Н.А. Вышеградский, считавший, что даже раздача лучшим ученицам наградных книг по окончании экзаменов, нецелесообразна «для сообщения более нравственного и бескорыстного характера занятиям детей» Учитывая столь авторитетное мнение, во многих училищах специально не вводили никаких поощрений и ограничивались выставлением оценок. Данный подход не учитывал особенности детской психологии, не способствовал развитию состязательности, и многие педагоги на местах стали применять различного рода поощрения, часто скопированные в институтах благородных девиц (вручение книг, похвальных листов, грамот и т. п.). Обобщив опыт первых десяти лет деятельности женских гимназий, правительство сначала ввело в «Устав гимназий» пункт о награждениях, а
Библиографический список
затем дополнило положением о вручении отлично окончившим курс гимназий первого разряда золотых и серебряными медалей. Формируясь под эгидой двух ведомств - ведомства императрицы Марии и Министерства народного просвещения, женские гимназии решали единые задачи - открывали возможности к получению общего среднего образования представительницам средних слоев населения и восполняли потребность общества в женщине-воспитательнице. Создаваясь главным образом на общественные деньги, женские гимназии являли собой пример творческого отношения их организаторов к изысканию материальных средств в условиях ограниченного финансирования, в силу чего представляется целесообразным использовать опыт в современных условиях.
1. Виноградов Г.К. Московские женские гимназии. Женское образование. 1886; 4: 241 - 260.
2. Нечаева А.М. Ребенок и общество. Историко-правовой обзор. Начальная школа. 1997; 1: 7 - 11.
3. О разделении подведомственности женских училищ. Журнал Министерства народного просвещения. 1859; Ч. III.
4. Открытие женской гимназии в Киеве. Журнал Министерства народного просвещения. 1860; Ч. V: 150 - 152.
5. Сергиенко В.С. Исторический очерк состояния Ставропольской Ольгин-ской женской гимназии (1861 - 1897). Ставрополь-Губернский. 1899.
6. Чалхушьян ГХ. История Ростова на Дону Донской временник. Ростов-на-Дону, 1999: 110 - 149.
References
1. Vinogradov G.K. Moskovskie zhenskie gimnazii. Zhenskoe obrazovanie. 1886; 4: 241 - 260.
2. Nechaeva A.M. Rebenok i obschestvo. Istoriko-pravovoj obzor. Nachal'naya shkola. 1997; 1: 7 - 11.
3. O razdelenii podvedomstvennosti zhenskih uchilisch. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosvescheniya. 1859; Ch. III.
4. Otkrytie zhenskoj gimnazii v Kieve. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosvescheniya. 1860; Ch. V: 150 - 152.
5. Sergienko V.S. Istoricheskij ocherk sostoyaniya Stavropol'skoj Ol'gin-skoj zhenskoj gimnazii (1861 - 1897). Stavropol'-Gubernskij. 1899.
6. Chalhush'yan G.H. Istoriya Rostova na Donu. Donskoj vremennik. Rostov-na-Donu, 1999: 110 - 149.
Статья поступила в редакцию 09.06.19
УДК 378
Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: marus-stv@yandex.ru
Ivanov V.M., Doctor of Sciences (Agriculture), Professor, Department of Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: jonesanbu@yandex.ru
Kulchickij V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: E-mail: vladimirkulchickij @yandex.ru
Morgun I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: morgun.ir@yandex.ru
Makhnovskaya N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: 63nadegdamaxno@mail.ru
FORMATION OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF A TEACHER OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE. The article presents an analysis of changes in the contents of general and professional competencies in the specialty of secondary vocational education "49.02.02 Adaptive Physical Culture" under the program of in-depth training basic secondary education of the secondary education program (PPSSS) of the federal state educational standard (GEF) from 2014 to 2018. It shows the construction of training content on the example of the professional module of academic disciplines and the concretization of forms and types of educational work to optimize the formation of general and professional competencies in students. The work proposes topics for students in interdisciplinary activity and its structure. In connection with the transition to updated educational standards focus shifts to the skills and abilities of the individual to realize creatively, socially interact and adapt to changing conditions.
Key words: educational standard, general and professional competencies, professional module of disciplines, methodological support of process of adaptive physical education, teacher of adaptive physical culture.
Р.Р. Магомедов, д-р пед. наук, проф. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: marus-stv@yandex.ru
В.М. Иванов, д-р сельхоз. наук, проф., каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: jonesanbu@yandex.ru
В.Е. Кульчицкий, канд. пед. наук, доц., каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: vladimirkulchickij @yandex.ru
И.Н. Моргун, канд. пед. наук, доц., каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: borismkhtse@rambler.ru
Н.В. Махновская, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: 63nadegdamaxno@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье представлен анализ изменений содержания общих и профессиональных компетенций по специальности среднего профессионального образования «49.02.02 - Адаптивная физическая культура» по программе углубленной подготовки основное среднее образование программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) с 2014 по 2018 гг Показано конструирование содержания обучения на примере Профессионального модуля учебных дисциплин и конкретизации форм и видов учебный" работы для оптимизации формирования у студентов общих и профессиональных компетенций. Предложены темы для междисциплинарной" деятельности студентов и её структура.
Ключевые слова: образовательный'стандарт, общие и профессиональные компетенции, Профессиональный модуль дисциплин, методическое обеспечение процесса адаптивного физического воспитания, учитель адаптивной физической культуры.
Проблеме формирования общих, профессиональных, общекультурных и методических компетенций и условиям их развития посвящены исследования С.А. Демченковой, Т.В. Ежовой, Е.А. Игнатьевой, РР Магомедова, Л.С. Кутепо-вой, Н.Б. Ромаевой, М.Р Поповой, С.Л. Троянской, и др. [1; 2; 3; 4; 5].
На этапе современного развития образования происходит совершенствование образовательных стандартов среднего профессионального образования (СПО) в соответствии с профессиональными стандартами. В актуализированных федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) одним из нововведений является определение общих и профессиональных компетенций будущего учителя адаптивной физической культуры: системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа
и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьебережение), безопасность жизнедеятельности [3].
Мы считаем, что переход на актуализированные федеральных государственные образовательные стандарты невозможен без анализа требований к результатам обучения, предъявляемым в предыдущих поколениях ФГОС.
В таблице 1 нами представлен анализ содержания общих и профессиональных компетенций для специальности среднего профессионального образования «49.02.02 - Адаптивная физическая культура» по программе углубленной подготовки основное среднее образование программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Таблица 1
Анализ содержания компетенций
ФГОС 2014 общие компетенции ФГОС 2018 общие компетенции
Педагог по адаптивной физической культуре и спорту ППССЗ по специальности 49.02.02 должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: В результате освоения данной ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура выпускник должен обладать следующими компетенциями:
ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК-6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. ОК-7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно- тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. ОК -8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК-9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания и смены технологий. ОК-10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся. ОК-11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих. ОК-12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида адаптивного спорта, базовых и новых видов физкультурно-спор-тивной деятельности. ОК11. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК-6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. ОК-7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК-9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания и смены технологий. ОК-10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся. ОК-11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих. ОК-12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида адаптивного спорта, базовых и новых видов физкультурно-спор-тивной деятельности.
ФГОС 2014 профессиональные компетенции ФГОС 2018 профессиональные компетенции
Организация физкультурно-спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья: Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях:
ПК-1.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия. ПК-1.2. Мотивировать лиц с ограниченными возможностями здоровья к участию в физкультурно-спортивной деятельности. ПК-1.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия. ПК-1.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения занятий. ПК-1.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом. ПК-1.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финан-совую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом. ПК-1.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся. ПК-1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре. ПК-1.3. Организовывать внеурочную физкультурно-спортивную деятельность обучающихся оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационной направленности. ПК-1.4. Осуществлять педагогический" контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК-1.5. Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия. ПК-1.6. Создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной" площадке) предметно-развивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся. ПК-1.7. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях.
Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде адаптивного спорта: Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам:
ПК-2.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия. ПК-2.2. Проводить учебно-тренировочные занятия. ПК-2.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде адаптивного спорта. ПК-2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. ПК-2.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью. ПК-2.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию в избранном виде адаптивного спорта. ПК-2.7. Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь. ПК-2.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов. ПК-2.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся. ПК-2.2. Проводить занятия оздоровительной физической культурой. ПК-2.3. Организовывать внеурочные занятия физической" культурой" оздоровительной^ реабилитационной" и рекреационной" направленности. ПК-2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК-2.5. Анализировать учебные занятия и внеурочные мероприятия. ПК-2.6. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам.
Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья: Методическое обеспечение процесса адаптивного физического воспитания:
ПК-3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде адаптивного спорта. ПК-3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. ПК-3.3. Систематизировать педагогический опыт в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК-3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др. ПК-3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области адаптивного физического воспитания, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. ПК-3.1. Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом типа образовательной" организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК-3.2. Систематизировать и оценивать педагогический" опыт и образовательные технологии в области адаптивной" физической культуры на основе изучения профессиональной" литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК-3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК-3.4. Участвовать в исследовательской" и проектной" деятельности в области адаптивного физического воспитания.
Таким образом, анализ общих и профессиональных компетенций в образовательных стандартах 2014 г. и 2018 г. по специальности среднего профессионального образования «49.02.02 - Адаптивная физическая культура» по программе углубленной подготовки основное среднее образование программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) федерального государственного образовательного стандарта, показывает, что с одной стороны, общие компетенции характеризуют надпрофессиональные способности личности, позволяющие ей творчески самореализоваться, социально взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям. Профессиональные компетенции обеспечивают успешную деятельность учителя адаптивной физической культуры в обществе и их можно реализовать в различных сферах деятельности. С другой стороны, профессиональные компетенции имеют надпредметный характер, поэтому их формирование осуществляется в рамках различных форм организации образовательного процесса независимо от конкретной учебной дисциплины образовательной программы, на протяжении всего периода обучения.
В актуализированных стандартах наряду с другими видами учебной деятельности в состав компетенций включена научно-методическая деятельность студентов.
Поэтому, одной из основных задач преподавателя физической культуры становится создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения профессиональных, познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных задач с применением интерактивных методов обучения.
Как показывают многочисленные исследования, каждая учебная дисциплина в зависимости от её содержания и способов организации образовательной деятельности студентов предоставляет определенные возможности для формирования профессиональных компетенций [1; 2; 3].
Профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин по содержанию и организации способов учебной деятельности предоставляет огромные возможности для формирования у студентов профессиональных компетенций, отражает вопросы:
Педагогики.
Психологии.
Основ коррекционной педагогики и коррекционной психологии.
Анатомии.
Физиологии с основами биохимии.
Гигиенических основ физического воспитания.
Основ врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа.
Основ биомеханики.
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Теория и история физической культуры.
Теория и организация адаптивной физической культуры.
Основы общей патологии.
Безопасность жизнедеятельности.
Введение в коррекционно-педагогическую деятельность.
Антидопинговый контроль.
Методика лечебного и спортивного массажа.
Спортивная метрология.
Методика проведения занятий по физкультурно-спортивным видам в адаптивной физической культуре.
Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуре.
Олимпийское образование.
Подвижные игры народов Северного Кавказа.
Целью изучения общего гуманитарного, социально-экономического, математического и общего естественнонаучного цикла дисциплин является формирование у обучающихся целостной системы знаний и понимания фундаментальных законов природы, лежащих в основе двигательной деятельности человека, и умения пользоваться информационно-коммуникационными технологиями для достижения профессиональных целей в области адаптивной физической культуры и спорта.
К результатам обучения в рамках профессионального цикла можно отнести следующие способности:
- демонстрировать знания и понимания основных законов естественных наук, лежащих в основе двигательной деятельности;
- применять основные законы естественных наук при решении практических задач педагога;
- анализировать и обрабатывать экспериментальные данные, оформлять отчеты о выполненной" работе, используя информационные технологии;
- владение опытом работы в глобальных компьютерных сетях.
Для реализации возможностей обозначенного профессионального цикла в целях формирования профессиональных компетенций необходимо конкретизировать его содержание профессионального модуля и соотнести с формами и видами учебной" деятельности студентов при организации адаптивного физического воспитания обучающихся в образовательных организациях (таблица 2).
Например, в рамках дисциплины «Адаптивный спорт», входящей" в междисциплинарные курсы (МДК), должны отражаться следующие темы:
Цели и задачи адаптивного спорта его функции и принципы.
Тенденции развития спортивных достижений.
Становление и развитие адаптивного спорта в России и за рубежом.
Отличительные черты адаптивного спорта.
Тренировочные и соревновательные нагрузки.
Стратегические принципы адаптивного спорта.
Паралимпийское движение в мировой практике.
Функции и принципы адаптивного спорта.
Классификация основных направлений развития адаптивного спорта.
Модели соревновательной деятельности в адаптивном спорте.
Показания, ограничения и противопоказания к физическим нагрузкам для инвалидов различных нозологических групп.
Традиционная модель соревновательной деятельности.
Нетрадиционная модель в соревнований Специальной Олимпиады.
Общие и специальные принципы подготовки спортсменов - инвалидов.
Классификация лиц занимающихся адаптивным спортом.
Принципы классификации в адаптивном спорте.
Виды подготовки спортсменов инвалидов (теоретическая, психологическая, морально-волевая, техническая, психологическая, тактическая.
Система организации и проведения классификаций лиц, занимающихся адаптивным спортом.
Основные группы лиц, занимающиеся адаптивным спортом (классификация спортсменов).
Паралимпийское движение - основное направление развития адаптивного спорта.
Особенности методики спортивной тренировки в экстремальных условиях.
Спортивная тренировка - главное звено паралимпийских видов спорта.
Общая характеристика тренировочного процесса инвалидов.
Итак, компетенция является характеристикой обучающегося, то есть включает в себя совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств», которую студент обязан продемонстрировать после завершения части образовательной программы [3; 4; 5].
Формирование общих и профессиональных компетенций связано с развитием таких личностных качеств как самостоятельность, умение работать в коллективе, способность к анализу инициативность, целеустремленность, способность целеполаганию, ответственность и др.
Реализация в учебном процессе инновационных форм учебной деятельности и адекватных им видов оценивания (практико-ориентированных и ситуационных заданий, интегрированных задач профессиональной" направленности, публичных защит учебно-исследовательских и творческих проектов) позволит студентам продемонстрировать уровень сформированности компонентов общих и профессиональных компетенций.
Таблица 2
Содержание профессионального модуля
Формируемые компетенции Формы деятельности Виды учебной' работы
ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК-6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. ОК-7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физ-культурно-спортивных мероприятий и занятий. ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК-9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания и смены технологий. ОК-10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся. ОК-11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих. ОК-12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида адаптивного спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности Аудиторные занятия: практические, лабораторные, семинары, конференции. Внеаудиторные занятия: экскурсии, видеоконференции, on-line и off-line консультации. Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др. Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных Анализ проблемных учебных ситуаций Выполнение работ практикума Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации. Анализ выступлений одногруппников
ПК-1.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся. ПК-1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре. ПК-1.3. Организовывать внеурочную физкультурно-спортивную деятельность обучающихся оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационной направленности. ПК-1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК-1.5. Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия. ПК-1.6. Создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметно-развивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся. ПК-1.7. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях. Аудиторные занятия: практически, семинары, конферен-ци. Внеаудиторные занятия: экскурсии, видеоконференции, on-line и off-line консультации Подготовка и представление публичного вы- ступления в виде презентации. Анализ выступлений одногруппников Участие в телеконференциях Анализ проблемных учебных ситуаций. Выполнение работ практикума.