УДК 378:004
УПРАВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Николаевна Павлова, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Викторовна Забродина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Николаевна Забродина, преподаватель, Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Лариса Гаптульхаев-на Махмутова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
В статье раскрываются особенности внедрения разработанного программного продукта с целью развития уровня информационно-аналитических умений будущих педагогов в условиях цифровой среды. Цель данной статьи заключается в обосновании необходимости внедрения разработанного программного продукта, направленного на формирование информационно-аналитических умений в цифровой среде. В целях оценки сформированности информационно-аналитических умений нами была разработана методика, основанная на выполнении операций с текстом, где каждое умение оценивалось по шкале от 0 до 2. В результате диагностики нами было выявлено, что у большинства обучающихся доминирует низкий и средний уровень сформирован-ности информационно-аналитических умений.
Ключевые слова: цифровая среда, информационно-аналитические умения, вузовская подготовка педагогов, самоорганизация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p315-318
MANAGEMENT OF STUDENTS' SELF-ORGANIZATION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND ANALYTICAL SKILLS IN THE
DIGITAL ENVIRONMENT
Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Larisa Nikolaevna Pavlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Inga Viktorovna Zabrodina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Nikolaevna Zabro-dina, the teacher, Yuliya Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, Larisa Gaptulkhaevna Makhmutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Abstract
The article reveals the features of the implementation of the developed software product in order to develop the level of future teacher' self-organization in the digital environment. The purpose of this article is to justify the need to implement the developed software product aimed at developing the level of future teachers' self-organization and the formation of information and analytical skills in the digital environment. In order to assess the formation of information and analytical skills, we developed a methodology based on performing operations with text, where each skill was assessed on a scale from 0 to 2. As a result of diagnostics, we found that the majority of students are dominated by a low and medium level of formation of information and analytical skills.
Keywords: digital environment, information and analytical skills, university training of teachers, self-organization.
ВВЕДЕНИЕ
Цифровая трансформация российского образования неизбежно ведет к переменам в области обновления содержания подготовки педагогических кадров. Переход от оценки знаний, умений и навыков к формированию универсальных компетенции у будущих педагогов - одна из важнейших задач профессиональной педагогики. Решение данной зада-
чи во многом связывают с внедрением цифровой среды, которая характеризуется как сложная многофункциональная система, содержащая инновационные обучающие технологии, информационные ресурсы и электронные средства коммуникации, соответствующие определённым критериям и способствующие формированию умений. Изучая структуру цифровой среды в отечественных и зарубежных исследованиях, необходимо отметить ее важность для профессионального общения и обмена опытом по обучению студентов (А. Г Абросимов; И. Г. Захарова; С. Л. Лобачев; В. И. Солдаткин; В. П. Тихомиров; А. В. Хуторской; D. Jeffrey; M. Kaszap; и др.)
Анализ исследований показал, что цифровая среда выступает важнейшим средством, оказывающим воздействие на управление самоорганизацией студентов. Разнообразие содержания понятия самоорганизация объясняется системностью психики, проявляющейся в сенсорно-перцептивной организации, индивидуально-личностной направленности и вариативности деятельности студента и др (М. А. Воробьева; Н.С. Ко -пеина; О. Н. Логинова; С. Н. Михневич; Hasan; S., Crocker; R., Rousseliere; D., Dumont; G., Hale; S., & H. Srinivas; P. Osteen). Эффективность самоорганизации учебной деятельности студента А. Б. Климова связывает с уровнем развития информационно-аналитических умений, которые определяются приемами работы с текстовой информацией: поиск, анализ, оценка, переработка, рефлексия текстовой информации.
Таким образом, актуальность проблемы определения и классификации информационно-аналитических умений в условиях цифровой среды характеризуется недостаточностью разработки системы информационно-аналитических умений студентов, а также неопределенностью в структуре цифровой среды для формирования и диагностики этих умений.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - обоснование необходимости внедрения разработанного программного продукта, направленного на развитие уровня самоорганизации у будущих педагогов и формированию информационно-аналитических умений в условиях цифровой среды.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В целях оценки сформированности информационно-аналитических умений нами была разработана методика, основанная на выполнении операций с текстом, где каждое умение оценивалось по шкале от 0 до 2: 0 - не сформировано, 1 - сформировано не в полной мере, 2 - сформировано. В результате диагностики испытуемые могли набрать от 0 до 34 баллов. В зависимости от количества набранных баллов обучающиеся были распределены по трём группам: высокий уровень - от 24 до 34 баллов; средний уровень - от 13 до 23 баллов; низкий уровень - от 0 до 12 баллов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для диагностики сформированности информационно-аналитических умений нами были опрошены 96 студентов-первокурсников, обучающихся по педагогическим направлениям. В результате диагностики нами было выявлено, что у большинства обучающихся доминирует низкий и средний уровень сформированности информационно-аналитических умений (соответственно 53,4% и 27,6%). В целях повышения уровня сформированности информационно-аналитических умений у студентов вуза мы рекомендуем использовать специальные задания и программные модули.
В качестве примера приведем программный модуль «Паспорт соматического здоровья обучающегося» (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2020610839 от 21.01.2020), который специально нами разработан для проведения лабораторных работ по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Выбирая соответствующую методику путём нажатия на название, студент получает индивидуальные исходные данные для дальнейших расчётов, которые необходимы для выполнения оценки физического состояния методом стандартов и методом индексов.
В процессе выполнения данного задания студенту необходимы следующие информационно-аналитические умения, которые формируются и используются на этом этапе: продуктивное чтение, выделение главной мысли; обработка числовых данных, выполнение расчетов; работа с таблицами; сравнение; абстракция; представление информации.
Оценивая физическое развитие путем применения метода стандартов и построения профиля физического развития, студенту следует заполнить соответствующую таблицу. Полученные данные в таблице выстроены в соответствии с предыдущими измерениями и таблицей норм показателей, где два показателя студенту необходимо рассчитать самостоятельно, внося полученные результаты расчётов в соответствующие ячейки. Проверка полученных результатов расчётов выполняется автоматически, после правильного выполнения расчетов у студента появляется возможность выполнять дальнейшие задания, ознакомившись с сущностью метода стандартов. На основании данных измерений и расчётов студенту следует обобщить результаты и внести их в отчёт по лабораторной работе.
При выполнении данного задания у студента будут задействованы следующие информационно-аналитические умения: продуктивное чтение, выделение главной мысли; обработка числовых данных, выполнение расчетов; работа с таблицами; сравнение; представление информации.
Результатом проделанной студентом работы является автоматическое построение графической модели - профиль физического развития индивидуума.
Работа на данном этапе сопровождается формированием и применением следующих умений: продуктивное чтение, выделение главной мысли; обработка числовых данных, выполнение расчетов; работа с диаграммами; сравнение; обобщение; систематизация.
Для оценки физического развития методом индексов студент должен произвести вычисление индекса массы тела, выполняя оценку физического состояния. Для выполнения данного задания студенту потребуются следующие умения: продуктивное чтение, выделение главной мысли; обработка числовых данных, выполнение расчетов; работа с таблицами; сравнение; обобщение; систематизация; представление информации.
В результате выполненной лабораторной работы автоматически формируется отчёт, в шаблон которого вносится тема работы, цель, применяемые методы, основные данные и результаты. На завершающем этапе работы по составлению отчёта студенту важно обладать следующими умениями: сравнение; синтез; обобщение; систематизация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формированию универсальной компетенции осуществления поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системных подходов для решения поставленных задач способствует разработанный программный модуль. В условиях цифровой среды, разработанный программный продукт можно рассматривать как эффективное средство по формированию информационно-аналитических умений студентов.
Дальнейшая перспектива исследования определяется разработкой программных модулей, которые позволят структурировать содержание учебной дисциплины в контексте формирования информационно-аналитических умений. Таким образом, эффективность процесса формирования информационно-аналитических умений обучающихся определяется комплексным подходом к подбору и составлению заданий и построению единой цифровой среды, которая будет обеспечивать системность формирования данных умений.
Работа выполнена при поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», тема «Управление самоорганизацией студентов в условиях развития ин-
формационно-аналитических умений в виртуальной образовательной среде» (рег. № ШК-012-21 от 25.03.2021 г.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Костромина, С.Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности / С.Н. Костромина // Вестник Санкт-Петербургского университет. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 153-160.
2. Фортыгина, С. Н., Павлова, Л. Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза / С.Н. Фортыгина, Л.Н. Павлова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т.7, № 6. - С. 26-36.
3. Проектирование компонентов виртуальной образовательной среды для развития уровня самоорганизации будущих педагогов / Ю.В. Корчемкина, С.Н. Фортыгина, Л.Г. Махмутова, М.Л. Хасанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 185-190.
REFERENCES
1. Kostromina S.N. (2010), "Structural and functional model of self-organization of activity", Bulletin of St. Petersburg university. Series 12, Psychology. Sociology. Pedagogy. No. 4. pp. 153-160.
2. Fortygina S.N., Pavlova L.N. (2017), "Professional self-determination of graduates of a pedagogical university", Vestnik Novosibirskogo Gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, Vol. 7, No. 6, pp. 26-36.
3. Fortygina S.N., Korchemkina Yu.V., Makhmutova L.G., Khasanova M. L. (2020), "Designing components of a virtual educational environment for the development of the level of self-organization of future teachers", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 185-190.
Контактная информация: fortyginasn@cspu.ru
Статья поступила в редакцию 09.09.2021
УДК 796.88
АНАЛИЗ И ФОРМИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЫВКА ШТАНГИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Леонид Александрович Хасин, кандидат педагогических наук, доцент, директор, Александр Борисович Рафалович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт информационных технологий Московской государственной академии физической культуры, Малаховка
Аннотация
Предложен подход к формированию рекомендаций по совершенствованию техники рывка штанги тяжелоатлетов высокой квалификации. Выделены информативные показатели техники рывка штанги. Разработаны рекомендации, основанные: а) на информативных показателях, б) на сравнении индивидуальных информативных показателей в удачных и неудачных подходах, выполненных на одних соревнованиях.
Ключевые слова: рывок штанги, совершенствование техники, тяжелоатлеты высокой квалификации.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p318-324
ANALYSIS AND FORMATION OF RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE TECHNIQUE OF SNATCH OF A BAR OF WEIGHT-LIFTERS OF HIGH
QUALIFICATION
Leonid Aleksandrovich Khasin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, director, Aleksandr Borisovich Rafalovich, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Research Institute of information technologies of Moscow State Academy of Physical