Научная статья на тему 'Опыт синхронизации профессиональных стандартов и образовательных программ бакалавриата направления «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»'

Опыт синхронизации профессиональных стандартов и образовательных программ бакалавриата направления «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / АУДИТОР / ВНУТРЕННИЙ АУДИТОР / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЕР / БУХГАЛТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / QUALIFICATION / LABOR FUNCTION / PROFESSIONAL STANDARD / AUDITOR / INTERNAL AUDITOR / INTERNAL INSPECTOR / ACCOUNTANT / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бровкина Наталья Дмитриевна

В статье рассматриваются основные вопросы формирования образовательных программ и программ учебных дисциплин на основе требований создаваемых профессиональных стандартов. Актуальность данного вопроса связана не только с прямым требованием об учете положений профессиональных стандартов в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», но и с необходимостью ориентации на потребности работодателя в уровне квалификации кадров, которые готовятся высшими учебными заведениями. Определенные профессиональным стандартом трудовые функции, требуемые для их выполнения знания и умения должны являться ориентиром для описания компетенций образовательной программы, которые должен освоить слушатель к моменту завершения процесса обучения. Однако практика Финансового университета показывает, что вопросы синхронизации образовательных и профессиональных стандартов достаточно сложны и трудоемки, и реализация этой задачи возможно будет требовать перестройки всей системы образовательного процесса. Ход реализации этого процесса условно можно поделить на ряд этапов: определение применимого профессионального стандарта или выбор комбинации нескольких профессиональных стандартов; определение уровня компетенций, на освоение которых будет ориентирован учебный процесс; формирование знаний и умений, которые необходимо освоить в ходе обучения и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бровкина Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Experience of Synchronization of Professional Standards and Educational Bachelor Degree Programs in Economics, Specialization “Accounting, Analysis and Auditing”

The article focuses on the main questions of formation of educational programs and training modules to meet the requirements of the newly established or still under development professional standards. The relevance of this issue is associated not only with a direct requirement of the Law “On education” to take the provisions of the professional standards in the account when developing the curricula, but also with the needs of employers in higher school graduates with a certain level of qualification. The labor functions determined in professional standards, as well as the skills and knowledge required for their implementation should be a guide for the description of competences in educational programs which a graduate should acquire. However the practice of the Financial University under the Government of the Russian Federation indicates that the issues of synchronizing educational and professional standards are quite complicated and time-consuming, and to achieve this goal it may be necessary to restructure the entire system of the educational process. This process can be divided into several stages: determination of the applicable professional standards or their combination; defining the level of competences to acquire which the educational process will be focused upon; formation of knowledge and skills which should be acquired as a result of training.

Текст научной работы на тему «Опыт синхронизации профессиональных стандартов и образовательных программ бакалавриата направления «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»»

УДК 657

Опыт синхронизации профессиональных стандартов и образовательных программ бакалавриата направления «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

БРОВКИНА НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Аудит и контроль»

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные вопросы формирования образовательных программ и программ учебных дисциплин на основе требований создаваемых профессиональных стандартов. Актуальность данного вопроса связана не только с прямым требованием об учете положений профессиональных стандартов в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», но и с необходимостью ориентации на потребности работодателя в уровне квалификации кадров, которые готовятся высшими учебными заведениями.

Определенные профессиональным стандартом трудовые функции, требуемые для их выполнения знания и умения должны являться ориентиром для описания компетенций образовательной программы, которые должен освоить слушатель к моменту завершения процесса обучения.

Однако практика Финансового университета показывает, что вопросы синхронизации образовательных и профессиональных стандартов достаточно сложны и трудоемки, и реализация этой задачи возможно будет требовать перестройки всей системы образовательного процесса.

Ход реализации этого процесса условно можно поделить на ряд этапов: определение применимого профессионального стандарта или выбор комбинации нескольких профессиональных стандартов; определение уровня компетенций, на освоение которых будет ориентирован учебный процесс; формирование знаний и умений, которые необходимо освоить в ходе обучения и т.д.

Ключевые слова: квалификация, трудовая функция, профессиональный стандарт, аудитор, внутренний аудитор, внутренний контролер, бухгалтер, образовательная программа.

The Experience of Synchronization of Professional Standards and Educational Bachelor Degree Programs in Economics, Specialization "Accounting, Analysis and Auditing"

NATALIA D. BROVKINA,

Ph.D., Associate Professor, Department of Audit and Control, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article focuses on the main questions of formation of educational programs and training modules to meet the requirements of the newly established or still under development professional standards. The relevance of this issue is associated not only with a direct requirement of the Law "On education" to take the provisions of the professional standards in the account when developing the curricula, but also with the needs of employers in higher school graduates with a certain level of qualification.

The labor functions determined in professional standards, as well as the skills and knowledge required for their implementation should be a guide for the description of competences in educational programs which a graduate should acquire.

However the practice of the Financial University under the Government of the Russian Federation indicates that the issues of synchronizing educational and professional standards are quite complicated and time-consuming, and to achieve this goal it may be necessary to restructure the entire system of the educational process. This process can be divided into several stages: determination of the applicable professional standards or their combination; defining the level of competences to acquire which the educational process will be focused upon; formation of knowledge and skills which should be acquired as a result of training.

Keywords: qualification, labor function, professional standard, auditor, internal auditor, internal inspector, accountant, educational program.

Общие положения

Задача синхронизации требований профессиональных стандартов (ПС) и образовательных стандартов поставлена Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 02.06.2016), в соответствии с п. 7 ст. 11 которого при формировании федеральных государственных образовательных стандартов нужно учитывать положения соответствующих ПС. Согласно редакции данного Федерального закона, вступающей в силу с 01.07.2016, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения основных образовательных программ в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих ПС (при наличии).

В ходе данной работы, начатой на кафедре «Аудит и контроль» факультета «Учет и аудит» Финансового университета [1], при проведении синхронизации мы прежде всего опирались на Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов, утвержденных Минобрнауки России 22.01.2015 № ДЛ-2/05вн (далее - Методические рекомендации). Предложенный в рекомендациях механизм актуализации содержания федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) в соответствии с ПС разработан на основе единых подходов к понятийно-категориальному аппарату, структуре и содержанию ПС, содержащихся в утвержденном макете ПС и иных нормативных

правовых документах, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и не учитывает возможные отклонения от утвержденного макета ПС, допущенные разработчиками ПС.

1-й этап — выбор применимых профессиональных стандартов

Согласно Методическим рекомендациям прежде всего нужно выбрать ПС, который необходимо использовать при актуализации действующих образовательных программ. Разработчик образовательной программы должен самостоятельно отобрать ПС из числа утвержденных, которые в полном объеме или частично соответствуют описанной в образовательной программе характеристике профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу.

В соответствии со стандартами Финансового университета выпускник бакалавриата по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» должен обладать следующими компетенциями:

• иметь базовые теоретические знания, уметь пользоваться российскими и международными нормативными документами и владеть знаниями ведения бухгалтерского, финансового учета, управленческого учета и формирования финансовой отчетности, анализа финансово-экономической деятельности экономических субъектов и проведения контрольных процедур (ПКП-1);

• иметь навыки организации и ведения бухгалтерского, финансового и управленческого учета любых участков деятельности экономических субъектов (ПКП-2);

• иметь навыки применения методов экономического анализа, подготовки и представления аналитических обзоров и обоснований, помогающих сформировать профессиональное

суждение при принятии управленческих решений на уровне экономических субъектов (ПКП-3);

• иметь навыки подготовки и проведения аудиторских проверок, осуществления контрольных процедур и организации системы внутреннего контроля в организациях разного профиля и организационно-правовых форм (ПКП-4);

• знать возможности и уметь эффективно работать в среде специальных программных продуктов, применяемых для выполнения бухгалтерско-аналитических и контрольных функций в экономическом субъекте (ПКП-5).

Профессиональный стандарт разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями и согласно макету профессионального стандарта, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации [2].

Согласно Методическим рекомендациям отбор ПС рекомендуется осуществлять на основе анализа:

• вида (видов) профессиональной деятельности, описанных в ПС;

• уровня квалификации, указанного в ПС в целях сопряжения с уровнем высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации), учитывая их соотношения, приведенные в табл. 1.

В рамках указанной задачи были проанализированы действующие ПС и сделан вывод о том, что в настоящее время профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» направления «Экономика» включает в себя освоение компетенций, соответствующих четырем профессиональным стандартам:

• «Бухгалтер», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.12.2014 № 1061н;

Таблица 1

Соответствие уровней высшего образования и уровней квалификации

Уровень высшего образования Уровень квалификации

Бакалавриат* Не ниже 6-го уровня

Магистратура, специалитет Не ниже 7- го уровня

Подготовка кадров высшей квалификации Не ниже 8-го уровня

* Следует учитывать, что при актуализации требований ФГОС ВО для программ бакалавриата прикладной направленности нужно анализировать требования ПС 5-го и 6-го уровней квалификации.

• «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2015 № 236н;

• «Аудитор», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.10.2015 № 728н;

• «Внутренний аудитор», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.06.2015 № 728.

2-й этап — анализ требований профессиональных стандартов по уровню образования

На втором этапе отобранные ПС были проанализированы по уровню образования для соотнесения с уровнем образования и действующими образовательными программами (табл. 2).

Можно увидеть, что по анализируемым ПС ни одно не устанавливает требований к уровню образования «Аспирантура».

За основу дальнейшей работы были приняты компетенции ПС, требующие уровень образования «Бакалавриат». Сразу следует отметить, что работа с данным уровнем требует понимания разграничения компетенций уровня «Среднее профессиональное образование» и уровня «Бакалавриат», учитывая наличие в рамках Финансового университета программ ускоренного обучения для лиц, уже имеющих профильное среднее профессиональное образование. Анализ соотношения компетенций данного уровня является в дальнейшем самостоятельным этапом работы над синхронизаций стандартов.

3 этап — анализ уровней и подуровней профессиональных стандартов, их синхронизация с направлениями и профилями подготовки

На данном этапе производится оценка уровней и подуровней компетенций, установленная ПС, с целью выделения тех знаний и умений, которые могут быть встроены в образовательную программу бакалавриата. Анализируется «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)», которое приводится в начале каждого ПС, и анализируется возможность встраивания данных трудовых функций в систему уровня образования «Бакалавриат». Во многих стандартах уровень бакалавриата предусматривается не для одной, а для нескольких трудовых функций. Например, ПС «Аудитор» для уровня В6 (требуемое образование «Бакалавриат») предусматривает трудовые функции B/01.6 и B/02.6 (табл. 3).

Из анализа содержания трудовых функций можно сделать вывод о том, что в ходе образовательного процесса в высшей школе возможно освоение ряда компетенций функции B/01.6, при этом осуществление трудовой функции В/02.6 возможно только в результате получения требуемого ПС опыта работы.

Таким образом, не все трудовые функции, требующие уровня образования «Бакалавриат», могут быть включены в программу подготовки данного уровня образования.

В некоторых ПС предусмотрено широкое разнообразие трудовых функций, достижение компетенций по которым достаточно сложно

Таблица 2

Соотношение уровней образования и уровня квалификации, указанного в отобранных ПС

ПС СПО* Бакалавриат Магистратура Аспирантура

Бухгалтер 5/А,6/В 6/В - -

Внутренний контролер 5/А,5/В 6/С 7/Д, 8/Е -

Аудитор 4/А 6/В 7/С, Е, Р, С -

Внутренний аудитор - 6/А, 7/В 7/С, Е -

* СПО - среднее профессиональное образование.

Таблица 3

Положения ПС «Аудитор» для уровня В6

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации

В Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 6 Выполнение аудиторских процедур (действий) и оказание сопутствующих аудиту и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью В/01.6 6

Организация работы и надзор за участниками аудиторской группы В/02.6

Таблица 4

Положения ПС «Внутренний аудитор»

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации

А Проведение внутренней аудиторской проверки и (или) выполнение консультационного проекта в составе группы 6 Проведение внутренней аудиторской проверки в составе группы А/01.6 6

Выполнение консультационного проекта в составе группы А/02.6

В Проведение внутренней аудиторской проверки и (или) выполнение консультационного проекта самостоятельно или в составе группы 7 Проведение внутренней аудиторской проверки самостоятельно или в составе группы В/01.7 7

Выполнение консультационного проекта самостоятельно или в составе группы В/02.7

реализовать в рамках учебных часов, отведенных на изучение профильных дисциплин. Например, ПС «Внутренний аудитор» предусматривает требование к образованию «Бакалавриат» для трудовых функций, приведенных в табл. 4.

Вполне вероятно, что в условиях ограниченного времени ориентация в рамках образовательного процесса будет сделана на, можно сказать, «базовую» трудовую функцию — А/01.6 «Проведение внутренней аудиторской проверки в составе группы».

Мы также столкнулись с тем, что при более детальном анализе трудовая функция, требующая уровня образования «бакалавриат» и опыта

работы, сформулирована таким образом, что ни одна из компетенций этого уровня не может быть освоена в рамках образовательного процесса. Так, например, ПС «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» на 6-м уровне квалификации, требующем уровень образования «Бакалавриат», предусматривает выполнение трудовых функций, приведенных в табл. 5.

Причем анализ предыдущего, 5-го, уровня квалификации также выявил невозможность освоения предложенных компетенций в рамках образовательной программы бакалавриата, так как он предусматривает выполнение трудовых функций, приведенных в табл. 6.

Таблица 5

Положения ПС «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» для 6-го уровня квалификации

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации

С Руководство структурным подразделением 6 Организация работы структурного подразделения С/01.6 6

внутреннего контроля Управление штатным персоналом структурного подразделения внутреннего контроля С/02.6 6

Планирование работы структурного подразделения С/03.6 6

Формирование завершающих документов по результатам проведения внутреннего контроля и их представление руководству самостоятельного специального подразделения внутреннего контроля С/04.6 6

Таблица 6

Положения ПС «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» для 5-го уровня квалификации

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации

В Руководство группами специалистов по внутреннему контролю 5 Планирование основных направлений внутреннего контроля и контрольных процедур В/01.5 5

Распределение заданий между членами групп специалистов по внутреннему контролю В/02.5 5

Подготовка проекта завершающего документа по результатам внутреннего контроля, выработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков В/03.5 5

Оценка эффективности разработанных менеджментом контрольных процедур для устранения выявленных проверяющей группой недостатков В/04.5 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему мнению, достижение данного уровня компетенций возможно только в результате опыта работы по данному направлению.

В результате по ПС «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» в качестве основы был принят самый первый уровень, требующий уровень образования «Среднее профессиональное образование», предусматривающий выполнение трудовых функций, приведенных в табл. 7.

Причины, по которым компетенции трудовой функции, требующей уровня образования «Бакалавриат», не включаются в образовательную программу соответствующего уровня, следующие:

• профессиональный стандарт предъявляет требования не только к уровню образования, но и к опыту работы сотрудника. В некоторых случаях необходимые для выполнения трудовых функций компетенции могут быть достигнуты только в ходе получения практического опыта работы;

• профессиональные стандарты могут предусматривать широкое разнообразие трудовых функций, достижение компетенций по всем из них заведомо не войдет в объем учебных часов, отведенных для изучения профильных дисциплин;

• трудовые действия (функции), предусмотренные ПС, в значительной мере дублируют другой ПС, и их освоение уже предусмотрено учебной дисциплиной, сформированной в соответствии с требованиями другого ПС;

• комбинация указанных выше факторов.

Данный вопрос требует, по нашему мнению,

дополнительного обсуждения: как следует поступать в том случае, если в ходе освоения программы бакалавриата указанные для этого уровня образования ПС трудовые функции не могут быть получены студентом?

Причины, по которым компетенции трудовой функции, требующей уровня образования «Среднее профессиональное образование», включаются в образовательную программу бакалавриата, следующие:

• профильный ПС предусматривает только требования к образованию на уровне «Среднее профессиональное образование»;

• трудовые функции ПС, предусматривающие требования к образованию уровня «Бакалавриат», сформулированы таким образом, что могут быть достигнуты только в ходе практической работы в профессии, например «руководство группой», «оценка компетентности», «внесение корректировок в план работы» и т.д.

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации

А Выполнение заданий руководителей специального подразделения внутреннего контроля или иных специалистов внутреннего контроля 5 Предварительный сбор и анализ информации о деятельности объекта внутреннего контроля А/01.5 5

Сбор и анализ информации в ходе проведения контрольных процедур А/02.5 5

Проведение мониторинга устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков А/03.5 5

Таблица 7

Положения ПС «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)», требующего уровень образования «Среднее профессиональное образование»

При анализе структуры стандартов по уровню «Бакалавриат» также выявлено, что они могут иметь различную структуру описания набора трудовых функций. В основном ПС написаны по иерархической модели — «от помощника до руководителя». Но, например, ПС «Бухгалтер» предполагает не вертикальную, а горизонтальную вариативность компетенций (табл. 8).

Вид модели может повлиять на распределение компетенций по обязательным дисциплинам и дисциплинам по выбору. Так, компетенции ПС, имеющие горизонтальную вариативность, можно предлагать в качестве дисциплин по выбору в том же семестре, в котором изучается основная дисциплина. Иерархические компетенции могут изучаться только после освоения основной дисциплины.

В результате были отобраны уровни ПС, компетенции для выполнения трудовых функций которых могут быть реализованы на уровне образования «Бакалавриат». Также произведено распределение этих дисциплин по годам обучения исходя из содержания и логической взаимосвязи дисциплин (табл. 9). При выполнении данной работы была учтена уже сложившаяся система распределения профильных дисциплин в бакалавриате.

В результате изучения полученной матрицы можно увидеть дублирование содержания некоторых ПС, которые должны быть устранены на следующих этапах работы.

4-й этап — определение перечня трудовых действий, знаний и умений в соответствии с профессиональными стандартами и анализ возможности их реализации в системе уровневого образования

Как было отражено выше, анализ компетенций ПС «Бухгалтер» мы начали с уровня среднего профессионального образования, предположив, что для «полного бакалавриата» логично включить не только компетенции, предусмотренные для данного уровня, но и компетенции более низкого уровня образования. В частности, ПС «Бухгалтер» относит трудовую функцию «Составление (оформление) первичных учетных документов» к уровню А/01.5, и, конечно, без изучения этого момента подготовка бухгалтера невозможна. Однако при оценке набора компетенций ПС для ускоренного обучения необходимо рассмотреть включение данной компетенции для уровня бакалавриата.

Таблица 8

Положения ПС «Бухгалтер»

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации

В Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта 6 Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности В/01.6 6

Составление консолидированной финансовой отчетности В/02.6 6

Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности В/03.6 6

Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование В/04.6 6

Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками В/05.6 6

Таблица 10

Описание компетенций ПС «Бухгалтер», уровень квалификации 6 «Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности В/03.6»

Таблица 9

Предполагаемое распределение этапов освоения компетенций ПС на уровне бакалавриата (без учета программ ускоренной подготовки)

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

ПС, формирующие компетенции обязательных дисциплин

Бухгалтер (А/01.5 и А/02.5) Бухгалтер (А/03.5) Бухгалтер (В/01.6)

Внутренний контроль (В/03.6). Внутренний контролер (А/01.5) Аудитор (В/01.6) Внутренний аудитор (А/01.6)

Финансовый анализ (В/05.6)

Дисциплины по выбору Составление консолидированной отчетности (В/02.6). Налоговый учет (В/04.6)

Трудовая функция Знания Умения Комментарий

Проверка обоснованности первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическая увязка отдельных показателей. Проверка качества ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности Основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте. Судебная практика по спорам, связанным с совершаемыми экономическими субъектами фактами хозяйственной жизни, ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности Владеть методами проверки качества составления регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности. Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой Включает функцию «Проверка качества бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленных подразделений экономического субъекта (при децентрализованном ведении бухгалтерского учета)»

В ходе работы анализировались: требуемая стандартом трудовая функция; необходимые для ее выполнения знания и умения, описанные в ПС. Сделанный по этой схеме анализ ПС «Бухгалтер», уровень В/03.6, выглядит, как показано в табл. 10.

Какие проблемы выявились на этой стадии работы?

1. В ряде ПС трудовые функции содержат иерархическое описание, т.е. включают одна другую. Например, ПС «Бухгалтер», уровень А/01.5, содержит трудовую функцию «Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта»,

а далее — функцию «Проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов». ПС «Бухгалтер», уровень В/03.6, содержит трудовую функцию «Проверка качества ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности», а далее — функцию «Проверка качества бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленных подразделений экономического субъекта». Предполагается, что дублирующие функции следует исключить.

2. Профессиональный стандарт изначально не предполагал матричной структуры описания

трудовых функций и соответствующих им знаний и умений. В итоге «растащить», какие знания и умения нужны для выполнения той или иной функции, невозможно. Например, сделанный по этой схеме анализ ПС «Бухгалтер»,

уровень А/01.5, дал результат, приведенный в табл. 11.

При формировании образовательной программы необходимо решить, каким образом должны формулироваться знания и умения: в

Таблица 11

Описание компетенций ПС «Бухгалтер», уровень квалификации А/01.5

Трудовая функция Знания Умения Комментарий

Составление (оформление) первичных учетных документов Основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете (в том числе нормативные правовые акты о документах и документообороте), об архивном деле, Общероссийский классификатор управленческой документации (в части, касающейся выполнения трудовых действий). Практика применения законодательства Российской Федерации по вопросам оформления первичных учетных документов Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы. Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой

Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта Владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов Включает функцию «Проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов»

Систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой

Изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации

Подготовка первичных учетных документов для передачи в архив Обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив

общем или в привязке к конкретным трудовым функциям?

3. Знания и умения в ПС сформулированы слишком широко, для образовательной программы требуется локализовать объем в соответствии с отведенными на изучение дисциплины часами. Например, ПС «Бухгалтер», уровень А/01.5, содержит трудовую функцию «Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы». Необходимо создать перечень, некий «минимум», который будет рассматриваться как необходимый объем для достижения компетенции, требуемой ПС.

На следующем этапе нужно было выделить компетенции, которые можно освоить в ходе обучения в бакалавриате, а какие можно

освоить только в ходе практической деятельности (табл. 12).

Надо сказать, что на данном этапе мы не получили существенных отличий от сложившейся системы образовательной дисциплины «Аудит».

Большую сложность вызвали проблемы дублирования требуемых ПС знаний и умений в смежных ПС. Примеры такого дублирования приведены в табл. 13.

В настоящее время нами проводится работа по устранению дублирующих положений в рамках оптимизации объема и содержания учебных дисциплин. В частности, предлагается часть трудовых функций общеэкономического характера, предусмотренных ПС, вынести на 1-2-е курсы: например, описание бизнес-процессов, оценка рисков, деловая этика и т.д.

Таблица 12

Распределение трудовых функций по выполнению аудиторских процедур ПС «Аудитор», уровень В/01.6, по возможности освоения на образовательном уровне бакалавриата и в ходе практический деятельности (фрагмент)

Трудовая функция ПС Образовательный уровень «Бакалавриат» Опыт работы

Изучение и анализ деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля Знание основных положений ФПСАД 8, МСА 315. Умение собирать информацию из различных источников, систематизировать различные виды информации, анализировать полученную информацию и формулировать выводы по итогам ее анализа, анализировать деятельность организаций промышленности, торговли и услуг. Умение изучать и описывать бизнес-процессы организации Практика изучения и анализа деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется. Планировать и проводить процедуры оценки эффективности системы внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления

Планирование своей работы в рамках общего плана и программы аудита Знание основных положений ФПСАД 3, МСА 300. Умение составлять план проверки условной организации Практика планирования и корректировок плана проверки условной организации. Применять на практике различные методики, способы и подходы к выполнению своей работы. Выбирать и назначать приоритеты при выполнении своей работы в условиях ограниченных ресурсов

Анализ рисков в объеме, необходимом для выполнения аудиторского задания в части, относящейся к своей работе Знание основных положений ФПСАД 8, МСА 315, 330. Навыки анализа рисков условной организации. Навыки применения на практике нормативных правовых актов в соответствующих областях знаний Практика анализа рисков. Умение выявлять и оценивать факторы, которые могут повлиять на выполнение аудиторского задания или оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, в части, относящейся к своей работе

Окончание табл. 12

Трудовая функция ПС Образовательный уровень «Бакалавриат» Опыт работы

Выполнение аудиторских процедур (действий) Знание основных положений ФПСАД 17, 18 ФСАД 7/2011, МСА 500, 501, 505, 520. Умение обосновывать свое мнение ссылками на нормативные правовые акты Практика выполнения аудиторских процедур

Отбор элементов для проведения аудиторских процедур (аудиторской выборки) и анализ его результатов Знание основных положений ФПСАД 16, МСА 320, 450, 530. Умение применять на практике методы отбора элементов для проведения аудиторских или иных процедур, экстраполировать результаты аудиторской выборки на генеральную совокупность Практика проведения выборочного исследования

Примечание. В табл. 12 используются следующие обозначения: ФПСАД - Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности; МСА -Международный стандарт аудита; ФСАД - Федеральный стандарт аудиторской деятельности.

Таблица 13

Примеры дублирования трудовых функций, знаний и умений в смежных ПС

Бухгалтер. Внутренний контроль (В/03.6) Внутренний контролер (А/01.5) Аудитор (В/01.6) Внутренний аудитор (А/01.6)

Выявлять и оценивать риски, способные повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе риски от злоупотреблений, и определять процедуры, направленные на минимизацию этих рисков Выявлять и оценивать условия, способствующие возникновению значимых рисков и их трансформации в рисковые события. Анализ выбранной информации, выявление и оценка рисков объекта внутреннего контроля Управление рисками хозяйственной деятельности организации. Анализ рисков в объеме, необходимом для выполнения аудиторского задания в части, относящейся к своей работе Идентификация и оценка рисков объекта внутреннего аудита (бизнес-процесса, проекта, программы, подразделения)

Проводить оценку состояния и эффективности внутреннего контроля в экономическом субъекте Основные требования законодательной и нормативной базы и внутренних регламентов, регулирующих работу объекта внутреннего контроля Организация и осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита

Выбирать генеральную совокупность из регистров учетных и отчетных данных, применять при ее обработке наиболее рациональные способы выборки, формировать выборку, к которой будут применяться контрольные и аналитические процедуры Применять на практике методы отбора элементов для проведения аудиторских или иных процедур, экстраполировать результаты аудиторской выборки на генеральную совокупность Формирование аудиторской выборки с использованием программного обеспечения для целей внутреннего аудита или без него для проведения процедур внутреннего аудита с целью получения аудиторских доказательств

Таблица 14

Схематичное изображение предлагаемой последовательности изучения дисциплин, соответствующих содержанию применимых ПС

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

ПС, формирующие компетенции обязательных дисциплин

Бухгалтер (А/01.5 и А/02.5) Бухгалтер (А/03.5) Бухгалтер (В/01.6)

Описание бизнес-процессов организации Теория и практика оценки рисков Внутренний контроль (В/03.6). Внутренний контролер (А/01.5) Аудитор (В/01.6). Внутренний аудитор (А/01.6)

Деловая этика Методы статистического выборочного исследования Финансовый анализ (В/05.6)

Дисциплины по выбору Составление консолидированной отчетности (В/02.6). Налоговый учет (В/04.6) Дисциплины по выбору Антилегализационный аудит. Антикоррупционный аудит. Аудит консолидированной отчетности. Налоговый аудит

Результатом такой работы предполагается структура образовательной программы, основанная на требованиях применимых профессиональных стандартов (табл. 14).

Мы приглашаем коллег, профессиональные сообщества и всех заинтересованных лиц к обсуждению вопросов синхронизации образовательных программ и требований профессиональных стандартов.

Литература

1. Булыга Р.П. Подготовка бухгалтеров и аудиторов: пути гармонизации образовательных программ и профессиональных стандартов // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 3. С. 50-54.

2. Булыга Р.П. Концепция формирования профессиональных стандартов в области бухгалтерского учета и аудита // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 3. С. 75-81.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bulyga R.P. Podgotovka bukhgalterov i auditorov: puti garmonizatsii obrazovatel'nykh programm i professional'nykh standartov [Training Accountants and Auditors: How to Harmonize Educational Programs and Professional Standards]. Uchet. Analiz. Audit — Accounting. Analysis. Auditing, 2016, no. 3, pp. 50-54 (in Russ.).

2. Bulyga R.P. Kontseptsiia formirovaniia professional'nykh standartov v oblasti bukhgalterskogo ucheta i audita [The Concept of Professional Standards Formation in Auditing and Accounting]. Uchet. Analiz. Audit — Accounting. Analysis. Auditing, 2015, no. 3, pp. 75-81 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.