Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЕМЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЕМЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗАХ / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ С СОБСТВЕННЫМ ВЕСОМ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мотовичева Виктория Александровна, Ивахненко Геннадий Александрович, Новик Вадим Алексеевич

В статье рассмотрены исторические аспекты дистанционной формы обучения в мире и в вузах нашей страны. Детализированы вопросы современного состояния дистанционного обучения и проанализированы перспективы дальнейшего развития этой формы подготовки специалистов. На основе рассмотрения результатов внедрения дистанционной формы обучения по физической культуре в вузах показаны подходы к построению программы для самостоятельных занятий студентов в бытовых условиях. Предложенная программа, основана на применении упражнений с собственным весом, эффективно обеспечивает повышение уровня физической подготовленности занимающихся за счет высокой индивидуализации процесса. Отличительными особенностями программы являются ее доступность для обучаемых с любым уровнем подготовленности, универсальность, безопасность и возможность реализации в домашних условиях без специального материального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мотовичева Виктория Александровна, Ивахненко Геннадий Александрович, Новик Вадим Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASING THE PHYSICAL READINESS OF STUDIED UNIVERSITIES IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article examines the historical aspects of the formation of distance learning in the world and in universities of our country. The issues of the current state of distance learning are detailed and the prospects for the further development of this form of training are analyzed. Based on the consideration of the results of the introduction of distance learning in physical culture in universities, approaches to building a program for self-study of students in everyday conditions are shown. The proposed program, based on the use of bodyweight exercises, effectively provides an increase in the level of physical fitness of those involved by ensuring a high individualization of the process. Distinctive features of the program are its accessibility for trainees with any initial level of preparedness, versatility, safety and the possibility of implementation at home without special material support for classes.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЕМЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

4 разовые по 45 минут;

- возможность проведения учебных занятий в более удобное для организма студентов (с учетом суточных биоритмов) время суток;

- возможность индивидуализации занятий лечебной физической культурой исходя из имеющегося заболевания и уровня функционального состояния конкретного студента.

Контактная информация: mokeevgi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2021

УДК 796.011.3

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЕМЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Виктория Александровна Мотовичева, старший преподаватель, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Ленинградская область; Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Университет ГПС МЧС России; Вадим Алексеевич Новик, преподаватель, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены исторические аспекты дистанционной формы обучения в мире и в вузах нашей страны. Детализированы вопросы современного состояния дистанционного обучения и проанализированы перспективы дальнейшего развития этой формы подготовки специалистов. На основе рассмотрения результатов внедрения дистанционной формы обучения по физической культуре в вузах показаны подходы к построению программы для самостоятельных занятий студентов в бытовых условиях. Предложенная программа, основана на применении упражнений с собственным весом, эффективно обеспечивает повышение уровня физической подготовленности занимающихся за счет высокой индивидуализации процесса. Отличительными особенностями программы являются ее доступность для обучаемых с любым уровнем подготовленности, универсальность, безопасность и возможность реализации в домашних условиях без специального материального обеспечения.

Ключевые слова: физическая культура в вузах, дистанционная форма обучения, самостоятельные занятия, физические упражнения с собственным весом, индивидуализация процесса, уровень физической подготовленности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p323-326

WAYS OF INCREASING THE PHYSICAL READINESS OF STUDIED UNIVERSITIES IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Victoria Alexandrovna Motovicheva, the senior teacher, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Leningrad Region; Gennady Aleksandrovich Ivakhnenko, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia; Vadim Alekseevich Novik, the teacher, Military Medical

Academy, St. Petersburg

Abstract

The article examines the historical aspects of the formation of distance learning in the world and in universities of our country. The issues of the current state of distance learning are detailed and the prospects for the further development of this form of training are analyzed. Based on the consideration of the results of the introduction of distance learning in physical culture in universities, approaches to building a program for self-study of students in everyday conditions are shown. The proposed program, based on the use of bodyweight exercises, effectively provides an increase in the level of physical fitness of those involved by ensuring a high individualization of the process. Distinctive features of the program are its ac-

cessibility for trainees with any initial level of preparedness, versatility, safety and the possibility of implementation at home without special material support for classes.

Keywords: physical culture in universities, distance learning, independent studies, individualiza-tion of the preparation process, the level of physical fitness, physical exercises with their own weight.

Совершенствование механизмов реализации государственной политики в области образования предполагает поиск, анализ и активное внедрение в педагогическую практику эффективных решений. В течение последнего года система высшего образования страны столкнулась с необходимостью внедрения дистанционной формы обучения (ДФО), обусловленной пандемией коронавируса. Несмотря на всестороннюю проработку этой формы обучения, значительная часть вузов столкнулась с острой нехваткой готовых к реализации технологий, программ, курсов и т.п. Острый дефицит, особенно на первых порах перехода на ДФО, имел место и в отношении физической культуры (ФК), как сугубо практической дисциплины [1]. ДФО по сути является самостоятельной формой обучения, что подтверждается наличием у нее всех структурных компонентов и соответствием предъявляемым требованиям. Определяющим отличием ДФО является применение интерактивных средств коммуникации и информационных интернет-технологий.

Свою историю ДФО начинает с XXVIII века, когда в ряде европейских государств начала функционировать регулярная почтовая связь. В России такая форма обучения появилась значительно позже, на рубеже IXX-XX веков. Появление телеграфа и телефонной связи способствовало дальнейшему развитию ДФО, а разработка телевизионных технологий обусловило значительное ее распространение посредством различного рода обучающих телепрограмм. В 1969 г. учреждается первый в мире университет (Открытый Университет Великобритании), реализующий ДФО, что послужило толчком для развития системы таких учебных заведений по всему миру. Появление же персональных компьютеров произвело поистине революцию в деле развития и совершенствования ДФО.

Несмотря на высокую эффективность и технологичность ДФО в России официально появляется лишь в 1997 г. (приказ Минобразования (№1050) об экспериментальном осуществлении дистанционного образования). С тех пор ДФО активно применяется для получения первого и второго высшего образования, в интересах повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т.д. Основу этому составляет рост возможностей применяемой техники и программного обеспечения, что позволяет проводить любые онлайн-занятия, вебинары, тренинги, конференции и т.д. Популярность ДФО диктуется еще и необходимостью постоянного получения информации, ознакомления с новыми подходами и технологиями, что обеспечивает на практике непрерывное образование [4]. Применение ДФО значительно снижает затраты, экономит время, обеспечивает высокую индивидуализацию (свободный график, место, учет особенностей контингента), позволяет одновременно проводить занятия с любым количеством обучаемых, а также пользоваться самыми современными техническими средствами, базами данных, электронных библиотек, обучающих платформ и т.д.

Вместе с тем, опыт применения ДФО по ФК с обучаемыми вузов показал ее низкую эффективность в деле формирования коммуникабельности и способности к совместным действиям. Также, отсутствие непосредственного контакта с педагогом значительно затрудняет процесс формирования навыков выполнения сложнокоординационных приемов и действий. Вместе с тем, применение ДФО в ФК предполагает проблему идентификации занимающихся и требует высокой личной мотивации обучаемых. Важной особенностью ДФО является содержание материала, его структура, форма подачи и последовательность прохождения. Опыт показывает, что программа (курс, занятие и т.п.) обучения предназначенная для очной формы не может быть просто скопирована для применения в ДФО. В этом случае необходимо учитывать, что лимитирующим фактором выступает каждый конкретный обучаемый, с его возможностями и потребностями. Все сказанное обуславливает необходимость подбора содержания ФК соответствующего

каждому занимающемуся по уровню сложности, способствующего их активизации и вовлечению регулярные занятия. Говоря о ДФО в отношении ФК следует учитывать проблему обеспечения занимающихся необходимым инвентарем и оборудованием. Решение этой проблемы видится в разработке таких программ, методик, курсов и т.п., которые обладали бы высокой эффективностью, но, в то же время, минимизировали необходимость материального обеспечения. В последние годы значительную популярность и достаточную научную и методическую проработанность приобрели программы основу которых составляют упражнения с собственным весом (кроссфит, калистеника, воркаут и т.д.). Не требует доказательств то что содержание таких программ, результаты их применения, наработанные способы регулирования нагрузок эффективно обеспечивают достижение поставленной цели. Имеющийся опыт их практической реализации подтверждает возможность моделирования параметров с учетом стоящих задач и специфики контингента занимающихся.

Учитывая возникшую необходимость проведения дистанционных занятий по ФК с обучаемыми вузов, вызванную пандемией коронавируса, была разработана программа предполагающая развитие физических способностей (в основном силовых, скоростных, и выносливости, частично, координационных и гибкости). Базу предложенной программы составил комплекс из пяти упражнений на основные мышечные группы [3]. Помимо этого, на каждую группу мышц было предложено еще по три упражнения, обладающих более высоким нагрузочным потенциалом (по возрастающей), с целью моделирования нагрузочных параметров с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося и ростом уровня их тренированности. Все упражнения просты в выполнении, не требуют специального обучения, материального обеспечения, а также безопасны и рекомендованы для самостоятельного выполнения [2]. Вначале реализации программы проводилось тестирование по выполнению базовых упражнений и на основе полученных результатов составлялся базовый сет. Такой подход дал возможность подбора упражнений для каждого занимающегося с учетом его особенностей и реальных возможностей. Количество движений при выполнении упражнений составляло 60-65% от максимально возможного результата, для каждого занимающегося с 30-тисекундным переходом. С ростом подготовленности увеличивалось количество движений, что являлось критерием для замены на упражнение следующего уровня. Пауза между сетами не превышала двух минут в течение которых применялись дыхательные упражнения, а также, на расслабление мышц и гибкость. В течение первого месяца реализации программы количество сетов в одном занятии не превышало трех, с последующим увеличением до четырех на основе показателей тренированности и личной заинтересованности занимающихся (у 62,7% занимающихся). Результаты практической реализации разработанной программы позволяют рекомендовать ее как эффективную для проведения самостоятельных занятий в домашних условиях. Основанием этому служит то, что, во-первых, предложенная программа включает проверенные и высокоэффективные упражнения, не требующие дополнительного изучения и страховки при выполнении. Во-вторых, многоуровневая структура ее содержания позволяет учитывать индивидуальные особенности и реальный (текущий) уровень подготовленности, каждого обучаемого. В-третьих, разработанная программа обеспечивает высокую степень индивидуализации процесса посредством возможности усложнения применяемых упражнений, путем замены базовых упражнений на упражнения из содержания второго и третьего уровней, увеличения количества повторений в подходах и количества сетов. В-четвертых, реализация предложенной программы не требует материального оснащения, что делает ее применимой в домашних условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева М.И. Сравнительная характеристика динамики развития физической подготовленности студентов вуза в условиях дистанционного обучения / М.И. Васильева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 53-56.

2. Контрерас, Б. Анатомия силовых упражнений с использованием в качестве отягощения собственного веса / Б. Контрерас. - 2-е изд. - Минск : Попурри, 2015 - 224 с.

3. Мотовичева В.А. Физическая культура студентов вузов в условиях дистанционного обучения / В.А. Мотовичева, Ивахненко, Г.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. -№ 12 (190). - С. 136-139.

4. Рубцова, О.Г. Проблемы дистанционного обучения в вузе / О.Г. Рубцова // Символ науки: международный научный журнал. - 2020. - № 6. - С. 124-126.

REFERENCES

1. Vasilyeva, M.I. (2020), "Comparative characteristic of the dynamics of the development of physical fitness of university students in the conditions of distance learning", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 53-56.

2. Contreras, B. (2015), Bodyweight Strength Training Anatomy, Potpourri, Minsk.

3. Motovicheva, V.A. and Ivakhnenko, G.A. (2020), "Physical culture of university students in the context of distance learning", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 12 (190), pp. 136-139.

4. Rubtsova, O.G. (2020), "Problems of distance learning at the university", Symbol of Science: International Scientific Journal, No. 6, pp. 124-126.

Контактная информация: ivakhnenko@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2021

УДК 796.012.1:796.332

КОНТРОЛЬ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВРАТАРЕЙ В ПЛЯЖНОМ ФУТБОЛЕ

Руслан Рамилевич Мухамедзянов, старший преподаватель, Максим Юрьевич Нифонтов, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург

Аннотация

Современный высококвалифицированный вратарь в пляжном футболе - это активный участник игровых действий в защите и атаке. Игровая деятельность спортсменов в пляжном футболе требует от участников этого процесса проявления максимального уровня скоростных способностей, которые во многом определяют эффективность технико-тактических действий в соревнования. В статье представлен материал, который дает возможность тренерам получить информацию о скоростных способностях высококвалифицированных вратарей в пляжном футболе, оцениваемых с помощью педагогического контроля и на этой основе разработать специализированную систему тренировки.

Ключевые слова: пляжный футбол, высококвалифицированные спортсмены, вратарь, контроль, скоростные способности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p326-330

PROGRAMMING OF WORKING MICROCYCLES FOR SPECIAL-PURPOSE CONTROL OF SPEED ABILITIES OF HIGHLY QUALIFIED GOALKEEPERS IN

BEACH FOOTBALL

Ruslan Ramilevich Mukhamedzyanov, the senior teacher, Maxim Yuryevich Nifontov, the

candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

A highly qualified goalkeeper in beach football is an active participant in game actions in defense and attack. The playing activity of athletes in beach football requires participants in this process to mani-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.