Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-ORGANIZATION / PLANNING / TRAINING OF A FUTURE TEACHER / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортыгина Светлана Николаевна, Козлова Наталья Александровна, Забродина Инга Викторовна, Стерлигова Екатерина Александровна, Андреева Евгения Владимировна

В статье раскрываются особенности развития функции планирования в процессе самоорганизации будущих педагогов. Целью исследования является выявление уровня сформированности у будушцх педагогов умения планировать собственную деятельность. С целью определения уровня развития умения планировать свою собственную деятельность будущими учителями начальных классов была подобрана диагностическая методика А.Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации». Проведенное исследование позволяет утверждать о низком уровне сформированности у будущих учителей начальных классов умения планировать деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортыгина Светлана Николаевна, Козлова Наталья Александровна, Забродина Инга Викторовна, Стерлигова Екатерина Александровна, Андреева Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PLANNING FUNCTION IN THE PROCESS OF SELF-ORGANIZATION OF FUTURE TEACHERS

The article reveals the features of the development of the planning function in the process of selforganization of future teachers. The aim of the study is to identify the level of formation of future teachers' ability to plan their own activities. In order to determine the level of development of the ability to plan their own activities, the future primary school teachers selected the diagnostic technique of A.D. Ishkov "Diagnostics of the characteristics of self-organization". The research carried out allows us to assert that future primary school teachers have a low level of skill in planning activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Астафьев, Н.В. Физическое состояние умственно отсталых школьников : учебное пособие / Н. В. Астафьев, В. И. Михалев. - Омск : [б. и.], 1996. - 159 с.

2. Проблемы детской инвалидности в современной России / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, Р.Н. Терлецкая, Е.В. Антонова // Вестник Российской академии медицинских наук. -2017. - № 72 (4). - С. 305-312.

3. Титанов, А.С. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве / А.С. Титанов, В.М. Башина // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2005. - № 8. - С. 4-13.

4. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста : учебник для вузов / Д.Н. Исаев. -Санкт-Петербург : СпецЛит, 2001. - 462 с.

5. Алоин, А.В. Методика абилитации подростков и молодежи с расстройствами аутисти-ческого спектра средствами адаптивной физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Алоин Алексей Владимирович. - Краснодар, 2017. - 25 с.

REFERENCES

1. Astafiev, N.V. and Mikhalev, V.I. (1996), Physical state of mentally retarded schoolchildren: textbook, Omsk.

2. Baranov, A.A., Namazova-Baranova, L.S., Terletskaya, R.N. and Antonova, E. V. (2017), "Problems of children's disability in modern Russia", Bulletin of the Russian Academy ofMedical Sciences, No. 72 (4), рр. 305-312.

3. Tiganov, A.S. and Bashina, V.M. (2005), "Modern approaches for understanding autism in childhood", Journal of Neurology and Psychiatry named after S.S. Korsakov, No. 8, рр. 4-13.

4. Isaev, D.N. (2001), Psychopathology of childhood: a textbook for universities, SpetsLit, St. Petersburg.

5. Aloin, A.V. (2017), Methodology for habilitation of adolescents and youth with autism spectrum disorders by means of adaptive physical culture, dissertation, Krasnodar.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.08.2020

УДК 378

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, Наталья Александровна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Викторовна Забродина, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Александровна Стерлигова, преподаватель, Евгения Владимировна Андреева, преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

В статье раскрываются особенности развития функции планирования в процессе самоорганизации будущих педагогов. Целью исследования является выявление уровня сформированности у будущих педагогов умения планировать собственную деятельность. С целью определения уровня развития умения планировать свою собственную деятельность будущими учителями начальных классов была подобрана диагностическая методика А. Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации». Проведенное исследование позволяет утверждать о низком уровне сформирован-ности у будущих учителей начальных классов умения планировать деятельность.

Ключевые слова: самоорганизация, планирование, подготовка будущего педагога.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p291-294

DEVELOPMENT OF THE PLANNING FUNCTION IN THE PROCESS OF SELF-ORGANIZATION OF FUTURE TEACHERS

Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, Nataliya Aleksan-drovna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Inga Viktorovna Za-

brodina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Aleksandrovna Sterligova, the teacher, Evgeniya Vladimirovna Andreeva, the teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The article reveals the features of the development of the planning function in the process of self-organization of future teachers. The aim of the study is to identify the level of formation of future teachers' ability to plan their own activities. In order to determine the level of development of the ability to plan their own activities, the future primary school teachers selected the diagnostic technique of A. D. Ishkov "Diagnostics of the characteristics of self-organization". The research carried out allows us to assert that future primary school teachers have a low level of skill in planning activities.

Keywords: self-organization, planning, training of a future teacher.

ВВЕДЕНИЕ

Введение в систему высшего образования новых образовательных стандартов связано с увеличением доли самостоятельной работы обязательной для каждого обучающегося независимо от этапа обучения. Объем самостоятельной работы обучающихся определяется действующим учебным планом образовательного учреждения. Правильно организованная самостоятельная работа ведет к формированию и закреплению общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся, позволяющих сформировать у них способность к самоорганизации и самообразованию [3]. Общекультурная компетенция обучающегося по образовательной программе уровня высшего образования: способность к самоорганизации и самообразованию проявляется в умении самостоятельно определять цели своей деятельности, анализировать конкретные ситуации, планировать собственную деятельность, осуществлять контроль и коррекцию действий и т.п.

В своем исследовании мы придерживаемся определения самоорганизации, которое дала Д.В. Орлова, понимая самоорганизацию как упорядоченную и динамическую структуру личности, характеризующуюся интегративной совокупностью функциональных и личностных компонентов и проявляющуюся в осознанном построении деятельности по развитию «компетентности к обновлению компетенций» [2]. А.Д. Ишков, рассматривая самоорганизацию, выделяет следующие функциональные и личностные компоненты: це-леполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, волевые усилия [1].

Одним из важнейших функциональных компонентов самоорганизации будущего педагога выступает планирование, которое характеризуется индивидуальными особенностями процесса планирования собственной деятельности. От уровня сформированности у будущих педагогов умения планировать собственную деятельность зависит эффективность организации педагогического процесса в образовательном учреждении начального образования. Планирование в деятельности учителя начальных классов является процессом разработки развернутых и детализированных планов своих действий по работе с обучающимися. С его помощью педагог реализует образовательную программу, контролирует ход образовательного процесса, определяет педагогические задачи, подбирает формы, методы и средства обучения, распределяет время, отводимое на изучение учебного материала. Цель исследования - выявить уровень сформированности у будущих педагогов умения планировать собственную деятельность.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В выборочную совокупность вошли 55 будущих учителей начальных классов. В качестве инструмента исследования уровня сформированности функциональных компонентов самоорганизации будущего педагога был использован опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» А. Д. Ишкова [1]. Данный опросник включает интегральную шкалу оценки выраженности общего уровня самоорганизации и шесть частных шкал: целеполагание; анализ ситуации; планирование; самоконтроль; коррекция; волевые усилия. Особый интерес для нашего исследования представляет такой функциональный компонент процесса самоорганизации как «планирование», который позволяет оценить у будущих педагогов умение планировать собственную деятельность.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования нами были получены следующие результаты уровня сформи-рованности функционального компонента «планирование» у 55 выпускников ЮжноУральского государственно-педагогического университета по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (Учитель начальных классов) на базе основного и среднего общего образования.

Таблица 1 - Уровень сформированности у будущих педагогов умения планировать собственную деятельность_

Показатель «Планирование» Количество исследуемых, чел. Доля исследуемых, %

Низкий показатель 0 0%

Пониженный показатель 3 5%

Средний низкий показатель 30 55%

Повышенный показатель 21 38%

Высокий показатель 1 2%

По результатам диагностики можно констатировать, что большинство исследуемых (60 %) имеет пониженный или средний низкий уровень развития умения планировать свою собственную деятельность.

ВЫВОДЫ

Самостоятельная работа выступает средством формирования и закрепления общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся, позволяющих сформировать у них способность к самоорганизации.

Среди функциональных и личностных компонентов самоорганизации выделяют: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, волевые усилия

Одним из важнейших функциональных компонентов самоорганизации будущего педагога выступает планирование его собственной деятельности.

С целью определения уровня развития умения планировать свою собственную деятельность будущими учителями начальных классов, было проведено исследование, кото -рое позволяет утверждать о низком уровне сформированности данного умения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ишков, А. Д. Психическая самоорганизация / А. Д. Ишков. - URL : http://mgsu.rU/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

2. Орлова, Д. В. Сущность понятия самоорганизация в психолого-педагогических исследованиях / Д.В. Орлова. - DOI: 10.31618/esu.2411-6467.8.53.1 // Международный научно-исследовательский журнал «Евразийский союз ученых». - 2016. - № 25. - часть 4. - С. 57-59.

3. Фортыгина, С.Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза / С.Н. Фортыгина, Л.Н. Павлова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7., № 6. - С. 26-36.

REFERENCES

1. Ishkov, A.D. (2009), "Mental self-organization", available at: http://mgsu.rU/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf.

2. Orlova, D.V. (2016), "The essence of the concept of self-organization in psychological and pedagogical research", International scientific research journal "Eurasian Union of Scientists", No 25, Part 4, pp. 57-59, DOI: 10.31618/esu.2411-6467.8.53.1

3. Forty gina, S. N. and Pavlova, L.N. (2017), "Professional self-determination of pedagogical university graduates", Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, No. 7(6), pp. 26-36.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.08.2020

УДК 378.12

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС И ОПРОС

ЭКСПЕРТОВ

Владислав Викторович Фролов, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина

Аннотация

В ходе реализованного исследования было выявлено соответствие между большинством качеств, высоко оцененных экспертами в рамках прохождения ими тестирования по методике Т.П. Зинченко, и компетенциями, перечисленными законодателем в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 физическая культура. Обосновано, что формирование и развитие, прежде всего, именно этих качеств позволит будущим преподавателям физкультуры наиболее успешно реализовывать свои общие и профессиональные компетенции в рамках их дальнейшей спортивно-педагогической работы.

Ключевые слова: профессионально значимые личностные качества, педагог по физической культуре и спорту, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные компетенции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p294-298

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT: COMPARATIVE ANALYSIS OF REQUIREMENTS OF THE FSES AND THE

SURVEY OF EXPERTS Vladislav Viktorovich Frolov, the post-graduate student, Leningrad State University named

after A.S. Pushkin

Abstract

In the course of the implemented research, correspondence was found between the majority of qualities highly evaluated by experts in the framework of their testing according to the method of T.P. Zin-chenko, and the competencies listed by the legislator in the Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 49.02.01 physical culture. It is proved that the formation and development, first of all, of these qualities will allow future physical education teachers to most successfully implement their General and professional competencies in the framework of their further sports and pedagogical work.

Keywords: professionally significant personal qualities, physical culture and sports teacher, Federal state educational standard, professional competence.

ВВЕДЕНИЕ

Инновационные процессы и изменения, происходящие в современном социуме, требуют от среднего профессионального образования пересмотра концептуальных взгля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.