ний низкий уровень развития умения корректировать свою собственную деятельность.
Таблица 1 - Уровень сформированности у будущих педагогов умения корректировать собственную деятельность_
Показатель «Коррекция» Количество исследуемых, чел. Доля исследуемых, %
Низкий показатель 0 0%
Пониженный показатель 5 9%
Средний низкий показатель 29 53%
Повышенный показатель 18 33%
Высокий показатель 3 5%
ВЫВОДЫ
Самостоятельная работа является одним из важнейших средств формирования и закрепления общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся, направленных на формирование у них способности к самоорганизации. Самоорганизация профессиональной деятельности педагога на теоретическом уровне представляет собой совокупность функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, волевые усилия.
Функциональный компонент «коррекция» является составной частью феномена «самоорганизация», который рассматривается как характеристика индивидуальных особенностей человека. Для исследования уровня развития умения планировать собственную деятельность студентами, было проведено исследование, которое позволяет утверждать о низком уровне сформированности данного умения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ишков А.Д. Психическая самоорганизация / Ишков Александр Дмитриевич // Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет : [сайт]. - [Москва, 2009]. - URL: https://mgsu.ru/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
2. Фортыгина С.Н., Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза / С. Н. Фортыгина, Л. Н. Павлова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т.7., № 6. - С. 26-36.
3. Развитие функции планирования в процессе самоорганизации будущих педагогов / С.Н. Фортыгина, Н.А. Козлова, И.В. Забродина, Е.А. Стерлигова, Е.В. Андреева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 291-294.
REFERENCES
1. Ishkov, A.D. (2009), Psychic self-organization, available at: https://mgsu.rU/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf (data accessed: 01/10/2020)/
2. Fortygina, S.N. and Pavlova L N. (2017), "Professional self-determination of pedagogical university graduates", Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, No. 7(6), pp. 26-36.
3. Fortygina, S.N., Kozlova, N.A., Zabrodina, I.V., Sterligova, E.A. and Andreeva, E.V. (2020), "Development of the planning function in the process of self-organization of future teachers", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 8(186), pp. 291-294.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2020
УДК 796.077.5
ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ ШКОЛЬНИКОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Евгений Витальевич Харченко, магистрант, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального
университета, г. Уссурийск; Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация
Школьное физкультурное образования является важной частью образовательного процесса. Ведь двигательная активность необходима для поддержания высокого уровня здоровья и работоспособности. Главной особенностью физкультурного образования является тандем практических и теоретических занятий. В 2020 году мир охватила всемирная пандемия коронавируса нового типа. Правительства многих стран мира закрыли места массовых скоплений людей, в том числе и образовательные учреждения. На территории нашей страны также введена подобная практика. В данной научной работе нами рассмотрено влияние перехода на дистанционный формат обучения школьников Приморского края. Всего в ходе исследования было опрошено 300 учащихся школ Приморского края. Результаты, полученные в ходе работы, будут полезны работникам в области образования, физической культуры и спорта при разработке программ дистанционного обучения.
Ключевые слова: физическая культура, физкультурное образование, школьники, самоизоляция, пандемия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p533-537
INFLUENCE OF DISTANCE LEARNING ON THE PHYSICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN OF PRIMORSKY KRAI
Evgeny Vitalievich Kharchenko, the master student, Tatyana Anatolievna Banku, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy branch of the Far Eastern Federal University, Ussuriisk; Viktor Vitalievich Konoplev, the master student, Far Eastern
State Federal University, Vladivostok
Abstract
School physical education is an important part of the educational process. After all, physical activity is necessary to maintain a high level of health and performance. The main feature of physical education is the tandem of practical and theoretical classes. In 2020, the world was gripped by a new type of global coronavirus pandemic. Governments around the world have closed places of mass gatherings, including educational institutions. This practice has also been introduced in our country. In this research paper, we consider the impact of the transition to the distance learning format for schoolchildren in Primorsky Krai. A total of 300 school students in Primorsky Krai were interviewed during the study. The results obtained in the course of the work will be useful for employees in the field of education, physical culture and sports when developing distance learning programs.
Keywords: physical culture, physical education, schoolchildren, self-isolation, pandemic.
Пандемия коронавируса охватила практически все страны мира и вынудила образовательные учреждения перейти на дистанционный формат обучения. Для нашей страны - это не стало исключением, независимо от уровня образования. Уроки физической культуры, как и все другие дисциплины, также стали проводится в дистанционном формате. В данной работе мы рассмотрим влияние дистанционного обучения на физическую культуру школьников Приморского края.
Цель работы - проанализировать влияние дистанционного обучения на самочувствие, настроение, состояние здоровья и двигательную активность школьников.
Задачи исследования: 1. Рассмотреть особенности дистанционного обучения по физической культуре в общеобразовательных школах. 2. Провести опрос школьников на предмет удовлетворённости дистанционным физкультурным образованием.
Физкультурное образование в школе является важной частью в образовательном процессе. Ведь оно включает в себя образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи, а также является одной из ступеней спортивного отбора. Особенностью физкультурного образования является - сочетание теоретических и практических занятий, что для успешного освоения требует от учащихся использования умственных и физических
способностей. Важнейшим принципом является непрерывность и постоянность практических занятий для всестороннего физического развития и поддержания здоровья и положительного эмоционального фона учащихся [1, 4].
С переходом на дистанционное обучение урок физической культуры был сильно видоизменен или вовсе отменен. Остались в основном теоретические занятия, не требующие от занимающихся использования физических кондиций для решения образовательных и оздоровительных задач. Важно отметить, что не у всех школьников была возможность качественно заниматься физическими упражнениями ввиду отсутствия необходимого пространства, специализированного инвентаря или должной мотивации в сложившихся условиях. Стоит отметить, что возможность самостоятельного поиска упражнений у большинства школьников имелась в виду доступности сети интернет. В связи с этим появилась необходимость проведения анализа влияния дистанционного обучения на физическую культуру школьников [2, 3, 5].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В нашем исследовании приняло участие 300 учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ Приморского края. Нами была разработана анкета из 10 вопросов, касающихся возраста и пола учащихся; изменений в режиме дня; их самочувствия и настроения; мест занятий физической культурой в условиях самоизоляции; поиска физических упражнений; а также ежедневной продолжительности занятий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Класс обучения и половая принадлежность
21% ^^ 20%
12%
В анкетировании приняли учащиеся школ города Владивосток - 36,7% и города Уссурийск - 63,3%.
По принадлежности к классу обучения и полу респонденты распределились следующим образом: 9 класс (м) - 20,3%; 10 класс (м) - 5,9%; 11 класс (м) - 17,4%; 9 класс (д) - 23,6%; 10 класс (д) - 11,5%; 11 класс (д) - 21,3% (рисунок 1).
На вопрос «изменился ли ваш режим дня в период дистанционного обучения» школьники ответили следующим образом (рисунок 2). Многие из опрошенных школьников причинами нарушения режима дня назвали: отсутствие привычного процесса обучения в школе и нарушение полноценного сна.
6%
17%
9 (м)
10 (м)
11 (м)
9 (ж)
10 (ж)
11 (ж)
24%
Рисунок 1. - Данные о половой принадлежности и классе обучения респондентов
Изменение режима дня
60%
40%
20%
0%
Да, значительно
Частично
Нет, не изменился
Рисунок 2 - Данные об изменении режима дня
Далее респондентам было предложено ответить на ряд вопросов об изменении самочувствия в процессе обучения в дистанционном формате (таблица 1).
Таблица 1. Сведения об изменении настроения и самочувствия
№ Вопросы Ответы школьников
1 Как часто в течение дня у вас менялось настроение? Часто (35%) Иногда Не менялось (45%) (20%)
2 Вас беспокоили головокружения? Да (35%) Нет (65%)
3 Присутствовал ли у вас дискомфорт в области спины? Да (37%) Нет (63%)
4 Беспокоило ли вас ухудшение остроты зрения в период дистанционного обучения? Да, значительно (17%) Да, незначительно (24%) Нет (52%) Затрудняюсь с ответом (7%)
На вопрос об изменении настроения в течение дня, ответы опрошенных детей распределились следующим образом: у 35% респондентов настроение менялось часто; 45% детей отметили периодические изменения; 20% опрошенных не заметили изменений настроения в период обучения в дистанционном формате.
5% респондентов указали на головокружения, которые возникали преимущественно во время работы с учителем через видеоконференцсвязь. Боли в области спины беспокоили 37% опрошенных. Одной из главных причин, по мнению школьников, стало недостаточное количество двигательной активности в течение дня.
На вопрос об ухудшении остроты зрения ответы распределились следующим образом: 17% школьников отметили значительное ухудшение, 24% - незначительное, 52% респондентов изменений не заметили, 7% -затруднились с ответом на данный вопрос. Далее было предложено ответить на вопрос, касающийся изменения веса тела. 19% опрошенных указали на увеличение веса на 1 кг, 15% - на 2 кг, 21% - на 3 кг, 7% - более 4 кг, у 38% вес не изменился или снизился (рисунок 3).
Изменение веса респондентов
40% 30% 20% 10% 0%
0-1 кг
2 кг
3 кг
более 4 кг
Не изменился или снизился
Рисунок 3 - Данные об изменении веса тела
Заключительным стал вопрос о времени, уделяемом для занятий физической культурой в период дистанционного обучения. Были получены следующие результаты (рисунок 4).
Время занятий физической культурой
| I I
28
19%
%
Не уделял времени для занятий ФК
Более 45 минут
25-45 минут
20-25 минут
10-15 минут
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% Рисунок 4. - Сведения о времени ежедневных занятий физической культурой в условиях дистанционного обучения
ВЫВОД
Обучение в дистанционном формате, несомненно, повлияло на режим дня, самочувствие, настроение, физическое состояние и двигательную активность школьников.
Данные, полученные в ходе исследования, позволят учителям оптимизировать существующие и разработать новые программы для дистанционного обучения учебному предмету «Физическая культура». Исходя из результатов исследования, целесообразно внедрить в занятия здоровьесберегающие технологии как средства увеличения физической активности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов, Г.П. Информационное обеспечение физической культуры студентов / Г.П. Виноградов, В.И. Григорьев, И.Г. Виноградов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 46-50.
2. Роль самостоятельных занятий физической культурой и спортом в условиях пандемии / А.Г. Карасев, О.А. Казакова, Л.А. Иванова, А.М. Данилова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 195-200.
3. Коданева, Л.Н. Динамика состояния здоровья студентов, занимающихся спортом / Л.Н. Коданева // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 12. - С. 66.
4. К вопросу: проблемы современного урока физической культуры в системе среднего общего образования / А.С. Королев, Т.Е. Мануковская, Н.Н. Ткачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 219-222.
5. Самоизоляция дома и её влияние на показатели индивидуальной минуты юношей -студентов первого курса вузов г. Тюмени в период пандемии COVID-19 / Н.Я. Прокопьев, А.М. Дуров, Е.А. Семизоров, С.И. Хромина, Д.С. Речапов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - C. 362-369.
REFERENCES
1. Vinogradov, G.P. (2017), "Informational support of the students' physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (146), pp. 46-50.
2. Karasev, A.G., Kazakova, O.A., Ivanova, L.A. and Danilova A.M. (2020) "The role of independent physical education and sports in a pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 183, No. 5, pp. 195-200.
3. Kodaneva, L.N. (2019), "Dynamics of the state of health of students engaged in sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 66.
4. Korolev A.S., Manukovskaya, T.E. and Tkacheva N.N. (2019) "To the question: problems of a modern lesson of physical culture in the system of secondary general education", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 219-222.
5. Prokopyev N.Y., Durov A.M., Semizorov E.A., Khromina S.I. and Rechapov D.S.(2020) "Self-isolation at home and its impact on the indicators of the individual minute of young men - first-year students of universities in Tyumen during the COVID-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 183, No. 5, pp. 362-369.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.11.2020
УДК 796.355.093.584
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВРАТАРЕЙ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО ХОККЕЮ С МЯЧОМ
Виталий Александрович Ходкевич, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Викторович Чумичев, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Иванович Бойко, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Игоревич Кирьяк, старший преподаватель, Виктор Иванович Лысиков, старший преподаватель, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск
Аннотация
В работе представлен анализ технико-тактических действий (ТТД) вратарей студенческих команд по хоккею с мячом. Объектом исследования были определены показатели количественно-