Moscow.
5. Sizova, R.I. (2019), Learning to create a project. Part 1: we investigate, prove, design, create: 3rd grade, workbook, ROST, Moscow.
6. Sizova, R.I. (2019), Learning to create a project. Part 2: we investigate, prove, design, create: 3rd grade, workbook, ROST, Moscow.
Контактная информация: kozlovana@cspu.ru
Статья поступила в редакцию 11.11.2020
УДК 378
КОРРЕКЦИЯ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ САМООРГАНИЗАЦИИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, Лариса Николаевна Павлова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Анатольевна Чепуренко, кандидат филологических наук, доцент, Екатерина Александровна Стерлигова, преподаватель, Марина Николаевна Забродина, преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Актуальность статьи заключается в раскрытии содержания функционального компонента самоорганизации будущих педагогов. Для исследования уровня сформированности функциональных компонентов самоорганизации будущего педагога был использован опросник А. Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации». Основанием для изучения функционального компонента «коррекция» самоорганизации будущих педагогов стали итоги эмпирического исследования по оценке профессиональной компетентности педагога.
Ключевые слова: самоорганизация, коррекция, подготовка будущего педагога.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p531-533
CORRECTION AS A FUNCTIONAL COMPONENT OF THE SELF-ORGANIZATION
OF FUTURE TEACHERS
Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, Larisa Nikolaevna
Pavlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Anatolyevna Chepuren-ko, the candidate of philology, senior lecturer, Ekaterina Aleksandrovna Sterligova, the teacher, Marina Nikolaevna Zabrodina, the teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical
University, Chelyabinsk
Abstract
The relevance of the article lies in the disclosure of the functional component of self-organization of future teachers. To study the level of adaptation of the functional components of self-organization of a future teacher, the questionnaire of A.D. Ishkov "Diagnostics of self-organization" was used. The basis for studying the functional component "correction" of self-organization of future teachers was the results of an empirical study to assess the competence of a teacher.
Keywords: self-organization, correction, training of a future teacher.
ВВЕДЕНИЕ
Организация самостоятельной работы студентов заключается в создании необходимых условий для формирования и закрепления общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, способствующих формированию способности к самоорганизации и самообразованию [3].
Вопросы самоорганизации в учебно-профессиональной деятельности нашли свое отражение в трудах В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, П.
Я. Гальперина, В. В. Давыдова, С. В. Кабановой, Н. В. Кузьминой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др. Анализ исследований позволил сделать нам вывод, что самоорганизация педагога выступает свойством личности педагога к саморазвитию [2]. Следовательно, самоорганизация является показателем, то есть качественной оценкой личности педагога как интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств человека, которые при демонстрации профессиональных качеств личности, реализуемых в организации педагогической деятельности и поведении педагога, обеспечивают качество образовательного процесса в учреждении.
Самоорганизация профессиональной деятельности педагога на теоретическом уровне представляет собой совокупность функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, волевые усилия [1].
Функциональный компонент «коррекция» является составной частью феномена «самоорганизация», который рассматривается как характеристика индивидуальных особенностей человека, проявление которых выражается в гибкости профессиональной деятельности при выявлении рассогласования полученных результатов с принятой целью. Поэтому педагог должен реализовать ситуацию посредством индивидуального самоуправления и профессионального самоуправления. При этом содержание уровнего развития компонента «коррекция» не зависит от уровнего содержания других функциональных компонентов. Что подтверждено в ходе эмпирического исследования. Так же обращаем внимание, что функциональный компонент «коррекция» в системе «самоорганизация» стоит в шкале компонентов после «целеполагания», «анализа ситуации», «планирование», «самоконтроль» и перед компонентом «волевые усилия». Этот факт определяет место компонента «коррекция» в иерархии системы, а, следовательно, процесс формирования и возможности реализации его может быть осуществлен в момент непосредственной профессиональной деятельности.
Вместе с тем, это положение не отвергает использование потенциала социально-воспитательной среды университета при подготовке будущих педагогов. Другое дело, на каком уровне образовательный процесс организации может оказать влияние на качество реализации данного функционального компонента самоорганизации.
Цель исследования заключается в выявлении уровня сформированности у будущих педагогов умения корректировать собственную деятельность.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие 55 студентов 2 курса, обучающиеся по направлениям 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Начальное образование. Английский язык», «Начальное образование. Дошкольное образование». Для исследования уровня сформированности функциональных компонентов самоорганизации будущего педагога был использован опросник А. Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации»[1].
Опросник Д. А. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации» включает 39 утверждений, которые формируют 5 шкал: «Целеполагание», «Анализ ситуации», «Планирование», «Самоконтроль», «Коррекция». В контексте нашего поля исследования особый интерес представляет такой функциональный компонент процесса самоорганизации как «коррекция», который направлен на оценку у будущих педагогов умения корректировать собственную деятельность.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе исследования нами были получены следующие результаты уровня сформированности функционального компонента «коррекция» у 55 выпускников ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Результаты опросника показали, что большинство исследуемых (62%) имеют пониженный или сред-
ний низкий уровень развития умения корректировать свою собственную деятельность.
Таблица 1 - Уровень сформированности у будущих педагогов умения корректировать собственную деятельность_
Показатель «Коррекция» Количество исследуемых, чел. Доля исследуемых, %
Низкий показатель 0 0%
Пониженный показатель 5 9%
Средний низкий показатель 29 53%
Повышенный показатель 18 33%
Высокий показатель 3 5%
ВЫВОДЫ
Самостоятельная работа является одним из важнейших средств формирования и закрепления общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся, направленных на формирование у них способности к самоорганизации. Самоорганизация профессиональной деятельности педагога на теоретическом уровне представляет собой совокупность функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, волевые усилия.
Функциональный компонент «коррекция» является составной частью феномена «самоорганизация», который рассматривается как характеристика индивидуальных особенностей человека. Для исследования уровня развития умения планировать собственную деятельность студентами, было проведено исследование, которое позволяет утверждать о низком уровне сформированности данного умения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ишков А.Д. Психическая самоорганизация / Ишков Александр Дмитриевич // Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет : [сайт]. - [Москва, 2009]. - URL: https://mgsu.ru/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
2. Фортыгина С.Н., Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза / С. Н. Фортыгина, Л. Н. Павлова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т.7., № 6. - С. 26-36.
3. Развитие функции планирования в процессе самоорганизации будущих педагогов / С.Н. Фортыгина, Н.А. Козлова, И.В. Забродина, Е.А. Стерлигова, Е.В. Андреева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 291-294.
REFERENCES
1. Ishkov, A.D. (2009), Psychic self-organization, available at: https://mgsu.rU/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf (data accessed: 01/10/2020)/
2. Fortygina, S.N. and Pavlova L N. (2017), "Professional self-determination of pedagogical university graduates", Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, No. 7(6), pp. 26-36.
3. Fortygina, S.N., Kozlova, N.A., Zabrodina, I.V., Sterligova, E.A. and Andreeva, E.V. (2020), "Development of the planning function in the process of self-organization of future teachers", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 8(186), pp. 291-294.
Контактная информация: fortyginasn@cspu.ru
Статья поступила в редакцию 18.11.2020
УДК 796.077.5
ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ ШКОЛЬНИКОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Евгений Витальевич Харченко, магистрант, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального