на дистанции считалась индивидуальной тренировочной скоростью в блоке подготовки (рисунок 2).

14,2 14,0 13,8 13,6 13,4 13,2 13,0

15,9 15,7 15,5 15,3 15,1 14,9 14,7 14,5

а)

* гЬ Г1! П Г1!

* п

гИ

окт'17 ноя'17 дек'17 янв'18 фев'18 март'18 апр'18 май'18 июнь'18 июль'18 авг'18 б)

_ л * ± гЬ

рН *

1 *

т п

1- *

гЬ

окт'17 ноя'17 дек'17 янв'18 фев'18 март'18 апр'18 май'18 июнь'18 июль'18 авг'18

Рисунок 2 - Анализ скоростей педагогических тестирований гребцов высокой квалификации в подготовительном периоде (а - тест 5км, б - тест 1250м), * - статистически достоверные различия рУ<0,05

Результаты тестирований позволяют нам косвенно оценить уровень ПАНО и МПК в условиях выполнения соревновательного упражнения (гребля в лодке) [2]. Таким

образом мы имели возможность одновременно следить за уровнем подготовленности спортсменов и индивидуализировать тренировочный процесс, не нарушая его целостности (то есть не было необходимости тратить время на неспецифические тестирования).

В октябре спортсмены проходили тестирование самостоятельно в условиях своего региона, все дальнейшие тестирования проводились в условиях тренировочных мероприятий; для получения наиболее информативных результатов выбирался день и время, когда воздействие внешних факторов (ветер, волна и т.д.) было минимальным. До декабря наблюдался наибольший прирост скорости, в январе был проведен сбор ОФП с минимальным объемом работы на воде, вследствие чего в феврале скорости не выросли (остались на уровне декабря). Аэробная скорость (тест 5 км) продолжала увеличиваться до марта, далее произошла стагнация. В течение соревновательного периода статистически достоверных изменений в аэробной скорости не наблюдалось.

Скорость МПК (тест 1250м) росла на протяжении всего года, исключение составили только ТМ в феврале и в августе. В феврале прирост не наблюдался из-за малого объема работы на воде в январе; в августе были достигнуты индивидуальные пики скорости МПК и соревновательной скорости, то есть, можно предположить, что спортсмены вышли на пик формы и смогли его удержать его до Чемпионата Мира 2018.

Специальная подготовленность оценивалась контрольными тренировками -прохождение 1000м в одиночке в соревновательном режиме (рисунок 3), оценивалась скорость прохождения соревновательного отрезка.

Рисунок 3 - Анализ динамики скорости на контрольных тренировках и соревнованиях у гребцов высокой квалификации, * - статистически достоверные различия рУ<0,05

Время для проведения контрольных тренировок также выбиралось с учетом минимизации воздействия факторов внешней среды, контрольные тренировки проводились в конце тренировочного мероприятия. Наибольший прирост скорости наблюдался на ТМ в декабре; далее, достигнутая скорость была сохранена до февраля и в марте наблюдался еще один прирост скорости. В апреле представлена скорость с Всероссийских соревнований «гонка одиночников», где все спортсмены участвовали в одиночках; скорости на соревнованиях значительно ниже, так как на соревнованиях дул сильный встречный ветер. Далее, в течение соревновательного периода контрольные не проводились, на национальных и международных соревнованиях спортсмены участвовали, в основном, в экипажах. Критерием эффективности подготовки в соревновательном периоде может служить тот факт, что на национальных соревнованиях спортсмены успешно проходили систему отбора на международные соревнования; на главном старте сезона - Чемпионат Мира 2018 экипаж, составленный из спортсменов группы, занял 4 место с отставанием от лидера 2 секунды. Такое выступление можно считать успешным, так как была достигнута цель, поставленная на данный годичный цикл - сокращение отставания от мировых лидеров в двое.

Внутренняя сторона нагрузки оценивалась по нескольким критериям - утренняя ЧСС, ЧСС во время работы на воде, утренняя масса тела, концентрация лактата в капиллярной крови (Ьа, ммоль/л) и субъективная оценка тяжести нагрузки по 10-балльной

шкале Борга [4, 5] (СОТН). Ежедневно утром спортсмены самостоятельно регистрировали значения ЧСС в положении лежа после пробуждения и в положении стоя. Масса тела также измерялась ежедневно утром до завтрака. Субъективная оценка тяжести нагрузки использовалась только при выполнении интенсивных интервальных тренировок в гликолитических блоках подготовки. С помощью корреляционного анализа нами были выявлены наиболее информативные параметры для управления тренировочным процессом (таблица 1), основной критерий для оценки информативности параметра -скорость лодки на тренировках. ЧСС в положении лежа (ЧССл), масса тела и СОТН оказались в большей степени информативными, чем другие показатели.

Таблица 1 - Анализ корреляционных взаимосвязей наиболее информативных параметров для управления тренировочным процессом гребцов высокой квалификации__

ЧСС лежа ЧСС стоя ЧСС на воде Разница ЧСС стоя - ЧСС лежа Масса тела Ьа СОТН

Скорость лодки 0,86* 0,31 0,25 0,42 0,88* 0,48 0,92*

*- р<0,05

В аэробно-силовом мезоцикле утренняя ЧСС в положении лежа снижается до минимальных значений, что свидетельствует о постепенной адаптации сердечнососудистой системы к тренировочным нагрузкам. В то же время аэробные интервальные тренировки и атлетическая подготовка, направленная на развитие максимальной силы, могут вызывать рост ЧССл. Микроциклы с повышенными аэробными объемами вызвали дополнительный адаптационный импульс, который сильно повлиял на величину ЧССл, показатели снизились до уровня 40-46 уд/мин. В гликолитическом мезоцикле ЧССл повышается, достигая индивидуальных максимальных величин. Максимальные величины достигаются, как правило, после интенсивных интервальных тренировок. В мезоцикле предсоревновательного сужения ЧССл снижается, величина оптимального снижения индивидуальна.

Масса тела при выполнении оптимальной тренировочной нагрузки меняется в диапазоне 2%, в аэробно-силовом мезоцикле масса тела, как правило возрастает, в гликолитическом интенсивном мезоцикле - снижается, в мезоцикле предсоревновательного сужения достигается «гоночная» масса тела. В интенсивном гликолитическом мезоцикле возможно снижение массы тела более, чем на 2%, это является следствием чрезмерной нагрузки. Как правило, резкое снижение массы тела наступает после интенсивных интервальных тренировок. В этом случае для данного спортсмена вносятся коррекции в план подготовки - отменяется очередная интервальная тренировка, снижается интенсивность тренировочного процесса на ближайшие два дня.

Субъективная оценка тренировочной нагрузки (СОТН) применяется в интенсивном гликолитическом мезоцикле для подбора индивидуальной формулы интенсивных интервальных тренировок. После интервальной тренировки спортсмену предлагалось оценить тренировку по 10-балльной шкале Борга, где 1 - легкая нагрузка, 5 - тренировка на уровне ПАНО, 10 - максимально возможная нагрузка. При этом, оптимальная интервальная тренировка оценивается спортсменами на 7-8 баллов. Если спортсмен выставляет 9 или 10 - уменьшается количество интервалов в серии, если спортсмен выставляет менее 7 баллов - количество интервалов в серии увеличивается.

РЕЗЮМЕ

На главном старте годичного цикла 2017-18 гг. (Чемпионат Мира 2018) спортсмены группы выступали в виде программы К-4 1000м (байдарка-четверка, дистанция 1000м). Экипаж занял четвертое место, проиграв лидерам гонки 2 секунды. Тем не менее экипаж справился с поставленной задачей, значительно сократив отставание: на Чемпионате Мира 2017г. в данном виде программы экипаж занял 9 место с отставанием 12 секунд. Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что наиболее информативными параметрами для

управления тренировочного процесса являются ЧСС лежа, утренняя масса тела спортсмена, а также субъективная оценка тяжести нагрузки по шкале Борга. Установлены взаимосвязи динамики указанных параметров и тренировочной нагрузки.

Наибольший прирост скоростей в подготовительном периоде вызвал микроцикл с увеличенным объемом работы на воде. Приоритетное планирование аэробно-силовой подготовки в течение всего макроцикла позволило удержать уровень скорости ПАНО (тест 5км) на достаточно высоком уровне, что послужило основной для роста спортивного результата, успешного выхода на пик формы к главному старту сезона и достижению поставленной цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иссурин, В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В.Б. Иссурин. - Москва : Советский спорт, 2010. - 282 с.

2. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - Москва : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

3. Замотин, Т.М. Интегрированная аналитика в тренировочном процессе гребцов-байдарочников высокой квалификации / Т.М. Замотин, А. А. Тищенко // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2018. - Вып. V. - С. 57-59.

4. Seiler, S. Effect of work duration on physiological and rating scale of perceived exertion responses during self-paced interval training / S. Seiler, J.E. Sjursen // Scand J Med Sci Sports. - 2004. - № 14. - P. 318-325.

5. Using perceived exertion to prescribe and monitor exercise training heart rate / R.K. Dishman, R.W. Patton, J. Smith [et al.] // Int J Sports Med. - 1987. - № 8. - P. 208-213.

REFERENCES

1. Issurin, V.B. (2010), Block periodization of a sports training, Soviet sport, Moscow.

2. Verkhoshansky, Yu.V. (1985), Programming and organization of training process, Physical culture and sport, Moscow.

3. Zamotin, T.M. and Tishchenko A.A. (2018), "Integrated analytics in training process of oarsmen kayakers of high qualification", Current problems of modern pedagogics and psychology in Russia and abroad the Collection of scientific works following the results of the international scientific and practical conference, Issue V, pp. 57-59.

4. Seiler, S. and Sjursen, J.E. (2004), "Effect of work duration on physiological and rating scale of perceived exertion responses during self-paced interval training", Scand J Med Sci Sports, No. 14, pp. 318-325.

5. Dishman, R.K., Patton, R.W., Smith, J. and et al. (1987), "Using perceived exertion to prescribe and monitor exercise training heart rate", Int J Sports Med., No. 8, pp. 208-213.

Контактная информация: ztm007@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.09.2018

УДК 796.922.093.612

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ У СПОРТСМЕНОВВ

ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА И ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Григорий Георгиевич Захаров, научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (СПбНИИФК), Санкт-Петербург; Юлия Николаевна Сивкова, старший преподаватель, Геннадий Александрович Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

По материалам зарубежных источников в статье представлены результаты исследований, направленных на обоснование эффективного выполнения фазы отталкивания от стола отрыва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.