СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богуславская И.Г. Повышение квалификации классных руководителей в условиях гуманизации общества. Дисс. ... канд. пед.наук. Казань, 1992.-146с.
2. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. - Л., 1985.
3. Методы системного педагогического исследования. Под ред. Н.В.Кузьминой. - Л.: изд-во ЛГУ, 1980. -172 с.
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.
5. Перспективы. Сравнительные исследования в области образования. - Т.ХХ^ - №3, 1997. - ЮНЕСКО. -191с.
6. Добудько Т.В., Добудько А.В. Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 16-18.
7. Добудько А.В. Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в предметной подготовке магистров педагогического образования // Самарский научный вестник. 2012. №2 1 (1). С. 18-20.
8. Богданова А.В., Дмитриев Д.А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов путем применения информационных технологий в учебном процессе // Вектор науки Тольяттинского государствен-
ного университета. 2013. № 1 (23). С. 305-309.
9. Гаранин В.А. Особенности формирования познавательной самостоятельности студентов педагогических специальностей средствами информационно-коммуни-кационых технологий // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 11-14.
10. Рыжикова А.М. Структура формирования информационной компетентности учителя // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 189-191.
11. Аниськин В.Н. Социально-профессиональная и социально-технологическая компетентности педагога в современном информационно-образовательном пространстве: взаимосвязь и взаимозависимость // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 5-8.
12. Макарова Н.С., Чекалева Н.В. Концепция оценки качества повышения квалификации педагогов в инновационном образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 155-158.
13. Власенко С.В., Корягина О.В. РАЗВИТИЕ инновационной деятельности педагога в системе повышения квалификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 16-18.
14. Максимова Е.А. Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 206-208.
FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCES OF TEACHERS WHILE ADVANCING
THEIR QUALIFICATION
© 2014
E.N. Belyaeva, PhD (Pedagogics), Associate Professor of the Chair of Foreign Languages and Translation
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The article views the modern approaches to the activity of a secondary school teacher. One of the most important types of their activity is developing their professional skills. The author views competences formed while advancing qualification in accordance with the modern requirements.
Keywords: person-oriented competences; educational paradigm; activity of a secondary school teacher; pedagogical innovations; advancing qualification of secondary school teachers.
УДК 159.9
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МОТИВАЦИЯ ВОЛОНТЕРОВ XXVII ВСЕМИРНОЙ ЛЕТНЕЙ УНИВЕРСИАДЫ 2013 ГОДА В Г. КАЗАНИ
© 2014
Н.В. Ванюхина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология» О.В. Григорьева, кандидат биологических наук, доцент заведующий кафедрой «Психология развития и психофизиология»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В работе рассматриваются личностные особенности волонтеров Универсиады 2013 в зависимости от пола и мотивация волонтеров Универсиады 2013 в зависимости от пола и профиля волонтерской работы (спортивные и городские волонтеры).
Ключевые слова: волонтерская деятельность, мотивы волонтерской деятельности, личностные особенности волонтеров, волонтеры Универсиады 2013, XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Ключевым условием успешного экономического и социального развития как регионов, так и России в целом являются инвестиции в подрастающее поколение. Причем под инвестициями можно понимать как материальные поступления, так и нематериальный вклад (в виде популяризации спорта, пропаганды здорового образа жизни, формирования социальной ответственности).
Проведенная на высочайшем уровне XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани (далее - Универсиада 2013) подарила Татарстану и Казани богатое наследие в форме спортивной и транспортной инфраструктуры. Но самое главное наследие, которое осталось после нее, - это общественно активная, соци-
ально зрелая, профессионально компетентная молодежь. Данное наследие должно быть грамотно и эффективно использовано в череде крупных спортивных мероприятий, планируемых к проведению в Казани в 2014-2018 гг., а также в решении текущих социальных проблем.
После широкой кампании по привлечению волонтеров к работе на Универсиаде 2013 молодежь Казани и Республики Татарстан хорошо представляет себе нематериальные выгоды, приносимые волонтерской работой на крупном мероприятии. Тем не менее, многие пребывают в неведении о том, что есть текущие социальные проблемы, которые можно решить просто человеческим сочувствием. Именно на пропаганду социального во-лонтерства должна быть направлена дальнейшая работа с молодежью в данной сфере.
Н.В. Ванюхина, О.В. Григорьева психолого-педагогическое
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МОТИВАЦИЯ ВОЛОНТЕРОВ ... направление
В современных исследованиях волонтерской деятельности пока не дан однозначный ответ на вопрос о том, что заставляет людей вести волонтерскую работу и люди какого склада чаще всего пополняют ряды волонтеров.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. По мнению Э. Эриксона, юношеский возраст считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность - это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни» [1, с. 298].
В российской психологии юность также рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
Кроме учебно-профессиональной деятельности, являющейся, по мнению А. Н. Леонтьева и Б. Д. Эльконина, ведущей в данном возрасте, значительное влияние на развитие личности юноши или девушки может оказать волонтерская деятельность [2].
Занимаясь организацией волонтерской работы, менеджер сталкивается с проблемой мотивации молодых людей и девушек к волонтерской работе. Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [3].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной работы являлось исследование личностных особенностей и мотивации волонтеров Универсиады 2013.
Исследование проводилось на 130 молодых людях и девушках, участвовавших в качестве волонтеров на Универсиаде 2013 года в г. Казани.
1. При исследовании личностных особенностей в качестве испытуемых выступили 40 молодых людей в возрасте 17-22 лет, 20 человек из которых ведут волонтерскую работу и 20 - не ведут, а также 40 девушек в возрасте от 16 до 22 лет, 20 человек из которых ведут волонтерскую работу и 20 - не ведут.
2. При исследовании мотивации волонтеров в зависимости от пола испытуемыми выступили 90 молодых людей в возрасте от 15 до 23 лет, 50 юношей и 40 девушек. Для исследования мотивации волонтеров, задействованных в волонтерской деятельности различных профилей, были исследование следующие группы (без деления по половому признаку):
- Спортивные волонтеры (люди, помогающие при проведении спортивных соревнований Универсиады 2013). Для данной категории волонтеров выдвигается требование знания правил проведения соревнований по определенным видам спорта. Поэтому, в основном, волонтерами спортивного направления выступали студенты факультета физической культуры и восстановительной медицины ПФУ в количестве 45 человек.
- Городские волонтеры (люди, создававшие атмосферу гостеприимства, работая на информационных стойках рядом с транспортными развязками, культурными и спортивными объектами). Данная категория волонтеров должна отвечать требованиям открытости, толерантности, стрессоустойчивости, быстротой реакции на не-42
стандартные ситуации. В качестве городских волонтеров выступали студенты ссузов и вузов Казани в количестве 45 человек.
В работе были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник коммуникативных и организаторских склонностей;
2. 16-ти факторный личностный опросник (Р. Кеттелл);
3. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич);
4. Методика диагностики мотивации достижения (А. Мехрабиан).
Математическая обработка результатов проводилась с помощью ^критерия Стьюдента и Хи-квадарата Пирсона.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Анализ личностных особенностей юношей-волонтеров и юношей - не волонтеров обнаружил значимые различия по следующим чертам.
1. Фактор ?: «сдержанность - экспрессивность».
У юношей, занимающихся волонтерской деятельностью, значительно сильнее выражена экспрессивность по сравнению с юношами, не занимающимися волонтерской работой. Юноши-волонтеры более разговорчивы, веселы, радостны, готовы реагировать и проявлять чувства. Вместе с тем, им же свойственна большая импульсивность и беззаботность, что необходимо корректировать при подготовке юношей к волонтерской работе. Высокие оценки по данной шкале также означают, что юношам-волонтерам присуща значительная восторженность, которая, с одной стороны, способствует тому, чтобы юноша вступил в ряды волонтеров, но с другой стороны, при необходимости длительного обучения или скрупулезной кропотливой работы эта же черта может заставить юношу прекратить волонтерскую деятельность.
2. Фактор I: «жесткость - чувствительность».
У юношей-волонтеров ярко выражен высокий полюс данного фактора, характеризующийся чувствительностью, впечатлительностью, богатством эмоциональных переживаний, приветливостью, высоким развитием эстетических потребностей. Однако, вместе со склонностью к сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, данный комплекс черт подразумевает боязливость, активный поиск сочувствия и внимания у других людей. Именно поэтому юноши-волонтеры в значительной степени требуют постоянного подкрепления их добрых намерений и альтруистических усилий.
3. Фактор L: «доверчивость - подозрительность».
Юноши-волонтеры в значительно меньшей степени,
чем юноши - не волонтеры, замкнуты, раздражительны, ревнивы, задумчивы. Их самомнение также более адекватно, чем у юношей, не занимающихся волонтерской деятельностью. Так как у юношей-волонтеров данный комплекс черт находится в средней степени выраженности, можно рекомендовать работу по снижению раздражительности, замкнутости, также коррекцию самооценки среди юношей, направляемых в волонтерский резерв.
Анализируя коммуникативные и организаторские склонности юношей-волонтеров и юношей - не волонтеров, можно увидеть, что коммуникативные склонности находятся на высоком и выше среднего уровне развития у значительно большего числа волонтеров, чем не волонтеров. Возможно, именно жажда общения толкает юношей к занятиям волонтерством. Вместе с тем, отличия в развитии организаторских склонностей не так разительны. Тем самым можно заключить, что развитие организаторских склонностей, способностей и навыков актуально как для не волонтеров, так и для волонтеров юношеского возраста.
Анализ личностных особенностей девушек - волонтеров и девушек - не волонтеров обнаружил значимые различия по следующим чертам.
1. Фактор В: ограниченность - интеллект.
Девушки-волонтеры характеризуются большей способностью к анализу ситуаций, осмысленным заключениям, сообразительностью, интеллектуальностью. Можно предположить, что именно способность заглядывать в будущее, моделировать жизненные сценарии заставляет девушек вступать в ряды волонтеров.
2. Фактор L: «доверчивость - подозрительность».
Девушки-волонтеры, так же, как и юноши-волонтеры, отличаются от своих сверстников - не волонтеров по данному фактору. Девушки-волонтеры в значительно меньшей степени, чем девушки - не волонтеры, замкнуты, раздражительны, эгоцентричны, насторожены.
3. Фактор Q3: «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль».
Высокий самоконтроль, свойственный девушкам-волонтерам в большей степени, чем девушкам - не волонтерам, говорит о большей дисциплинированности, точности в выполнении социальных требований, хорошем контролем за своими эмоциями, заботе о своей репутации.
Как коммуникативные, так и организаторские склонности развиты примерно одинаково у девушек-волонтеров и не волонтеров. Это говорит о том, что девушкам легко удовлетворить свою жажду общения не только в волонтерской деятельности.
Сравнивая юношей и девушек - волонтеров, можно заключить, что значимых различий в личностных особенностях между ними обнаружено не было. Однако, следует отметить, что юноши и девушки - волонтеры отличаются от своих сверстников - не волонтеров по различным чертам характера. Так, и юноши, и девушки - волонтеры более прямодушные, открытые, понимающие, снисходительные, спокойные, мягкосердечные и дружеские, чем их сверстники - не волонтеры. В то же время, девушки-волонтеры отличаются от девушек - не волонтеров более развитым мышлением и способностью к обучению, дисциплинированностью, самоконтролем и сильной волей. В группе юношей такие отличия не проявляются. Вместе с тем, юноши-волонтеры отличаются от юношей - не волонтеров большей импульсивностью, веселостью, приветливостью, потребностью во внимании окружающих. Для группы девушек данные различия не были свойственны. У юношей-волонтеров было выявлено более высокое развитие коммуникативных склонностей, а у девушек-волонтеров - организаторских.
Для исследования мотивации волонтерской деятельности волонтеров XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани в зависимости от пола были сравнены группы волонтеры мужского (50 чел.) и женского (40 чел.) пола.
У юношей-волонтеров стремление к успеху было диагностировано значительно чаще, чем у девушек-волонтеров. Соответственно, избегание неудач более свойственно девушкам-волонтерам, чем юношам. Это свидетельствует о том, что в волонтеры идут достаточно успешные юноши, а девушкам, занимающимся волонтерской деятельностью, свойственно лишь желание стать успешными. Возможно, это связано с тем, что волонтерская деятельность дает возможность реализоваться в работе, близкой к реальной жизни, но достаточно безопасной, так как она не связана с материальными обязательствами.
Когда говорят о волонтерстве, то вкладывают в это понятие два смысла: проявление альтруистического поведения и служение людям как ценностная ориентация. Альтруистическое поведение можно объяснить с точки зрения теории социального обмена Дж. Хоманса [цит. по 4], согласно которой люди обмениваются не только материальным, но и социальным «товаром» - любовью, уважением, поддержкой, статусом и т.д. В данном же исследовании была предпринята попытка выявить особенности ценностных ориентаций волонтеров различно-
го пола.
Сравнивая терминальные ценности волонтеров-юношей и волонтеров-девушек, можно заметить значительную разницу в оценке следующих параметров.
- Активную деятельную жизнь в большей степени ценят юноши-волонтеры, чем девушки. Это связано с особенностями возраста, когда юноши ищут возможность действовать, реализовать себя, а девушки в большей степени ценят возможность познания, общения и развития.
- Любовь и счастливая семейная жизнь являются более ценными для девушек-волонтеров, чем для юношей. Это связано с тем, что для девушек (вне зависимости от того, являются они волонтерами или не являются) любовь и семейная жизнь являются приоритетами в силу воспитания и более раннего созревания. Можно отметить, что потребность найти целеустремленного, социально активного молодого человека часто выступает для девушек основным мотивом занятий волонтерской деятельностью.
- Общественное признание является более ценным для юношей-волонтеров, что может быть использовано при создании мотивационных программ волонтеров следующих спортивных мероприятий.
- Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) также важнее для юношей-волонтеров, поэтому недопустимо использование волонтеров не для волонтерской, а для зрительской, работы. Испытывая желание принести пользу обществу, волонтеру (в особенности юноше) нестерпима мысль о том, что его способности, возможности и время используется не по назначению.
- Развитие более важно для юношей, занимающихся волонтерской деятельностью в связи с тем, что работодатели не всегда допускают возможность набора неопытных работников. В свою очередь, волонтерская деятельность дает возможность приобретения опыта, в том числе - профессионального.
- Развлечения более важны для юношей-волонтеров, что является отражением общей возрастной тенденции, состоящей в более раннем физическом, психологическом и социальном созревании девушек, чем юношей.
- Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках) более важна для юношей, так как является показателем взрослости, самостоятельности, к которой так стремятся юноши.
Сравнивая инструментальные ценности волонтеров-юношей и волонтеров-девушек, можно заметить значительную разницу в оценке следующих параметров.
- Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах значительно важнее для девушек-волонтеров, чем для юношей-волонтеров в связи с тем, что молодые люди нацелены на более дальние глобальные цели, чем девушки, и не обращают большого внимания на повседневные дела, что проявляется как неаккуратность.
- Воспитанность, исполнительность и самоконтроль также значительно важнее для девушек-волонтеров, так как она является неотъемлемой частью деятельности волонтеров. Молодые люди, даже работая за зарплату, не всегда могут заставить себя быть вежливыми с клиентами, в особенности, если клиенты высказывают претензии и требования.
- Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) наблюдаются у юношей-волонтеров, которые рассматривают волонтерскую деятельность как возможности показать себя, завести полезные знакомства.
- Независимость значительно важнее для юношей-волонтеров, так как волонтерская деятельность дает возможность реализации на достаточно безопасном поле. Волонтер не является материально ответственным лицом, в то же время он уполномочен принимать решения. Поэтому волонтерская деятельность привлекательна для
юношей.
- Твердую волю (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) значительно выше ценят юноши-волонтеры, что объясняется их желанием быть правыми, влиятельными, успешными.
- Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) более ценно для девушек-волонтеров, так как они нацелены на ближайший результат.
Для исследования мотивации волонтерской деятельности волонтеров XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани в зависимости от направления деятельности были сравнены группы спортивных и городских волонтеров.
Стремление к успеху в значительной степени более свойственно спортивным волонтерам, так как эту группу, в основном составляют спортсмены, ориентированные на получение результата, успех, победу. В группе городских волонтеров люди, стремящиеся к успеху и избегающие неудач, встречаются с одинаковой частотой. Первые стремятся в волонтерской деятельности получить еще большей опыт и навыки, а вторых привлекает безопасная возможность потренировать навыки общения и профессиональной деятельности.
Сравнивая терминальные ценности спортивных и городских волонтеров, можно заметить значительную разницу в оценке следующих параметров:
- Жизненную мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) в большей степени ценят спортивные волонтеры, так как жизненный опыт и мудрость дети, подростки и юноши начинают ценить с накоплением этого самого опыта. Среди городских волонтеров была некоторая доля школьников, более молодых, чем студенты вуза. Кроме того, практически все кандидаты в спортивные волонтеры занимались спортом, имеют спортивный разряд, участвовали в соревнованиях, готовились к соревнованиям и разбирали их результаты, то есть систематически учились извлекать пользу из жизненного опыта, что и проявилось в данном исследовании.
- Здоровье, как физическое, так и психическое, ценят в большей степени городские волонтеры. Возможно, это объясняется тем, что людям, щедро наделенным физическими данными, кажется, что эти данные останутся с ними навсегда.
- Любовь является большей ценностью для городских волонтеров, так как занятия индивидуальными видами спорта не способствуют развитию потребности в духовной и физической близости с людьми.
- Развлечения и свободу ценят в большей степени спортивные волонтеры. Это также связано со спецификой занятиями спортом, которые требуют больших волевых усилий, частого отказа от развлечений в пользу тренировок, сборов и соревнований.
Сравнивая инструментальные ценности спортивных и городских волонтеров, можно заметить значительную разницу в оценке следующих параметров:
- Аккуратность и ответственность ценятся в большей степени городскими волонтерами, так как требования и контроль окружения строги к младшим людям, какими являются городские волонтеры.
- Высокие запросы отличают спортивных волонтеров, так как они имеют значительные достижения (в спорте) и хотят иметь еще большие. На дальнейшие достижения спортсменов ориентируют и тренера.
- Жизнерадостность в большей степени ценится городскими волонтерами, что связано с более легким образом жизни без необходимости строго подчиняться расписаниям тренировок, выезжать на сборы.
- Независимость и твердая воля более важны для спортивных волонтеров, так как они не имеют больших возможностей действовать самостоятельно, определяя режим тренировок и соревнований, выбирая учебное заведение.
- Самоконтроль, самодисциплина, умение вовремя настроится настолько важны в спортивной деятельности, что это отразилось и в данном исследовании.
- На эффективность в делах больше ориентированы спортивные волонтеры, так как успешность в спорте связана с показанным результатом. Городские волонтеры в меньшей степени ориентируются на продуктивность, так как умеют получать удовольствие не только от результата, но и от процесса деятельности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
1. У юношей-волонтеров было выявлено более высокое развитие коммуникативных склонностей, а у девушек-волонтеров - организаторских.
2. И юноши, и девушки - волонтеры более прямодушные, открытые, понимающие, снисходительные, спокойные, мягкосердечные и дружеские, чем их сверстники - не волонтеры.
3. Девушки-волонтеры отличаются от девушек - не волонтеров более развитым мышлением и способностью к обучению, дисциплинированностью, самоконтролем и сильной волей. Девушки-волонтеры в равной мере стремятся к успеху и к избеганию неудач. Девушки, в свою очередь, выше, чем юноши-волонтеры, ценят активную деятельную жизнь, развитие, любовь и счастливую семейную жизнь. Средствами реализации данных ценностей девушки-волонтеры видят аккуратность, воспитанность, исполнительность и самоконтроль.
4. Юноши-волонтеры отличаются от юношей - не волонтеров большей импульсивностью, веселостью, приветливостью, потребностью во внимании окружающих. Юноши-волонтеры больше ориентированы на успех, чем на неудачу. Они в большей степени, чем девушки, ценят материально обеспеченную жизнь, общественное признание и свободу, средствами реализации которых считают высокие запросы, твердую волю, независимость и эффективность в делах.
5. Спортивные волонтеры характеризуются стремлением к успеху. Также спортивных волонтеров отличает высокая ценность материально обеспеченной жизни, средством достижения которой они считают высокие запросы, смелость в отстаиваниях своего мнения, умение не отступать перед трудностями и эффективность в делах.
6. Городские волонтеры в равной мере стремятся к успеху и к избеганию неудач. В первую очередь городские волонтеры ориентируются на уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе, а средством достижения этого видят - ответственность, чувство долга, умение держать свое слово.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Питер, 2000. - 312 с.
2. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. - М.: Наука, 1999.350 с.
4. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории / Г.В. Осипов. - М., 2003. - 912 с.
PERSONAL CHARACTERISTICS AND MOTIVATION OF VOLUNTEERS OF XXVII WORLD
SUMMER UNIVERSIADE IN KAZAN
© 2014
N.V. Vanyukhina, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the chair
«Developmental psychology and psychophysiology» O.V. Grigoryeva, candidate of biological sciences, associate professor, head of the chair «Developmental psychology and psychophysiology»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The paper deals with personal characteristics of volunteers of Universiade 2013 of different gender and motivation of volunteers of Universiade 2013 of different gender and different profile of volunteer work (sports and city volunteers).
Keywords: volunteering, volunteering motives, personal characteristics of volunteers, volunteers of Universiade 2013, XXVII World Summer Universiade 2013 in Kazan.
УКД 37.015.3(06)
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ:
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
© 2014
О.В. Горбунова, лаборант кафедры «Возрастная и педагогическая психология»
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В статье представлен теоретический анализ понятий «зрелость», «зрелость человека, личности», «социальная зрелость», «социальная зрелость студентов будущих педагогов-психологов» с различных точек зрения. Представлены авторские определения понятий.
Ключевые слова: зрелость; личность; социальная зрелость студента будущего педагога-психолога.
Во всех сферах жизнедеятельности современного общества происходят преобразования, связанные с изменениями во взглядах на сегодняшнее поколение. При этом социальное пространство, образовательная среда не в полной мере формирует и развивает социально зрелых студентов, которым следует достичь в процессе профессиональной подготовки социально важных качеств, необходимых в российском современном государстве. Проблема усложняется тем, что нет точного определения и понимания зрелости, социальной зрелости человека, личности, студентов. В связи с этим целью данной статьи является раскрытие и подробное рассмотрение таких понятий как, «зрелость человека, личности», «социальная зрелость будущих педагогов психологов».
Понятия «зрелость», «социальная зрелость» связано с трудностями, как в историческом, так и в семантическом анализе в различных отраслях знаний: философии, педагогике, социологии, биологии, психологии. В каждой из отраслей науки зрелость рассматривается в контексте тех, исследований, которые проводятся в данной области.
Однако мы более подробно остановимся на зрелости, социальной зрелости в психолого-педагогической литературе, современных исследованиях.
Понятие «зрелость» в трудах отечественных и зарубежных педагогов-психологов первоначально обозначало элемент созревания организма или употреблялось как синоним понятия взрослость.
В современных исследованиях, подходах зрелость представляется в таких аспектах, как:
- достижение зрелости как определенного этапа, периода в жизни;
- завершенность развития зрелости;
- непрерывность в развитии зрелости;
- становление;
- формирование и развитие.
Следует, подробно остановится на рассмотрении выше указанных аспектах.
В отечественной и зарубежной психологической науке зрелость рассматривали изначально как достижение определенного этапа онтогенеза (от рождения до смерти) человека. При этом достижение характеризуется пиком в развитии таких способностей, как физические, интеллектуальные и духовные (психические). В связи с этим достижение зрелости связывается с взрослостью и описанием следующих возрастных этапов:
- ранняя зрелость, которая имеет возрастные границы от 17 до 25 лет;
- средняя зрелость, характеризуется периодом от 25 до 50 лет;
- поздняя зрелость, проявляющаяся с 50 до 75 лет.
На этапе достижения ранней зрелости качества человека, а вернее личности стабилизируются, коммуникативные и интеллектуальные особенности, достигают среднего или высокого уровня. В этот период личности свойственно заниматься и увлекаться различными сферами деятельности. В отношении к другим людям достижение ранней зрелости характеризуется установлением устойчивых интимно-личностных контактов, переходящих в брачно-семейные взаимоотношения.
Достижение средней зрелости заключается в общей проблеме поиска ответов на главный вопрос-сущность жизни, её смысла. Данный период связан с реализацией своих способностей в профессиональной деятельности, осознанием продолжения выбранного пути или смена деятельности, специальности, а также переоценкой ценностей, притязаний. В отношении времени происходит осмысление того, что было в прошлом, что есть в настоящий момент и тем, как можно повлиять на будущее. При этом возникает понимание того, что часть жизни уже прожита и поэтому меняется кругозор, активность и возникает появление новых ценностей смысла жизни.
Поздняя зрелость характеризуется продолжением, а в дальнейшем и прекращением трудовой, профессиональной деятельности, а также переоценкой ценностей, анализом достижений или тем, что не удалось сделать. В данный период возникает противоречие между осуществлением задуманных планов и постановкой новых перспектив. Особенностью этого этапа является осознание того, что жизнь, физическое существование имеет завершенность в виде смерти. В связи с этим происходит переосмысление прожитой жизнью, в которой многое было достигнуто и возникает проблема в нахождении возможности реализовать то, что не было сделано. Возникает ценность семейной жизни, отношений с близкими людьми, родственниками.
В результате ранняя, средняя, поздняя зрелость имеет свои особенности.
Следует отметить, что в аспекте завершенности и непрерывности зрелости, позиции зарубежных и отечественных психологов различаются.
В западной психолого-педагогической науки изна-