Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС И ОПРОС ЭКСПЕРТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС И ОПРОС ЭКСПЕРТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS TEACHER / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Владислав Викторович

В ходе реализованного исследования было выявлено соответствие между большинством качеств, высоко оцененных экспертами в рамках прохождения ими тестирования по методике Т.П. Зинченко, и компетенциями, перечисленными законодателем в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 физическая культура. Обосновано, что формирование и развитие, прежде всего, именно этих качеств позволит будущим преподавателям физкультуры наиболее успешно реализовывать свои общие и профессиональные компетенции в рамках их дальнейшей спортивно-педагогической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов Владислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT: COMPARATIVE ANALYSIS OF REQUIREMENTS OF THE FSES AND THE SURVEY OF EXPERTS

In the course of the implemented research, correspondence was found between the majority of qualities highly evaluated by experts in the framework of their testing according to the method of T.P. Zinchenko, and the competencies listed by the legislator in the Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 49.02.01 physical culture. It is proved that the formation and development, first of all, of these qualities will allow future physical education teachers to most successfully implement their General and professional competencies in the framework of their further sports and pedagogical work.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС И ОПРОС ЭКСПЕРТОВ»

REFERENCES

1. Ishkov, A.D. (2009), "Mental self-organization", available at: http://mgsu.rU/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf.

2. Orlova, D.V. (2016), "The essence of the concept of self-organization in psychological and pedagogical research", International scientific research journal "Eurasian Union of Scientists", No 25, Part 4, pp. 57-59, DOI: 10.31618/esu.2411-6467.8.53.1

3. Forty gina, S. N. and Pavlova, L.N. (2017), "Professional self-determination of pedagogical university graduates", Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, No. 7(6), pp. 26-36.

Контактная информация: fortyginasn@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 19.08.2020

УДК 378.12

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС И ОПРОС

ЭКСПЕРТОВ

Владислав Викторович Фролов, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина

Аннотация

В ходе реализованного исследования было выявлено соответствие между большинством качеств, высоко оцененных экспертами в рамках прохождения ими тестирования по методике Т.П. Зинченко, и компетенциями, перечисленными законодателем в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 физическая культура. Обосновано, что формирование и развитие, прежде всего, именно этих качеств позволит будущим преподавателям физкультуры наиболее успешно реализовывать свои общие и профессиональные компетенции в рамках их дальнейшей спортивно-педагогической работы.

Ключевые слова: профессионально значимые личностные качества, педагог по физической культуре и спорту, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные компетенции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p294-298

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT: COMPARATIVE ANALYSIS OF REQUIREMENTS OF THE FSES AND THE

SURVEY OF EXPERTS Vladislav Viktorovich Frolov, the post-graduate student, Leningrad State University named

after A.S. Pushkin

Abstract

In the course of the implemented research, correspondence was found between the majority of qualities highly evaluated by experts in the framework of their testing according to the method of T.P. Zin-chenko, and the competencies listed by the legislator in the Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 49.02.01 physical culture. It is proved that the formation and development, first of all, of these qualities will allow future physical education teachers to most successfully implement their General and professional competencies in the framework of their further sports and pedagogical work.

Keywords: professionally significant personal qualities, physical culture and sports teacher, Federal state educational standard, professional competence.

ВВЕДЕНИЕ

Инновационные процессы и изменения, происходящие в современном социуме, требуют от среднего профессионального образования пересмотра концептуальных взгля-

дов на качество подготовки будущих специалистов. На сегодняшний день повышенное внимание законодателем уделяется внедрению национальных проектов, в том числе нацпроекта «Образование», реализация которого намечена на период с 2019 по 2024 годы [1]. В рамках настоящей статьи будет предпринята попытка сопоставить выделенные экспертами качества идеального педагога по физической культуре и спорту с требованиями законодателя к компетенциям соответствующих специалистов. Необходимо пояснить, что ранее автором при помощи психографического опросника Т.П. Зинченко уже был проведен опрос экспертов в составе 25 профессиональных тренеров с большим педагогическим стажем. В результате проделанной научно-исследовательской работы был сформулирован психологический портрет идеального педагога по физической культуре и спорту.

Предложенное определение нашло конкретизацию в рамках разработанной авторской классификации профессионально значимых личностных качеств эталонного педагога по физической культуре и спорту, включившей в себя следующие типы и виды:

1) Адаптивные качества: а) способность к обучению и переучиванию; б) умение оперативно принимать решения при изменении ситуаций; в) способность к быстрой адаптации в новых условиях и среде;

2) Лидерско-волевые: а) упорство; б) требовательность; в) решительность; г) самостоятельность и независимость суждений д) ответственность; е) ориентированность на успех; ж) способность воздействовать на окружающих собственным авторитетом;

3) Коммуникативно-организаторские: а) способность к легкому общению; б) умение слаженно работать в любом коллективе; в) способность управлять взаимодействием с другими людьми (в том числе, планировать, регулировать взаимоотношения, формировать благоприятный социально-психологический климат и др.); г) конфликто-устойчивость;

4) Саморегулятивные: а) самообладание; б) объективность; в) способность регулировать свою активность; г) умение управлять собственным вниманием.

5) Эмпатийные: а) умение чувствовать и понимать состояние других людей; б) способность к эмоциональной отзывчивости и отдаче.

Все вышеотмеченные группы дополнительно были распределены на отдельные блоки: «обязательные», «необходимо-рекомендованные» и «желательные» характеристики. Вопросы, связанные с разработкой эталонного образа педагога соответствующего профиля, а также классификации его профессионально значимых личностных качеств ранее уже раскрывались в рамках отдельной публикации автора.

Продолжая же и углубляясь в выбранное тематическое направление, учитывая важность исследования компетентностного подхода в системе современного образования, автор статьи выдвигает гипотезу о том, что представления опытных тренеров и преподавателей физкультуры об эталонном образе представителя их профессии в целом соответствует требованиям законодателя, то есть, запрашиваемым им общим и профессиональным компетенциям соответствующего специалиста в рамках нормативно-правовой базы, в том числе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 физическая культура [2].

Целью же исследования является доказательство или опровержение выдвинутого предположения о соответствии представлений опытных педагогов по физической культуре и спорту об эталонном образе представителя их профессии в целом с требованиями федерального государственного стандарта по данной специальности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Реализуя исследование в заданном направлении следует заметить, что в Разделе V вышеотмеченного нормативно-правового акта («Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена») перечислены компетенции педагога интересующего профиля, которые, в свою очередь, распределены на два блока: общие

(ОК) и профессиональные (ПК). Результаты сопоставительного анализа отображены в таблице.

Таблица 1 - Анализ сопоставимости групп профессионально-значимых личностных качеств педагогов по физической культуре и спорту и компетенций, выделенных законода-

\ Группа качеств № ком-. петенции I. II. III. IV. V. N*

Адаптивные Лидерско-волевые Коммуникативно-организаторские Саморегулятивные Эмпатийные

1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2

ОК Общие компетенции

1 +* * 1

2 + + 2

3 + + 2

4 + 1

5 + 1

6 + + + + 4

7 + + + + 4

8 + + 2

9 + + 2

10 -

11 -

12 -

ПК Профессиональные компетенции

1.1 -

1.2 + 1

1.3 + 1

1.4 + + + 3

1.5 + + 2

1.6 + 1

1.7 -

1.8 -

2.1 -

2.2 + + 2

2.3 + 1

2.4 + + + 3

2.5 -

2.6 -

3.1 -

3.2 -

3.3 + 1

3.4 + 1

3.5 + 1

N* 8 1 1 - 4 3 - 1 1 2 1 1 8 1 - 2 - 2 - - 36

Примечания:

* N - общее число соответствий между качествами, выделенными экспертами, и компетенциями, установленными в рамках ФГОС Педагог 49.02.01;

** - знаком «плюс» (+) в таблице помечены соответствия между той или иной группой личностных качеств и конкретной компетенцией.

Как видно из представленных выше результатов, наибольшее количество совпадений выпало на такое адаптивное качество, как «Способность к обучению и переучиванию». Считаем, что именно с этой группой личностных характеристик соотносятся следующие, предписанные законодателем компетенции педагога по физической культуре и спорту:

- ОК1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес»;

- ОК4 «Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного разви-

тия»;

- ОК5 «Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности»;

- ОК8 «Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации»;

- ОК9 «Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий»;

- ПК3.3 «Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов»;

- ПК3.4 «Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений»;

- ПК3.5 «Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта».

Очевидно, что перечисленные компетенции требуют от педагога желания постоянно повышать уровень своей квалификации, стремления к профессиональным знаниям, а, следовательно, способности к обучению и переобучению.

Аналогичные высокие результаты (1 место в рейтинге соответствий) заняла такая группа коммуникативно-организационных качеств как «Способность управлять взаимодействием с другими людьми».

Следует подчеркнуть, что именно качества данного блока позволяют преподавателям физической культуры и спорта эффективно проявлять следующий комплекс компетенций:

- ОК6 «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами»;

- ОК7 «Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкуль-турно-спортивных мероприятий и занятий»;

- ПК1.2 «Проводить учебно-тренировочные занятия»;

- ПК1.3 «Руководить соревновательной деятельностью спортсменов»;

- ПК1.4 «Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях»;

- ПК2.2 «Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности»;

- ПК2.3 «Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия»;

- ПК2.4 «Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физ-культурно-спортивных мероприятий и занятий».

Помимо отмеченных, также относительно высокое число совпадений установлено для двух лидерско-волевых блоков «Требовательность» и «Ответственность», каждый из которых соотносится с ранее уже упоминаемыми компетенциями ОК7, ПК1.4, ПК2.4. При этом блок «Требовательность», как выяснилось, также соотносится и с компетенцией ПК 1.6 «Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию».

Как видно из представленного анализа, для реализации многих отдельных ОК и ПК идеальный педагог по физической культуре и спорту одновременно должен обладать сразу рядом личностных качеств.

Интересно отметить и то, что наибольшее количество перекрестных соответствий приходится на такие общие компетенции как ОК6 и ОК7. Именно они вошли во многие

блоки лидерско-волевых и коммуникативно-организаторских качеств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое предварительное подтверждение. Руководствуясь данными таблицы, можно сделать вывод о том, что представления законодателя и опытных педагогов-тренеров об идеальном преподавателе физической культуры и спорта (специальность 49.02.01) соответствуют в большинстве своих позиций. При этом наибольшее число соответствий пришлось на такие блоки личностных характеристик соответствующих специалистов как: умение управлять взаимодействием с другими людьми, способность к обучению и переучиванию, высокая требовательность и ответственность.

Согласно единодушной позиции законодателя и экспертов, можно констатировать, что будущий педагог по физической культуре и спорту, получающий образование по специальности 49.02.01 в рамках среднего профессионального образования, в процессе учебной деятельности должен овладеть умением управлять взаимодействием с другими людьми, работать в коллективе, эффективно организовывать учебный процесс, развить потребность и способность к дальнейшему саморазвитию и обучению, стать требовательным и ответственным человеком.

Установлено, что формирование и развитие именно этих качеств у студентов соответствующего профессионального профиля позволит будущим специалистам успешно реализовать свои общие и профессиональные компетенции в рамках их дальнейшей спортивно-педагогической работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. - URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.06.2020).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура" : приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 976. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70633202/ (дата обращения: 01.06.2020).

REFERENCES

1. President of the Russian Federation (2018), "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024", Decree of 07.05.2018, No. 204, available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (date of access: 01.06.2020).

2. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2014), "On the approval of the federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 49.02.01 Physical culture", Order of August 11, 2014 No. 976, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70633202/ (date of access: 01.06.2020).

Контактная информация: mobyslav@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.08.2020

УДК 796.012.68

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Галина Васильевна Хвалебо, доцент, Ирина Анатольевна Сыроваткина, доцент, Маргарита Борисовна Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.