Научная статья на тему 'МЕТОДИКА АНАЛИЗА СПОРТИВНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ В СКАЛОЛАЗАНИИ'

МЕТОДИКА АНАЛИЗА СПОРТИВНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ В СКАЛОЛАЗАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЛОЛАЗАНИЕ / СОРЕВНОВАНИЯ / АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ / ЛАЗАНИЕ НА ТРУДНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ROCK CLIMBING / COMPETITION / PERFORMANCE ANALYSIS / LEAD CLIMBING / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котченко Ю.В.

Представленная методика анализа выступления базируется на закономерностях соревновательного процесса в дисциплине лазания на трудность. На основе анализа выступлений высококвалифицированных спортсменок на крупных международных турнирах, построена математическая модель и разработаны формулы расчёта оптимальных значений наиболее важных компонентов лазания. Методика позволяет разложить итоговую оценку на составные части, определить количественный вклад и потерянные баллы по каждому компоненту, установить величину скрытого резерва, выявить пути повышения соревновательной эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF ANALYSIS OF SPORTS PERFORMANCE IN CLIMBING

The presented technique of performance analysis is based on the principles of the competitive process in the discipline of lead climbing. Based on the analysis of the performances of highly qualified female athletes at major international tournaments, a mathematical model was built and formulae for calculating the optimal values of the most important components of climbing were developed. The technique allows you to decompose the final assessment into its component parts, to determine the quantitative contribution and lost points for each component, to establish the amount of hidden potential and to identify ways to increase competitive efficiency.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА АНАЛИЗА СПОРТИВНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ В СКАЛОЛАЗАНИИ»

траектории в условиях виртуальной образовательной среды будет способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе. Описанные материалы исследования могут представлять широкий интерес для системы повышения квалификации педагогов и могут быть использованы в образовательном процессе вуза.

Работа выполнена при поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», тема «Виртуальная образовательная среда как средство реализации индивидуальной образовательной траектории с целью развития уровня самоорганизации будущих педагогов», заявка ШК-20-04-15/1, 15.04.2020.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ишков, А. Д. Психическая самоорганизация / А. Д. Ишков. - URL : http://mgsu.rU/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf (дата обращения: 01.08.2020).

2. Корчемкина, Ю.В. Проектирование компонентов виртуальной образовательной среды для развития уровня самоорганизации будущих педагогов / Ю.В. Корчемкина - DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p185-190 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - 7 (185). - С. 185-190.

3. Орлова, Д.В. Сущность понятия самоорганизация в психолого-педагогических исследованиях / Д.В. Лаврова. - DOI: 10.31618/esu.2411-6467.8.53.1// Международный научно-исследовательский журнал «Евразийский союз ученых». -2016. -№ 25. - часть 4. - С. 57-59.

4. Фортыгина, С.Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза / С.Н. Фортыгина, Л.Н. Павлова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т.7, № 6. - С.26-36.

REFERENCES

1. Ishkov A.D. (2009), Psychic self-organization, available at: http://mgsu.ru/organizations/ Re-alizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf.

2. Korchemkina Yu.V. (2020), "Designing components of a virtual educational environment for developing the level of future teachers self-organization level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 7 (185), pp. 185-190.

3. Orlova D. V. (2016), "The essence of the concept of self-organization in psychological and pedagogical research", International scientific research journal "Eurasian Union of Scientists", No. 25, Part 4, pp. 57-59, DOI: 10.31618/esu.2411-6467.8.53.1.

4. Forty gina, S. N. and Pavlova, L. N. (2017), "Professional self-determination of pedagogical university graduates", Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, No. 7(6), pp. 26-36.

Контактная информация: fortyginasn@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 08.09.2020

УДК 796.526

МЕТОДИКА АНАЛИЗА СПОРТИВНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ В СКАЛОЛАЗАНИИ

Юрий Васильевич Котченко, кандидат технических наук, доцент, Севастопольский

государственный университет

Аннотация

Представленная методика анализа выступления базируется на закономерностях соревновательного процесса в дисциплине лазания на трудность. На основе анализа выступлений высококвалифицированных спортсменок на крупных международных турнирах, построена математическая модель и разработаны формулы расчёта оптимальных значений наиболее важных компонентов лазания. Методика позволяет разложить итоговую оценку на составные части, определить количе -ственный вклад и потерянные баллы по каждому компоненту, установить величину скрытого резерва, выявить пути повышения соревновательной эффективности.

Ключевые слова: скалолазание, соревнования, анализ выступления, лазание на трудность, эффективность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p175-178

METHOD OF ANALYSIS OF SPORTS PERFORMANCE IN CLIMBING

Yury Vasilievich Kotchenko, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Sevastopol

State University

Abstract

The presented technique of performance analysis is based on the principles of the competitive process in the discipline of lead climbing. Based on the analysis of the performances of highly qualified female athletes at major international tournaments, a mathematical model was built and formulae for calculating the optimal values of the most important components of climbing were developed. The technique allows you to decompose the final assessment into its component parts, to determine the quantitative contribution and lost points for each component, to establish the amount of hidden potential and to identify ways to increase competitive efficiency.

Keywords: rock climbing, competition, performance analysis, lead climbing, efficiency.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ спортивного выступления в скалолазании, и в других, близких по характеру двигательной деятельности видах спорта, обычно проводится по файлу видеозаписи. Тренер и спортсмен находят и обсуждают допущенные технические ошибки или тактические просчеты, что позволяет снизить вероятность их повторения в дальнейшей соревновательной деятельности [1, 2].

Часто в таком в анализе превалирует субъективная часть оценки, поэтому качестве рабочей гипотезы было предложено наиболее важные показатели выступления выразить количественно, и таким образом получить более объективную оценку. Для этой цели использовались двигательно-временные характеристики (компоненты) лазания [3, 4]. С их помощью, достигнутый результат, раскладывался на составные части, что позволило получить оценку вклада по каждой характеристике в отдельности.

Цель исследований. Разработка принципиально новой методики анализа спортивного выступления женщин в лазании на трудность.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика базируется на закономерностях соревновательного процесса (СП) в скалолазании. Исследования проводились на протяжении восьми лет, с 2012 по 2019 гг. Проанализировано 1580 выступлений женщин на 60 этапах кубка мира и пяти чемпионатах мира.

Методы анализа: кластерный, корреляционный, регрессионный. Используемые программы: 2.2.1 Terry Pratchett, Excel-2019, Statistika 10.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В данной статье рассматривается методика анализа с использованием пяти компонентов СП.

• Y - результат выступления. Это итоговый судейский балл по протоколу.

• d - результативное движение. Единичное движение скалолаза с фиксацией очередной зацепки на трассе.

Оптимальное число результативных движений для достижения заданного результата находится по формуле: dopt = 0,962Y

• z - пропущенное движение. Движение, без которого спортсменка смогла пройти участок трассы и не использовала рабочую зацепку.

Оптимальное значение темпа лазания: wopt = 0,737Y - 0,023Y2 + 2,19Е-04Y3

Оптимальное число скрытых движений: zopt = Y - dopt

• t2 - чистое время лазания. Время, в ходе которого спортсменка выполняет любые активные действия.

Оптимальный показатель чистого времени: t2 = 7,7Y - 0,036Y2

• p - плотность лазания. Комплексная характеристика непрерывности и интенсивности лазания.

Оптимальный показатель плотности: popt = 119 - 1,9Y + 0,026Y2

• w - темп лазания. Среднее время, используемое спортсменкой для выполнения одного результативного движения.

а лазания: wopt

Для выполнения анализа была построена регрессионная модель СП, позволяющая с помощью пяти обозначенных компонентов разложить итоговый результат на составные части:

Y = 1,012z + 0,924d - 0,214w + 0,015p + 0,012t2 (1)

где Y - результат выступления; z - скрытые движения; d - результативные движения; w - темп; p - плотность; t2 - чистое время лазания.

На начальном этапе анализа необходимо определить оптимальные значения компонентов, требуемые для достижения финиша на анализируемой трассе. Для этого в формулы оптимума вместо результата (Y), подставляется максимальное значение судейского балла на трассе.

Расчёты выполняются по приведённым формулам оптимума. Затем, найденные оптимальные показатели умножаются на соответствующий коэффициент регрессии (1). Таким образом, определяется величина балла конкретного компонента в максимально возможном результате.

На следующем этапе анализа, с помощью видеозаписи выступления определяются фактические показатели спортсменки и также, с помощью коэффициентов регрессии преобразуются в баллы.

Далее от фактических баллов отнимаются оптимальные. Полученная разница, это потерянные (недополученные) баллы, если они идут со знаком минус. Баллы со знаком плюс, идут в актив спортсменке, т.е. по этому компоненту она смогла продемонстрировать показатели, превышающие оптимум.

ВЫВОДЫ

В результате проведенных исследований разработана принципиально новая методика анализа спортивного выступления в лазании на трудность. Методика позволяет разложить итоговую оценку на составные части, определить количественный вклад и потерянные баллы по каждому компоненту, установить величину скрытого резерва, выявить пути повышения соревновательной эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загурский, Н.С. Анализ выступления спортивной сборной команды России по биатлону в сезоне 2015-2016 гг. / Н.С. Загурский, Я.С. Романова, В.И. Михалев // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 61-67.

2. The Structure of Performance of a Sport Rock Climber / A. Magiera, R. Roczniok, A. Maszczyk, M. Czuba, J. Kantyka, , P. Kurek // Journal of Human Kinetics. - 2013. - Vol. 36. - Р. 107117.

3. Analysis of Relations between Spatiotemporal Movement Regulation and Performance of Discrete Actions Reveals Functionality in Skilled Climbing / D. Orth, G. Kerr, K. Davids, L. Seifert // Front Psychology. 2017. - No. 8. - URL : https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.01744/full (дата обращения: 01.09.2020).

4. Котченко, Ю.В. Сложное лазание: теория соревновательного процесса : монография / Ю.В. Котченко. - Симферополь : Научный мир, 2018. - 288 с.

REFERENCES

1. Zagursky, N.S., Romanova, Ya.S. and Mikhalev, V.I. (2016), "Analysis of the performance of the Russian national biathlon team in the 2015-2016 season", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (139), pp. 61-67.

2. Magiera, A., Roczniok, R., Maszczyk, A., Czuba, M., Kantyka, J. и Kurek, P. (2013), "The Structure of Performance of a Sport Rock Climber", Journal of Human Kinetics, Vol. 36, pp.107-117.

3. Orth, D., Kerr, G., Davids, K. and Seifert, L. (2017), "Analysis of Relations between Spatiotemporal Movement Regulation and Performance of Discrete Actions Reveals Functionality in Skilled Climbing", Frontiers in Psychology, No. 8, available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.01744/full.

4. Kotchenko, Yu.V. (2018), Lead climbing: The theory of the competitive process: monograph, Scientific world, Simferopol.

Контактная информация: skala7b@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 13.09.2020

УДК 373+612+796

ВЛИЯНИЕ АЛАКТАТНЫХ АНАЭРОБНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии РАО, Москва, Государственный университет управления, Москва; Анастасия Альлеровна Герасимова, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, Вадим Петрович Чичерин, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Государственный университет управления, Москва; Елена Васильевна Савушкина, старший преподаватель, Гродненский государственный университет имени

Янки Купалы, Гродно

Аннотация

В исследовании установлено, что в различные возрастные периоды анаэробные алактатные способности по-разному влияют на изменчивость показателей, характеризующих функциональное состояние детей в условиях спокойного бодрствования и при тестовых когнитивных нагрузках. Сила влияния фактора алактатной анаэробной работоспособности на физиологические, поведенческие и субъективные показатели функционального состояния находилась у детей 7-8 лет в диапазоне от 4,5 до 7,8%, а у детей 9-10 лет - от 4,4 до 8,2%. Количество переменных в отношении которых выявлено статистически значимое воздействие в рассматриваемых возрастных группах существенно отличается.

Ключевые слова: функциональное состояние, алактатная анаэробная способность, напряженная когнитивная нагрузка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p178-183

INFLUENCE OF ALACTATE ANAEROBIC COMPONENTS OF PHYSICAL WORKING CAPACITY ON THE FUNCTIONAL STATE AND EFFICIENCY OF COGNITIVE ACTIVITY AMONG THE CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE

Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of the laboratory, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, State University of Management, Moscow; Anastasia Allerovna Gerasimova, the doctor of medical sciences, senior research associate, Vadim Petrovich Chicherin, the candidate of pedagogical sciences, department chair, State University of Management, Moscow; Elena Vasilievna Savushkina, the senior teacher, Yanka Kupala State University of Grodno

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.