Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мотовичева Виктория Александровна, Ивахненко Геннадий Александрович

В статье детализированы актуальные вопросы физической культуры в вузах и значения неспецифического физкультурного образования в интересах повышения качества подготовки специалистов. Уточняются задачи физкультурного образования на современном этапе развития высшей школы, исследуется его роль в обеспечении индивидуализации процесса обучения. В работе обосновывается необходимость разработки курсов и методических рекомендаций для организации и систематического проведения самостоятельных занятий, как эффективного подхода в деле обеспечения индивидуализации процесса подготовки обучаемых вузов и активного вовлечения их в регулярные занятия физическими упражнениями. На этой основе результатов собственных исследований авторами показано значение физкультурного образования в условиях дистанционного обучения в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мотовичева Виктория Александровна, Ивахненко Геннадий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY STUDENTS PHYSICAL CULTURE UNDER THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article details the topical issues of physical culture in universities and the importance of nonspecific physical education in improving the quality of training. The tasks of physical culture education at the present stage of development of higher education are specified, its role in the individualization of the learning process is investigated. There is a need for the development and methodological recommendations for organizing the systematic conduct of self-study, as a suitable process for preparing students in universities and involving them in regular physical exercises. On this basis, the author's own research results show the importance of physical culture education in the context of distance learning in universities.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Некоторые особенности изучения видеоанализа в спорте / Р.Ф. Мифтахов, М.И. Галяут-динов, А.М. Ситдиков, И.Р. Фаткуллов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 12 (178). - С. 207-210.

2. Анализ индивидуальных и командных технико-тактических действий в современном хоккее / В.Е. Горский, И.В. Захаркин, Л.В. Михно, И.А. Чичелов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 57-63.

REFERENCES

1. Miftakhov, R.F., Galyautdinov, M.I., Sitdikov, A.M. et al (2019), "Some features of studying video analysis in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12(178), pp. 207-210.

2. Gorsky, V.E., Zakharkin, I.V., Mikhno, L.V. and Chichelov, I.A. (2016), "Analysis of the individual and team technical and tactical actions in modern hockey", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 57-63.

Контактная информация: rustem.miftakhov@gmail.com

Статья поступила в редакцию 07.12.2020

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Виктория Александровна Мотовичева, старший преподаватель, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Ленинградская область; Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Университет Государственной противопожарной службы МЧС России

Аннотация

В статье детализированы актуальные вопросы физической культуры в вузах и значения неспецифического физкультурного образования в интересах повышения качества подготовки специалистов. Уточняются задачи физкультурного образования на современном этапе развития высшей школы, исследуется его роль в обеспечении индивидуализации процесса обучения. В работе обосновывается необходимость разработки курсов и методических рекомендаций для организации и систематического проведения самостоятельных занятий, как эффективного подхода в деле обеспечения индивидуализации процесса подготовки обучаемых вузов и активного вовлечения их в регулярные занятия физическими упражнениями. На этой основе результатов собственных исследований авторами показано значение физкультурного образования в условиях дистанционного обучения в вузах.

Ключевые слова: физкультурное образование в вузах, самостоятельные занятия, физическая культура, индивидуализация процесса подготовки, уровень физической подготовленности, дистанционное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p140-143

UNIVERSITY STUDENTS PHYSICAL CULTURE UNDER THE CONDITIONS OF

DISTANCE LEARNING

Victoria Aleksandrovna Motovicheva, the senior teacher, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Leningrad Region; Gennady Aleksandrovich Ivakh-nenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg university of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia

Abstract

The article details the topical issues of physical culture in universities and the importance of nonspecific physical education in improving the quality of training. The tasks of physical culture education at

the present stage of development of higher education are specified, its role in the individualization of the learning process is investigated. There is a need for the development and methodological recommendations for organizing the systematic conduct of self-study, as a suitable process for preparing students in universities and involving them in regular physical exercises. On this basis, the author's own research results show the importance of physical culture education in the context of distance learning in universities.

Keywords: physical education in universities, independent studies, physical culture, individualization of the training process, the level of physical fitness, distance learning.

Совершенствование системы физической культуры (ФК) в вузах на современном этапе предполагает активную разработку новых более эффективных подходов, одним из которых рассматривается физкультурное образование. Проделанная на сегодняшний день работа, в этом направлении, хоть и способствовала некоторому продвижению, но так и не обеспечила выхода вузовской ФК из сугубо практической плоскости. Вместе с тем, назревшая необходимость реализации образовательной направленности ФК в вузах диктуется со стороны целого ряда факторов. Здесь следует отметить рост количества обучаемых, имеющих полное или частичное освобождение от практических занятий по состоянию здоровья, невысокий уровень физической подготовленности поступающих на обучение в вузы, недостаточность бюджета учебного времени, отводимого на ФК для решения всего комплекса задач [4].

Все сказанное обуславливает назревшую необходимость придания ФК в вузах большей образовательной направленности с целью формирования у обучаемых системных знаний медико-биологического, психолого-социального и организационно-управленческого свойства, а также методических умений. Такой подход должен обеспечить обучаемых вузов компетенциями в планировании и практическом проведении регулярных самостоятельных занятий различной направленности (развивающая, профессионально-прикладная, оздоровительная и т.п.) с учетом их индивидуальных особенностей и предпочтений. Наличие достаточного объема системных теоретических знаний и организационно-методических умений должно обеспечить способность формулировать актуальную задачу, обеспечить ее решение соответствующим содержанием и реализовать ее в рамках индивидуальной практики как во время обучения в вузе, так и последующей профессиональной деятельности. Такой подход призван обеспечить высокий уровень индивидуализации процесса так, как предполагает учет возраста, пола, реальных уровней здоровья и физической подготовленности, личных предпочтений и т.п. занимающихся.

Таким образом, образовательная направленность ФК в вузах представляет собой важный инструмент индивидуализации процесса подготовки специалистов, чем обеспечивает реализацию гуманизирующих и культурообразующих функций. Ее реализация на практике предполагает формирование мировоззренческих позиций у обучаемых вузов, повышение интереса к индивидуальному совершенствованию. Доказано, что образовательная направленность ФК представляет собой не только эффективный инструмент вовлечения обучаемых в регулярные занятия физическими упражнениями, но и способствует формированию умений к организации самостоятельной деятельности, что обеспечивает профессиональную компетентность. По мнению исследователей, основу этому составляют системные знания и организационно-методические умения, а также ориентация процесса на индивидуальную норму каждого, что учитывает реальное состояние, индивидуальные возможности и предпочтения [1, 3].

Возникшая необходимость проведения дистанционного обучения в вузах, вызванная пандемией коронавируса наглядно продемонстрировала необходимость активизации работы по дальнейшей разработке вопросов образовательной направленности ФК в вузах. Сложившаяся ситуация потребовала проведения занятий по ФК со студентами с применением электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) под руководством преподавателя. Несмотря на то, что ЭИОС представляет собой совокупность системно организованных информационно-образовательных ресурсов, реализуемых посредством

телекоммуникационных технологий, применение ее для проведения практических занятий по ФК вскрыло ряд особенностей. Дело в том, что выполнение заданий, включенных в содержание занятий, предполагает наличие у занимающихся необходимых знаний о влиянии на организм применяемых средств, методических умений их практического выполнения, контроля и регулирования нагрузки, проведения восстановительных мероприятий. Опыт проведения занятий в дистанционном режиме указывает на недостаток теоретических знаний и методических умений у обучаемых вузов, что определяет актуальность решения этой проблемы. С этой целью нами был разработан теоретический курс и методические рекомендации, обеспечивающие обучаемым возможность проведения самостоятельных занятий посредством ЭИОС под руководством преподавателя. Правильность сделанных выводов и эффективность разработанного подхода наглядно демонстрируют полученные результаты. Следует отметить достоверное увеличение количества студентов регулярно и активно занимающихся физическими упражнениями (+17,6%). Опрос показал, что полученный прирост обеспечен за счет студентов, по различным причинам не всегда посещавших занятия или имеющих те или иные ограничения по состоянию здоровья.

Отдельного внимания заслуживает положительная динамика показателей объемов двигательной активности (+12,7%) обучаемых, определяемых по среднесуточному количеству осуществляемых движений. Также, о перспективности предложенного подхода говорят данные характеризующие мотивацию студентов к регулярным занятиям физкуль-турно-спортивной деятельностью (+15,8%). Эффективность образовательной направленности ФК находит подтверждение в динамике обобщенного по трем упражнениям показателя силы (+12,3%), выносливости (результатам выполнения двух упражнений +9,7%), выполнения трех упражнений на быстроту (+8,7%). Особо обращает на себя внимание положительная динамика показателей гибкости (+16,6%.), т.к. при традиционной форме проведения практических занятий по ФК этому физическому качеству внимание практически не уделяется.

Все сказанное определяет перспективность дальнейшей разработки подходов, обеспечивающих внедрение в практику ФК в вузах образовательной составляющей. Результаты исследований показывают, что движение в этом направлении мотивирует обучаемых вузов к регулярным занятиям физическими упражнениями и способствует повышению их компетентности. Полученные данные указывают на необходимость практической реализации образовательной направленности ФК в вузах, в интересах повышения уровня физической подготовленности обучаемых посредством индивидуализации процесса их подготовки, а также повышения востребованности и доступности занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шибанова Т.Ю. Образовательный процесс по физической культуре в системе «колледж

- вуз» / Т.Ю. Шибанова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. -URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11557 (дата обращения: 01.12.2021).

2. Каримов, А.Х. Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре / А.Х. Каримов // Молодой ученый. - 2016. - № 7 (111). - С. 633-634. — URL: https://moluch.ru/archive/111/26948/ (дата обращения: 01.12.2021).

3. Ивахненко Г. А. Проблемы и перспективы вузовского физкультурного образования / Г. А. Ивахненко, В.В. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 111-114.

4. Ивахненко Г.А. Образовательная направленность как фактор повышения эффективности физической культуры в вузах / Г.А. Ивахненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 138-142.

REFERENCES

1. Shibanova, T.Yu. (2013), "The educational process in physical culture in the system "college

- university", Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://science-

education.ru/ru/article/view?id=11557 (data accessed: 01.12.2021).

2. Karimov, A.K. (2016), "Individual approach in physical culture lessons", Young scientist, No.7, pp. 633-634, available at: https://moluch.ru/archive/111/26948/ (data accessed: 01.12.2021).

3. Ivakhnenko, G.A. and Kuzmin, V.V. (2018), "Problems and prospects of high school physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 111-114.

4. Ivakhnenko, G.A. (2020), "Educational orientation as a factor in increasing the effectiveness of physical culture in universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 138-142.

Контактная информация: ivakhnenko@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2020

УДК 372.879.6

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ДРУГИХ

СТРАН

Николай Александрович Мудренко, доцент, Аршам Сергоевич Сергоян, старший преподаватель, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Хабаровск; Евгений Борисович Евтушенко, аспирант, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск

Аннотация

Статья посвящена анализу программ, применяемых в области физической культуры в общеобразовательных учреждениях США и Японии. В частности, определения методов, принципов используемых в мотивации школьников к занятиям по физическому воспитанию. По полученным материалам исследования сделаны выводы. Проведены сравнения итогов анализа с основными аспектами, предусмотренными программно-методическим комплексом по физическому воспитанию «Самбо в школу».

Ключевые слова: Самбо в школу, физическая культура, мотивация, спорт, образование, методика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p143-147

RESEARCH OF GENERAL EDUCATION PROGRAMS IN THE FRAMEWORK OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES FOR SCHOOLCHILDREN FROM OTHER

COUNTRIES

Nikolai Aleksandrovich Mudrenko, the senior lecturer, Arsham Sergoevich Sergoyan, the

senior teacher, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Khabarovsk, Evgeny Borisovich Evtushenko, the postgraduate student, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Abstract

The article is devoted to the analysis of programs used in the field of physical culture in the general education institutions in the USA and Japan. In particular, the definition of methods and principles used in motivating students to physical education classes. Conclusions are made based on the obtained research materials. The results of the analysis were compared with the main aspects provided by the program and methodological complex for physical education "Sambo to school".

Keywords: Sambo to school, physical culture, motivation, sports, education, methodology.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день образование делает современного человека конкурентоспособным. Ведь современный работодатель выдвигает все более высокие требования к ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.