УДК 377.5
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ (ТРЕНЕРА)
© 2020 А. В. Волков
аспирант кафедры дополнительного профессионального образования
e-mail: alex_hammer@ bk. ru
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Проблема несоответствия профессиональных и образовательных стандартов снижает эффективность подготовки специалистов физической культуры и спорта. Построение образовательного процесса с учетом основной профессиональной компетенции позволит активно внедрить компетентностный подход в подготовку специалистов среднего звена и решить проблему несоответствия стандартов.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, педагог по физической культуре и спорту, тренер, среднее профессиональное образование, трудовая функция, трудовое действие, основная профессиональная компетенция, компетентностный подход.
В Федеральном законе об образовании говорится, что «среднего профессионального образования направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью его подготовку квалифицированных ... специалистов среднего звена ... в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» (Ст. 68.1).
Компетентностно ориентированное профессиональное образование -объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими и педагогическими предпосылками. Это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, когда рынок предъявляет к специалистам новые требования, которые недостаточно учтены в программе их подготовки [Троянская 2016: 5].
Профессиональное образование решает задачу подготовки специалиста для выполнения трудовых функций. Современные требования к решению данной задачи определяются профессиональными стандартами. Образование осуществляется по образовательным стандартам. К сожалению, переход на новые образовательные стандарты в учреждениях образования не всегда идёт в ногу со временем. Так, в среднем профессиональном образовании действующий ФГОС по специальности 49.02.01 Физическая культура утверждён раньше1 , чем профессиональный стандарт «Тренер» (ПСТ)2. В последнем минимальное требование к уровню образования -среднее профессиональное по специальности физическая культура. Прописанные в ПСТ трудовые функции по описанию не совпадают с профессиональными компетенциями в программе подготовки специалиста среднего звена (ППССЗ) ФГОС. Однако учить студентов необходимо в соответствии с образовательными стандартами. Для решения данной проблемы мы предложили выделить в ПСТ одну трудовую функцию — «проведение тренировочных занятий по общей физической и
1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 976.
2 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2019 г. № 191н
специальной подготовке занимающихся» [Приказ, п. 2]. Так как выполнение данной трудовой функции в работе тренера занимает, по нашим расчетам, 90% рабочего времени, остальные трудовые функции непосредственно связаны с ней, а результат работы тренера в основном зависит от неё, то мы назвали её основной трудовой функцией. Отсюда профессиональная компетенция, ей соответствующая (умение, способность выполнять данную трудовую функцию), получила название - основная профессиональная компетенция (ОПК) тренера (или по специальности в дипломе об окончании колледжа - педагога по физической культуре и спорту). В ФГОС 49.02.01 ей соответствует «ПК1.2 проводить учебно-тренировочные занятия».
Определение сущности ОПК позволяет найти подход к образовательному процессу в среднем профессиональном образовании СПО отличный от традиционного. В современном понимании «компетентностный подход - это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию» [Троянская 2016: 7]. По нашему мнению, компетентностный подход в полной мере используется в профессиональном образовании, если цели - подготовка к профессии - соответствует весь образовательный процесс. На самом деле, традиционный подход - дать знания, умения и навыки по отдельным дисциплинам - не позволяет сформировать профессиональные компетенции полностью. Теоретические выводы об этом сделаны И.А. Зимней ещё до появления стандартов. «...Существующая долгие годы «ЗУН» — парадигма результата образования» включает теоретическое обоснование, определение номенклатуры, иерархии знаний, умений и навыков, методик их формирования, контроля и оценки. Эта парадигма принималась педагогическим сообществом и до сих пор принимается некоторой его частью» [Зимняя 2009: 8]. Ссылаясь на исследования Л.К. Гейхмана в области коммуникативной компетенции/компетентности И.А. Зимняя говорит о необходимости «формирования новой парадигмы результата образования» [Там же].
Научное сообщество в последнее десятилетие активно разрабатывает эту тему. По нашим подсчетам (по данным научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru), за период с 2000 по 2010 г. число статей на тему «формирования профессиональных компетенций» было опубликовано 276, а за период с 2010 по 2020 г. - 4239. По нашему мнению, практика подтвердила истинность идеи о необходимости новой парадигмы.
Наиболее остро смена парадигмы стоит в СПО в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Поясним нашу точку зрения. Дело в том, что структура трудовой функции в ПСТ имеет вид из трех необходимых частей:
1) трудовые действия;
2) необходимые знания;
3) необходимые умения [Приказ].
Во-первых, традиционно оценивая знания и умения по отдельным дисциплинам, невозможно корректно дать оценку сформированности ОПК. Такой вывод мы получаем из того, что знания и умения в ПСТ имеют ярко выраженный интегративный характер. Например, умение № 3 ПСТ «предупреждать случаи травматизма во время проведения занятий по общей физической (ОФП) и специальной подготовке (СФП)» невозможно получить только в рамках специальной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - для этого потребуются знания и анатомии, и физиологии с основами биохимии, и гигиенических основ физической культуры и спорта, и основ врачебного контроля, и правового обеспечения профессиональной деятельности, и основ биомеханики, и избранного вида спорта с методикой тренировки и руководством соревновательной деятельностью спортсменов, то есть всех дисциплин первого
междисциплинарного курса ППССЗ, а также математики из общего гуманитарного цикла (неверные расчеты физических нагрузок могут спровоцировать травму спортсмена). В учебниках по перечисленным дисциплинам невозможно найти полный ответ на вопрос «Как предупредить травмирование во время проведения занятий по ОФП и СФП?». Действительно, это не является предметом изучения перечисленных дисциплин. Но знания и умения, полученные при их изучении, должны помочь дать ответ. Может студент сам это сделать? По нашему мнению, не может, так как для него во время учебы будущая трудовая деятельность не представляется системой: до окончания обучения он не знает о существовании взаимосвязей в ней. Обучение в школе за 9 лет сформировало у студента представление о том, что знания — это отдельные блоки, относящиеся к разным наукам; объединению их в целое в школе не учат. Поэтому в СПО необходимо при изучении каждой дисциплины, насколько это возможно с учетом полученных знаний, давать оценку «умению № 3 ПСТ трудовой функции». Для этого у преподавателя каждой дисциплины должны быть методические указания по решению данной задачи. Необходимо учитывать тот факт, что преподаватели специальных дисциплин, как правило, не являются специалистами в области физической культуры и спорта и тем более не имеют опыта работы тренером.
Во-вторых, первое требование в трудовой функции ПСТ — это трудовые действия. Для формирования ОПК необходимо научить студента правильно их выполнять. Однако такое трудовое действие, как контроль готовности занимающихся к тренировочному занятию по общей физической и специальной подготовке, не имеет соответствующей компетенции в списке профессиональных компетенций ППССЗ образовательного стандарта, а значит, заведомо не будет рассматриваться ни в одной дисциплине, в которой это было бы возможно. Отсюда вывод, что не будет и контроля по освоению данного трудового действия студентами. По нашему мнению, необходимо подробно определить составные части данного трудового действия и предложить критерии сформированности соответствующей компетенции. Тогда каждый преподаватель, ориентируясь на них, будет оценивать не только общие знания и умения по своей дисциплине, но и умения студента в контексте ОПК.
В-третьих, имеющиеся в ППССЗ практики, которые по идее должны формировать ОПК, на самом деле не выполняют эту функцию. Это происходит по нескольким причинам:
1) суммарное время, выделенное в образовательном стандарте на практики (учебная — 14 недель, производственная — 4 недели), слишком мало и меньше, например, чем время, выделенное на каникулы (23 недели);
2) учебная практика по времени почти в четыре раза больше производственной, однако проводится в то время, когда большая часть специальных дисциплин ещё не изучена, а значит, не обладая необходимыми знаниями, студенты не смогут в полной мере сформировать ОПК;
3) тот специалист, которому передаётся студент на практику, не имеет конкретных методических указаний по формированию ОПК, критериев, по которым необходимо оценивать её сформированность, а также не имеет представления об объеме и уровне знаний студента по различным дисциплинам; в лучшем случае на практике студент получит какое-то конкретное задание или будет работать по принципу «делай как я»;
4) компетентностный подход в образовании имеет совсем короткую историю, а значит, специалисты с большим стажем работы, к которым, как правило, попадают студенты на практику, не имеют представления о том, как работать со своим подопечным в контексте компетентностного подхода.
На эти же проблемы указывает Ж.М. Сизова при подготовке медицинских сестёр в СПО. Учитывая, что дисциплины изучаются в разное время, каким-то образом должны сами сложиться части ПК и образовать целую ПК. Однако ни одна дисциплина в ППССЗ не гарантирует полного формирования ПК, так как «знания и умения имеют дисциплинарный или междисциплинарный характер, а компетенции только полидисциплинарный характер» [Методические... 2016: 9]. Кроме этого, «если знания и умения имеют латентный характер и проявляются в процессе обучения, то компетенции имеют металатентный характер, то есть имеют отсроченный характер проявления в деятельности после окончания процесса обучения» [Там же: 8].
Несмотря на имеющиеся противоречия, решение проблемы, по нашему мнению, возможно, если будет изменён подход к образованию в СПО. ПСТ устанавливает для тренера - выпускника колледжа по специальности «физическая культура» уровень квалификации — 5 [Приказ, п.2]. Этот уровень равен уровню квалификации медсестры и на один уровень ниже, чем у любого школьного учителя с таким же уровнем образования. Однако, при подготовке учителей именно проведению урока посвящён весь процесс образования в колледже. Все преподаватели, которые готовят будущего учителя в СПО, строят процесс обучения именно в контексте умения грамотно провести урок. Мы считаем, что и подготовка тренера должна быть построена таким же образом. Для этого все изучаемые дисциплины должны оцениваться не с позиции «чем больше объем знаний у студента, тем лучше» или «чем глубже знания у студента, тем лучше», а с позиции «если студент умеет применять полученные знания для проведения тренировочного занятия — это хорошо, не умеет — это плохо». Причём в процессе обучения результаты тестирования этого умения в большей степени дают оценку не студенту, а преподавателю - то есть дают преподавателю информацию для анализа образовательного процесса по своей дисциплине. Тестирование даёт ответ на вопрос, идти дальше в изучении новых тем или повторить тот материал, который не сформировал необходимую часть ОПК. Основной критерий в этом случае - не наличие знаний у студента, а умение их применить для будущей трудовой деятельности. Для разработки таких критериев по дисциплинам необходимо проводить семинары, конференции, педагогические советы. В них обязательно должны участвовать «представители работодателя», как этого требует образовательный стандарт. Если такой процесс начнётся в каждом колледже на специальности «физическая культура», то в течение года возможно обобщение опыта различных учебных заведений. Это даст возможность получить эффективные методики оценки сформированности ОПК и в кратчайшие сроки повысить эффективность образовательного процесса с точки зрения компетентностного подхода.
В этом направлении уже добились успеха в отрасли подготовки медицинских кадров. Аттестация медицинских работников стала обязательной и потребовала разработки критериев готовности к профессии в том числе и выпускников медицинских колледжей. Созданный Министерством здравоохранения методический центр на базе Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова опубликовал методические пособия по разработке критериев ПК по различным специальностям врачей. Для нас представляют интерес общие принципы, изложенные в методическом руководстве. Методика, предложенная медиками, позволяет и в других сферах, относящихся по классификации Е.А. Климова к профессиям типа «человек-человек», использовать компетентностный подход для повышения эффективности образования.
Проблема заключается в том, что утвержденный совсем недавно ПСТ (18.03.2019), вероятно, будет меняться. Процессы разделения сферы спорта на спортивную подготовку под ведомством Минспорта и на дополнительное
образование под ведомством Минпроса ещё продолжаются. Выпускник колледжа может работать в обеих сферах. В одной сфере он должен соответствовать стандарту «Тренер», а в другой - стандарту «Педагог дополнительного образования». Оба стандарта в последнее время претерпели изменения. В ПСТ могут быть внесены изменения в том числе и в раздел трудовых функций и трудовых действий с расширением требований по знаниям. Например, учитывая активную борьбу с допингом в РФ, ожидается включение соответствующей дисциплины как в профессиональный, так и в образовательный стандарты. Однако вряд ли изменится основная трудовая функция - проведение тренировок, соответственно, не изменится и ОПК. Отсюда методические разработки в этом направлении не потеряют своей актуальности. Детализация трудовых действий по ОПК позволит при их изменении в ПСТ без проблем перестроить образовательный процесс, так как цель его останется прежней.
Содержание ОПК определяется трудовыми действиями, необходимыми знаниями и необходимыми умениями для трудовой функции ПСТ. Это логично и не вызывает сомнений. Проблема в том, что ПСТ не даёт критериев сформированности ОПК по названному выше содержанию. ПСТ не отвечает на этот вопрос. У действующего тренера есть данные трудовые действия, должны быть необходимые знания и умения. У студента при поступлении в колледж их ещё нет. Проверка знаний по дисциплинам проводится традиционно. Для того чтобы проверить умение выполнять трудовые действия, обратимся к опыту подготовки менеджеров, которые, как и спортивные тренеры, работают в сфере «человек-человек». Для оптимизации кадровых вопросов в больших компаниях проводится тестирование на предмет наличия корпоративных компетенций. Несмотря на то что данные комптенции имеют отличия от ОПК, возможно использование критериев, предлагаемых в подготовке менеджеров, и в подготовке тренеров.
Кроме профессиональных знаний и навыков работника оценивают по трем направлениям, которые О.В. Стародетская называет «ступенями:
1) личная эффективность, включающая личное лидерство (ориентация на достижение), работу с информацией, самоорганизацию;
2) коммуникативная эффективность, включающая управление коммуникацией, сотрудничество, влияние и противостояния влиянию;
3) управленческая эффективность, включающая командное лидерство; управление командой; развитие команды» [Стародетская].
Данные критерии успешно применяются в бизнесе в больших и малых предприятиях, причем не только для оценки компетентности работников, но и как система оценок во время переподготовки. Построение образовательного процесса по этим критериям позволяет добиться его высокой эффективности. Фактически работников обучают тому, что в итоге от них требуется. В данном случае компетентностный подход применяется в его абсолютной форме. Это происходит по причине минимизации знаний при максимальных требованиях к умению их использовать в реальных ситуациях. Оценка по каждому критерию накапливается во время курсов переподготовки. Для каждой профессии (должности) разрабатываются наиболее значимые характеристики ПК, включая личностные. По ним ведётся оценка компетентности работника. Данный подход может быть применён и в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Для этого необходимо для каждого трудового действия тренера определить составные части и характеристики, при изучении специальных дисциплин проводить оценку и самооценку сформированности ОПК по различным её характеристикам. Предлагаемая методика, по нашему мнению, должна способствовать повышению эффективности подготовки
тренеров в СПО.
Рассмотрим вторую составляющую трудовой функции — необходимые знания. При анализе данной составляющей ОПК мы использовали два подхода: первый - в виде опроса экспертов о важности изучаемых специальных дисциплин в СПО, второй -сопоставление требований ПСТ и ФГОС 49.02.01.
В исследовании приняли участие 112 экспертов — действующих тренеров по легкой атлетике (около 3% от общего количества лицензированных тренеров по легкой атлетике России), из них 75% имеют высшую категорию или звание заслуженного тренера России или СССР, 83% - с опытом работы более 10 лет. Эксперты отвечали на вопрос, какая минимальная оценка должна быть по каждой дисциплине для ОПК. Оценки суммировались, и определялась средняя. В соответствии с ФГОС минимальная оценка должна быть не ниже «удовлетворительно». Поэтому все оценки приведены так, чтобы минимальная получилась 3,00.
Полученные результаты исследования позволяют выделить наиболее важные для формирования ОПК. По ним эксперты считают необходимым иметь оценку выше 4.0 К таким дисциплинам эксперты отнесли (в порядке убывания рейтинга важности):
• избранный вид спорта - 4,25;
• психологию общения - 4,19;
• физическую культуру - 4,08;
• психологию - 4,07;
• учебную практику - 4,07;
• физиологию с основами биохимии - 4,02;
• анатомию - 4,01;
• педагогику - 4,01.
Следует отметить, что дисциплины «Психология общения» и «Физическая культура» не являются дисциплинами специального учебного курса ППССЗ, а входят в общий гуманитарный и социально-экономический курс. Наше предположение о влиянии данных дисциплин на формирование ОПК совпало с мнением экспертов. Вторую по значимости группу (оценки от 3.99 до 3.50) составили (в порядке убывания рейтинга):
• производственная практика - 3,91;
• основы врачебного контроля (ОВК) - 3,85;
• основы биомеханики - 3,75;
• гигиенические основы физической культуры и спорта (ГО ФКиС) - 3,55;
• безопасность жизнедеятельности (БЖ) - 3,51.
В третью группу с низшим рейтингом (оценка ниже 3.50) вошли:
• теория и история физической культуры и спорта (ТиИ ФКиС) - 3,28;
• правовое обеспечение профессиональной деятельности (ПОПД) - 3,05;
• информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ИКТ) - 3,00.
Результаты данного исследования позволяют сделать выводы для преподавателей о профессиональных требованиях работодателей к знаниям по изучаемым специальным дисциплинам.
Второй подход — сопоставление необходимых знаний ПСТ и специальных дисциплин, в которых данные знания могут быть получены. В таблице представлены результаты сопоставления:
№ п/п Знания, требуемые в профессиональном стандарте тренера Дисциплины из ППССЗ ФГОС 49.02.01
1 Биомеханика двигательной деятельности в физической культуре Избранный вид спорта Физическая культура Физиология с основами биохимии Анатомия Основы биомеханики Гигиенические основы физической культуры и спорта (ГО ФкиС) Безопасность жизнедеятельности (БЖ) Теория и история физической культуры и спорта (ТиИ ФкиС) Информатика и информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности (ИКТ)
2 Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности Физическая культура Физиология с основами биохимии Анатомия Основы врачебного контроля (ОВК) ГО ФкиС БЖ ТиИ ФКиС Правовое обеспечение профессиональной деятельности (ПОПД) ИКТ
3 Теория и методика физической культуры Избранный вид спорта Физическая культура Физиология с основами биохимии Анатомия Педагогика ОВК Основы биомеханики ГО ФкиС БЖ ТиИ ФкиС ПОПД ИКТ
4 Основы здорового образа жизни Физическая культура Физиология с основами биохимии Анатомия ОВК Основы биомеханики ГО ФкиС БЖ ТиИ ФкиС ПОПД ИКТ
5 Комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для повышения уровня общефизической подготовки, правила техники безопасности при их выполнении Избранный вид спорта Физическая культура Физиология с основами биохимии Анатомия Основы биомеханики ГО ФкиС БЖ ТиИ ФкиС ПОПД ИКТ
6 Методики обучения технике спортивных дисциплин (упражнений) в виде спорта, правила техники безопасности при их выполнении Избранный вид спорта Психология общения Физическая культура Физиология с основами биохимии Анатомия Педагогика Основы биомеханики ГО ФкиС БЖ ТиИ ФкиС ПОПД ИКТ
7 Общие и специальные санитарно-гигиенические требования, правила техники безопасности при проведении тренировочных занятий с учетом спортивной специализации Избранный вид спорта Физическая культура Физиология с основами биохимии Анатомия ОВК Основы биомеханики ГО ФкиС БЖ ТиИ ФкиС ПОПД
8 Особенности построения процесса спортивной подготовки в виде спорта Избранный вид спорта Психология общения Физическая культура Психология Физиология с основами биохимии Анатомия Педагогика ОВК Основы биомеханики ГО ФКиС БЖ ТиИ ФкиС ПОПД ИКТ
9 Порядок составления отчетной документации по проведению тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся Избранный вид спорта ПОПД ИКТ
10 Правила использования спортивного оборудования и инвентаря, контрольно-измерительных приборов и средств измерений Избранный вид спорта Физическая культура Анатомия ОВК Основы биомеханики ГО ФкиС БЖ ТиИ ФкиС ПОПД ИКТ
11 Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи Психология общения БЖ ПОПД ИКТ
12 Содержание спортивной тренировки в виде спорта Избранный вид спорта Физическая культура Психология Физиология с основами биохимии
Анатомия Педагогика ОВК Основы биомеханики ГО ФкиС БЖ ТиИ ФкиС ПОПД
13 Основы организации первой помощи Избранный вид спорта
Психология общения
Физическая культура
Психология
Физиология с основами биохимии
Анатомия
Педагогика
ОВК
Основы биомеханики
ГО ФкиС
БЖ
ТиИ ФкиС
ПОПД
ИКТ
Анализ полученного сопоставления показывает:
1) каждое необходимое знание ПСТ может быть получено только полидисциплинарно, что подтверждает точку зрения Ж.М. Сизовой;
2) среди необходимых знаний есть дисциплина, не изучаемая в СПО, но изучаемая в вузах, - «Теория и методика физической культуры физической культуры»; относительно этой дисциплины необходимо, по нашему мнению, пересмотреть ФГОС 49.02.01 в части возможной замены дисциплины «Теоретические и практические аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту», относящейся в ППССЗ к другому междисциплинарному курсу, на «Основы теории и методики физической культуры», который по сути сможет включить в себя знания (строки 5, 6, 7, 8, 10 и 12); при этом историческая часть курса теории и истории физической культуры может быть переведена на первый курс обучения;
3) в рамках занятий по дисциплине «Физическая культура» (присутствует во всех строках за исключением 9 и 11) студенты могут получать возможность не только развивать свои физические качества, как и студенты других специальностей, но и совершенствовать необходимые умения для ОПК и выполнять практически трудовые действия в упрощенном виде.
Объединяя результаты опроса и сопоставления, приходим к выводу, что для повышения эффективности образовательного процесса в контексте формирования ОПК возможны два пути. Первый - изменение ФГОС и изучение в ППССЗ дисциплин, которые полностью соответствуют по названию необходимым знаниям в ПСТ. Этот путь самый короткий к ОПК, но требует новых учебников и переподготовки преподавателей. Учитывая, что ПСТ со временем может поменяться, снова потребуются изменения изучаемых дисциплин. По нашему мнению, формирование ОПК по этому пути не является оптимальным с точки зрения затрат. Второй путь может быть осуществлён в рамках существующего ФГОС. Он требует от преподавателей включить в программу по каждой дисциплине, которым найдены соответствия, разделы необходимых знаний ПСТ. Аналогичный подход может быть применён к необходимым знаниям других трудовых функций, то есть необходимым для других профессиональных компетенций.
Третья часть основной трудовой функции - необходимые умения. Они полностью соответствуют необходимым знаниям с той разницей, что начинаются с глаголов. Перечислим некоторые: контролировать, использовать, предупреждать, демонстрировать, организовывать, разъяснять, формировать и т.д. Для их освоения потребуются дополнительно знания педагогики и психологии, но в целом за рамки дисциплин, в которых изучаются соответствующие знания, выходить не придётся. Для преподавателя возникает задача перевести тестирование из когнитивного в деятельностное.
Таким образом, исходя из полученных результатов исследования, делаем вывод, что сущность, структура и содержание ОПК находят своё отражение в изучаемых специальных дисциплинах в ППССЗ. Однако компетентностный подход к образованию требует пересмотра программ по каждой дисциплине как в части выделения обязательных разделов, так и в части контроля знаний и умений по ним. Большой резерв в формировании ОПК имеется, по нашему мнению, в использовании часов, выделенных на учебную практику, при применении предлагаемой методики перестроения образовательного процесса.
Данный подход к подготовке тренеров в СПО не только вписывается в новую парадигму образования, но и позволит без потерь времени на согласование решить проблему несоответствия ПСТ и ФГОС 49.02.01. Это, по нашему мнению, позволит значительно повысить эффективность образовательного процесса в колледже по специальности «физическая культура».
Библиографический список
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.
Методические рекомендации по оцениванию специалистов здравоохранения при аккредитации. Вып. 1 / сост. Ж.М. Сизова, В.И. Звонников, М.Б. Челышкова; отв. ред. Ж.М. Сизова. М.: Изд-во 1-го Москов. гос. мед. ун-та имени И.М. Сеченова, 2016. 44 с.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2019 г. № 191н «Об утверждении профессионального стандарта "Тренер"» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2019 N 54519). URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72132870/ (дата обращения: 13.08.2020).
Стародетская О.В. Новый подход к разработке модели компетенций. URL: https://present5.com/novyj-podxod-k-razrabotke-modeli-kompetencij-chto/ (дата обращения 11.06.2020)
Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Издат. центр Удмурт. ун-та, 2016. 176 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.06.2020)