REFERENCES
1. Barchukova, G.V. (2011). Theory and methodology of the chosen sport (badminton): working program of the discipline: training direction 034300.62: training profile "Sports training", Moscow.
2. Barchukova, G.V. and (2020), "Effect of movement speed abilities on plaining efficiency of elite table tennis players", Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 2, pp. 2-4.
3. Barchukova, G.V., Brusovankin, V.S. and Migalina T.M. (2019), "Benefits of court control skills excelling training machine for badminton", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 8082.
4. Migalina T.M. (2017), "Physical training and effectiveness of playing actions of a badminton player", Actual problems and prospects for the development of individual game sports: materials of the All-Russian scientific Internet conference, Moscow, pp. 51-55.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.08.2020
УДК 378.12
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Василий Васильевич Белов, доктор психологических наук, доцент, Владислав Викторович Фролов, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Аннотация
На основе эмпирического исследования при помощи методики Т.П. Зинченко и экспертной оценки (опытных тренеров и преподавателей интересующего профиля), был разработан психологический портрет идеального педагога по физической культуре и спорту. Установлено, что значимыми для профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту являются следующие качества: ответственный, объективный, умеющий быстро адаптироваться к новым требованиям и среде, конфликтоустойчивый, ориентированный на успех целеустремленный человек, обладающий лидерскими, волевыми, коммуникативными и другими профессионально значимыми личностными качествами. Выявлены также недопустимые, по мнению экспертов качества: стремление к обострению конфликта, склонность к ожесточенным дискуссиям и провоцированию конфликтов, неуравновешенность и чрезмерная жесткость по отношению к другим людям.
Ключевые слова: педагог, профессионально значимые личностные качества, недопустимые качества, физическая культура и спорт.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p47-50
PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF AN IDEAL PHYSICAL EDUCATION AND
SPORT TEACHER
Vasily Vasilievich Belov, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, Vladislav Viktorovich Frolov, the post-graduate student, Leningrad State University named after A.S.
Pushkin
Abstract
Based on the empirical research by using the methodology of T.P. Zinchenko and expert assessment (experienced coaches and teachers of the relevant profile), a psychological portrait of an ideal teacher in physical culture and sports was developed. It was found that the following qualities are significant for the professional activity of a teacher in physical culture and sports: necessarily responsible, objective, able to quickly adapt to the new requirements and environment, conflict-resistant, success-oriented, purposeful person with leadership, strong-willed, communicative and other professionally significant personal qualities. Qualities that were unacceptable in the opinion of experts were also revealed: the desire to aggravate the conflict, the tendency to violent discussions and provoke conflicts, imbalance and excessive harshness
towards other people.
Keywords: teacher, professionally significant personal qualities, unacceptable quality physical culture and sports.
ВВЕДЕНИЕ
Исследованию личности педагога уделяется большое внимание в научной литературе, причем как фундаментального плана, так и в статьях периодического цикла, опубликованных в журналах.
Теоретико-методологическими исследования являются методологический принцип идеализации и концепция Г.И. Россолимо психологического профиля.
Принцип идеализации предполагает, что в психологии вводятся понятие «идеализированные эмпирические объекты», в данном исследовании - это психологический портрет идеального педагога по физической культуре и спорту, который представляет собой перечень значимых и недопустимых для педагогической деятельности личностных качеств, выявленных в ходе эмпирического исследования.
При составлении психологического портрета мы опирались на идею Г.И. Россолимо о психологическом профиле. При этом психологический портрет - это не просто качественная комплексная характеристика внутреннего мира личности, а измерительная процедура оценки психологических качеств в данном случае значимых для педагогической деятельности. В работах В.В. Белова, А.В. Щиглинской [1], Е.В. Лапиной [3], А.Г. Макла-кова, Е.В. Павловой [3], Л.А. Обуховой, А.В. Тимирясовой [4] с использованием эмпирических методов исследования выявлены личностных качеств, значимых для педагогической деятельности. Однако существует ограниченное количество публикаций, в которых бы представлен психологический портрет педагога по физической культуре и спорту, причем большая доля таких трудов носит фрагментарный характер, представлена в виде кратких очерков и статей, опубликованных в периодических изданиях.
Цель исследования: сформулировать эталонный образ идеального педагога по физической культуре и спорту в виде психологического портрета
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, КОНТИНГЕНТ
При проведении исследования был использован метод экспертных оценок.
В группу опрашиваемых лиц вошли 25 профессиональных спортсменов-тренеров с педагогическим стажем от 10 лет и более. Каждому участнику исследования было предложено заполнить психографический опросник Т.П. Зинченко.
Экспертам нужно было выбрать важные и недопустимые, на их взгляд, качества идеального педагога по физической культуре и спорту, оценивая каждое из них по шкале от -3 (качество неприемлемо для профессии) до +3 (совершенно необходимо). Остальные шкалы имели промежуточное значение (-2 - очень нежелательно, -1 - не желательно, 0 -нет разницы, обладает данной характеристикой тот или иной педагог или нет, +1 - качество желательно, но не обязательно, +2 - настоятельно рекомендуется).
При этом в зону внимания и исследовательского интереса изначально вошли лишь те личностные характеристики, среднее арифметическое значение оценок которых вошло в интервал от 2,5 до 3 или от -2,5 до -3 баллов при одновременном выполнении условия: стандартное отклонение для ответа было меньше или равно 0,5. Остальные качества были полностью исключены из дальнейшего рассмотрения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основании полученных результатов эмпирического исследования была разработана авторская классификация эталонного образа педагога по физической культуре и спорту (таблица 1). В частности, из совокупности всех выделенных значимых качеств были отобраны лишь наиболее важные, то есть, крайне необходимые для профессио-
нальной деятельности педагогов по физической культуре и спорту, а также и совершенно недопустимые их личностные характеристики.
Таблица 1 - Значимые и недопустимые качества идеального педагога по физической
Личностные качества Сред. ариф. Стд. отк. Ранг (вес к-ва)
Профессионально-значимые качества идеального педагога по физической культуре и спорту
I. Адаптивные
Способность к обучению, переучиванию 2,64 0,48 1
Способность быстро принимать решение при изменении ситуации 2,56 0,50 2
Способность быстро входить в новый коллектив, быстро вырабатывать стратегию своего поведения 2,56 0,50 2
II. Лидерско-волевые
Настойчивость в достижении цели 2,72 0,45 1
Готовность брать на себя ответственность в сложных ситуациях 2,6 0,49 2
Упорство в преодолении возникающих трудностей 2,56 0,5 3
Высокая требовательность к себе и другим 2,52 0,5 4
Направленность личности на достижение успеха 2,56 0,5 3
III. Коммуникативно-организаторские
Способность к длительному взаимодействию с другими членам и группы 2,6 0,49 2
Умение согласовывать свою работу с работой других 2,6 0,49 2
Способность к легкому общению с другими членами коллектива 2,64 0,48 1
Умение планировать совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива 2,6 0,49 2
Умение формировать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе 2,6 0,49 2
Способность регулировать свое взаимодействие с коллективом 2,56 0,5 3
IV. Саморегулятивные
Эмоциональная устойчивость при принятии ответственного решения 2,72 0,45 2
Способность к длительному сохранению высокой активности 2,68 0,47 3
Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности 2,6 0,49 5
Терпение, способность медленно и верно двигаться к цели. 2,56 0,5 6
Уравновешенность, самообладание 2,76 0,43 1
Недопустимые качества для идеального педагога по физической культуре и спорту
Стремление к обострению конфликта -2,56 0,5 3
Склонность к ожесточенным дискуссиям и провоцированию конфликтов -2,6 0,49 2
Неуравновешенность и чрезмерная жесткость по отношению к другим людям -2,64 0,48 4
Как следует из таблицы близкие по психологическому содержанию качества, значимые для деятельности педагога по физической культуре и спорту были объединены в блоки: адаптивные, лидерско-волевые, коммуникативно-организаторские, саморегулятивные. При этом к адаптивным качествам относятся способность к обучению и переучиванию; способность оперативно принимать решения при изменении ситуаций; способность к быстрой адаптации в новых условиях и среде. Лидерско-волевой блок включает в себя настойчивость; готовность брать на себя ответственность, упорство в преодолении возникающих трудностей требовательность к себе и другим, ориентированность на успех. Коммуникативно-организаторский блок представляет собой комплекс таких качеств как: способность к длительному взаимодействию с другими членами группы, умение согласовывать свою работу с работой других, способность к легкому общению с другими членами коллектива, умение планировать совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива. К саморегулятивному блоку относятся эмоциональная устойчивость, способность к длительному сохранению высокой активности, способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности, терпение, уравновешенность и самообладание.
Недопустимыми качествами для педагога по физической культуре и спорту являются стремление к обострению конфликта, склонность к ожесточенным дискуссиям и провоцированию конфликтов, неуравновешенность и чрезмерная жесткость по отноше-
нию к другим людям.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в ходе проведения исследования был разработан психологический портрет идеального педагога по физической культуре и спорту. Установлено, что это ответственный, объективный, умеющий быстро адаптироваться к новым требованиям и среде, обладающий конфликтоустойчивостью, ориентированный на успех целеустремленный человек, обладающий лидерскими, волевыми и коммуникативными навыками, умеющий хорошо владеть своими эмоциями и реакциями, стремящийся к самообразованию, профессиональному и личностному развитию, категорически не приемлющий проявление жестокости по отношению к другим людям, избегающий провокаций и обострения любых конфликтов и ссор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов, В.В. Профессионально важные качества представителей социономических профессий: психологов и педагогов начального образования / В.В. Белов, А.В. Щиглинская // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2019. - № 4. - С. 38-53.
2. Лапина, Е.В. Формирование активной позиции педагога-профессионала посредством обучения по индивидуальному учебному плану /, Е.В. Лапина, , Л.А. Обухова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2017. - № 40 (4). - С. 51-56.
3. Маклаков, А.Г. Особенности формирования профессионально-психологических характеристик у будущих учителей-предметников разных профилей обучения в контексте компетент-ностного подхода / А.Г. Маклаков, Е.В. Павлова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2017. - № 2. С. 84-95.
4. Тимирясова, А.В. Профессиональные компетенции и личные качества педагога (специалиста) системы инклюзивного образования / А.В. Тимирясова, Д.З. Ахметова // Педагогическое образование и наука. - 2019. - № 3. - С. 77-81.
REFERENCES
1. Belov, V.V. and Shchiglinskaya, A.V. (2019), "Professionally important qualities of representatives of socio-economic professions: psychologists and primary education teachers", Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin, No. 4, pp. 38-53.
2. Lapina, E.V. and Obukhova, L.A. (2017), "Formation of an active position of a professional teacher through training according to an individual curriculum", Psychology of education in a multicultural space, No. 40 (4), pp. 51-56.
3. Maklakov, A.G. and Pavlova, E.V. (2017), "Features of formation of professional and psychological characteristics of future subject teachers of different training profiles in the context of a competence approach", Bulletin of Leningrad State University named after A. S. Pushkin, No. 2, pp. 84-95.
4. Timiryasova, A.V. and Akhmetova, D.Z. (2019), "Professional competence and personal qualities of a teacher (specialist) of the inclusive education system", Pedagogical education and science, No. 3, pp. 77-81.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.08.2020
УДК 796.015.62
ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Александр Александрович Бондарь, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет
Аннотация
Тренировочный процесс с использованием метода круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выпол-