Научная статья на тему 'Концепция подготовки национальной команды республики Беларусь по гребле на байдарках и каноэ в 2015–2016 годах'

Концепция подготовки национальной команды республики Беларусь по гребле на байдарках и каноэ в 2015–2016 годах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гребцы на байдарках и каноэ / микроцикл / мезоцикл / rowing and Canoeing / a microcycle / a mesocycle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В В. Шантарович

Представлена структура общей системы подготовки гребцов на байдарках и каноэ, значимой для тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в завершающий год олимпийского цикла подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В В. Шантарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF TRAINING THE NATIONAL TEAM OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN ROWING AND CANOEING IN 2015–2016

The structure of the General system of training for rowing and Canoeing, which is important for training and competitive activities of athletes in the final year of the Olympic cycle of training.

Текст научной работы на тему «Концепция подготовки национальной команды республики Беларусь по гребле на байдарках и каноэ в 2015–2016 годах»

УДК 797.122(476)

В. В. Шантарович

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМАНДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ В 2015-2016 ГОДАХ

Представлена структура общей системы подготовки гребцов на байдарках и каноэ, значимой для тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в завершающий год олимпийского цикла подготовки.

Ключевые слова: гребцы на байдарках и каноэ, микроцикл, мезоцикл.

Введение

Современная подготовка гребца на байдарках и каноэ характеризуется значительным увеличением интенсивности нагрузки вследствие усиления спортивной конкуренции [1].

Система подготовки предусматривает определенную структуру, которая характеризуется:

• целесообразным порядком взаимосвязи различных компонентов содержания подготовки спортсменов (компонентов общей и специальной физической и физико-технической подготовки);

• необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (частных и общих величин ее объема и интенсивности), тренировочных и соревновательных нагрузок;

• определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса, являющихся фазами процесса подготовки, выражающими его закономерные изменения во времени [2].

Результаты исследования и их обсуждение

Схема подготовки различается для разных специализаций (200 м, 1000 м). При широких возможностях индивидуализации планирования занятий основные положения тренировки базируются на биологических закономерностях развития спортивной формы. Главными компонентами планирования являются: общая стратегия подготовки, календарь соревнований и учебно-тренировочных сборов, текущие и этапные обследования, тестирование физических качеств, длительность тренировок, программирование содержания тренировок в микроциклах [3].

Продолжительность нагрузок различной направленности обусловлена постановкой задач на этапах подготовки и, как правило, соответствует длительности мезоциклов, а амплитуда нагрузок в годичном цикле определяется интенсивностью использования нагрузок указанной направленности. Наибольшая амплитуда определяет преимущественное развитие соответствующих функциональных возможностей спортсменов. Проблема планирования на всех этапах усложняется вследствие конкурентных взаимоотношений нагрузок разной физиологической направленности.

Выделены следующие принципы построения тренировок в циклах подготовки:

• развитие силовых качеств в сочетании с тренировкой аэробной производительности;

• работа по развитию скоростно-силовых и спринтерских качеств, используя греблю на водном стадионе в первой зоне интенсивности;

• работа по развитию анаэробных (гликолитических) качеств в сочетании с выполнением упражнений малой интенсивности, при этом допускается использование силовых и скоростно-силовых тренировок.

Планирование тренировочного процесса на длительные периоды существенно усложняется по сравнению с планированием макроцикла. Однако сам принцип использования нагрузок преимущественного воздействия на определенное ведущее физическое качество распространяется и на более длительные этапы подготовки. Реализация перечисленных принципов не исключает одновременного совершенствования разных направлений подготовленности. При

© Шантарович В. В., 2017

тренировках в циклах любой продолжительности главным остается фактор кумуляции эффектов тренировки в соответствии с задачами этапа [4].

В годовом плане цикличность подготовки обеспечивается, в первую очередь, за счет сменности этапов подготовки. Построение каждого этапа предполагает последовательную смену мезоциклов: аэробно-силовой направленности (накопительные), на развитие специальной, дистанционной и силовой выносливости (трансформирующие), на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и реализацию двигательного и функционального потенциала в соревновательной деятельности (реализационные). Такое построение этапов подготовки обеспечивает:

• рациональную последовательность воздействия на важнейшие двигательные способности;

• рациональное сочетание мишеней тренировочного воздействия: основная выносливость; скоростно-силовые способности и отработка технико-технической модели соревновательного прохождения;

• достаточно высокая концентрация тренировочного воздействия для эффективного развития тренируемых способностей;

• чередование направленности тренировки, исключающее однообразие, стабилизацию факторов нагрузки, привыкание.

При разработке годового плана необходимо учитывать следующие теоретические положения:

• применение определенного соотношения тренировочных нагрузок различной интенсивности и направленности диктуется причинами формирования специфических эффектов адаптации к работе, взаимным влиянием упражнений, выполняемых в разных двигательных (энергетических) режимах друг на друга [5]. Например, базовая подготовка - это, прежде всего, накопление структурных изменений (функциональных и физиологических) в организме спортсмена. То есть создание определенной базы подготовленности - это не количество километров или тонн выполненной тренировочной нагрузки, а тот специфический след, который эта нагрузка оставила в организме спортсмена;

• необходимо понимать, что применение разнообразных упражнений в начале подготовки формирует функциональную систему показателей, а затем эта система будет лимитировать неспецифические проявления эффекта тренировочных нагрузок и не позволит достичь тех показателей, которые не были сформированы;

• важной закономерностью распределения нагрузок по этапам и блокам годичного цикла тренировки является неуклонное повышение степени их суммарного воздействия на организм спортсменов. Невозможно прогрессивное развитие тренированности, если воздействие нагрузок, например, в первом накопительном мезоцикле будет выше, чем во втором и третьем мезоциклах. То же можно сказать и о динамике нагрузок в трансформирующих и реализационных мезоциклах в первом, втором и третьем блоках годичного цикла подготовки;

• рациональная последовательность адаптации к тренировочным нагрузкам формируется в направлении от создания условий для функциональной экономичности через повышение мощности (или увеличение физиологических резервов систем) к устойчивости функций при экстремальных соревновательных нагрузках.

Планирование подготовки спортсменов национальной команды Республики Беларусь по гребле на байдарках и каноэ в годичном цикле (1000 м) осуществляется в соответствии с наработанными принципами, успешно осуществленными в олимпийском цикле подготовки 20082012 годов.

Годовой план состоит из четырех блоков (макроциклов) продолжительностью по 12 недель [6].

1-й блок (1-й базовый) - октябрь, ноябрь, декабрь - направлен на совершенствование отстающих качеств (4 недели накопительный, 4 недели трансформирующий и 4 недели реализационный мезоциклы, по схеме: 3 недели нагрузочные + 1 неделя восстановительно -поддерживающая);

1-й мезоцикл (октябрь) - «накопительный»:

• развитие аэробной выносливости;

• развитие специальной силы;

• совершенствование техники гребли (СТГ): увеличение эффективности опоры и проката лодки;

• развитие креатинфосфатного механизма энергообеспечения и быстроты: короткие отрезки 10-12 секунд включаются в занятия аэробной направленности. Моделирование соревновательной деятельности (МСД) - на вспомогательных тренировочных занятиях моделируется среднедистанционная скорость на коротких отрезках 100-125 м.

2-й мезоцикл (ноябрь) - «нагрузочно-трансформирующий»:

• развитие специальной выносливости;

• развитие силовой выносливости;

• совершенствование техники гребли (стабильность и помехоустойчивость на разных режимах);

• моделирование соревновательной деятельности на вспомогательных занятиях и моделирование среднедистанционной скорости в серии до 50% дистанции на 2-3 основных занятиях.

3-й мезоцикл (декабрь) - «контрольно-подготовительный»:

• проработка смешанного аэробно-анаэробного и анаэробно-гликолитического режимов;

• совершенствование дистанционной скорости;

• совершенствование техники гребли на предельных скоростях;

• развитие креатинфосфатного механизма энергообеспечения и быстроты - 1-я часть сдвоенных тренировочных занятий посвящается развитию быстроты и совершенствованию старта. Моделирование соревновательной деятельности - проработка дистанционной скорости, отработка старта [7].

2-й блок (2-й базовый) - январь, февраль, март - развитие ведущих звеньев подготовки (структура повторяется, за исключением того, что 1 -й мезоцикл осуществляется в зале, без водных тренировок);

1-й мезоцикл (январь) - «накопительный», тренажерная подготовка:

• повышение работоспособности в аэробном и смешанном режимах энергообеспечения в специальных и вспомогательных режимах упражнений;

• развитие специальной силы;

• совершенствование техники гребли - концентрация усилий; сочетание напряжения и расслабления;

• развитие креатинфосфатного механизма энергообеспечения и быстроты - короткие отрезки включаются в занятия аэробной и смешанной направленности. Моделирование дистанционного темпа и скорости на коротких отрезках.

2-й мезоцикл (февраль-март) - «нагрузочно-трансформирующий»:

• повышение работоспособности в смешанном и анаэробно-гликолитическом режимах;

• развитие специальной выносливости;

• совершенствование техники гребли на дистанционной скорости.

3-й мезоцикл (март-апрель) - «контрольно-подготовительный»:

• отработка модели соревновательного прохождения дистанции;

• совершенствование «специальной быстроты»;

• совершенствование техники гребли «стабильность - помехоустойчивость» в условиях утомления;

• развитие специальных скоростных качеств на коротких отрезках (10-20 сек), специальные занятия для повышения эффективности старта. Моделирование прохождения дистанции - проработка отдельных компонентов (старт, финиш, дистанционный ход) и соревновательной дистанции в целом (без мотивации и с соответствующей мотивацией).

3-й блок (1-й соревновательный) - апрель, май, июнь - корректировка и развитие ведущих звеньев подготовленности (1 этап Кубка Беларуси (апрель), этапы Кубка мира (май);

1-й мезоцикл (апрель) - «восстановительно-накопительный»:

• восстановление нервной энергии;

• поддержание аэробной работоспособности;

• 10-12-дневный блок поддержания специальных силовых качеств - восстановление специальной силы и специальной силовой выносливости;

• СТГ - силовой акцент и расслабление. Индивидуальная корректировка техники движений в лодках-одиночках и командных лодках с выделением ведущих звеньев;

• развитие креатинфосфатного механизма энергообеспечения и быстроты в серии коротких отрезков по 10-12 секунд в конце тренировочного занятия или при проведении сдвоенных тренировочных занятий в 1 -й их части. МСД - на вспомогательных тренировках -моделирование среднедистанционной скорости на отрезках 40-80 секунд.

2-й мезоцикл (май) - «нагрузочно-трансформирующий»:

• развитие специальной дистанционной выносливости в смешанном и гликолитическом режимах;

• поддержание уровня специальных силовых качеств;

• СТГ - на дистанционных и предельных скоростях;

3-й мезоцикл (июнь) - «соревновательный»:

• развитие соревновательной и скоростной выносливости»;

• запас дистанционной скорости (ЗДС). Стартовая мощность, компоненты МСД;

• соревновательная деятельность (Чемпионат республики Беларусь).

4-й блок (ЗЭП - заключительный этап подготовки) - июль, август - 6 недель (по отработанной схеме; реализация - Олимпийские игры);

1-й мезоцикл (июль, 1 и 2 недели) - «восстановительно-накопительный»:

• восстановление нервной энергии;

• поддержание аэробной работоспособности;

• 10-12-дневный блок силовых нагрузок - восстановление специальной силы и специальной силовой выносливости;

• СТГ - силовой акцент и расслабление. Индивидуальная корректировка техники движений в лодках-одиночках и командных лодках с выделением ведущих звеньев;

• развитие креатинфосфатного механизма энергообеспечения и быстроты в серии коротких отрезков по 10-12 секунд при проведении сдвоенных тренировочных занятий в 1 -й их части. МСД - на вспомогательных тренировках - моделирование среднедистанционной скорости на отрезках 40-80 секунд.

2-й мезоцикл (июль, 3 недели) - «нагрузочно-трансформирующий»:

• повышение анаэробной гликолитической мощности;

• поддержание уровня специальных силовых качеств;

• развитие скоростной и силовой выносливости - ЗДС, МСД;

• СТГ - на дистанционных и предельных скоростях.

3-й мезоцикл (август, 4-6 недели) - «соревновательно-реализационный»:

• поддержание специальных скоростных качеств;

• скорость ЗДС, стартовая мощность, компоненты МСД;

• отработка технико-тактической модели прохождения дистанции;

• восстановительные мероприятия, снижение объема и интенсивности нагрузок;

• выработка соревновательного поведения;

• соревновательная деятельность (Олимпийские игры).

Выводы

1. Используя представленную систему планирования тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов, проводится подготовка гребцов на байдарках и каноэ в соответствии с модельными характеристиками успешного спортсмена-гребца.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Планирование в дальнейшем тренировочном процессе тренировок в зоне аэробной мощности будет способствовать совершенствованию процессов энергообеспечения при

прохождении дистанции 1000 м и достижению более высоких скоростных возможностей спортсменов.

3. Только рациональное построение многолетнего процесса спортивной подготовки способствует адекватной адаптации организма спортсменов к возрастающим тренировочным нагрузкам, достижению высоких спортивных результатов и эффективному сохранению спортивного долголетия.

4. Подготовка высококвалифицированных гребцов является комплексной педагогической, медико-биологической, научно-технической и социально-экономической проблемой, где одним из важнейших моментов выступает диагностика спортивной перспективности, которая, как правило, носит вероятностный характер, определяя необходимость глубокого анализа динамики состояния и достижений конкретного спортсмена.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бондарчук, А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса /

A. П. Бондарчук. - М. : Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.

2. Бутова, О. А. Адаптация к физическим нагрузкам: анаэробный метаболизм мышечной ткани / О. А Бутова, С. В. Масалов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2011. - № 1. -С. 123-128.

3. Курашвили, В. А. Система подготовки тренеров в Европейском Союзе / В. А. Курашвили // Новые подходы и формы повышения квалификации тренеров спорта высших достижений и спортивного резерва : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2013 г. / Министерство спорта Российской Федерации ; ФНЦ физической культуры и спорта. - М. : ООО «Скайпринт», 2013. - С. 4-15.

4. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для вузов физической культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Советский спорт, 2010. - 340 с.

5. Очерки по теории и методике гребли на байдарках и каноэ [Текст] / сост.: С. В. Верлин,

B. Ф. Каверин, П. В. Квашук, Г. Н. Семаева. - Воронеж : Центральночерноземное книжное издательство, 2007. -173 с.

6. Современная система спортивной подготовки [Текст] / под ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. - М. : изд-во «СААМ», 1995. - 448 с.

7. Will Hopkins, Rita Malcata, Sian Allen, Kirsten Spencer. The latest in measurement of athlete movements and actions. Oct 6. The 2012 World Congress on Performance Analysis in Sport.

Поступила в редакцию 17.03.17 E-mail: [email protected]

V. V. Shantarovich

THE CONCEPT OF TRAINING THE NATIONAL TEAM OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN

ROWING AND CANOEING IN 2015-2016

The structure of the General system of training for rowing and Canoeing, which is important for training and competitive activities of athletes in the final year of the Olympic cycle of training.

Keywords: rowing and Canoeing, a microcycle, a mesocycle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.