что обеспечивало специфичность и адекватность объема нагрузки функциональному состоянию организма спортсменов в общем цикле тренировочного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты подтверждают возможность применения обоих подходов к построению тренировочного процесса лыжников-гонщиков в период предсезонной подготовки. Применение средств второй зоны интенсивности в объеме до 8% от общего времени тренировочной нагрузки является наиболее оптимальной для повышения аэробной производительности лыжников-гонщиков. Оптимальность величин нагрузки, не превышающих её критические параметры в общем объёме, позволяет им показывать наиболее высокие результаты в выполнении интегрированной батареи тестов физической подготовленности, а также повышать результаты выполнения основного соревновательного упражнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сквозное планирование сверхдистанционной тренировки в годичном цикле подготовки лыжниц-гонщиц / М. В. Курочкин, Е. В. Курочкина, А. А. Головко, О. Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 185-189.
2. Курочкин, М. В. Поддержание функционального состояния связочно-мышечного аппарата лыжниц средствами стретчинга / М. В. Курочкин, Е. В. Курочкина, О. Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 259-262.
3. Ольховская, О.Г. Формирование технико-динамической структуры движений юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, С.А. Барченко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 257-260.
4. The effect of heavy strength training on muscle mass and physical performance in elite crosscountry skiers / T. Losnegard, K. L. Mikkelsen, B. R. Ronnestad, J., Hallen B. Rud, T. Raastad // Scandinavian Journal of Medicine and Science In Sports. - 2011. - № 21 (3). - P. 389-401.
REFERENCES
1. Kurochkin, M. V., Kurochkina, E. V. and Ponimasov, O. E. (2020), "End-to-end planning of overdistance training in the annual cycle of training female racers", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 185-189.
2. Kurochkin, M. V., Kurochkina, E. V. and Ponimasov, O. E. (2020), "Maintaining the functional state of the ligamentous-muscular apparatus of skiers by means of stretching", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 259-262.
3. Olkhovskaya, O. G., Ponimasov, O. E. and Barchenko, S. A. (2019), "Formation of the technical and dynamic structure of movements of young swimmers at the stage of initial sports specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 257-260.
4. Losnegard, T., Mikkelsen, K. L., Ronnestad, B.R., Hallen, J., Rud, B. and Raastad, T. (2011), "The effect of heavy strength training on muscle mass and physical performance in elite cross-country skiers", Scandinavian Journal of Medicine and Science In Sports, Vol. 21, No 3, pp. 389-401.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.02.2021
УДК 796.011.3
ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫБОРЕ ВИДОВ СПОРТА В ОСВОЕНИИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Татьяна Ивановна Чедова, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация
В статье автор актуализирует вопрос важности повышения двигательной активности студентов во время учебы, в том числе и в условиях дистанционного обучения. Рассматривает вопрос
популярности различных направлений фитнеса среди студентов Пермского государственного национального исследовательского университета в рамках освоения учебной дисциплины «Прикладная физическая культура». Анализирует мотивы студентов в выборе вида двигательной активности и вида фитнеса. Полученные результаты исследования показали, что самыми популярными направлениями фитнеса среди студентов 2 курса являются: силовые, кардио и групповые тренировки. Главными же мотивами занятий фитнесом среди студентов стали: укрепление здоровья (физического и психологического) и улучшение телосложения. На эти данные, по возможности, могут ориентироваться специалисты по физической культуре и спорту университета для предоставления более широкого предложения различных направлений фитнеса студентам.
Ключевые слова: студенты вуза, фитнес, освоение учебной дисциплины.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p355-359
PREFERENCES OF STUDENTS IN THE CHOICE OF SPORTS IN THE DEVELOPMENT OF APPLIED PHYSICAL CULTURE
Tatyana Ivanovna Chedova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Perm State
University
Abstract
In the article, the author actualizes the issue of the importance of increasing the motor activity of students during their studies, including in the conditions of distance learning. The article considers the question of the popularity of various areas of fitness among students of the Perm State National Research University in the framework of the development of the discipline "Applied Physical Culture". It analyzes the motives of students in choosing the type of physical activity and the type of fitness. The obtained results of the study showed that the most popular areas of fitness among the 2nd year students are: strength, cardio and group training. The main motives for doing fitness among students were: strengthening of health (physical and psychological) and improving the physique. If possible, these data can be used by physical culture and sports specialists of the university to provide a wider offer of various areas of fitness to students.
Keywords: university students, fitness, mastering an academic discipline.
ВВЕДЕНИЕ
В современном студенческом мире существует такая проблема, как малоподвижный образ жизни. Особенно сильно это актуализировалось во время дистанционного обучения, так как большую часть дня студенты проводят у компьютеров и смартфонов. На фоне сидячего образа жизни, организм испытывает высокие умственные нагрузки, а отсутствие оптимального двигательного режима приводит к проблемам со здоровьем. Двигательная активность играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Систематические тренировочные занятия позволяют студентам справиться с требованиями интенсивной учебной деятельности без чрезмерного напряжения за счет расширения резервов адаптации организма к стрессовым факторам. Физические занятия способствуют нормализации эмоционального состояния и успешному преодолению физического напряжения что, в свою очередь, повышает творческую активность студентов, их работоспособность, положительно сказывается на эффективности учебных занятий, формирует и совершенствует физические качества и жизненно важные умения и навыки.
На сегодняшний день различные фитнес направления очень популярны среди студентов Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ). Предложенные кафедрой физической культуры различные направления фитне-са пользуются также большой популярностью у студентов. Спрос студентов на занятия в таких группах велик, а предложение ограничено по определенным причинам. Эта проблема успешно решается предоставлением студентам возможности заниматься выбранным видом фитнеса или видом спорта вне университета.
В последнее время различные фитнес направления набирают большую популярность среди студенческой молодежи, учеными проводятся исследования по данной тематике [1; 2]. Однако, даже при предоставлении студентом всего пакета документов, оценить качество предлагаемой ему услуги фитнес центром, очень проблематично, особенно если учитывать, что перечень различных частных клубов достаточно велик. Также сложно оценить компетентность тренеров, тех фитнес залов, которые посещают наши студенты. В связи с этим, университет заинтересован в том, чтобы большинство студентов занимались в стенах родного вуза любимым видом двигательной деятельности. Поскольку личная заинтересованность студента может значительно повлиять на эффективность результата занятий.
В условиях пандемии большую популярность среди студентов Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) набирают самостоятельные занятия и занятия под руководством тренера в частных фитнес клубах. Данные занятия помогают студентам успешно освоить учебную нагрузку по дисциплине «Прикладная физическая культура». Мы решили изучить популярные физкультурно-спортивные направления среди студенческой молодежи для возможного дальнейшего предоставления подобных занятий на базе нашего университета.
Целью исследования является изучение популярности различных физкультурно-спортивных направлений среди студентов университета.
Для достижения цели необходимо: изучить информационные источники по теме исследования; проанализировать мотивы посещения студентами занятий по фитнесу, определить популярные направления фитнеса среди студентов.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ документальных источников и информационных ресурсов сети Интернет по теме исследования, теоретическое обобщение результатов исследования, анкетирование. Выбор данных методов обусловлен их достаточностью для решения поставленных исследовательских задач.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проходило с октября 2019 по март 2020 г. Для определения популярности различных направлений фитнеса среди студентов университета был проведен online опрос в сервисе Google, в котором приняло участие 304 студента физического, экономического и химического факультетов 2 курса Пермского государственного национального исследовательского университета.
Результаты анкетирования показали следующие результаты: на вопрос, «Какие физкультурно-спортивные занятия вы посещаете для освоения прикладной физической культуры?» 55,9% респондентов ответили «в фитнес-клуб», 39,14% студентов ответили «на лыжную базу или секцию при ПГНИУ» и всего 4,93% студентов - «в секцию от спортивной школы». Эти данные подтверждают популярность предложенной студентам возможности свободно выбирать тот или иной вид двигательной активности вместо традиционного занятия на лыжной базе университета.
Причины, по которым респонденты ходят (или пошли бы) в фитнес-клуб/секцию, были следующими: 44,73% опрашиваемых ходят в фитнес-зал, чтобы укрепить здоровье (физическое и психологическое), 38,15% - чтобы улучшить телосложение, 16,11% - чтобы не ходить на лыжную базу и 1,31% для того, чтобы познакомиться с противоположным полом.
Организация тренировочного (учебно-тренировочного) процесса у студентов происходит по-разному. То, что их тренировочный (учебно-тренировочный) процесс организуется под руководством тренера, фитнес-инструктора, отметили 70,72% опрашиваемых, а тренируются самостоятельно - 29,27% респондентов. Данные результаты несколько тревожны, так как тренироваться самостоятельно (без контроля тренера, преподавателя)
могут далеко не все студенты, посещающие фитнес-залы. Без должного образования организовать качественный учебно-тренировочный процесс невозможно. Некомпетентность может привести к травмам. Такой большой процент самостоятельно занимающихся студентов, вероятно, связан с тем, что при покупке абонемента в фитнес-зал, студенты предпочитают покупать абонемент с меньшей стоимостью, не включающей услуги тренера.
На вопрос, «Какие направления фитнеса вы чаще всего посещаете (хотели бы посещать)?», 32,23% опрашиваемых выбрали силовые тренировки, 14,47% студентов выбрали вариант «занятия на кардио-тренажерах», 10,85% респондентов отметили - кросс-фит, 22,039% отметили «групповые виды аэробики» (классическая аэробика, степ-аэробика, тай-бо и др.), 11,51% выбрали стретчинг, занятия на развитие гибкости и пластики, 8,88% опрашиваемых отметили йогу и пилатес. Данные результаты характеризуют предпочтения современных студентов и могут учитываться тренерами и преподавателями физической культуры для повышения мотивации обучающихся в образовательном процессе. О регулярности посещения тренировочных (учебно-тренировочных) занятий свидетельствуют следующие данные: 68,09% респондентов ходят на тренировки 2-3 раза в неделю, 16,77% студентов посещают фитнес-клуб 1 раз в неделю, 15,13% опрашиваемых отметили, что тренируются более трех раз в неделю. Радует, что большинство студентов занимаются регулярно и выбирают оптимальное количество занятий в неделю, давая организму возможность восстановиться.
На вопрос «Чувствовали вы хотя бы раз себя тяжело из-за нагрузки во время тренировки?» 65,13% респондентов ответили положительно и 34,86% - отрицательно. В первом случае результаты свидетельствуют о том, что нагрузка не соответствовала функциональному состоянию занимающихся на момент выполнения определенных упражнений. Причин может быть несколько. В любом случае тренеру и самому занимающемуся важно уделять внимание и своевременно реагировать, как на субъективные, так и объективные признаки реакции организма на нагрузку.
Ответы на вопрос «Случались ли у вас растяжения или травмы разной степени тяжести во время тренировки?» были следующими: «нет» - 87,82%, «да» - 12,17%. Радует, что у большинства студентов тренировки обошлись без травм. Однако около 10% студентов все-таки имели опыт получения травм на тренировочных занятиях, что не может не огорчать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты исследования показали, что самыми популярными направлениями фитнеса среди студентов 2 курса являются: силовые, кардио и групповые тренировки. Главными же мотивами занятий фитнесом среди студентов стали: укрепление здоровья (физического и психологического) и улучшение телосложения. На эти данные, по возможности, могут ориентироваться специалисты по физической культуре и спорту университета для предоставления более широкого предложения различных направлений фитнеса студентам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Морфофункциональные особенности студенток, занимающихся по разным программам физической культуры / М.С. Головин, Е.А. Шигаева, Т.И. Колосова, Р.И. Айзман // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 4. - С. 42-44.
2. Маврина С.Б. Фитнес в системе физкультурного образования студенческой молодежи / С.Б. Маврина, Ю.В. Круглова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 198-202.
REFERENCES
1. Golovin, M.S., Shigaeva, E.A., Kolosov, T.I. and Eisman, R.I. (2020), "Morphofunctional features of female students engaged in various physical culture programs", Theory and practice of physi-
cal culture, No. 4, pp. 42-44.
2. Mavrina, S.B. and Kruglova, Yu.V. (2018), "Fitness in the system of physical education of student youth", Uchenye zapiski universiteta imeni. P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 198-202.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.02.2021
УДК 796.325
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ ОДНОЙ РУКОЙ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Ирина Юрьевна Чечеткина, соискатель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Алексей Владимирович Медведев, кандидат психологических наук, доцент, Вячеслав Вячеславович Шахов, кандидат исторических наук заместитель начальника кафедры, Ольга Викторовна Финикова, преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
Аннотация
В статье обоснованы факторы, определяющие необходимость использования игры одной рукой у квалифицированных волейболистов. К ним относятся: необходимость прогнозирования и нейтрализации игрового замысла соперника, некачественный прием мяча или нечеткая доводка его до связующего игрока. Важными факторами являются: ухудшение показателей скорости реагирования квалифицированных волейболистов во время игры на внешние и внутренние раздражители; недостаточный уровень хорошего психологического состояния отдельных игроков волейбольной команды; Наличие чувства повышенной ответственности за каждое игровое действие и боязнь допустить ошибку у некоторых волейболистов. Авторы обращают внимание также на невысокую генетическую предрасположенность отдельных игроков к развитию координационных, скоростных и силовых способностей.
Ключевые слова: факторы; квалифицированные волейболисты; игра одной рукой; физические и психологические качества.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p359-362
FACTORS DETERMINING THE NEED TO USE THE GAME WITH ONE HAND IN
QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS Irina Yuryevna Chechetkina, the competitor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Alexey Vladimirovich Medvedev, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Vyacheslav Vyacheslavovich Shakhov, the candidate of historical sciences, deputy head of the department, Olga Viktorovna Finikova, the teacher, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin
Abstract
In article justifies the factors determining the need to use the game with one hand among qualified volleyball players. These include: the need to predict and neutralize the opponent's game plan, poor-quality reception of the ball or not clear refinement of it to a binding player. Important factors are: the deterioration of the speed of response of qualified volleyball players during the game to external and internal stimuli; insufficient level of good psychological state of individual players of the volleyball team; Having a sense of increased responsibility for each game action and fear of making a mistake in some volleyball players. The authors also draw attention to the low genetic predisposition of individual players to the development of coordination, speed and power abilities.
Keywords: factors; qualified volleyball players; playing with one hand; physical and psychological qualities.
Игра в волейбол содержит много разнообразных движений и перемещений (передача и удары по мячу в различных положениях, прыжки, повороты, разгибание туловища назад, наклоны вперед и в стороны), способствующих общему и специальному физиче-