УДК 797.123.1
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-БАЙДАРОЧНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ
Т.В. Михайлова, Л.Ю. Крылов
Разработана методика применения тренажера с независимой подвесной опорой (TRX Suspension Training) в тренировочном процессе юных гребцов-байдарочников, способствующая развитию силовых качеств, ловкости, улучшению гибкости и координации движений. Доказана ее эффективность в сравнении с традиционной системой подготовки юных спортсменов- байдарочников.
Ключевые слова: тренажер TRX, гребцы-байдарочники, общая физическая подготовка, комплекс упражнений.
Ключевой задачей в теории и методике в гребном спорте является непрерывный поиск наиболее оптимальных подходов, обеспечивающих эффективную подготовку спортивного резерва. Одним из таких направлений является индивидуализация тренировочной нагрузки, которая позволяет акцентировать внимание тренера на развитие ведущих физических качеств и способностей, а также совершенствовании отстающих сторонах подготовленности юных спортсменов. Необходимо отметить, что физическая подготовленность является базовым направлением в совершенствовании спортивного мастерства юных спортсменов-байдарочников 14-16 лет на этапе спортивной специализации. Данное обстоятельство обусловливается тем, что соревновательное упражнение в гребном спорте требует от спортсмена проявления высокого уровня развития скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей, а также специальной выносливости.
В настоящее время появляется большое количество инновационных средств и методик, позволяющих добиваться высоких результатов в гребном спорте. Особое внимание специалисты в области гребного спорта уделяют общефизической подготовке. Как правило, планирование общефизической подготовки основывается на общепринятых положениях, а также специальных рекомендациях по гребле [1]. Все эти рекомендации являются результатом обобщения эмпирических исследований деятельности тренеров и спортсменов. Однако подобное обобщение лишь фиксирует уже достигнутый результат творческой деятельности тренеров, тогда как для выхода на новые рубежи необходимо искать принципиально новые подходы к организации тренировочного процесса спортсменов-гребцов, а также наиболее эффективные средства тренировок, способные помочь добиться максимальных результатов в гребле на байдарках и каноэ [2, 3]. В этой связи, нами была разработана и экспериментально обоснована методика общей физической подготовки гребцов-
байдарочников с использованием тренажера с независимой подвесной опорой TRX Suspension Training.
В исследовании, которое проводилось на базе КП ОУСЦ «Крылатское», принимали участие члены юношеской сборной команды г. Москвы по гребле на байдарках и каноэ. Спортсмены были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную по пять человек в каждой. Общефизическая подготовка спортсменов контрольной группы строилась на общепринятых средствах и методах, принятых в гребле на байдарках и каноэ. В основу методики общефизической подготовки экспериментальной группы нами был заложен функциональный тренинг с использованием собственной массы тела для проработки мышц всего тела.
Поэтому в тренировочный процесс экспериментальной группы были включены упражнения с использованием тренажера с независимой подвесной системой опоры TRX Suspension Training (рис. 1).
Тренажёр TRX Suspension Professional Trainer состоит из нейлоновых ремней, создающих сопротивление с помощью двух источников: веса вашего тела и силы гравитации.
CLONTS
Рис. 1. Тренажер с независимой подвесной системой опоры
TRXSuspension Training
Эффективность использования данного тренажера обуславливается компактностью и небольшим весом. Каждое звено оригинального тренажера выдерживает до 160 кг. Правильная регулировка ремней позволяет заниматься с нужным уровнем нагрузки (от 5 до 100 % своей массы тела), которая корректируется разным коэффициентом стабилизации и позволяет получать любую желаемую интенсивность тренировки используя такие принципы изменения нагрузки как:
1) изменение угла нагрузки (маятник);
2) изменения площади опоры;
3) изменение высоты центра тяжести.
Мы считаем, что основным аспектом тренировок с применением данного тренажера является эффективное развитие мышц стабилизаторов,
которые помогают держать равновесие и баланс спортсмену. Петли для функционального тренинга способствуют развитию всех мышц, объединяя в единое целое такие тренировочные задачи как развитие силовых качеств, повышение выносливости, улучшение гибкости и координации. Выполнение упражнений с собственной массой тела исключает осевую нагрузку на позвоночник спортсмена, именно поэтому тренажер TRX Suspension Trainer практически незаменим в тренировочном процессе подростков.
В ходе нашего исследования был разработан комплекс упражнений на петлях TRX, способствующий эффективному развитию силы, выносливости, ловкости, гибкости и равновесия у юных спортсменов-гребцов 14-16 лет в специально-подготовительном периоде.
Из всего выбора упражнений мы сформировали комплекс из 23 упражнений, который, на наш взгляд, наиболее будет способствовать воспитанию необходимых физических качеств гребцов на байдарке 14-16 лет, таких как силовые качества, координация, силовая выносливость, а также, что немаловажно для гребцов, равновесие и баланс.
В комплекс вошли следующие упражнения:
1) присед на одной ноге («пистолетик»);
2) выносы колена из глубокого выпада («низкий старт»);
3) выпады;
4) сгибание рук;
5) поочередное сгибание разгибание ног;
6) разгибание туловища на спине (стойка на лопатках);
7) сгибание ног лежа;
8) повороты корпуса;
9) отжимания ото лба;
10) подъемы таза в упоре лежа на локте;
11) отжимания с подтягиванием коленей к груди;
12) в упоре лежа на локтях смещение тела горизонтально вниз;
13) разведение рук в стороны;
14) горизонтальное раскачивание всем телом в упоре лежа на
локтях;
15) блок. Подтягивания в висе на одной руке стоя;
16) в упоре лежа на локтях подтягивание коленей к плечу путем скручивания тела;
17) подтягивание опусканием разогнутых рук к тазу в висе стоя (ладони вниз);
18) разгибание тела, руки вверх;
19) подтягивание пусканием разогнутых рук к тазу (ладони вверх);
20) подтягивание подъемом разогнутых рук стоя, способом "Y";
21) подтягивания к груди в горизонтальном висе;
22) отжимания в стойке на руках;
23) отжимания с махом ногой вперед.
Продолжительность эксперимента составила 12 недель, в течение которых, ежедневно проводились занятия на тренажере TRX Suspension Trainer (рис. 2). На каждой новой тренировочной неделе менялась нагрузка тренировок за счет:
- во-первых, увеличения количества подходов;
- во-вторых, увеличения количества повторений;
- в-третьих, сокращения времени отдыха между подходами и упражнениями;
- в-четвертых, изменения угла нагрузки;
- в-пятых, изменения площади опоры;
- в-шестых, изменения высоты центра тяжести.
Рис.2. Примеры упражнений на петлях ТКХ
В результате проведенного эксперимента мы отметили прирост результатов в контрольной и экспериментальной группах по всем показателям. Однако в экспериментальной группе прирост результатов был на достоверном уровне значимости (рис. 3,4).
25 20 15 10 5
о
щЩ.шШ.Ш
^ J* у у / у
о/ У / J
/ у ^ / ^
■ До эксперимента
■ После эксперимента
Рис. 3. Результаты в показателях общефизической подготовки контрольной группы в упражнениях до и после эксперимента
Рис. 4. Результаты в показателях общефизической подготовки экспериментальной группы в упражнениях до и после эксперимента
Проведенный эксперимент показал эффективность разработанной методики, основанной на применении в тренировочном процессе гребцов-байдарочников 14-16 лет тренажера ТЯХ. Так, из приведенных рисунков видно, что в начале констатирующего эксперимента результаты во всех показателях были практически одинаковы, о чем свидетельствует равный средний бал по сумме всех упражнений. После проведенного эксперимента, результаты, показанные экспериментальной группой, стали значительно лучше по сравнению с контрольной. Это свидетельствует о том, что группа, занимающаяся по предложенной нами методике, смогла улучшить свои результаты во всех упражнениях, а в особенности в упражнениях с собственной массой тела.
Кроме этого, нами отмечено, что по окончании основного этапа педагогического эксперимента юные спортсмены экспериментальной группы в 80-90 % случаев успешно сдали контрольные нормативы по физической подготовке. Однако в контрольной группе такой тенденции не наблюдалось.
Список литературы
1. Гребной спорт: учебник / Т.В. Михайлова [и др.]. М.: Издат. центр «Академия», 2006.
2. Иссурин В.Б., Каверин В.Ф, Ракло Л.Я. Специальная подготовка гребцов на байдарках и каноэ: метод, рекомендации. М.: Госкомспорт СССР, 1986.
3. Каверин В.Ф. Развитие специальных физических качеств гребцов юношеского возраста на байдарках и каноэ // Гребной спорт. 2010.
4. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.
Михайлова Тамара Викторовна, канд. пед. наук, проф., ректор, tomriko5Hamail.ги. Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК),
Крылов Леонид Юрьевич, старший преподаватель, l\>kl9H0 amail.ги, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)
TECHNIQUE EFFICIENCY OF GENERAL PHYSICAL PREPARATION OF YOUNG
ATHLETES-KAYAKERS ON THE BASIS OF USING TRAINING DEVICES
Т. V. Mikhaylova, L.Yu. Krylov
A technique has been developed for using a simulator with an independent suspension support (TRX Suspension Training) in the training process of young rowers-canoeists, contributing to the development of strength, agility, improved flexibility and coordination of movements. Its effectiveness has been proved in comparison with the traditional system of training young athletes-kayakers.
Key words: trainer TRX, rowers-canoeists, physical training.
Mikhaylova Tamara Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, professor, rector, tomriko5H a mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism,
Krylov Leonid Yurevich, senior lecturer, lykl9H0 a mail. ru. Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism
УДК 796. 332
КОМАНДНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФУТБОЛОМ
В.И. Палий, И.И. Рыжов
Разработана методика «Меткий стрелок», основанная на сюжетно-ролевой игре, с целью изучения командных и личностных приоритетов детей дошкольного возраста на занятиях футболом.
Ключевые слова: футбол, дети дошкольного возраста, командные и личностные приоритеты, методика «Меткий стрелок.
Футбол в Российской Федерации постоянно популяризуется, так как оказывает положительное влияние на развитие человека в целом. Эта игра сочетает ходьбу, бег, прыжки с одновременным использованием различных ударов, ведений, передач мяча, бросков, ловли и т. д. В футболе быстро меняются игровые ситуации, требующие от занимающихся высокой координации движений, точности и быстроты их выполнения. Учитывая это, родители стараются с раннего возраста отвести детей в