Научная статья на тему 'РОЛЬ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ'

РОЛЬ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / СПОРТИВНЫЙ ВОЛОНТЁР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES / TEACHER OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT / SPORTS VOLUNTEER / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Василий Васильевич, Фролов Владислав Викторович

В рамках статьи описаны и проанализированы результаты многолетней авторской работы в сфере разработки и проведения Программы «Я - волонтер», основанной на личностноориентированном и деятельностном подходе, направленной на освоение и закрепление теоретических знаний и практических умений работы студенческой молодежи в роли спортивных волонтеров, выработку профессионально значимых личностных качеств, а также общих и профессиональных компетенций, способствующих их приближению к идеальному образу-эталону педагога по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белов Василий Васильевич, Фролов Владислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SPORTS VOLUNTEERING IN THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF FUTURE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS TEACHERS

The article describes and analyzes the results of many years of author's work in the development and implementation of the program "I am a volunteer", based on the personality - oriented and activity-oriented approach, aimed at developing and consolidating the theoretical knowledge and practical skills of the students in the role of sports volunteers, developing professionally significant personal qualities, as well as general and professional competencies that help them to approach the ideal image - the standard of the physical culture and sports teacher.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

Москва : Академия» 2013. - 288 с.

3. Петров, П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / П.К. Петров. - Москва: Академия, 2013. - 288 с.

4. Петров, П.К. Система подготовки будущих специалистов физической культуры в условиях информатизации образования : дис. ... д-ра пед. наук / Петров П.К. -Ижевск, 2003. - 406 с.

5. Тушер, Ю.Л. Тренировочные нагрузки на начальном этапе подготовки начинающих тяжелоатлетов 16-17 лет : дис. ... канд. пед. наук / Тушер Юрий Ласлович. - Москва, 2006. -122 с.

REFERENCES

1. Dvorkin, L.S. (2019), Weightlifting: methodology for training a young weightlifter: textbook. manual for universities, You-Write, Moscow..

2. Zheleznyak, Yu.D. (2013), Fundamentals of scientific and methodological activities in physical education and sports: textbook for students institutions of higher prof. education, Academia, Moscow.

3. Petrov, P.K. (2013), Information technology in physical education and sport: textbook. for students institutions of higher prof. education, Academia, Moscow.

4. Petrov, P.K. (2003), The system of training future specialists in physical education in the context of education informatization, dissertation, Izhevsk.

5. Tusher, Yu.L. (2006), Training loads at the initial stage of training beginner weightlifters 16-17years old, dissertation, Moscow

Контактная информация: [email protected], [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.07.2020

УДК 37.015.3

РОЛЬ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Василий Васильевич Белов, доктор психологических наук, профессор, Владислав Викторович Фролов, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А. С.

Пушкина, Санкт-Петербург

Аннотация

В рамках статьи описаны и проанализированы результаты многолетней авторской работы в сфере разработки и проведения Программы «Я - волонтер», основанной на личностно-ориентированном и деятельностном подходе, направленной на освоение и закрепление теоретических знаний и практических умений работы студенческой молодежи в роли спортивных волонтеров, выработку профессионально значимых личностных качеств, а также общих и профессиональных компетенций, способствующих их приближению к идеальному образу-эталону педагога по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: профессионально значимые личностные качества, педагог по физической культуре и спорту, спортивный волонтёр, профессиональные компетенции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p39-45

ROLE OF SPORTS VOLUNTEERING IN THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF FUTURE PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS TEACHERS

Vasily Vasilievich Belov, the doctor of psychological sciences, professor, Vladislav Viktorovich Frolov, the post-graduate student, Leningrad State University named after A.S.

Pushkin, St. Petersburg

Abstract

The article describes and analyzes the results of many years of author's work in the development and implementation of the program "I am a volunteer", based on the personality - oriented and activity-oriented approach, aimed at developing and consolidating the theoretical knowledge and practical skills of

the students in the role of sports volunteers, developing professionally significant personal qualities, as well as general and professional competencies that help them to approach the ideal image - the standard of the physical culture and sports teacher.

Keywords: professionally significant personal qualities, teacher of physical culture and sport, sports volunteer, professional competence.

ВВЕДЕНИЕ

Инновационные процессы и изменения, происходящие в современном социуме, требуют от среднего профессионального образования пересмотра концептуальных взглядов на качество подготовки будущих специалистов. На сегодняшний день повышенное внимание уделяется внедрению национальных проектов, в том числе нацпроекта «Образование», реализация которого намечена на период с 2019 по 2024 годы [6]. В обозначенном национальном проекте рассматриваются вопросы, связанные с вовлечением обучающейся молодежи в общественно-полезную деятельность добровольческого характера.

Реализация федерального проекта позволит сформировать комплексную систему, направленную на вовлечение обучающихся в мероприятия по развитию их общих и профессиональных компетенций, а также личностных качеств. Кроме того, это будет способствовать их профессиональной самореализации и самоопределению, выявлению, поддержке и масштабированию самых успешных студенческих проектов. Однако, несмотря на важность поставленной задачи, до сих пор в научной литературе по педагогической психологии соответствующим аспектам не уделено должного внимания. Отмеченное обстоятельство, а также реализуемое на современном этапе реформирование системы отечественного образования, предопределяют особую актуальность выбранного тематического направления. Организованная добровольческая деятельность и спортивное волонтёрское движение в частности как неформальная образовательная практика является важной частью образовательного процесса молодежи в рамках учебных учреждений. Она способствует формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, представляющих собой совокупность универсальных знаний, умений, личностных качеств, которые позволяют достигать положительных результатов как в профессиональной, так и в других сферах жизни личности [1].

Изучением личности педагога занимались такие выдающиеся учёные как Л.С. Выготский, Ф.Н. Гоноболин, П.Ф. Каптерев, Н. Д. Левитов и др.

В научной литературе имеется множество работ, посвященным исследованию личностных качеств современных преподавателей (работы Д.З. Ахметовой, В.В. Белова, Т.П. Зинченко, Е.А. Климова, С.А. Красковой, Е.В. Лапиной, А.Г. Маклакова, Л.А. Обуховой, К.Е. Романовой, В.П. Симонова, О.А. Сычёвой, А.В. Тимирясовой, А.А. Фрумкина, А.А. Шумейко и др.). В немногочисленных трудах раскрываются отдельные аспекты, связанные с личностными характеристиками именно педагогов по физической культуре и спорту (исследования А.В. Гутко, З.Т. Усмановой, Ю.Д. Ушхо, Н.Б. Воробьева, В.Ф. Пешкова). При этом вопросы о роли волонтерского движения в воспитании и становлении личности современной молодежи затрагиваются в ряде работ по педагогике, социологии и психологии. В данном направлении можно выделить труды Л.П. Демичевой, А.Б. Бархаева, А.В. Григорьева, Н.А. Новиковой, Г.К. Овруцкой, Л.Е. Сикорской [5].

Особенности и сущность психического развития человека в различные возрастные этапы, в том числе периоды юношества и ранней взрослости, рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, М.В. Гамезо, И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной, В.С. Мухиной, Е.А. Петровой, Л.М. Орловой и др.

Однако, несмотря на большое разнообразие и количество перечисленных выше работ, научных исследований, в которых бы рассматривались данные аспекты в отношении именно педагогов по физической культуре и спорту на сегодняшний день крайне мало, причем большая доля таких трудов носит фрагментарный характер, представлена в виде кратких очерков и статей, опубликованных в периодических изданиях.

Цель исследования: проанализировать ключевые подходы к пониманию личности и учебно-общественной деятельности, в том числе реализуемой в форме спортивного во-лонтерства и на этой основе разработать и апробировать авторскую обучающую Программу «Я - волонтер», предназначенную для выработки у обучающихся по специальности 49.02.01 конкретных профессионально значимых личностных качеств и компетенций.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бад «учебная деятельность» представлена в качестве одного из ключевых видов деятельности индивида, направленного на изучение и усвоение им знаний теоретического характера, а также способов проявления в рамках решения тех или иных учебных задач. Систематическая реализация учебной деятельности ведет к развитию у её субъектов теоретического мышления и сознания, ключевыми составляющими элементами которого являются: ре-флекция, планирование, содержательные абстракции, анализ и обобщения.

В психологическом словаре И.М. Кондакова данное словосочетание интерпретируется как ведущая деятельность обучающихся лиц, в рамках которой реализуется контролируемое присвоение социального опыта, в первую очередь, в форме теоретических понятий и ключевых операций интеллектуального характера.

В Большом психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зин-ченко отмечается, что в студенческом возрасте учебная деятельность обретает активный исследовательский характер. Усвоение уже накопленной к этому периоду теоретической базы вплетается в процессы по самостоятельному формулированию результатов коллективного или индивидуального исследования, конструирования и проектирования, реализуемых согласно требованиям различных видов познания, что, в свою очередь, приводит обучающихся к углублению морально-нравственных ценностей, уточнению научно-понятийного аппарата, совершенствованию художественных образов и т.д. Учебная деятельность здесь становится некой базой в развитии у юношей и девушек исследовательского и прогнозирующего теоретического мышления. Развитие данной типа мышления в ходе осуществления учебной деятельности свидетельствует одновременно и о развитии у них различных личностных качеств и характеристик.

При этом в существующих словарях, а также изданиях энциклопедического типа определения именно учебно-общественной деятельности не встречается вообще. В рамках же настоящего исследования, учитывая имеющиеся подходы к определению отдельных конструкций интересующего словосочетания, под учебно-общественной деятельностью будет пониматься более узкое ее значение, обусловленное целями и задачами исследования. В частности, данным словосочетанием в настоящем труде будет обозначена деятельность спортивно-волонтерской направленности, реализуемая на базе учреждений среднего профессионального образования, нацеленная на выработку профессиональной значимых личностных качеств будущих педагогов по физической культуре и спорту.

Оправданность же применения здесь терминологической конструкции «учебно-общественная» обусловлена тем, что соответствующая деятельность реализовывалась в двух следующих направлениях: в рамках учебных занятий, проводившихся в рамках учебного процесса Колледжа ФКиСЭТ СПбГУ, нацеленных на усвоение теоретических знаний и отработку практический навыков волонтерской деятельности у обучающихся, а также в рамках выездных мероприятий, где обучающиеся данного учебного заведения принимали реальное участие в спортивных фестивалях, выставках и турнирах в качестве спортивных волонтеров.

Методологическую базу исследования составили теоретические подходы зарубежных и отечественных авторов к исследованию личностных качеств В.В. Белова [2], Т.П. Зинченко, В.П. Симонова, Н.А. Скляр, Ю.Д. Ушхо, А.А. Фрумкина; концепция периодизации психического становления и развития личности Д.Б. Эльконина; умозаключения и

взгляды на природу психического развития в различные возрастные этапы, в том числе периоды юношества и ранней взрослости Б.Г. Ананьева, М.В. Гамезо, И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной, В.С. Мухиной, Е.А. Петровой, Л.М. Орловой; теория адаптационного потенциала личности А.Г. Маклакова [4].

Была выдвинута гипотеза о том, что участие обучающихся (будущих педагогов по физической культуре и спорту) в мероприятиях спортивно-волонтерской направленности оказывает позитивное влияние на формирование и развитие их профессионально значимых личностных качеств. С этой целью была разработана и апробирована авторская программа «Я - волонтер».

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, КОНТИНГЕНТ

Методическая основа исследования представлена авторской программой формирования профессионально значимых личностных качеств обучающихся «Я - волонтёр» в процессе учебно-общественной деятельности, а также формирующим экспериментом, целью которого является апробация авторской Программы.

Выбор конкретных психодиагностических методик был обусловлен результатами психографического исследования, реализованного по методике Т.П. Зинченко. В ходе опроса экспертов был разработан психологический портрет идеального педагога по физической культуре и спорту. Как выяснилось, в группу ключевых характеристик вошли: адаптивность, лидерско-волевые, коммуникативно-организаторские, саморегулятивные и эмпатийные свойства. В соответствии с данной группой качеств с целью диагностики и анализа результатов прохождения Программы были использованы методика В. В. Бойко, для диагностики уровня толерантности, коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся, а также методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина - КОС-2.

Всего в основной исследовательской части было задействовано 172 обучающихся колледжа, из них 63 чел. - активные волонтеры, а 109 чел. - студенты, не принимавшие участия в соответствующем добровольческом движении, из числа которых была выделена отдельная группа (17 чел. - экспериментальная группа), выразившая желание принять участие в Программе «Я - волонтер», реализуемой в период с января по май 2019 года включительно.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На констатирующем этапе формирующего эксперимента была проведена диагностика по ранее описанным методикам. Как следует из данных, представленных в таблице 1, каких-либо значимых различий в результатах тестирования обеих групп в январе 2019 обнаружено не было. Отмеченное свидетельствует о качественной однородности двух рассматриваемых здесь выборок к началу проведения авторской Программы. Причем однородность проявилась по таким интересующим параметрам как «стартовый» уровень развития толерантности, организаторских и коммуникативных навыков и умений.

Таблица 1 - Средние арифметические значения уровня коммуникативной толерантности обучающихся колледжа (методика В.В. Бойко) с выявлением достоверности различий (критерий Манна-Уитни)_

Шкалы Группы Мср U Р Интерпретация

Коммуникативные Студенты, не участвовавшие в программе 11,85 564,5 0,066 Различий нет

склонности Участники программы «Я - волонтер» 10,71 (р>0,05).

<N Организаторские Студенты, не участвовавшие в программе 13,75 633 0,199 Различий нет

£ склонности Участники программы «Я - волонтер» 13,06 (р>0,05).

и « Коммуникативная Студенты, не участвовавшие в программе 57,09 559,5 0,062 Различий нет

толерантность Участники программы «Я - волонтер» 62,29 (р>0,05).

Разработанная авторская Программа «Я - волонтер» основана на личностно-ориентированном подходе, направлена на: освоение и закрепление теоретических знаний

и практических умений работы студенческой молодежи в роли спортивных волонтеров; выработку контрольно-волевых, саморегулятивных, организаторских и коммуникативных навыков, развитие общего уровня толерантности у обучающихся; отработку ими общих и профессиональных компетенций педагога по физической культуре и спорту.

Все обучающие блоки включили в себя разно-форматные занятия, построенные в форме лекций, семинаров, игровых тренингов, товарищеских встреч по обмену опытом в среде единомышленников и спортсменов, а также выездных занятий, где участники проекта принимали непосредственное участие в качестве волонтеров в том или ином реальном спортивном мероприятии. В рамках Программы обучающимися были освоены функции: волонтера - спортивного арбитра (помощника арбитра); аниматора спортивных мероприятий; экскурсовода-консультанта спортивных выставок и фестивалей; спортивного обозревателя и фоторепортера; организатора и участника рекламных кампаний спортивных событий; лица, находящего и объединяющего любителей спорта и единомышленников. На контрольном этапе формирующего эксперимента после реализации Программы были выявлены следующие изменения в профессионально значимых личностных качествах обучающихся (таблица 2).

В результатах «финишного» тестирования (конец мая 2019 года) установлены достоверные межгрупповые различия по таким шкалам как «Коммуникативные склонности» (методика КОС-2) и «Коммуникативная толерантность» (В.В. Бойко). При этом достоверных различий по параметру «Организаторские склонности» к данному этапу диагностирования выявлено не было. Следовательно, любые межгрупповые различия по этому показателю были случайны, а, значит, они не могли лечь в основу для построения окончательных выводов и рекомендаций.

Таблица 2 - Средние арифметические значения уровня коммуникативной толерантности обучающихся колледжа (методика В.В. Бойко) с выявлением достоверности различий (критерий Манна-Уитни)_

Шкалы Группы Мср U Р Интерпретация

Коммуникативные Студенты, не участвовавшие в программе 11,58 405 0,001 Различия есть

as склонности Участники программы «Я - волонтер» 13,53 (р=0,001).

о <N Организаторские Студенты, не участвовавшие в программе 13,26 558,5 0,057 Различий нет

склонности Участники программы «Я - волонтер» 14,06 (р>0,05).

S Коммуникативная Студенты, не участвовавшие в программе 58,98 420 0,002 Различия есть

толерантность Участники программы «Я - волонтер» 47,71 (р<0,01).

Среднегрупповые значения результатов тестирования представителей обеих групп по методике В.В. Синявского и В. А. Федорошина отображены в виде диаграмм (рисунки 1 и 2).

Коммуникативные склонности

Лица, не участвующие в программе Участники программы «Я - Волонтер»

13,53

январь 2019 г.

май 2019 г.

Рисунок 1 - Динамика среднегруппового уровня коммуникативных склонностей обучающихся (методика КОС-2)

Организаторские склонности

Лица, не участвующие в программе Участники программы «Я - Волонтер»

14,06

11'85 10,71 1U8 1375

I I II

январь 2019 г.

май 2019 г.

Рисунок 2 - Динамика среднегруппового уровня организаторских склонностей обучающихся (методика КОС-2)

Как следует из рисунка 1, по шкале «коммуникативные склонности» прослеживается явный и выраженных рост соответствующего параметра у лиц, принимавших уча-

У остальных же участников исследования к этому периоду он остался примерно на том же уровне, что и при базовом прохождении теста. Динамика шкалы «организаторские склонности» представлена на рисунке 2. Анализируя данные, отображенные на рисунке 2, был сделан предварительный вывод о том, что по организаторскому блоку в течение исследуемого периода происходили незначительные изменения, причем как у участников первой, так и второй группы. Среднее арифметическое значение уровня организаторских склонностей по группе обучающихся, участвовавшей в программе «Я -волонтер», немного возросло, не участвовавших, напротив, снизилось. При этом динамика уровня коммуникативной толерантности у обучающихся отображена на рисунок 3. Как видно из представленного выше рисунка, среднегрупповой уровень коммуникативной толерантности в группе участников Программы существенно возрос (необходимо пояснить, что согласно использованной методике, снижение его числового значения фактически означает обратное). При этом в другой группе к финишному этапу тестирования каких-либо выраженных изменений не произошло.

ВЫВОДЫ

Обобщая результаты теоретического и эмпирического исследования, можно прийти к следующим выводам:

1. Предлагаемая авторская Программа «Я - волонтёр» в процессе её реализации показала позитивное изменение уровня коммуникативных и организаторских способностей, толерантности участвующих в ней лиц. Тем не менее, данная программа требует дальнейшей проработки и дополнения с целью её совершенствования.

2. Гипотеза о том, что участие обучающихся (будущих педагогов по физической культуре и спорту) в мероприятиях спортивно-волонтерской направленности оказывает положительное влияние на формирование и развитие их профессионально значимых личностных качеств, в рамках исследования и контроля его результатов нашла свое подтверждение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буякова, К.И. Возможности и проблемы развития надпрофессиональных компетенций молодежи в волонтерской деятельности на базе некоммерческих организаций / К.И. Буякова, И.Ю. Малкова // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - № 1. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-problemy-razvitiya-nadprofessionalnyh-kompetentsiy-molodezhi-v-volonterskoy-deyatelnosti-na-baze-nekommercheskih (дата обращения: 16.07.2020).

2. Белов, В.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход / В.В. Белов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017. - №4. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-lichnosti-v-akmeologii-liderstva-sistemno-evolyutsionnyy-podhod (дата обращения: 16.07.2020).

3. Григорьев, А.В. Отношение к социальной активности во взаимосвязи с субъектными характеристиками личности, направленностью реализуемей активности и социально-

стие в авторской проекте «Я - волонтер».

Коммуникативная толерантность

Лица, не участвующие в программе Участники программы «Я - Волонтер»

57,09

62,29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58,98

январь 2019 г.

май 2019 г.

Рисунок 3 - Динамика среднегруппового уровня коммуникативной толерантности у обучающихся (методика В.В. Бойко)

психологической адаптацией : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Григорьев Антон Владимирович. - Саратов, 2014. - 24 с.

4. Маклаков, А.Г. Общая психология : учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 582 с.

5. Овруцкая, Г.К. Волонтерство как метод формирования профессиональных компетенций студентов вуза / Г.К. Овруцкая, Л.П. Демичева // Trends in the world of science : сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. - Смоленск, 2019. - С. 40-42.

6. Трофимова, Т.О., Симонова, И.М. Волонтерство как перспектива развития спортивно-массовой работы со студентами / Т.О. Трофимова, И.М. Симонова // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами : материалы II Международной научно-практической конференции. - Тюмень. 2018. - С. 219-223.

REFERENSES

1. Buyakova, K.I. and Malkova, I.I. (2019), "Opportunities and problems of development of professional competences of young people in volunteer activities on the basis of non-profit organizations", Siberian Teachers' Journal, No. 1, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-problemy-razvitiya-nadprofessionalnyh-kompetentsiy-molodezhi-v-volonterskoy-deyatelnosti-na-baze-nekommercheskih.

2. Belov, V.V. (2017), "Concept of Personality in Leadership Acmeology: System-Evolutionary Approach", Herald of Leningrad State University of A.S. Pushkin, No. 4, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-lichnosti-v-akmeologii-liderstva-sistemno-evolyutsionnyy-podhod.

3. Grigoriev, A.V. (2014), Attitude to social activity in relation to the subjective characteristics of the person, the direction of the activity and socio-psychological adaptation, dissertation, Saratov.

4. Maklakov, A.G. (2013), General Psychology: textbook for university students and students of psychological discipline courses, Peter, St. Petersburg.

5. Ovrutskaya, G.K. and Demicheva, L.P. (2019), "Volunteering as a method of forming the professional competences of university students", Trends in the world of science: collection of scientific papers based on the materials of the 1st International Scientific and Practical Conference, Smolensk, pp. 40-42.

6. Trofimova, T.O. and Simonova, I.M. (2018), "Volunteering as a prospect of the development of sports-mass work with students", Strategy for the development of sports and mass work with students: materials of the II International scientific and practical conference, Tyumen, pp. 219-223.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.07.2020

УДК 378.02

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Даниил Олегович Белов, старший преподаватель, Самарский государственный университет путей сообщения

Аннотация

Стремительные изменения, происходящие в транспортной отрасли, существенно увеличивают число профессиональных рисков, что усложняет требования к «качеству специалистов» и обуславливает изменения в системе профессиональной подготовки как на практическом, так и на теоретическом уровнях. В теоретическом плане это осмысление и упорядочивание изменений в функционировании новых систем в рамках уже существующих концепций, что приведет к обновлению теоретических основ педагогики за счет включения новых категорий. Профессиональную надежность можно рассматривать как одну из таких категорий. Анализ прикладных исследований, педагогической, психологической литературы позволил выявить основную сущностную характеристику профессиональной надежности, как способность (свойство) системы (или элементов системы) к устойчивому (безотказному) функционированию в условиях негативного влияния факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.