Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/107PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 30.11.2018; опубликована 29.01.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Калашникова Е.В. Подготовка студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандисткой работе в области физической культуры и спорта с учетом требований профессиональных стандартов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/107PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kalashnikova E.V. (2018). Preparation of students of higher education institutions of physical culture for the agitation and propaganda work in the field of physical culture and sports taking into account the requirements of professional standards. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/107PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 37
Калашникова Елена Васильевна
ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург, Россия
Старший преподаватель E-mail: [email protected]
Подготовка студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандисткой работе в области физической культуры и спорта с учетом требований профессиональных стандартов
Аннотация. В статье освещены вопросы подготовки студентов к агитационно-пропагандистской работе с населением с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура и профессиональных стандартов. Сформированная нормативная база, регламентирующая область профессионального образования для сферы физической культуры и спорта, по мнению автора, выступает в качестве системообразующих ограничителей и отражает подходы к подготовке специалистов на трёх уровнях: на стратегическом государственном уровне, через деятельность органов государственной власти; на тактическом уровне в деятельности образовательных организаций профессионального образования (учебно-методических объединений); на оперативном уровне в деятельности структурных подразделений образовательных организаций. Применяемый подход по формированию требований к результатам освоения программы в обновленном образовательном стандарте с точки зрения автора можно охарактеризовать как интегративный, в том числе, учитывающий требования профессиональных стандартов. В соответствии с компетентностным подходом, анализом групп компетенций, автором определяются три кластера компетентностей, необходимых для решения задач агитационно-пропагандистской направленности в результате освоения дисциплины «Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта» - ценностно-мировоззренческий, профессионально-коммуникативный и организационно-технологический. Соотнесение автором выделенных компетенций с трудовыми функциями профессиональных стандартов определило перечень знаний, умений и навыков (владений), которые следует сформировать для выполнения трудовых действий. В результате применения метода обобщающих суждений и на основе имеющихся данных предполагаемых результатов обучения
автором были сформулированы интегральные (универсализированные, совокупные) характеристики компетентности выпускников для реализации агитационно-пропагандисткой работы среди населения в сфере физической культуры и спорта.
Ключевые слова: образовательный стандарт; профессиональный стандарт; компетентностный подход; компетентность; компетенции; агитационно-пропагандистская работа; область физической культуры и спорта
Нормативные документы, регламентирующие область профессионального образования для сферы физической культуры и спорта, находятся в системе действия федерального законодательства, регулирующего образовательную деятельность в целом, и в том числе, в отрасли физической культуры и спорта [1]. Сформированная нормативная база выступает в качестве системообразующих ограничителей и отражает подходы к подготовке специалистов на трёх уровнях:
1. На стратегическом государственном уровне, через деятельность органов государственной власти по формированию запроса на специалистов для выполнения определенных профессиональных функций.
2. На тактическом уровне в деятельности образовательных организаций профессионального образования (учебно-методических объединений), через реализацию образовательных стандартов, ориентированных на профессиональные стандарты.
3. На оперативном уровне в деятельности структурных подразделений образовательных организаций, осуществляющих подготовку по определенным образовательным программам, учебным планам, рабочим программам [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (3++) (далее - ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №940 от 17.09.2017, определяет для выпускников следующие области профессиональной реализации - образование и наука (код 01), физическая культура и спорт (код 05) - согласно реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), классифицирующий профессиональные стандарты (виды профессиональной деятельности) по областям профессиональной деятельности (приказ Министерства труда и социальной защиты №667н от 29.09.2014).
При этом ФГОС ориентирует на профессиональные стандарты, соответствующие данным областям профессиональной деятельности, входящими в Национальную систему квалификаций Российской Федерации (НСК РФ) - педагог начального, основного, среднего общего образования (01.001); педагог дополнительного образования детей и взрослых (01.003); педагог профессионального образования (01.004); тренер (05.003); инструктор-методист (05.005); спортивный судья (05.007); руководитель организации (05.008); специалист по антидопинговому обеспечению (05.019) [3]. Соответствие областей и видов профессиональной деятельности/профессионального стандарта для сферы физической культуры и спорта представлено нами в таблице 1.
Таблица 1
Области и виды профессиональной деятельности
Код и наименование области профессиональной деятельности Код и наименование вида профессиональной деятельности / Профессиональный стандарт
01 Образование и наука (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований) 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
05 Физическая культура и спорт (в сфере физического воспитания, в сфере физической культуры и массового спорта, спортивной подготовки, в сфере управления деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации) 05.003 «Тренер»
05.005 «Инструктор-методист»
05.007 «Спортивный судья»
05.008 «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта»
05.019 «Специалист по антидопинговому обеспечению»
Национальная система квалификаций создана и получает дальнейшее развитие как механизм согласования спроса и предложения на рынке труда. Она осуществляет учёт требований работодателя к знаниям, умениям и компетенциям выпускников, чем способствует формированию квалификаций в системе профессионального образования. Относительно образовательного процесса такое положение вещей обуславливает новые требования к разработке и реализации образовательных программ профессионального образования и корректировке учебных планов [4].
В обновленном ФГОС по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (3++), применяется подход к формированию требований к результатам освоения программы, который, по нашему мнению, можно охарактеризовать как интегративный, в том числе, учитывающий требования профессиональных стандартов. В новом формате общекультурные компетенции заменены на универсальные, общепрофессиональные определены стандартом и едины для одного направления по различным уровням, профессиональные компетенции исключены и переведены в компетенцию организации, разрабатывающей примерную основную образовательную программу (ПООП).
Авторы учебного пособия «Методические рекомендации по формированию примерных основных образовательных программ по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Спорт» с учетом требований профессиональных стандартов» (Щенникова М.Ю., Овсюк Т.М., 2017) соотносят общепрофессиональные компетенции с дисциплинами базовой части примерного учебного плана по направлению подготовки бакалавриата 49.03.01 Физическая культура; общепрофессиональные компетенции с содержанием трудовых функций и трудовых действий профессиональных стандартов, перечнем необходимых знаний и умений, в том числе формулируют обязательные профессиональные компетенции. Дальнейшая деятельность по корректировке образовательных программ различной направленности, примерных учебных планов, а также тематики и содержания учебных дисциплин возлагается на образовательные организации.
Применение подхода к обучению студентов с учетом требований профессиональных стандартов, рассмотрим на примере анализа места и роли дисциплины «Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта», реализуемой учебным планом примерной образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата 49.03.01
Физическая культура, разработанной в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, проведенного автором данного исследования.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте» (№329-ФЗ от 04.12.2007 г.), Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года (2009 г.) определяют одним из важнейших направлений развития и функционирования отрасли реализацию комплекса мер по пропаганде физической культуры, спорта, здорового образа жизни, которые предполагают не только активное привлечение средств массовой информации, деятелей культуры и кинематографа, общественных и политических лидеров, но и педагогов, спортсменов, специалистов области для популяризации спорта среди населения [5]. Соответственно, повышаются требования к компетентности выпускников вузов физической культуры, которые на местах призваны проводить агитационно-пропагандистскую работу в современных формах, в том числе с использованием возможностей сети Интернет. Под компетентностью мы понимаем уровень владения выпускниками совокупностью компетенций, отражающих применение полученных знаний, умений, навыков/опыта для успешной и эффективной деятельности в определенной области.
Агитационно-пропагандистская работа в сфере физической культуры и спорта, на наш взгляд, предполагает наличие, как минимум, трёх кластеров компетентностей для осуществления данного вида деятельности:
1. Ценностно-мировоззренческая компетентность отражает совокупность приобретенных компетенций (знаний, умений, навыков/опыта) о здоровом образе жизни и физическом совершенствовании человека в социально-историческом, этическом и философском контекстах, ценностных характеристиках физической культуры и спорта, отраженных в мировоззрении будущего специалиста.
2. Профессионально-коммуникативная компетентность отражает совокупность приобретенных компетенций (знаний, умений, навыков/опыта) в устной и письменной форме оказывать информационную поддержку населению (по месту работы, жительства и отдыха, в образовательных учреждениях) по популяризации здорового образа жизни и вовлечению в активную физкультурно-спортивную деятельность.
3. Организационно-технологическая компетентность отражает совокупность приобретенных компетенций (знаний, умений, навыков/опыта) по организации и проведению спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и досуговых мероприятий, направленных на создание ярких образов и вовлечение населения в активную физкультурную деятельность.
Для повышения уровня компетентности выпускников в соответствии с требованиями образовательных и профессиональных стандартов, применяя компетентностный подход, необходимо определить компетенции, а также результаты обучения в виде знаний, умений и навыков, которые следует сформировать для выполнения трудовых действий, направленных на реализацию агитационно-пропагандистской работы в сфере физической культуры и спорта в современных условиях.
При анализе ФГОС по направлению подготовки 49.00.00 - Физическая культура и спорт, были выделены компетенции, которые, по нашему мнению, являются базовыми для подготовки к агитационно-пропагандистской работе будущих специалистов в области физической культуры и спорта.
Проведенный нами анализ универсальных компетенций, показал необходимость выделить компетенцию УК-5 как определяющую общий философский и исторический подход к феномену пропаганды и агитационно-пропагандисткой деятельности, являющей базовой для
https://mir-nauki.com
формирования ценностно-мировоззренческой компетентности: УК-5 - Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. В соответствии с рекомендациями федерального учебно-методического объединения по физической культуре и спорту (ФУМО, Щенникова М.Ю, Овсюк Т.М.) из числа общепрофессиональных компетенций ФГОС для формирования ценностно-мировоззренческой компетентности мы также выделяем компетенцию ОПК-6, направленную на формирование знаний, лежащих в основе пропаганды нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма: ОПК-6 способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни [4].
Из числа универсальных компетенций для формирования профессионально-коммуникативной компетентности нами определены следующие: УК-1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и поиск информации, применять системный подход для решения поставленных задач; УК-3 - Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; УК-4 - Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).
Профессиональные компетенции сформулированы ФУМО в результате исследовательской работы по разработке примерных основных образовательных программ по направлениям 49.00.00 Физическая культура и спорт.
Из числа предложенных компетенций на реализацию организационно-технологической компетентности выпускников в рамках агитационно-пропагандистской работы нами определены следующие: ПК-9 Способен планировать и проводить физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, организовывать досуговую деятельность и активный отдых в организациях различного типа; ПК-24 Способен осуществлять организационно-методическое руководство деятельностью волонтеров в области физической культуры и спорта.
Анализ профессиональных стандартов, применяемых в области физической культуры и спорта, позволил автору соотнести содержание универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций ФГОС с содержанием трудовых функций и трудовых действий рассматриваемых профессиональных стандартов, при этом были выделены трудовые функции и действия, которые направлены на реализацию агитационно-пропагандистской работы среди населения.
Таким образом, нами была создана матрица соответствия компетенций и трудовых действий, что в дальнейшем позволит оптимизировать деятельность преподавателей и усилит понимание связей обучения и профессиональной деятельности студентами [6].
Рассмотрим признаки проявления компетенций в трудовых функциях, по совокупности составляющих агитационно-пропагандистскую компетентность будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Для наглядности кластеры компетентностей (ценностно-мировоззренческой, профессионально-коммуникативной, организационно-технологической) представлены в отдельных таблицах (2-4), трудовые функции обозначены кодом, профессиональные стандарты - в сокращенном виде (Т - Тренер, ИМ - Инструктор-методист, ПДО - Педагог дополнительного образования, ППО - Педагог профессионального образования, Р - Руководитель, ПОО - Педагог общего образования). Трудовые функции, представленные в профессиональных стандартах «Спортивный судья» и «Специалист по антидопинговому обеспечению», не раскрывают содержание компетенций, составляющих в целом агитационно-пропагандистскую компетентность.
Ценностно-мировоззренческая компетентность отражается в способности применять знания о теоретических основах физической культуры и спорта, спортивной этики; побуждать интерес к занятиям спортом; оказывать методическую и консультационную помощь, обобщать и распространять передовой педагогический опыт, включая индивидуальный опыт тренеров -преподавателей; стимулировать и мотивировать к профессиональной самореализации в области физической культуры и спорта; приобретать навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде и формировать у обучающихся социальную позицию; проводить просветительскую работу в области физической подготовки и обучения детей физической культуре.
Таблица 2
Проявления компетенций ФГОС в трудовых функциях профессиональных стандартах (коды)
Компетенции ФГОС Проявление ценностно-мировоззренческой компетентности в трудовых функциях
Профессиональный стандарт и код функции
Тренер ИМ ПДО ППО Р ПОО
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах В/03.5 С/05.5 D/05.6 А/02.6 А/03.6 В/03.6
ОПК-6 способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни А/02.5 В/03.5 В/04.5 С/02.5 С/05.5 D/03.6 А/01.6 С/02.6 Е/01.6 D/05.6 А/01.6 А/02.6 А/03.6 В/02.6 В/03.6
Профессионально-коммуникативная компетентность выражается в способности проводить с обучающимися лекций и бесед о пользе, значении ФКиС, основах ЗОЖ, гигиены, первой доврачебной помощи; организовывать совместные просмотры и обсуждения кино- и видеоматериалов; проводить родительские собрания, индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями; воспитательные и другие мероприятия; проводить мастер-классы, круглые столы, семинары с целью информирования специалистов образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, о новых направлениях в развитии спорта и образования; информировать и консультировать, в том числе с помощью современных средств коммуникации.
Таблица 3
Проявления компетенций ФГОС в трудовых функциях профессиональных стандартов (коды)
Компетенции ФГОС Проявление профессионально-коммуникативной компетентности в трудовых функциях
Профессиональный стандарт и код функции
Тренер ИМ ПДО ППО Р ПОО
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ информации, применять системный подход для решения поставленных задач А/02.5 В/03.5 В/04.5 D/03.6 Е/01.6 С/01.6 Е/01.6
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде В/03.5 С/05.5 Е/01.6 С/02.6 Е/02.6 - А/03.6 В/02.6
УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) А/02.5 В/01.5 В/03.5 С/01.5 D/01.6 Е/02.6 С/02.5 D/03.6 Е/02.6 С/01.6 Е/01.6
Организационно-технологическая компетентность выражается в способности организовывать просмотры и обсуждения кино- и видеоматериалов; утверждать и реализовывать программы проведения физкультурно-оздоровительных или спортивно-массовых мероприятий физкультурно-спортивной организации с учетом их целей и задач; планировать организовывать и проводить массовые досуговые мероприятия; разрабатывать сценарии досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок; организация подготовки мероприятий.
Таблица 4
Проявления компетенций ФГОС в трудовых функциях профессиональных стандартов (коды)
Компетенции ФГОС Проявление организационно-технологической компетентности в трудовых функциях
Профессиональный стандарт и код функции
Тренер ИМ ПДО ППО Р ПОО
ПК-9 Способен планировать и проводить физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, организовывать досуговую деятельность и активный отдых в организациях различного типа В/03.5 В/02.5 В/04.5 В/05.5 Е/01.6 А/02.6 А/03.6 С/01.6 С/02.6 Е/01.6
ПК-24 Способен осуществлять организационно-методическое руководство деятельностью волонтеров в области физической культуры и спорта В/03.5 С/05.5 С/02.6
Ориентиром для определения индикаторов достижения компетенций при освоении студентами образовательной программы/дисциплины служат положения Национальной рамки квалификаций, которые определяют дескрипторы общей компетентности в будущей профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность (общая компетентность), сложность деятельности (характер умений), наукоёмкость деятельности (характер знаний) [4]. Под дескрипторами компетентности мы также понимаем основные признаки сформированности компетенций в результате освоения образовательной программы (дисциплины) обучающимися, которые отражают уровень владения совокупностью компетенций и готовность выпускников к применению полученных знаний, умений и навыков в определенной области профессиональной деятельности. При этом, необходимо отметить, что существующее соответствие между образовательным стандартом и профессиональным стандартом является непрямым.
Компетенции образовательного стандарта, соотнесенные с функциями и действиями профессионального стандарта, определяют конечный образовательный результат освоения дисциплины, соответственно применяемые образовательные технологии являются способом их формирования, оценочные средства служат инструментом доказательства достижения заявленных образовательных результатов. При оценивании результатов достижений студентов авторы опираются на объективность (надежность) и обоснованность (валидность) оценки, базирующиеся на методологии компетентностного подхода и строящиеся на теории педагогических измерений (Н.М. Борытко, К. Ингенкамп, Л.В. Колясникова, Е.А. Михайлычев и др.), технологиях педагогического контроля и оценивания (И.П. Подласый). Экспертное сообщество отмечает, что обновление оценочных технологий возможно за счёт разработки компетентностных заданий и расширения видов оценочных средств, повышающих их прогностичность в соответствии с задачами профессиональной подготовки [7-9].
Данное исследование строится на определении доступных наблюдению и измерению характеристиках изучаемого объекта, которые позволяют судить о его других характеристиках, недоступных непосредственному исследованию - индикаторов. Под индикаторами (показателями) достижения компетенций (компетентности) в образовательном процессе понимается совокупность приобретенных знаний, умений и навыков и/или опыта деятельности.
Под категорией «знать» понимается процесс воспроизводства обучающимся учебного материала с требуемой степенью точности и полноты; под категорией «уметь» - освоенный способ выполнения действия, решения задачи с надлежащим качеством, под категорией «навык» - выполнение действий, доведенных в определенной степени до автоматизма, но осуществляемые осознанно. Причем данный показатель обученности сопрягается с категорией «владеть» - использование полученных навыков при решении усложненных задач в нетипичных ситуациях [6].
Планируемые результаты освоения дисциплины «Пропаганда и СО в сфере ФК и С» в категориях «знать»-«уметь»-«владеть» сформулированы нами в соответствии с компетенциями ФГОС, трудовыми функциями, реальны и измеримы, учтен объём часов, отведенных на освоение данной дисциплины.
Результатом формирования ценностно-мировоззренческой компетентности будут являться следующие достижения студентов:
Знает:
теорию пропаганды и ее роль в развитии физической культуры и спорта; социально-исторические и правовые подходы к пропаганде ФКиС; философию и этические принципы спорта; стратегии и концепции пропаганды ФКиС;
направления развития связей с общественностью в сфере ФКиС; современное состояние агитационно-пропагандистской работы.
Умеет:
определять и соотносить понятия в области пропаганды общественностью;
и связей с
обобщать передовой опыт в области пропаганды ФКиС; прогнозировать изменения общественного мнения; применять системный подход к оценке пропаганды ФКиС; действовать в соответствии с нормами этики;
аргументированно разъяснять значение физической подготовки и ЗОЖ; проводить просветительскую работу в области ФКиС среди населения. Владеет:
методологией агитационно-пропагандистской деятельности; способностью убеждения и мотивации;
техниками побуждения к занятиям физической активностью. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности: Знает:
• критерии отбора информации, обработки и создания информационного материала;
• информационное пространство сферы ФКиС;
преимущества и недостатки средств массовой коммуникации; модели и особенности массовой коммуникации; основные характеристики целевых аудиторий; способы и средства современной коммуникации, в том числе СМИ. Умеет:
анализировать, систематизировать и сравнивать информацию о значении ФКиС и пользе ЗОЖ;
формулировать и выражать общественно-значимые суждения; пользоваться современными средствами коммуникации; обсуждать с аудиторией направления развития спорта; осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах. Владеет:
приемами публичного выступления; навыками командной работы;
приемами подбора материалов для формирования кейсов аргументов и фактов; способами вербальной и невербальной коммуникации; навыками пропаганды ФКиС через социальные медиа; приемами самопрезентации. К результатам формирования организационно-технологической компетентности мы
относим:
Знает:
и
• особенности физкультурно-оздоровительных мероприятий;
• систему подготовки и роль волонтеров в пропаганде ФКиС;
• этапы подготовки и порядок проведения мероприятий;
• характеристику, цели и задачи специальных событий в сфере ФКиС;
• принципы планирования специальных мероприятий в коммуникационных кампаний в сфере ФКиС.
Умеет:
• создавать событие в сфере ФКиС;
• составить программу мероприятий в организациях различного типа;
• проектировать специальное мероприятие;
• организовывать массовые досуговые мероприятия;
• контролировать процесс проведения мероприятий. Владеет:
спортивно-массовых
рамках
• технологией проектирования специального события в сфере ФКиС;
• приемами организации специального мероприятия физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;
• техническими средствами для организации мероприятий.
В результате применения метода обобщающих суждений и на основе имеющихся данных предполагаемых результатов обучения нами были сформулированы интегральные (универсализированные, совокупные) характеристики компетентности выпускников для реализации агитационно-пропагандисткой работы среди населения в сфере физической культуры и спорта, отраженные в таблице 5.
Таблица 5
Интегральные характеристики компетенций агитационно-пропагандистской направленности
Ценностно-мировоззренческая компетентность Профессионально-коммуникативная компетентность Организационно-технологическая компетентность
Способность к философским обобщениям. Ценностная ориентация на ведение здорового образа жизни. Убежденность и личная мотивированность к занятиям физической активностью. Демонстрация активной жизненной социально-ориентированной позиции. Нацеленность на результат. Отбор, анализ и производство спортивно-ориентированной информации. Владение устной и письменной речью. Взаимодействие с различными типами аудиторий. Знание медиа-средств, в том числе спортивных. Владение современными средствами коммуникации. Проектирование процесса подготовки и реализации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для целевых аудиторий. Организационная работа по координации деятельности: планирование, создание команды, контроль исполнения, оценка эффективности.
Данные характеристики отражают не только уровень способности выпускников решать профессиональные задачи в конкретных реальных ситуациях, но и уровень сформированности личности выпускника, выражающейся в готовности действовать в ситуации неопределенности и ответственности [10].
Результат проделанной работы ставит перед исследователями следующую задачу - по определению чётких критериев оценки результатов обучения студентов, что будет способствовать наибольшей эффективности процесса подготовки выпускников к агитационно-пропагандистской работе по популяризации физической культуры и спорта среди населения.
https://mir-nauki.com
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. От 29.07.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Калашникова Е.В., Круглова Т.Э. Концепция подготовки студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандистской работе в профессиональной сфере / «Современное педагогическое образование» № 4, 2018. - С. 109-114.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)».
Щенникова, М.Ю., Овсюк, Т.М. Методические рекомендации по формированию примерных основных образовательных программ по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Спорт» с учетом требований профессиональных стандартов. Санкт-Петербург, 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/12056.
Распоряжение Правительства РФ о 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
Ефремова, Н.Ф. Экспертиза качества освоения компетенций студентами по модулям образовательных программ. Научное периодическое издание «CETERIS PARIBUS» № 1/2015 ISSN 2411-717Х, С. 76-83.
Галимзянов Х.М., Попов Е.А., Сторожева Ю.А. Формирование и оценка компетенций в процессе освоения образовательных программ ФГОС ВО: научно-методическое пособие - Астрахань, Астраханский ГМУ, 2017 г. - 74 с.
Сравнительные исследования ценностных ориентаций: возможности, ограничения, логика развития [Электронный ресурс] / Троцук, И.В., Савельева, Е.А. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2015. - №4. - С. 161-174 - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/414759.
Игнатенко, А.А. Внедрение технологии оценивания коммуникативных компетенций студентов педагогических специальностей в образовательный процесс // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2014. - №4. - С. 165-175.
Шакина, Н.А. Формирование у студентов физкультурного вуза компетенций пропаганды физической культуры и спорта среди населения. Текст: Автореферат дис. кан. пед. наук / Н.А. Шакина. Омск, 2017. - 24 с.
Kalashnikova Elena Vasil'evna
Lesgaft national state university of physical education, sport and health, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Preparation of students of higher education institutions of physical culture for the agitation and propaganda work in the field of physical culture and sports taking into account the requirements of professional standards
Abstract. The article highlights the issues of students preparation for agitation and propaganda work with the population, taking into account the requirements of the federal state educational standard in the area of preparation 49.03.01 - Physical culture and professional standards. In the author's opinion, the fabricated normative framework that is regulating the field of vocational education for the sphere of physical culture and sports acts as the systemic constraints and reflects the approaches to the specialists' training at three levels: at the strategic state level through the activities of public authorities; at the tactical level in the activities of educational organizations of vocational education (educational and methodical associations) and at the operational level in the activities of the structural units of educational organizations.
From the point of the author's view, the approach used to formulate the requirements for results of the program mastering in the updated educational standard can be described as integrative one, in particular taking into account the requirements of professional standards. In accordance with the competence approach and the analysis of competence groups, the author identifies three clusters of competencies necessary to solve the agitation and propaganda problems as a result of the development of the "Propaganda and public relations in the field of physical culture and sports" discipline -valuation worldview, professional - communicative and organizational - technological. The correlation of competencies selected by the author with the labor functions of professional standards has determined the list of knowledge and skills (possessions) that should be formed to perform the labor activities. As a result of applying the method of generalizing judgments and on the basis of the available data of the expected learning outcomes, the author formulated the integral (universalized, aggregate) characteristics of the graduates' competence for implementation of the propaganda work among the population in the field of physical culture and sports.
Keywords: educational standard; professional standard; competence-based approach; competence; competences; propaganda work; field of the physical culture and sports