Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ'

УПРАВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортыгина С.Н., Забродина И.В., Козлова Н.А., Стерлигова Е.А., Каратаева Т.Ю.

Статья посвящена проблеме управления самоорганизацией учебной деятельности студентов в условиях цифровой среды. Для диагностики индивидуальных особенностей самоорганизации студентов в условиях цифровой среды был использован опросник А.Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации». В результате диагностики индивидуальных особенностей самоорганизации студентов было установлено, что у большинства студентов преобладает пониженный или средненизкий уровень развития навыков самоорганизации, что составляет 56,4%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортыгина С.Н., Забродина И.В., Козлова Н.А., Стерлигова Е.А., Каратаева Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS' LEARNING ACTIVITIES IN A DIGITAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the problem of managing the self-oiganization of students' educational activities in a digital environment. To diagnose the individual characteristics of students' self-organization in a digital environment, A. D. Ishkov's questionnaire "Diagnostics of Self-Organization Features" was used. As a result of diagnosing the individual characteristics of students' self-organization, it was found that the majority of students have a low or medium-low level of development of self-organization skills, which is 56.4%.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов С.А. Педагогическая диагностика сформированности у курсантов военных институтов войск национальной гвардии профессиональных компетенций в области информационно-коммуникационных технологий : дис. ... канд. пед. наук / Воронов Сергей Алексеевич. - Санкт-Петербург, 2018. - 156 с.

2. К вопросу о формировании информационной грамотности у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации / Р.В. Стрельцов, И.В. Зольников, С.Ю. Ермолаев, Е.И. Мельников // Сибирский педагогический журнал. - 2021. - № 2. - С. 99-106.

3. Киселев С.В. Формирование компетенции боевого слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ : дис. ... канд. пед. наук / Киселев Сергей Викторович. - Н. Новгород, 2021. - 250 с.

4. Маклачков Е.А. Имидж офицера войск национальной гвардии как средство зашиты от информационных провокаций / Е.А. Маклачков // Вестник Самарского университета. - 2022. - Т. 28, № 1. - С. 85-93.

5. Маклачков Е.А. Определение рефлексивной позиции устойчивости к информационным провокациям у будущих офицеров / Е.А. Маклачков // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2021. - № 3. - С. 211-221.

6. Мельник О. Е. Методическое обеспечение подготовки курсантов вузов МЧС России к профилактической противопожарной работе в организациях дошкольного и начального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мельник Ольга Евгеньевна. - Санкт-Петербург., 2015. - 22 с.

7. Ширшов А.Г. Педагогическая система формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях / А.Г. Ширшов // Наука через призму времени. - 2020. - № 3. - С. 47-52.

REFERENCES

1. Voronov, S.A. (2018), Pedagogical diagnostics of the formation ofprofessional competencies in the field of information and communication technologies among cadets of military institutes of the National Guard troops, dissertation, St. Petersburg.

2. Streltsov, R.V., Zolnikov, I.V., Ermolaev, S. Yu. and Melnikov, E.I. (2021), "On the issue of the formation of information literacy among military personnel of the National Guard of the Russian Federation", Siberian Pedagogical Journal, No. 2, pp. 99-106.

3. Kiselev, S.V. (2021), Formation of the competence of combat coordination among future officers at the military university of the Airborne Forces, dissertation, Nizhny Novgorod.

4. Maklachkov, E.A. (2022), "The image of an officer of the National Guard troops as a means of protecting against information provocations", Bulletin of Samara University, Vol. 28, No 1, pp. 85-93.

5. Maklachkov, E.A. (2021), "Determining the reflexive position of resistance to information provocations among future officers", Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, No 3, pp. 211-221.

6. Melnik, O.E. (2015), Methodological support for the preparation of cadets of universities of the Ministry of Emergencies of Russia for preventive fire work in organizations ofpreschool and primary education, dissertation, St. Petersburg.

7. Shirshov, A.G. (2020), "Pedagogical system for forming the readiness of future officers of the national guard troops for service and combat activities in extreme situations", Science through the prism of time, No 3, pp. 47-52.

Контактная информация: ajax23@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 28.07.2023

УДК 378.147:004

УПРАВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Викторовна Забродина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Александровна

Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Александровна

Стерлигова, преподаватель, Татьяна Юрьевна Каратаева, старший преподаватель, Игорь Владимирович Нагорнов, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Статья посвящена проблеме управления самоорганизацией учебной деятельности студентов в условиях цифровой среды. Для диагностики индивидуальных особенностей самоорганизации студентов в условиях цифровой среды был использован опросник А.Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации». В результате диагностики индивидуальных особенностей самоорганизации студентов было установлено, что у большинства студентов преобладает пониженный или средне-низкий уровень развития навыков самоорганизации, что составляет 56,4%.

Ключевые слова: самоорганизация; управление; учебная деятельность; цифровая среда; студент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.08.p364-367

MANAGEMENT OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS' LEARNING ACTIVITIES IN A DIGITAL ENVIRONMENT

Svetlana Nikolaevna Fortygina, candidate of pedagogical sciences, docent, Inga Viktorovna

Zabrodina, candidate of pedagogical sciences, docent, Natalya Aleksandrovna Kozlova, candidate of pedagogical sciences, docent, Ekaterina Aleksandrovna Sterligova, teacher, Tatyana Yuryevna Karataeva, senior teacher, Igor Vladimirovich Nagornov, senior leacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the problem of managing the self-organization of students' educational activities in a digital environment. To diagnose the individual characteristics of students' self-organization in a digital environment, A. D. Ishkov's questionnaire "Diagnostics of Self-Organization Features" was used. As a result of diagnosing the individual characteristics of students' self-organization, it was found that the majority of students have a low or medium-low level of development of self-organization skills, which is 56.4%.

Keywords: self-organization; control; educational activity; digital environment; student.

ВВЕДЕНИЕ

Управление самоорганизацией учебной деятельности студентов в условиях цифровой среды является актуальной задачей современной образовательной системы. В цифровой среде студенты имеют доступ к широкому спектру информационных ресурсов, онлайн-курсам, образовательным платформам и средствам коммуникации. Однако, несмотря на это, эффективное использование цифровых технологий требует от студентов самоорганизации, ответственности и умения работать в онлайн-режиме [3].

Вопросу готовности студентов к самоорганизации учебной деятельности в условиях цифровой среды посвящены исследования таких ученых, как И.В. Забродина, Н.А. Козлова, Л.Н. Павлова, Е.А. Стерлигова, С.Н. Фортыгина и др. В их исследованиях самоорганизация рассматривается как способность студентов организовывать свою учебную и повседневную деятельность, управлять своим временем, ресурсами и целями [2]. Важнейшим инструментом самоорганизации учебной деятельности выступает цифровая среда, которая позволяет осуществлять планирование действий, постановку целей, отслеживание прогресса и организацию работы.

Для успешной самоорганизации учебной деятельности студентов в цифровой среде можно применять следующие подходы и инструменты:

Цели и планирование: студенты должны уметь определить свои цели в учебе и разработать план действий для их достижения. Они могут использовать цифровые инструменты, такие как приложения для планирования и управления задачами, календари, чтобы

организовать свое время и структурировать учебные задания [1].

Самомотивация: студенты должны обладать внутренней мотивацией и самоконтролем. Они могут использовать цифровые инструменты для отслеживания своего прогресса, устанавливать себе награды за достижение определенных целей, а также подключаться к онлайн-сообществам с соответствующими интересами для обмена опытом и поддержки.

Организация материалов: в цифровой среде студентам доступны множество электронных ресурсов. Они должны быть способны эффективно организовать свои материалы, определять, какую информацию они собирают и где она хранится. Студенты могут использовать цифровые инструменты для создания электронных блокнотов, закладок, а также для сохранения и организации исследовательских материалов.

Самостоятельное обучение: для успешной организации учебной деятельности в цифровой среде студенты должны развивать навыки самостоятельного обучения. Они могут использовать онлайн-курсы, вебинары, видеолекции и другие дистанционные формы обучения для расширения своих знаний и умений [4].

Коллаборация и коммуникация: с цифровыми технологиями студенты могут легко сотрудничать с другими студентами и преподавателями. Они могут использовать цифровые инструменты для обмена идеями, обсуждения заданий, проведения групповых проектов и обратной связи.

Цель исследования - оценить уровень самоорганизации учебной деятельности студентов в условиях цифровой среды.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью диагностики индивидуальных особенностей самоорганизации студентов в условиях цифровой среды был использован опросник А.Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации». Исследование носило анонимный характер и проходило на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Опросник А.Д. Ишкова состоит из 39 вопросов и 6 частных шкал: целеполагание; анализ ситуации; планирование; самоконтроль; коррекция; волевые усилия. Данные шкалы характеризуют уровень развития личностных и функциональных компонентов самоорганизации. Диапазон принимаемых значений шкал может варьироваться от 50 до 133 баллов, полученные баллы переводятся в процентное соотношение и распределяются по пяти показателям: низкий; пониженный; средний; повышенный; высокий.

Исследование уровня самоорганизации будущих педагогов показало следующие результаты (таблица).

Таблица - Результаты диагностики уровня самоорганизации

Диапазон значений, % Качественная характеристика диапазона Доля обучающихся, %

0-20 Низкий показатель -

21-40 Пониженный показатель 20,5

41-60 Средний низкий уровень 35,9

61-80 Повышенный показатель 28,2

81-100 Высокий показатель 15,4

По результатам диагностики индивидуальных особенностей самоорганизации студентов можно констатировать, что большинство исследуемых (56,4%) имеет пониженный или средний низкий уровень развития самоорганизации. Такие студенты характеризуются отсутствием планирования времени и задач, невысокой самодисциплиной, слабыми навыками приоритетности и отсутствием умения организовывать свои ресурсы для достижения поставленных целей. Кроме того, студенты с пониженным или средне низким уровнем развития навыков самоорганизации могут испытывать сложности с управлением своими эмоциями и стрессом, что может отрицательно сказываться на выполнении учебных заданий.

Также такие студенты могут испытывать трудности с самомотивацией и самоконтролем, что влияет на их учебную эффективность и достижение успехов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно сделать вывод, что управление самоорганизацией учебной деятельности студентов в условиях цифровой среды требует ответственности и активности со стороны студентов, а также поддержки и руководства со стороны преподавателей и образовательных учреждений. Это позволяет студентам достичь более высоких результатов и развить навыки, которые будут полезны в их дальнейшей карьере и жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова И.Г. Диагностическая деятельность учителя как основа регулирования в системе управления обучением / И. Г. Козлова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 6 (160). - С. 90-93.

2. Управление процессом самоорганизации студентов / С.Н. Фортыгина, Л.Н. Павлова, И.В. Забродина [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). - С. 393396.

3. Фортыгина С.Н. Подготовка будущих педагогов в условиях реализации дистанционного обучения / С.Н. Фортыгина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 122-123.

4. Digital environment components for the formation of students' information and analytical skills / N.A. Belousova, Y.V. Korchemkina, A.F. Matuszak [et al.] // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. - 2020. - Vol. 10, No. 4. - P. 118-125.

REFERENCES

1. Kozlova, I.G. (2018), "Diagnostic activity of the teacher as a basis for regulation in the learning management system", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. No. 6 (160), pp. 90-93.

2. Fortygina, S.N., Pavlova, L.N., Zabrodina, I.V., Kozlova N.A. and Sterligova, E.A. (2022), "Controlling the process of self-organization of students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. No. 6 (208). pp. 393-396.

3. Fortygina, S.N. (2020), "Training of future teachers in the context of distance learning", World of science, culture, education. No. 4 (83). pp. 122-123.

4. Belousova, N.A., Korchemkina, Y.V., Matuszak, A.F., Fortygina, S.N., Shulgina, T.A., Kovtun, R.F. and Permyakova, N.E. (2020), "Digital environment components for the formation of students' information and analytical skills", Journal of Advanced Pharmacy Education and Research, Vol. 10, No. 4. pp. 118-125.

Контактная информация: fortyginasn@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2023

УДК 796.06

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Марина Сергеевна Фролко, старший преподаватель, Татьяна Викторовна Левчен-кова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва

Аннотация

В статье представлены данные экспертного опроса по исследованию ценностей руководителей спортивных организаций, способствующих эффективному решению проектных задач. Ранжирование значимых профессиональных ценностей направлено на выбор новых подходов и методов в профессиональном образовании, создании ориентиров для подготовки будущих менеджеров спортивной индустрии, с целью актуализации и внедрения проектной деятельности в учебный процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.