Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗАХ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / PEDAGOGICAL PROCESS / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL FITNESS / HEALTH LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович

Статья посвящена анализу реального состояния физической культуры в вузах как самостоятельной дисциплины и поиску путей повышения ее эффективности на современном этапе. В работе детально рассмотрено и показано место, роль и значение физкультурного образования в современном педагогическом процессе. На основе данных исследования исторических аспектов появления физкультурного образования и последующего развития обосновываются актуальные направления его применения в рамках существующего педагогического процесса в вузах. Автором на основе данных экспериментальных исследований показана эффективность применения физкультурного образования с целью вовлечения обучаемых в активные занятия физическими упражнениями в интересах повышения уровня их физической подготовленности и состояния здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ORIENTATION AS A FACTOR IN INCREASING THE EFFECTIVENESS OF PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITIES

The article is devoted to the analysis of the real state of physical culture at the universities as an independent discipline and the search for ways to increase its effectiveness at the present stage. The study examines and shows in detail the place, role and importance of physical education in the modern pedagogical process. On the basis of research data on the historical aspects of the emergence of physical education and subsequent development, the current directions of its application within the framework of the existing pedagogical process at the universities are substantiated. The author, on the basis of experimental research data, has shown the effectiveness of the use of physical education in order to involve trainees in active physical exercises in order to increase their level of physical fitness and health.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗАХ»

3. Suchilin, N.G. and Arkaev, L.Ya. (2002), "Modeling in training gymnasts of the highest qualification", Collection of scientific and methodical works of the department's staff dedicated to the 70th anniversary of its founding, SCOLIPE, department of gymnastic, Moscow, pp. 16-33.

4. Khudoley, O.N. (2010), "Methods of developing strength in young gymnasts at the stages of initial and specialized training", Physical education of students: international materials, scientific conference, Kharkiv, pp. 74-77.

Контактная информация: tatyana-zayachuk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

УДК 796.011.3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗАХ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Университет Государственной противопожарной службы МЧС России

Аннотация

Статья посвящена анализу реального состояния физической культуры в вузах как самостоятельной дисциплины и поиску путей повышения ее эффективности на современном этапе. В работе детально рассмотрено и показано место, роль и значение физкультурного образования в современном педагогическом процессе. На основе данных исследования исторических аспектов появления физкультурного образования и последующего развития обосновываются актуальные направления его применения в рамках существующего педагогического процесса в вузах. Автором на основе данных экспериментальных исследований показана эффективность применения физкультурного образования с целью вовлечения обучаемых в активные занятия физическими упражнениями в интересах повышения уровня их физической подготовленности и состояния здоровья.

Ключевые слова: педагогический процесс, физкультурное образование, физическая культура, физическая подготовленность, уровень здоровья.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p142-144

EDUCATIONAL ORIENTATION AS A FACTOR IN INCREASING THE EFFECTIVENESS OF PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITIES

Gennady Aleksandrovich Ivakhnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia

Abstract

The article is devoted to the analysis of the real state of physical culture at the universities as an independent discipline and the search for ways to increase its effectiveness at the present stage. The study examines and shows in detail the place, role and importance of physical education in the modern pedagogical process. On the basis of research data on the historical aspects of the emergence of physical education and subsequent development, the current directions of its application within the framework of the existing pedagogical process at the universities are substantiated. The author, on the basis of experimental research data, has shown the effectiveness of the use of physical education in order to involve trainees in active physical exercises in order to increase their level of physical fitness and health.

Keywords: pedagogical process, physical education, physical culture, physical fitness, health level.

Обучение в вузе представляет собой важный во всех отношениях этап жизни, предполагающий не только приобретение знаний и профессиональных навыков, но и становление личности обучаемых, развитие их организма, формирование здоровья. Физической культуре (ФК), как специализированной дисциплине в решении этих жизненно важных вопросов отводится особая роль. Основой этому служат законодательная база,

принятые образовательные стандарты, активно ведущаяся разработка теоретических основ и обоснование практических подходов. Вместе с тем, ФК как образовательная дисциплина в педагогическом процессе вузов, не смотря на имеющиеся результаты, требует дальнейшей разработки ряда вопросов. Приходится констатировать, что внедрение в вузовскую практику элективных курсов не обеспечило выведение ФК на уровень образовательной дисциплины, оставив ее в практической плоскости. По факту на сегодняшний день ФК в вузах в основном представлена практическими занятиями по основным разделам и сдачей нормативов.

Назревшая необходимость движения ФК в образовательную сторону диктуется целым рядом факторов. Не вызывает сомнения, что наличие у выпускников вузов системных теоретических знаний и сформированных методических умений обеспечит возможность качественного решения различных задач на последующих этапах онтогенеза. О необходимости смещения акцента в образовательную сторону говорит и то обстоятельство, что при поступлении в вузы вступительные испытания по ФК практически не применяются. Это обуславливает принятие на обучение значительного числа молодых людей с низким уровнем физической подготовленности, а также имеющих освобождение от практических занятий по состоянию здоровья. Обусловленная этим значительная разнородность учебных групп сводит к нулю возможность применения эффективных методик и требует индивидуализации процесса. Не способствует повышению эффективности ФК даже как практической дисциплины существующее планирование. Зачастую выделение часов на ФК происходит по остаточному принципу, что не способствует их равномерному распределению. Количество же отводимых часов (примерно, два часа в неделю) не позволяет обеспечить тренирующую взаимосвязь между занятиями и предполагает необходимость еще как минимум двух дополнительных занятий в неделю.

Перевод же ФК в вузе в образовательную плоскость обеспечит обучаемых необходимым объемом знаний и умений, позволяющих организовывать самостоятельные занятия в соответствии с индивидуальными особенностями и предпочтениями. Особое звучание необходимость реализации образовательной направленности ФК приобретает в условиях пандемии СОУГО-19, так как значительная часть вузов вынуждена перевести педагогический процесс на дистанционное форму. Не секрет, что в сложившихся условиях возникли определенные проблемы в проведении практических занятий в электронной образовательной среде. Сложившаяся ситуация наглядно продемонстрировала важность наличия у обучаемых необходимых знаний методических умений в организации и проведении самостоятельных занятий.

Говоря о физкультурном образовании, следует отметить, что основные его положения были сформулированы еще П.Ф. Лесгафтом, показавшим системную общность и принципиальные различия между физическим воспитанием и образованием [1, 2]. Его труды создали научную базу для последовательного перехода ФК на принципиально другой уровень, уровень формирования мировоззрения и всестороннего развития личности. Реалии сегодняшнего дня лишь подтверждают правоту взглядов великого ученого о физкультурном образовании и актуализируют необходимость формирования у обучаемых достаточного объема системных знаний (медико-биологический, психолого-социальный и организационно-управленческий аспекты), методических и организационных умений. Движение в этом направлении обеспечит вовлечение всех обучаемых в процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого (возраст, пол, актуальный уровень здоровья, физического развития, подготовленности) и личных предпочтений (вид спорта, форма двигательной активности, время проведения занятий и т.п.). Важно отметить и то обстоятельство, что внедрение в педагогический процесс вузов физкультурного образования ведет к смене отношений обучаемых к собственному здоровью и повышает запрос на регулярные занятия физическими упражнениями [3]. О перспективности такого подхода говорят данные наших многолетних исследований с привлечением обучаемых Санкт-

Петербургских вузов [4]. В рамках экспериментальных исследований были спланированы и проведены факультативные теоретико-методические занятия всего 16 часов) с участниками экспериментальных групп (около 100 человек обучаемых третьих курсов двух вузов) с целью формирования у них необходимого для проведения самостоятельных тренировочных занятий объема знаний и умений. Занятия по разработанной программе проводились в течение двух месяцев в начале учебного периода обучения (сентябрь-октябрь). В качестве примера для демонстрации применялись различные программы кроссфита для домашних тренировок. Согласно данным до начала эксперимента самостоятельно в свободное время физическими упражнениями занимались 25% от общего количества участников (из них, 4 и более раз в неделю - 23%; 2-3 раза в неделю - 34%). Средняя оценка по ФП участников эксперимента составляла: быстрота - 4,03 балла, сила - 4,1, выносливость - 3,83. Уровень здоровья оценивался по количеству пропущенных по болезни дней в осенне-зимний период (ноябрь-май) в предшествующем году (6,8 дня на каждого обучаемого).

Подведение итогов эксперимента проводилось по данным опроса и результатам весенней сессии, показанных участниками эксперимента спустя полгода после окончания обучения по предложенной программе. По данным исследования количество регулярно занимающихся физическими упражнениями во внеурочное время выросло до 54% (из них, 4 и более раз в неделю - 32%; 2-3 раза в неделю - 41%). Уровень показателей быстроты у участников эксперимента составил 4,39 балла, силы - 4,4 балла и выносливости -4,1 балла. Количество дней, пропущенных по болезни с ноября по май, снизилось у участников эксперимента до 5,2 дней. Таким образом, результаты исследований позволяют заключить, что применение специально разработанной программы теоретико-методической направленности по ФК обеспечивает достоверный рост количества молодых людей, вовлеченных в регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями. Практическим же выражением эффективности применения предложенного подхода является рост физической подготовленности обучаемых вузов в рамках выделяемого на ФК бюджета учебного времени в вузах, а также повышение уровня их здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абзалов P.A. Физическое образование или образование по физической культуре / P.A. Абзалов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 3. - С. 25-26.

2. Петр Францевич Лесгафт : главные труды / с комментариями профессоров В.А. Тайма-зова, Ю.Ф. Курамшина, А.Т. Марьяновича. - Санкт-Петербург : Печатный двор, 2006. - 719 с.

3. Ивахненко Г.А. Проблемы и перспективы вузовского физкультурного образования / Г.А. Ивахненко, В.В. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 114-118.

4. Ивахненко Г.А. Эффективность физической подготовки в вузах и пути ее оптимизации / Ивахненко Г.А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 7378.

REFERENCES

1. Abzalov, R.A. (2012), "Physical education or education on physical culture", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 25-26.

2. Lesgaft, P.F. (2006), Main works: with comments of professors V.A. Taymazov, Yu.F. Kuram-shin andA.T. Maryanovich, Printing yard, St. Petersburg.

3. Ivakhnenko G.A. (2018), "Problems and prospects of university physical culture education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. LesgaftB, No. 4 (158), pp. 114-118.

4. Ivakhnenko G.A. (2020), "The effectiveness of physical training in universities and ways to optimize it", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 73-78.

Контактная информация: ivakhnenko@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.