блоки лидерско-волевых и коммуникативно-организаторских качеств.
ВЫВОДЫ
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое предварительное подтверждение. Руководствуясь данными таблицы, можно сделать вывод о том, что представления законодателя и опытных педагогов-тренеров об идеальном преподавателе физической культуры и спорта (специальность 49.02.01) соответствуют в большинстве своих позиций. При этом наибольшее число соответствий пришлось на такие блоки личностных характеристик соответствующих специалистов как: умение управлять взаимодействием с другими людьми, способность к обучению и переучиванию, высокая требовательность и ответственность.
Согласно единодушной позиции законодателя и экспертов, можно констатировать, что будущий педагог по физической культуре и спорту, получающий образование по специальности 49.02.01 в рамках среднего профессионального образования, в процессе учебной деятельности должен овладеть умением управлять взаимодействием с другими людьми, работать в коллективе, эффективно организовывать учебный процесс, развить потребность и способность к дальнейшему саморазвитию и обучению, стать требовательным и ответственным человеком.
Установлено, что формирование и развитие именно этих качеств у студентов соответствующего профессионального профиля позволит будущим специалистам успешно реализовать свои общие и профессиональные компетенции в рамках их дальнейшей спортивно-педагогической работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г № 204. - URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.06.2020).
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура" : приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 976. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70633202/ (дата обращения: 01.06.2020).
REFERENCES
1. President of the Russian Federation (2018), "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024", Decree of 07.05.2018, No. 204, available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (date of access: 01.06.2020).
2. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2014), "On the approval of the federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 49.02.01 Physical culture", Order of August 11, 2014 No. 976, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70633202/ (date of access: 01.06.2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.08.2020
УДК 796.012.68
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Галина Васильевна Хвалебо, доцент, Ирина Анатольевна Сыроваткина, доцент, Маргарита Борисовна Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета
Аннотация
Одной из самых распространенных патологий среди обучающейся молодежи является проблема с опорно-двигательным аппаратом. В статье освещены вопросы, связанные с организацией процесса физического воспитания студентов с целью коррекции патологий опорно-двигательного аппарата (ОДА). Анализ литературных источников позволил дать оценку состояния здоровья студентов и определить факторы, влияющие на состояние ОДА. Это позволило определить цели, задачи и этапы процесса коррекции, выявленных патологий у студентов СМГ. Рассмотрены различные формы, средства и рекомендации организации процесса коррекции физического состояния студентов с заболеванием ОДА. В результате пришли к выводу, что для эффективности решения проблемы важно соблюдать определенные педагогические условия комплексной коррекции физического состояния на основе индивидуально-дифференцированного подхода, позволяющие студентам самим активно участвовать в этом процессе.
Ключевые слова: сколиоз, коррекция, студенты специальной медицинской группы, физическая культура, опорно-двигательный аппарат.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p298-303
THEORETICAL ASPECTS OF WORKING WITH STUDENTS WITH DISEASES OF
THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM Galina Vasilievna Khvalebo, the senior lecturer, Irina Anatolyevna Syrovatkina, the senior lecturer, Margarita Borisovna Savchenko, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of Rostov State Economic University
Abstract
One of the most common pathologies among young students is a problem with the musculoskeletal system. The article covers issues related to the organization of the process of physical education of students in order to correct pathologies of the musculoskeletal system (ODS). The analysis of literature sources allowed us to assess the state of health of students and determine the factors that affect the state of the ODE. This allowed us to determine the goals, tasks and stages of the correction process, identified pathologies in SMG students. Various forms, means and recommendations for organizing the process of correcting the physical condition of students with ODE disease are considered. As a result, we came to the conclusion that in order to effectively solve the problem, it is important to observe certain pedagogical conditions for complex correction of physical condition based on an individually differentiated approach, allowing students to actively participate in this process themselves.
Keywords: scoliosis, correction, students of special medical group, physical culture, musculoskeletal system.
Одной из основных физиологических потребностей организма, для его нормального формирования и развития, является движение. Во все времена различные формы двигательной деятельности оказывали оздоровительное воздействие на организм человека.
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья выпускников 9-11-х классов Ростовской области по результатам медицинского обследования показали, что 72% выпускников школ имеют различные по степени тяжести заболевания и только 8% признаны фактически здоровыми. При этом неблагоприятная ситуация складывается в отношении различных функциональных нарушений и заболеваний позвоночника (до 67%) [4]. В этой связи, приоритетной задачей для вузов региона является создание условий, обеспечивающих сохранность здоровья студенческой молодежи.
Малоподвижный образ жизни, психологическая напряженность трудовой деятельности оказывают негативное влияние на состояние ОДА, вследствие, чего прогрессиро-вание, имеющихся у значительного числа людей морфофункциональных отклонений со стороны позвоночника. Все это ведет к нарушениям функциональных возможностей организма, что влечет за собой повышение утомляемости, деформацию фигуры и способствует возникновению различных психологических и социальных проблем.
Учебная и трудовая жизнь обучающейся молодежи сопряжена с огромной психоэмоциональной нагрузкой, особенно в период сессии, а в сочетании с гиподинамией и
хроническим недосыпанием, в силу возрастных особенностей их образа жизни, провоцирует развитие и усугубление различных функциональных нарушений и заболеваний ОДА [1]. В еще большей степени, вышеперечисленные факторы, оказывают влияние на студентов СМГ, которые уже имеют различные нарушения и заболевания позвоночника, поскольку способствуют снижению их функциональных возможностей, ограничивая область двигательной активности [5].
Актуальность решения проблемы укрепления здоровья обучающейся молодежи и профилактики неинфекционных заболеваний не вызывает сомнения. Важность вопроса состоит в выборе наиболее эффективных и оптимальных путей их решения. Правильно организованный процесс физического воспитания студентов с отклонениями в здоровье с использованием новых методик и направлений применения корригирующих упражнений, позволит студенческой молодежи предотвратить осложнения заболеваний ОДА.
В студенческом возрасте не может идти речи о первичной профилактике, то есть устранении причин, вызывающих заболевание, в виду того, что различного рода патологии уже сформировались ранее. В этой связи, основное внимание уделяется вторичной и третичной профилактике, которая направлена на предупреждение дальнейшего развития имеющихся патологий, поиск путей снижения частоты обострений, продления и выработке стойкой компенсации периода ремиссии и, следовательно, улучшения качества жизни.
Распространенность функциональных нарушений и заболеваний позвоночника и наличие факторов риска в студенческом возрасте подтвердили правомерность исследований.
Все известные и часто наблюдаемые в среде обучающихся в вузах разновидности патологий состояния позвоночника, происходят вследствие ослабления мышечного «корсета». При этом изменяется топография внутренних органов и развивается их дисфункция, что способствует формированию вторичных заболеваний. Кроме того, увеличивается возможность травматизации ЦНС и тканей ОДА в период занятий физической культурой и в быту. Зачастую имеют место их сочетания с плоскостопием, с патологией зубоче-люстного аппарата, органами зрения [2].
Сколиотическая болезнь развивается в период роста позвоночника, особенно у девочек, в силу их большей усидчивости. Только 5% сколиозов считаются врожденными, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма [4]. Лечение сколиоза процесс достаточно длительный, требующий комплексного подхода, а также осознанного отношения и активного участия человека в данном процессе. В комплекс консервативного лечения включены лечебная гимнастика, лечебный массаж, лечебно-оздоровительное плавание, в более тяжелых случаях применяются методы ортопедической коррекции, электро- и физиопроцедуры, щадящий двигательный режим, для того чтобы ограничить нагрузку на позвоночник.
Профилактика любой патологии ОДА предполагает устранение причин и факторов риска для их возникновения и (или) дальнейшего развития. Эта проблема требует глубоких знаний в данной области у всех лиц, участвующих в формировании личности ребенка и его физического статуса. В профилактике и коррекции сколиотической осанки и сколиоза особое значение имеет сохранение правильной рабочей позы, которая обеспечивает симметричное расположение частей тела относительно его оси. Отмечается, что осанка формируется на базе рефлексов позы тела и обеспечивает сохранение привычных положений его частей. При неправильной осанке нарушается питание мозга, снижается память, внимание, успеваемость, ухудшается сон, аппетит. Дети становятся замкнутыми, нерешительными, изменяется телосложение [3]. Правильное положение туловища - признак культуры тела, его эстетики, красоты, духовности. Поэтому, важно с детства учить ребенка правильно распределять вес при переноске различных предметов, носить портфель или сумку попеременно перекладывая их из одной руки в другую. Важную роль в
профилактике сколиоза играют, в первую очередь родители, но не меньшая ответственность ложится и на плечи учителей физической культуры и других специалистов образовательных учреждений. Во-первых, необходимо приучить детей соблюдать правильный режим дня. Во-вторых, двигательный режим детей должен включать упражнения, которые направлены на укрепление мышечного корсета, свода стопы и других составляющих опорно-двигательного аппарата человека. В-третьих, обращать внимание детей и подростков на необходимость сохранения правильной позы во время выполнения работы статического и динамического характера, любая деятельность должна проходить при соблюдении оптимальных гигиенических условиях выполнения, с обязательным учетом возрастно-половых особенностей детей. Двигательный режим должен обязательно включать ежедневные прогулки, утреннюю зарядку, дополнительные занятия спортом, при этом исключить все упражнения, связанные с асимметричной нагрузкой на позвоночник.
Применение определенных средств оздоровительной физической культуры в комплексной реабилитации больных сколиозом обусловлены связью между условиями формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника и функциональным состоянием мышечной системы. Общеразвивающие и корригирующие упражнения должны способствовать созданию мышечного корсета, который защитит позвоночник от каких-либо искривлений. С этой целью рекомендуется использовать разнообразные симметричные упражнения, особенно для пояснично-подвздошных мышц, поскольку условное укорочение любой из них может послужить причиной развивающейся сколиотической болезни. Комплексы физических упражнений должны выполняться ежедневно, регулярно и последовательно. Стоит учесть, что некоторые виды спорта, при которых руки работают симметрично (гребля, плавание на спине и на животе), могут оказаться в отдельных случаях эффективнее лечебной физкультуры, а заниматься ими интереснее (что, несомненно, очень важно при длительных корригирующих занятиях). И наоборот, следует избегать асимметричных видов спорта (фехтование, теннис, бадминтон и т.п.), поскольку такого типа занятия могут усугубить, имеющуюся патологию.
При диагностировании сколиоза, больному в обязательном порядке назначают лечебную гимнастику, направленную решать следующие задачи: психоэмоциональная реабилитация пациента; полная коррекция, стабилизация процесса или уменьшение деформации; укрепление мышечного корсета; активизация обмена веществ всех тканей организма; предупреждение возможных осложнений, создание благоприятных условий для увеличения подвижности позвоночника.
Основой коррекционного процесса в физическом воспитании студентов, имеющих отклонения в состоянии ОДА, на наш взгляд, должны являться положения и принципы специальной педагогики, и теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода.
Цель коррекционного процесса - развить механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, признание каждого субъекта процесса как самоценности, как носителя субъективного опыта. Студент участвует в определении своих целей и их реализации в такой степени, в какой предполагается образование личности. Каждый человек сам определяет сферу собственной деятельности, опираясь на личностные потребности, учитывая свои интересы, стремления, при этом использует индивидуально выработанные способы учебной деятельности.
Коррекция патологии ОДА - это процесс, сочетающий занятия в поликлинике в кабинете ЛФК (не менее трех раз в неделю), самостоятельные занятия (ежедневно), по рекомендациям инструктора ЛФК и занятия в СМГ. Занятия желательно проводить в два этапа: подготовительный и основной. В подготовительном периоде необходимо формировать представление о правильном положении позвоночника и проводить подготовку организма к более интенсивным и объёмным нагрузкам, в соответствии с индивидуальными возможностями, в основном - корригируется имеющаяся патология. При выборе упраж-
нений следует помнить, что исходное положение должно приниматься с максимальной разгрузкой позвоночника по его оси (лежа на животе или на спине, стоя на коленях в упоре или на четвереньках) и при их чередовании. В зависимости от реабилитационного периода используются, в различных соотношениях, общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения (симметричные, асимметричные и деторсионные). Симметричные упражнения различного характера, направленны на воспитание правильной осанки, нормализацию функции дыхания, создание мышечного корсета. Асимметричные упражнения применяются сугубо индивидуально и достаточно редко при одностороннем сколиозе и чаще при двухстороннем сколиозе, в сочетании с деторсионными упражнениями, исключительно по показаниям. При данном виде заболеваниях, важно применять самокорек-цию, т.е. выполнение упражнений с предметами и без, перед зеркалом, а также взаимоконтроль [6].
Комплексы физических упражнений оздоровительной направленности, применяемые на уроках физической культуры, составляются с учетом комплексного воздействия на организм человека, степени патологии и включают упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на расслабление, на вытяжение позвоночника, прогибание туловища, движения в грудном отделе позвоночника, ползание, общеукрепляющие упражнения на все группы мышц, упражнения силового и скоростно-силового характера, на равновесие. Рекомендуется включать в занятия подвижные игры с правилами, предусматривающими сохранение правильного положения позвоночного столба, чередовать динамические упражнения со статическими.
Таким образом, можно отметить, что проблема коррекции сколиозов среди обучающихся разного уровня диктует поиск новых оригинальных путей своего решения. Одним из таких направлений, на наш взгляд, является сочетанная коррекция физического состояния в определенных педагогических условиях проведения занятий по физической культуре в СМГ, на основе индивидуально-дифференцированного подхода, позволяющих студентам выступать подлинным субъектом собственного поведения в учебной и практической деятельности, самостоятельно определять свое развитие, пути и средства его реализации, что расширяет возможности коррекционных воздействий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеюк, С.Н. Особенности построения занятий по физической культуре со студентами специального медицинского отделения, имеющими сколиоз / С.Н. Алексеюк, Н.В. Орлова, Н.А. Борсук // Материалы II международной научно-практической конференции "Здоровье для всех". -Пинск, 2010. - С. 8-10.
2. Аристакесян, В.О. Динамика физической подготовленности студентов с сочетанными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / В.О. Аристакесян, В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2015.- № 1 (119) - С. 21-24.
3. Забалуева, Т.В. Формирование телосложения: социологический аспект / Т.В. Забалуева // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 3. - С. 33-35.
4. Марченко, Б.И. Состояние здоровья городских и сельских школьников по результатам профилактических осмотров / Б.И. Марченко, Л.Б. Дхан, Л.А. Дерябкина // Валеология. - 2015. - № 2. - С. 18-29.
5. Хвалебо, Г.В. Дефицит двигательной активности занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы / Г.В. Хвалебо // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 246-251.
6. Хвалебо, Г.В. Научно-методические основы проведения занятий по физической культуре со студентками специальной медицинской группы / Г. В. Хвалебо // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 243-248.
REFERENCES
1. Alekseyuk, S.N., Orlova N.V. and Borsuk N.A. (2010), "Features of construction of physical culture classes with students of a special medical Department who have scoliosis", Materials of the II in-
ternational scientific and practical conference "Health for all", Pinsk, pp. 8-10.
2. Aristakesyan, V.O., Mandrikov, V.B. and Mizulina M.P. (2015), "Dynamics of physical fitness of students with combined disorders of the musculoskeletal system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (119), pp. 21-24.
3. Zabalueva, T.V. (2007), "Formation of the physique: a sociological aspect", Theory and practice of physical culture, No 3, pp. 33-35.
4. Marchenko, B.I., Dhan L.B. and Deryabkina L.A. (2015), "The state of health of urban and rural schoolchildren according to the results of preventive examinations", Valeology, No. 2, pp. 18-29.
5. Khvalebo, G.V. (2016), "Shortage of physical activity in physical culture occupations with students of special medical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (138), pp. 246252.
6. Khvalebo, G.V. (2017), "Scientific and methodological bases of conducting physical culture classes with students of a special medical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 243-248.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.08.2020
УДК 796.92
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ ОДНОВРЕМЕННЫХ БЕСШАЖНЫХ ОТТАЛКИВАНИЙ НА РУЧНОМ ЛЫЖНОМ ЭРГОМЕТРЕ
Вадим Сергеевич Черепанов, младший научный сотрудник, аспирант, Виктор Викторович Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск; Анастасия Сергеевна Бахарева, кандидат биологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
Аннотация
Проведен анализ одновременных отталкиваний руками у лыжников-гонщиков с применением лыжного эргометра «SkiErg Concept 2». Предлагаются оценочные критерии эффективности движений пояса верхних конечностей, влияющих на современную технику одновременных отталкиваний руками в коньковом и классическом лыжном ходе. Разработка и экспериментальное обоснование преемственной технологии обучения и совершенствования двигательных действий в различных способах передвижения позволяют результативно перейти от системного анализа и обобщения к методике начального обучения, рационализации и совершенствования техники на этапах становления и эффективности технического мастерства лыжника-гонщика.
Ключевые слова: лыжные гонки, тренажерные устройства, техника лыжных ходов, лыжный эргометр, skierg.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p303-306
TECHNIC ANALYSIS OF DOUBLE POLING ON SKI ERGOMETER
Vadim Sergeevich Cherepanov, the junior research associate, post-graduate student, Victor Viktorovich Loginov, candidate of pedagogical sciences, senior tecturer, Ural state University of Physical Culture, Chelyabinsk; Anastasia Sergeevna Bakhareva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, South Ural State University, Chelyabinsk
Abstract
The analysis of the simultaneous repulsion by hands of skiers-racers using the ski ergometer SkiErg Concept 2 is carried out. Evaluation criteria of the effectiveness of the movements of the upper limb belt are proposed, which affect the modern technique of simultaneous repulsion by hands in the skate and classic skiing. The development and experimental justification of the successive technology of training and improving motor actions in various methods of movement allow us to effectively move from system