Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ'

МОДЕЛЬ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / SELF-ORGANIZATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчемкина Ю.В., Фортыгина С.Н., Махмутова Л.Г., Хасанова М.Л., Шварцкоп О.Н.

Современные информационные технологии, применяемые в образовании, предъявляют повышенные требования к качеству профессиональной подготовки учителя в вузе, способного к развитию процесса самоорганизации за счет активного применения информационных технологий в образовательном процессе. Целью исследования является моделирование процесса развития самоорганизации будущих педагогов с использованием индивидуальной образовательной траектории в условиях виртуальной образовательной среды. Разработанная модель процесса развития самоорганизации будущих педагогов с использованием индивидуальной образовательной траектории в условиях виртуальной образовательной среды может способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчемкина Ю.В., Фортыгина С.Н., Махмутова Л.Г., Хасанова М.Л., Шварцкоп О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SELF-ORGANIZATION OF FUTURE TEACHERS WITH THE USE OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY IN A VIRTUAL ENVIRONMENT

Modem information technologies used in education place increased demands on the quality of professional training of a teacher at a university who is capable of developing the process of self-organization through the active use of information technologies in the educational process. The aim of the study is to model the process of development of self-organization of future teachers using an individual educational trajectory in the virtual educational environment. The developed model of the development process of selforganization of future teachers using an individual educational trajectory in the virtual educational environment can help to increase the effectiveness of professional training of future teachers.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, В.А. Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного общества : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 / Баранов Виктор Алексеевич. -Москва, 2011. - 339 с.

2. Казакова, УА. Удовлетворенность педагогов высших учебных заведений качеством своей жизни : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : / Казакова Ульяна Александровна. - Казань, 2010. - 166 с.

3. Колонтаев, В.А. Качество жизни профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений в современной России : автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.03 : / Ко-лонтаев Валерий Александрович. - Саратов, 2011. - 24 с.

4. Лейфа, А.В. Качество жизни, здоровье и физическая активность студенческой молодежи Дальнего Востока и Забайкалья / А.В. Лейфа, Ю.М. Перельман, М.Ю. Швецов. - Чита : ООО «Орион», 2010. - 260 с.

5. Толмачев, Д.А. Комплексная оценка здоровья и качества жизни преподавателей медицинского вуза : дис. ... канд. мед. наук : 14.02.03 / Толмачев Денис Анатольевич. - Ижевск, 2012. -186 с.

REFERENCES

1. Baranov, V. A. (2011), Physical culture: value-humanistic basis of the quality of life of modern society, dissertation, Moscow.

2. Kazakova, U.A. (2010), Satisfaction of teachers of higher educational institutions with the quality of their life, dissertation, Kazan.

3. Kolontaev, V.A. (2011), The quality of life of the teaching staff of higher military educational institutions in modern Russia, dissertation, Saratov.

4. Leifa, A.V., Perelman, Y.M. and Shvetsov, M.Y. (2010), Quality of life, health and physical activity of students of the Far East and Trans-Baikal, publishing house "Orion" Co. Ltd., Chita.

5. Tolmachev, D.A. (2012), Comprehensive assessment of health and quality of life of teachers, dissertation, Izhevsk.

Контактная информация: tokar-elena@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.09.2020

УДК 378

МОДЕЛЬ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Светлана Николаевна Фор-тыгина, кандидат педагогических наук, Лариса Гаптульхаевна Махмутова, кандидат

педагогических наук, доцент, Марина Леонидовна Хасанова, кандидат технических наук, доцент, Ольга Николаевна Шварцкоп, старший преподаватель, Южно-Уральский

государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Современные информационные технологии, применяемые в образовании, предъявляют повышенные требования к качеству профессиональной подготовки учителя в вузе, способного к развитию процесса самоорганизации за счет активного применения информационных технологий в образовательном процессе. Целью исследования является моделирование процесса развития самоорганизации будущих педагогов с использованием индивидуальной образовательной траектории в условиях виртуальной образовательной среды. Разработанная модель процесса развития самоорганизации будущих педагогов с использованием индивидуальной образовательной траектории в условиях виртуальной образовательной среды может способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: самоорганизация, индивидуальная образовательная траектория, виртуальная образовательная среда, подготовка будущих педагогов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p170-175

MODEL OF SELF-ORGANIZATION OF FUTURE TEACHERS WITH THE USE OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY IN A VIRTUAL ENVIRONMENT

Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, Larisa Gaptulkhaevna Makhmutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Leonidovna Khasanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Nikolaevna Shvarzkop, the senior teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

Modem information technologies used in education place increased demands on the quality of professional training of a teacher at a university who is capable of developing the process of self-organization through the active use of information technologies in the educational process. The aim of the study is to model the process of development of self-organization of future teachers using an individual educational trajectory in the virtual educational environment. The developed model of the development process of self-organization of future teachers using an individual educational trajectory in the virtual educational environment can help to increase the effectiveness of professional training of future teachers.

Keywords: self-organization, individual educational trajectory, virtual educational environment, training of future teachers.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система высшего образования ориентирована на увеличение доли самостоятельной работы, способствующей формированию и закреплению общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся и позволяющей сформировать у них способность к самоорганизации и самообразованию. Процесс профессионального саморазвития и самоорганизации современного конкурентоспособного компетентного специалиста возможен в условиях виртуальной образовательной среды, которая содержит инновационные обучающие технологии, информационные ресурсы и средства электронной коммуникации.

Виртуальная образовательная среда как многофункциональная система выступает средством развития личности в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования, где образовательный комплекс организации служит основой для построения индивидуальной образовательной траектории. Различные аспекты проблемы индивидуализации обучения как эффективной технологии развития обучающегося нашли свое отражение в трудах С. С. Амирова, Г. Ф. Берсеневой, М. А. Галагузовой, В.Н. Донцова, Э. Ф. Зеера, А. Д. Ишкова, А. В. Кирилловой, С. С. Куликовой, Д. В. Орловой, В. А. Петько, Г.Н. Серикова, А. А. Симоновой, В. А. Филоненко и др. Определяя самоорганизацию как упорядоченную и динамическую структуру личности, характеризующуюся ин-тегративной совокупностью функциональных и личностных компонентов и проявляющуюся в осознанном построении деятельности по развитию «компетентности к обновлению компетенций» [4], мы обосновываем необходимость рассмотрения компонентов профессиональной самоорганизации, выделения уровней сформированности данных компонентов у будущего учителя, а также выявление педагогических условий формирования умений профессиональной самоорганизации будущих педагогов в условиях виртуальной образовательной среды. Целью исследования является моделирование процесса развития самоорганизации будущих педагогов с использованием индивидуальной образовательной траектории в условиях виртуальной образовательной среды.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве основных методов исследования были выбраны анализ научно-педагогической литературы по теме исследования; педагогическое моделирование; диа-

гностические методы оценки сформированное™ умений профессиональной самоорганизации будущих педагогов (опросник Д. А. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации») [1].

Педагогическое исследование проводилось на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета в период апреля 2020 г по июнь 2020 г., в нем приняли участие 83 студента 2 курса, обучающиеся по направлениям 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Начальное образование. Английский язык», «Начальное образование. Дошкольное образование»; 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профили «Информатика и вычислительная техника», «Транспорт». Для представления статистической обработки материалов исследования был использован стандартный пакет Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью определения уровня сформированности умений профессиональной самоорганизации будущих педагогов был проведен опросник Д. А. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации», полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 -Уровень сформированности самоорганизации у будущих педагогов

Уровень самоорганизации Количество исследуемых, чел. Доля исследуемых, %

Низкий показатель - 0%

Пониженный показатель 15 18%

Средний низкий показатель 31 37%

Повышенный показатель 29 35%

Высокий показатель 8 10%

По результатам диагностики можно констатировать, что большинство исследуемых (65 %) имеет пониженный или средний низкий уровень развития навыков самоорганизации, следовательно, у них будут возникать трудности с построением и реализацией индивидуальной образовательной траектории. Нами проведён корреляционный анализ для определения тесноты связи между показателями результатов ЕГЭ при поступлении в вуз и уровня самоорганизации обучающихся. Коэффициент корреляции - 0,51 (связь заметная).

В основу создания модели самоорганизации будущих педагогов с использованием индивидуальной образовательной траектории в условиях виртуальной среды были положены следующие блоки: целевой, методологический, технологический, оценочно-результативный и их связей, комплексность внедрения которых обуславливает результативность достижения сформулированной цели (рисунок 1).

Выделенные блоки модели были конкретизированы относительно педагогической системы изучаемого процесса и ее особенностей.

Системообразующим компонентов рассматриваемой модели является комплекс необходимых педагогических условий, обеспечивающих достижение эффективного результата процесса самоорганизации будущего педагога. Выбор первого условия был продиктован обновлением содержания подготовки будущего педагога, заключающимся в увеличении доли самостоятельной работы, усилением практической направленности дисциплин и внедрением в образовательный процесс информационных технологий, направленных на самостоятельную работу студентов.

Второе условие заключается в построении индивидуальной образовательной траектории с целью развития уровня самоорганизации будущих педагогов в условиях виртуальной образовательной среды.

Рисунок 2 - Модель самоорганизации будущих педагогов с использованием индивидуальной образовательной

траектории в условиях виртуальной среды

Для реализации данного условия нами был спроектирован программный продукт «Самоорганизация учебной деятельности» (рисунок 2). В основе данного программного продукта лежат следующие функции: самостоятельное планирование студентом хода и времени выполнения заданий; фиксирование фактического времени на выполнение заданий; проведение рефлексии собственной деятельности по окончании учебного занятия; анализ преподавателем отчетной документации студентов с целью определения их индивидуальных особенностей при построении учебных занятий [2].

Рисунок 2 - Пример работы программного продукта «Самоорганизация учебной деятельности»

Общая структура модели характеризуется последовательностью перехода от одного блока к другому для решения задач, направленных на достижение поставленной цели.

В основе целевого блока модели лежат нормативно-правовые компоненты (ФГОС ВО и профессиональный стандарт педагога), которые обеспечивают прогностическую функцию модели - подготовку будущего педагога, соответствующего потребностям рынка труда, требованиям профессионального стандарта в высококвалифицированных кадрах.

Методологический блок модели представляет собой совокупность теоретико-методологических положений, определяющих основу проектирования педагогической деятельности, обеспечивающих достижение поставленной цели, определяющие ее методологические подходы (средовой подход; личностно-ориентированный подход; компе-тентностный подход; системно-деятельностный подход) и принципы (проектирования; личностной ориентации), обеспечивающие на практике содержание образовательной программы подготовки будущего педагога.

Технологический блок модели содержит комплекс педагогических форм, технологий, методов и средств, направленных на эффективное развитие процесса самоорганизации будущего педагога. В качестве методов обучения были использованы пассивные и активные методы (не имитационные и имитационные методы), реализуемые в рамках изучения дисциплин. Среди педагогических технологий в учебный процесс студентов были внедрены следующие технологии: интерактивные; проектного обучения; проблемно-модульного обучения; личностно ориентированные.

Оценочно-результативный блок модели включает компоненты, уровни и результат, которые направлены на определение продуктивности процесса развития самоорганизации будущего педагога посредством оценивания результатов их учебной деятельности. Оценивание осуществляется на основе выявления компонентов самоорганизации будущего педагога (целеполагание; анализ ситуации; планирование; самоконтроль; коррекция; волевые усилия) на следующих уровнях: низкий; пониженный; средний низкий; повышенный; высокий. Результатом предлагаемой модели выступает переход будущего педагога на более высокий уровень самоорганизации.

ВЫВОДЫ

Таким образом, мы считаем, что разработанная нами модель процесса развития самоорганизации будущих педагогов с использованием индивидуальной образовательной

траектории в условиях виртуальной образовательной среды будет способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе. Описанные материалы исследования могут представлять широкий интерес для системы повышения квалификации педагогов и могут быть использованы в образовательном процессе вуза.

Работа выполнена при поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», тема «Виртуальная образовательная среда как средство реализации индивидуальной образовательной траектории с целью развития уровня самоорганизации будущих педагогов», заявка ШК-20-04-15/1, 15.04.2020.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ишков, А. Д. Психическая самоорганизация / А. Д. Ишков. - URL : http://mgsu.rU/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf (дата обращения: 01.08.2020).

2. Корчемкина, Ю.В. Проектирование компонентов виртуальной образовательной среды для развития уровня самоорганизации будущих педагогов / Ю.В. Корчемкина - DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p185-190 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - 7 (185). - С. 185-190.

3. Орлова, Д.В. Сущность понятия самоорганизация в психолого-педагогических исследованиях / Д.В. Лаврова. - DOI: 10.31618/esu.2411-6467.8.53.1// Международный научно-исследовательский журнал «Евразийский союз ученых». -2016. -№ 25. - часть 4. - С. 57-59.

4. Фортыгина, С.Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза / С.Н. Фортыгина, Л.Н. Павлова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т.7, № 6. - С.26-36.

REFERENCES

1. Ishkov A.D. (2009), Psychic self-organization, available at: http://mgsu.ru/organizations/ Re-alizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf.

2. Korchemkina Yu.V. (2020), "Designing components of a virtual educational environment for developing the level of future teachers self-organization level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 7 (185), pp. 185-190.

3. Orlova D. V. (2016), "The essence of the concept of self-organization in psychological and pedagogical research", International scientific research journal "Eurasian Union of Scientists", No. 25, Part 4, pp. 57-59, DOI: 10.31618/esu.2411-6467.8.53.1.

4. Forty gina, S. N. and Pavlova, L. N. (2017), "Professional self-determination of pedagogical university graduates", Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, No. 7(6), pp. 26-36.

Контактная информация: fortyginasn@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 08.09.2020

УДК 796.526

МЕТОДИКА АНАЛИЗА СПОРТИВНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ В СКАЛОЛАЗАНИИ

Юрий Васильевич Котченко, кандидат технических наук, доцент, Севастопольский

государственный университет

Аннотация

Представленная методика анализа выступления базируется на закономерностях соревновательного процесса в дисциплине лазания на трудность. На основе анализа выступлений высококвалифицированных спортсменок на крупных международных турнирах, построена математическая модель и разработаны формулы расчёта оптимальных значений наиболее важных компонентов лазания. Методика позволяет разложить итоговую оценку на составные части, определить количе -ственный вклад и потерянные баллы по каждому компоненту, установить величину скрытого резерва, выявить пути повышения соревновательной эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.