ЛИТЕРАТУРА
1. Вайцеховский, С.М. О взаимосвязи силовой и технико-тактической подготовки пловцов / С.М. Вайцеховский, М.И. Сайгин, Е.В. Липский // Теория и практика физической культуры. - 1985.
- № 3. - С. 5-7.
2. Коршунова, А.В. Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки / А.В. Коршунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 3 (61). - С. 70-75.
3. Кочетков, Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.
4. Понимасов, О.Е. Методика каскадной экономизации технических элементов прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.
- 2015. - № 6 (124). - С. 159-162.
5. Понимасов, О.Е. Синхронизированное формирование динамических объединений при обучении военно-прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 139-142.
REFERENCES
1. Vaytsekhovsky, S.M., Saigin, M.I. and Lipsky, E.V. (1985), "On the relationship of power and technical and tactical training of swimmers", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 5-7.
2. Korshunova, A.V. (2010), "Experimental verification of children's swimming training program at the stage of basic training", Uchenye Zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 61, No. 3, pp. 70-75.
3. Kochetkov, D.I., Ponimasov, O.E. and Pilina, I.B. (2018), "Possibilities of implementation of the didactical project based on the combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 169-172.
4. Ponimasov, O.E. and Smirnova, O.G. (2015), "Technique of cascade economization of technical elements of applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 159-162.
5. Ponimasov, O.E. (2014), "Synchronized formation of dynamic associations in teaching military-applied navigation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 139-142.
Контактная информация: o-pony@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.11.2019
УДК 796.325
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК 18-21 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА
Елена Ильинична Ончукова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Анатольевна Свечкарева, магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, г.
Краснодар
Аннотация
В работе представлены экспериментальные данные об оценке эффективности применения средств фитнеса в процессе тренировочного процесса девушек-волейболисток. Развитие волейбола предъявляет высокие требования к универсальной подготовке игроков, как в физическом, так и в технико-тактическом плане. Оптимальное распределение видов спортивной подготовки и ее отдельных компонентов имеет существенное значение для качественной организации учебно-тренировочного процесса, что приводит к значительной экономии времени для достижения планируемого спортивного результата. На основе учета потребностей тренировочного процесса была разработана методика повышения уровня физической подготовленности на основе применения функционального тренинга. В результате педагогического эксперимента были получены достоверно лучшие результаты по показателям физической подготовленности девушек - волейболисток экспериментальной группы.
Ключевые слова: физическая подготовка, средства оздоровительной физической культуры, фитнес, девушки-волейболистки.
METHODS OF IMPROVING THE PHYSICAL FITNESS OF FEMALE VOLLEYBALL PLAYERS AGED 18-21 YEARS OLD BY MEANS OF FITNESS
Elena Ilyinichna Onchukova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Anatolyevna Svechkareva, the master student, Kuban State University of Physical Culture Sports and Tourism, Krasnodar
Annotation
The article presents the experimental data on the evaluation of the effectiveness of the use of fitness tools in the training process of female volleyball players. The development of volleyball places high demands on the universal training of players, both physically and technically and tactically. The optimal distribution of sports training and its individual components is essential for the quality of the organization of the training process, which leads to significant time savings to achieve the planned sporting result. On the basis of taking into account the needs of the training process, a method of increasing the level of physical fitness based on the use of functional training was developed. As a result of the pedagogical experiment, significantly better results were obtained in terms of physical fitness of girls-volleyball players of the experimental group.
Keywords: physical training, means of improving physical culture, fitness, volleyball girls.
ВВЕДЕНИЕ
Волейбол по праву считается одним из популярных олимпийских видов спорта и по зрелищности не уступает футболу или баскетболу. Однако дано назревает проблема совершенствования тренировочного процесса данного вида спорта. Многие специалисты в области физической культуры и спорта отмечают, что в современных условиях необходима модернизация самого процесса физического воспитания и спортивной тренировки, в связи с устареванием системы подготовки в массовом и профессиональном спорте. Использование для повышения двигательной активности и спортивного мастерства только общеизвестных, традиционных средств в значительной степени снижает мощный разноплановый потенциал физической культуры и спорта [2, 4].
Девушкам-волейболисткам 18-21 лет присущи высокие значения по определённым параметрам физической подготовки. Однако, зачастую из-за неправильно организованного тренировочного процесса, именно в этом возрасте начинают возрастать показатели заболеваемости, снижается адаптация к неблагоприятным условиям среды, а динамика показателей физической подготовленности может снижаться.
Инволюционные изменения необратимы, но их скорость напрямую зависит от рациональной организации жизнедеятельности человека, от использования научно обоснованных средств физического благополучия, которые помогают поддерживать физические и функциональные способности девушек-волейболисток при переходе из подросткового возраста, в юношеский. В настоящее время стремительно развивается различные средства оздоровительной физической культуры, которые представляют инновационный сегмент рекреационной культуры молодежи и предполагают широкое внедрение фитнеса в вопрос сохранения здоровья [1].
В волейболе во время тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования особое внимание уделяется на развитие общих и специальных физических качеств, которые влияют на развитие технико-тактических умений и навыков спортсменов. Так как физическая подготовленность находится на высоком уровне, то они также подвержены к получению травм с большей вероятностью, чем обычно. Индустрия повышения уровня физической подготовленности основана на системе физических упражнений, которые решают проблему физических и функциональных способностей девушек-волейболисток 18-21 лет, благодаря интересу к физической активности, высокой эмоциональности и привлекательности различных фитнес-программ, так и новых, необычных видов оборудования и средств оздоровительной физической культуры [1]. В связи с этим, необходима такая методика спортивного совершенствования, чтобы уровень
физической подготовки повышался, а уровень здоровья остался неизменным, либо увеличивался одновременно с повышением физической подготовки.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа проводилась с сентября 2018 г. по июнь 2019 г. Были определены две группы, контрольная, на базе сборной команды г. Салехарда и экспериментальная, на базе сборной команды г. Лабытнанги по волейболу. В каждой группе было обследовано по 10 девушек 18-21 лет, занимающихся волейболом. Эксперимент осуществлялся для определения эффективности методики тренировочной деятельности с использованием средств фитнеса на общую и специальную физическую подготовленность девушек 18-21 лет, занимающихся волейболом. Средний тренировочный стаж спортсменок контрольной и экспериментальной групп составил 8-10 лет. Контрольные нормативы для выявления уровня общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовленности были проведены в сентябре 2018 г. по июнь 2019 г.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В тренировочную программу в разделе ОФП и СФП были включены упражнения элементы из различных фитнес направлений. Подбор средств оздоровительных технологий производили с учетом цели и задач тренировочного процесса волейболисток, физической подготовленности и специфики вида спорта.
Методика была разделена на 5 мезоциклов, в свою очередь каждый мезоцикл был разделен на 8 микроциклов. Методика рассчитана на 4 тренировочных занятия в микроцикл. Тренировки проходили в спортивном зале продолжительностью 120 минут.
Первые три тренировки девушки выполняли дополнительные фитнес-упражнения в начале или в конце занятия помимо основной тренировки по волейболу. Четвертая тренировка в неделю была уделена только фитнес-упражнениям различной направленности.
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК 18-21 ЛЕТ
№ Содержание Дозировка
1 1. Приседания на ВОЗИ 2. Отжимания на ВОЗИ 3. Планка на ВОЗИ 4. Роуп-скриппинг 5. Стретчинг 1. 12 раз х 3 подхода 2. 10 раз х 3 подхода 3. 30 сек. х 3 подхода 4. 30 сек. х 3 подхода 5. 5-7 минут
2 1. Выпады с удержанием носка на полусфере 2. Планка с притягиванием колена к груди на ВОЗИ 3. Ягодичный мостик на ВОЗИ 4. Перескок боком через полусферу 5. Стретчинг 1. 10 раз х 3 подхода 2. 30 сек. х 3 подхода 3. 12 раз х 3 подхода 4. 30 сек. х 3 подхода 5. 5-7 минут
3 1. Ходьба в полуприседе на полусфере 2. Ножницы на ВОЗИ 3. Гиперэкстензия на ВОЗИ 4. Бег в упоре лежа на ВОЗИ 5. Стретчинг 1. 30 сек. х 3 подхода 2. 30 сек. х 3 подхода 3. 12 раз х 3 подхода 4. 30 сек. х 3 подхода 5. 5-7 минут
4 1. Базовый комплекс упражнений Степ-аэробики 2. Приседания на ВОЗИ 3. Отжимания на ВОЗИ 4. Ходьба в полуприседе на полусфере 5. Выпады с удержанием носка на полусфере 6. Гиперэкстензия на ВОЗИ 7. Роуп-скриппинг 8. Планка с притягиванием колена к груди на ВОЗИ 9. Стретчинг 1. 35 мин, ЧСС 120-135 уд/мин 2-8. Метод круговой тренировки - 20 сек. работа / 20 сек. отдых. 4 круга, отдых между кругами 1/2/3 минуты 9. 10-12 минут
В каждом последующем мезоцикле увеличивали количество повторений и (или) подходов, а также использовали различные виды отягощений.
В начале сентября было проведено предварительное тестирование общей и специальной физической подготовленности, на начало проведения эксперимента уровень спортивной подготовки у экспериментальной группы чуть выше, чем у контрольной группы. В июне был проведен итоговый контроль общей и специальной физической подготовленности девушек-волейболисток.
Таблица 1 - Показатели уровня общей и специальной физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп (итоговый контроль) (п=20) (М±т)_
Контрольные упражнения Контрольная группа (n=10) Экспериментальная группа (n=10) t Р
Прыжок в длину с места (см) 202±5,2 223,4±3,8 3,33 <0,05
Бросок мяча весом 1кг из-за головы двумя руками стоя (м) 12,3±0,1 14,6±0,7 3,16 <0,05
Прыжок вверх с места со взмахом руками (см) 41,0±1,5 41,1± 1,3 0,05 >0,05
Челночный бег 5x6 м (сек) 8,8±0,1 9,1±0,1 1,65 >0,05
Бег 92 м с изменением направления движения «Ёлочка» (сек) 28,3±0,4 26,0±0,2 5,37 <0,05
Бег 30 м (сек) 4,9±0,01 4,7±0,02 3,48 <0,05
По окончанию исследования выявили положительно достоверное улучшение показателей почти по всем контрольным тестам. В тех критериях, где не была выявлена достоверность различий, сохранялась положительная динамика развития физических качеств на протяжении всего исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действенность усовершенствованной методики подтверждается итогами педагогического тестирования. Впоследствии проводимых тренировочных занятий произошло достоверное повышение всех показатели общей и специальной физической подготовленности. Таким образом, исходя из полученных данных можно говорить о том, что разработанную методику на основе фитнес-упражнений можно применять в тренировочном процессе волейболисток, так как она оказывает положительное воздействие на развитие физических качеств спортсменок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Оборина, Л.И. Использование функционального тренинга в фитнесе / Л.И. Оборина, Н.И. Романенко // Тезисы докладов XLIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа : материалы конференции. - Краснодар, 2017. - С. 124-126.
2. Ончукова, Е.И. Методика повышения физической подготовленности синхронисток 1315 лет на основе средств фитнеса / Е.И. Ончукова, Ю.Г. Котлярова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 227-230.
3. Осик, В.И. Мотивационная готовность к занятиям физическими упражнениями учителей физической культуры / В.И. Осик, О.Г. Лызарь, Е.И. Ончукова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2017. - № 3 (203). - С. 159-163.
4. Трофимова, О.С. Особенности изменения функционального состояния девушек, занимающихся гимнастическими упражнениями с элементами хатха-йоги / О.С. Трофимова, О.А. Батта-лова, М.А. Маринович // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 231-234.
5. Трофимова, О.С. Мотивация к занятиям фитнесом женщин первого периода зрелого возраста / О.С. Трофимова, А.А. Тюнин // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 10-1(64). - С. 51-54.
REFERENCES
1. Oborina, L.I. and Romanenko, N.I. (2017) "The use of functional training in fitness", Abstracts XLIV scientific conference of students and young scientists of universities of the southern Federal district
conference, Krasnodar, pp. 124-126.
2. Onchukova, E.I. and Kotlyarova, Yu.G. (2019) "Methods for improving physical training of synchronized swimmers in the 13-15-year-old on the basis of fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 227-230.
3. Osik, V.I., Lyzar, O.G. and Onchukova E.I. (2017), "Motivational readiness for physical exercises of teachers of physical culture", Bulletin of the Adygea state University. Series 3: Pedagogy and psychology, No. 3 (203), pp. 159-163.
4. Trofimova, O.S., Battalova, O.A. and Marinovich, M.A. (2019), "Features of changes in the functional state of girls engaged in gymnastic exercises with elements of Hatha yoga", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), pp. 231-234.
5. Trofimova, O.S. and Tyunin, A.A. (2017), "Motivation to fitness classes for women of the first period of adulthood", International research journal, No. 10-1 (64), pp. 51-54.
Контактная информация: l-gorbunova@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 06.11.2019
УДК 796.922.093.642
ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У БИАТЛОНИСТОВ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Наталья Валерьевна Павлова, кандидат биологических наук, старший научный
сотрудник, Ольга Игоревна Орлова, младший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт деятельности в экстремальных условиях Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск.
Аннотация
Статья посвящена вопросам оценки психофизиологического статуса у биатлонистов на этапе совершенствования спортивного мастерства. На основе диагностики показателей мануального тремора спортсменов 15-17 лет определены особенности произвольной регуляции движений в состоянии относительного покоя и после выполнения дозированной физической нагрузки.
Ключевые слова: биатлон, психофизиологические особенности, мануальный тремор.
EVALUATION OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL CONDITION OF BIATHLONISTS AT THE STAGE OF PERFECTION OF SPORTS SKILL
Natalya Valeryevna Pavlova, the candidate of biological sciences, senior research associate,
Olga Igorevna Orlova, the junior research associate, Scientific research Institute for activity in extreme conditions of Siberian State University of
Physical Culture and Sports, Omsk
Annotation
The article is devoted to the assessment of the psychophysiological status of biathletes at the stage of improving sportsmanship. Based on the diagnosis of indicators of manual tremor of athletes aged 15-17 years old, the features of arbitrary regulation of movements in a state of relative rest and after performing dosed physical activity are determined.
Keywords: biathlon, psychophysiological features, manual tremor.
В настоящее время в научно-методической литературе достаточно широко освещены вопросы общей и специальной физической подготовки, определены основные моменты технико-тактической и стрелковой подготовки в биатлоне, однако недостаточно уделено внимание специалистов произвольному контролю за действиями спортсменов, определению методов воздействия на качество управления движениями [1].
Отмечено, что для достижения максимальных спортивных результатов необходимо делать акцент на показателях, составляющих индивидуальные спортограммы биатлонистов с целью обеспечения адекватного подхода к планированию тренировочного