Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортыгина Светлана Николаевна, Павлова Лариса Николаевна, Забродина Инга Викторовна, Козлова Наталья Александровна, Стерлигова Екатерина Александровна

Переход образовательных организаций на новые стандарты высшего образования связан с новыми требованиями, которые предъявляются к качеству подготовки студентов. Установление повышенных требований к качеству учебного процесса студентов связано с формированием способности к саморегуляции, умением правильно распределять учебное и внеучебное время, качественно планировать собственную деятельность, систематически осуществлять подготовку к учебным занятиям. Цель исследования состоит в определении уровня сформированности у будущих педагогов навыков планирования, целеполагания и особенностей структурирования деятельности самоорганизации при помощи диагностики «Опросник самоорганизация деятельности» (Мандрикова Е. Ю.). Полученные результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что большинство будущих педагогов (75,9%) имеют средний уровень самоорганизации, такие студенты при планировании собственной деятельности, своего рабочего и личного времени полагаются не только на вспомогательные средства (ежедневники, записные книжки, планнинги), но и на свою природную организованность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортыгина Светлана Николаевна, Павлова Лариса Николаевна, Забродина Инга Викторовна, Козлова Наталья Александровна, Стерлигова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SELFORGANIZATION PROCESS MANAGEMENT

The transition of educational organizations to new standards of higher education is associated with new requirements for the quality of student training. The establishment of increased requirements for the quality of the educational process of students is associated with the formation of the ability for selfregulation, the ability to correctly distribute educational and extracurricular time, to plan their own activities in quality manner, systematically preparing for training sessions. The purpose of the study is to determine the level of formation of planning skills, goal-setting and features of structuring the activity of selforganization in future teachers using the diagnostics “Questionnaire for self-organization of activity” (Mandrikova E. Yu.). The results of the empirical study indicate that the majority of future teachers (75.9%) have the average level of self-organization, such students when planning their own activities, their work and personal time, rely not only on auxiliary tools (diaries, notebooks, planning), but also on their natural organization.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ»

universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 173-176.

8. Petrenko, Ya. S., Fomichev, V. D., Mazurenko, E. A. et al (2022), "Workout as a sport in the Krasnodar Territory", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 318-321.

9. Aboneeva, A. V. and Mazurenko, E. A. (2018), "Diet and mental state during acceleration in adolescent athletes", Technology and commodity science of innovative food products, No. 3(50), pp. 4045.

10. Aboneeva, A.V., Mazurenko, E.A., and Butov, S.P. (2019), "Development of formulations and assessment of the impact of functional food products on athletes during the training period", Technology and commodity science of innovative food products, No, 1 (54). pp. 44-50.

11. Mazurenko, E. A., Gakame, R. Z., Nizhivenko, V. N. and Fomichev, V. D. (2022), "Organizational and managerial conditions for the development of snow rugby in Russia ", Physical culture: upbringing, education, training, No, 2. pp. 30-31.

12. Leonova, T. A., Mazurenko, E. A., Fedorova, N. P. and Voroshilova, I. S. (2020), "Comparison of performance by students of control standards for physical culture for the period of study at the university", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 118-121.

13. Petrenko, Ya. S., Mazurenko, E. A., Fedorova, N. P. et al (2022), "Statistics of indicators of the level of development of power capabilities in the process of the annual cycle of technical training of rugby players", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 300-304.

14. Marinovich, M. A., Trofimova, O. S. and Mazurenko, E. A. (2021), "Influence of game-oriented classes on the psychophysical abilities of older preschoolers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 207-210.

15. Aboneeva, A. V. and Mazurenko, E. A. (2018), "Principles of nutrition for rugby players under high loads", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (49), pp. 39-45.

16. Aboneeva, A.V., Mazurenko, E.A. and Butov, S.P. (2019), "Technology for the preparation of sports nutrition, basic requirements and impact on the human body", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (55), pp. 44-49.

17. Grinchenko, V. S., Kasyanov, G. I., Mazurenko, E. A. and Olkhovatov, E. A. (2018), "Protein products and their role in the nutrition of athletes during intensive training", Modern Science and Innovations, No. 2 (22), pp. 118-123.

18. Mazurenko, E. A. and Kasyanov, G. I. (2016), "Designing food products for people with increased physical activity", News of higher educational institutions. Food technology, No. 5-6 (353-354), pp. 48-51.

19. Vychegzhanina, E. V. Vychegzhanina, E. A. Mazurenko and Nizhivenko, V. N. (2021), "Breathing Practices in Applied Physical Education as a Means of Relieving Stress and Improving Cognitive Functions in Higher School Students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 52-56.

20. Mazurenko, E. A., Trofimova, O. S., Pegushina, T. S. and Lesnikova, Yu. E. (2021), "Methodology for dance aerobics with women 30-35 years old", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 203-207.

21. Mazurenko, E. A., Levchenko, A. A. and Eremenko, V. N. (2021), "The impact of self-isolation during a pandemic on the physical activity of university students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 215-218.

Контактная информация: f.vladimir99@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.06.2022

УДК 378

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Николаевна Павлова, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Викторовна Забродина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Александровна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Александровна Стерлигова, преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Переход образовательных организаций на новые стандарты высшего образования связан с новыми требованиями, которые предъявляются к качеству подготовки студентов. Установление повышенных требований к качеству учебного процесса студентов связано с формированием способности к саморегуляции, умением правильно распределять учебное и внеучебное время, качественно планировать собственную деятельность, систематически осуществлять подготовку к учебным занятиям. Цель исследования состоит в определении уровня сформированности у будущих педагогов навыков планирования, целеполагания и особенностей структурирования деятельности самоорганизации при помощи диагностики «Опросник самоорганизация деятельности» (Мандрикова Е. Ю.). Полученные результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что большинство будущих педагогов (75,9%) имеют средний уровень самоорганизации, такие студенты при планировании собственной деятельности, своего рабочего и личного времени полагаются не только на вспомогательные средства (ежедневники, записные книжки, планнинги), но и на свою природную организованность.

Ключевые слова: самоорганизация; управление; информационное обеспечение; управление самоорганизацией студентов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p393-396

STUDENT SELF-ORGANIZATION PROCESS MANAGEMENT

Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Larisa Niko-laevna Pavlova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Inga Viktorovna Zabrodina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nataliya Aleksandrovna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ekaterina Alexandrovna Sterligova, the teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The transition of educational organizations to new standards of higher education is associated with new requirements for the quality of student training. The establishment of increased requirements for the quality of the educational process of students is associated with the formation of the ability for self-regulation, the ability to correctly distribute educational and extracurricular time, to plan their own activities in quality manner, systematically preparing for training sessions. The purpose of the study is to determine the level of formation of planning skills, goal-setting and features of structuring the activity of self-organization in future teachers using the diagnostics "Questionnaire for self-organization of activity" (Mandrikova E. Yu.). The results of the empirical study indicate that the majority of future teachers (75.9%) have the average level of self-organization, such students when planning their own activities, their work and personal time, rely not only on auxiliary tools (diaries, notebooks, planning), but also on their natural organization.

Keywords: self-organization, control, information support, management of self-organization of students.

ВВЕДЕНИЕ

Переход образовательных организаций на новые стандарты высшего образования связан с новыми требованиями, которые предъявляются к качеству подготовки студентов. Установление повышенных требований к качеству учебного процесса студентов связано с формированием способности к саморегуляции, умением правильно распределять учебное и внеучебное время, качественно планировать собственную деятельность, систематически осуществлять подготовку к учебным занятиям, производить самостоятельный поиск литературы [2]. Из этого следует, что эффективность организации учебного процесса студентов зависит от уровня сформированности самоорганизации студентов.

Проблема формирования самоорганизации рассматривается такими учеными, как: Е.А. Ашихмина, И.В. Забродина, Н.А. Козлова, Ю.В. Корчемкина, Е.Ю. Мандрикова, Т.И. Морозова, О.С. Нестерова, Л.Н. Павлова, К.В. Трофимов, С.Н. Фортыгина и др. [3]. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме самоорганизации позволил вы-

делить следующие трактовки данного понятия: инструмент развития организационно -управленческих компетенций; эффективная стратегия развития и управления; условие организации жизнедеятельности студентов вуза; ведущее профессионально-важное качество личности педагога.

Таким образом, самоорганизация рассматривается как ведущий функциональный психологический механизм мобилизации возможностей личности для реализации поставленной цели.

Цель исследования - определение уровня сформированности у будущих педагогов навыков планирования, целеполагания и особенностей структурирования деятельности самоорганизации при помощи диагностики «Опросник самоорганизация деятельности» (Мандрикова Е.Ю.).

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Оценка степени самоорганизации деятельности, сформированности навыков построения планов, умения структурировать личное время и осуществлять целеполагание будущими педагогами производилась посредством применения опросника самоорганизации деятельности (Мандрикова Е.Ю.), в основе которого лежит традиционная форма тестирования [1]. Опросник состоит из двадцати пяти утверждений, которые распределяются по следующим факторам: планомерность; целеустремленность; настойчивость; фиксация (фиксация на структурировании деятельности); самоорганизация (посредством внешних средств); ориентация на настоящее.

Испытуемым предлагалось ознакомиться с рядом утверждений, которые характеризовали разнообразные стороны их жизни и способы обращения с личным временем. Каждое утверждение испытуемым необходимо было проранжировать по степени их значимости от 1 до 7, где 1 - полное несогласие, 7 - полное согласие с данным утверждением, 4 - середина шкалы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогическое исследование проводилось на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Всего в выборку вошло 29 студентов 2 курса, обучающихся по направлениям 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование. Дошкольное образование», «Начальное образование. Английский язык». В результате экспериментальной работы нами были получены следующие данные, которые представлены в таблице.

Таблица - Уровень сформированности самоорганизации (посредством внешних средств) у будущих педагогов на 2 курсе_

Уровень Количество исследуемых, чел. Доля исследуемых,%

Низкий уровень 0 0

Средний уровень 22 75,9%

Высокий уровень 7 24,1%

Данные эмпирического исследования показывают, что никто из студентов не продемонстрировал низкий уровень - это означает, что обычно студенты при организации своей деятельности прибегают к помощи внешних средств, помогающих в управлении временем, что положительным образом сказывается на их уровне самоорганизации.

22 студента - имеют средний уровень самоорганизации, такие студенты при планировании собственной деятельности, своего рабочего и личного времени полагаются не только на вспомогательные средства (ежедневники, записные книжки, планнинги), но и на свою природную организованность.

7 студентов - имеют высокий уровень самоорганизации. Данные студенты при планировании своей деятельности склонны постоянно использовать вспомогательные средства (ежедневником, планнингом, бюджетированием времени).

ВЫВОДЫ

Полученные результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что большинство будущих педагогов (75,9%) имеют средний уровень самоорганизации, такие студенты при планировании собственной деятельности, своего рабочего и личного времени полагаются не только на вспомогательные средства (ежедневники, записные книжки, планнинги), но и на свою природную организованность. Однако чем выше у студента сформирован уровень самоорганизации, тем он чаще привык использовать вспомогательные средства (ежедневником, планнингом, бюджетированием времени). Напротив, студент с низким уровнем самоорганизации не привык прибегать к помощи внешних средств, помогающих в управлении временем.

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от №16-401 от 15.06.2022 г. по теме «Информационное обеспечение процесса управления самоорганизацией студентов» (руководитель Фортыгина С.Н.; рег. №16-401 от 15.06.2022 г.).

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от №16-401 от 15.06.2022 г. по теме «Информационное обеспечение процесса управления самоорганизацией студентов» (руководитель Фортыгина С.Н.; рег. №16-401 от 15.06.2022 г.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) / Е.Ю. Мандрикова // Психологическая диагностика. - 2010. - №2. - С. 87-111.

2. Развитие функции планирования в процессе самоорганизации будущих педагогов / С.Н. Фортыгина, Н.А. Козлова, И.В. Забродина [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 291-294.

3. Digital environment components for the formation of students' information and analytical skills / N. A. Belousova, Y. V. Korchemkina, A. F. Matuszak et al // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. - 2020. - Т. 10, № 4. - С. 118-125.

REFERENCES

1. Mandrikova, E. Yu. (2010), "Development of a questionnaire for self-organization of activity'' (OSD), Psychological diagnostics, No. 2, pp. 87-111.

2. Fortygina, S. N., Kozlova N. A., Zabrodina I. V. et al. (2020), "Development of the planning function in the process of self-organization of future teachers'', Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 8 (186), pp. 291-294.

3. Belousova, N. A., Korchemkina, Y. V., Matuszak, A. F. et al] (2020), "Digital environment components for the formation of students' information and analytical skills'', Journal of Advanced Pharmacy Education and Research, Vol. 10, No. 4, pp. 118-125.

Контактная информация: fortyginasn@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 23.06.2022

УДК 796.88

ВАРИАТИВНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ РЫВКА ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Леонид Александрович Хасин, кандидат педагогических наук, доцент, директор, Татьяна Дмитриевна Аткишкина, научный сотрудник, Андрей Михайлович Подточилин,

инженер, Научно-исследовательский институт информационных технологий, Московской государственной академии физической культуры, Малаховка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.