REFERENCES
1. Abrosimov A.G. (2005), Development of the information and educational environment of a higher educational institution based on information and telecommunication technologies, dissertation, Moscow.
2. Klimova A.B. (2013), "Information analysis skills in the context of forming the information society", Bulletin of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and Social Sciences, No. 1, pp. 76-80.
3. Korchemkina Yu.V. (2020), "Virtual educational environment as a means of formation of information-analytical abilities of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 160-164.
4. Lobanova Ye.V. (2005), Designing the information and educational environment of the university, monograph, Publishing House of the Russian Academy of Education, Moscow.
5. Sivolapova, A.K. and Gilmulina, T.P. (2016), "Tools for building an individual student's educational trajectory", Professional education in Russia and abroad, No. 3 (23), pp. 79-81.
Контактная информация: kjv_intser@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 09.09.2020
УДК 378.147
МОДЕЛЬ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ
Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук, доцент, Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, Наталья Николаевна Титаренко, кандидат педагогических наук, доцент, Надежда Евгеньевна Пермякова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Цель исследования заключается в разработке модели программного продукта для эффективного формирования информационно-аналитических умений в процессе реализации индивидуальной образовательной траектории. На основе теоретического анализа литературы по дисциплинам учебного плана по направлению 44.03.01 Педагогическое образование разработаны три программных продукта «Биоморфологический анализ растений», «Паспорт соматического здоровья обучающегося», «Построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе объективных показателей когнитивной работоспособности». В результате исследования разработана модель программного продукта, которая построена по принципу индивидуализации. Модель позволяет структурировать задания для формирования и оценки информационно-аналитических умений студентов.
Ключевые слова: информационно-аналитические умения, модель программного продукта, индивидуальная образовательная траектория.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p43-48
MODEL OF THE SOFTWARE PRODUCT FOR FORMING INFORMATION AND ANALYTICAL SKILLS OF STUDENTS IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY
Natalya Anatolyevna Belousova, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Yulia Val-eryevna Korchemkina, the senior teacher, Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, Natalya Nikolaevna Titarenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nadezhda Evgenievna Permyakova, the candidate of pedagogical sciences,
senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Abstract
The purpose of the study is to develop the model for the software product for the effective formation of the information and analytical skills in the process of implementing the individual educational trajectory. Based on the theoretical analysis of the literature on the curriculum disciplines in the direction 44.03.01 "Pedagogical education", three software products have been developed: "Biomorphological analysis of plants", "Passport of student's somatic health", "Building an individual educational trajectory of students based on objective indicators of cognitive performance." As a result of the research, the software product model was developed, which is built on the principle of individualization. The model allows you to structure the tasks for the formation and assessment of information and analytical skills of students.
Keywords: information and analytical skills, software product model, individual educational trajectory.
ВВЕДЕНИЕ
В действующих Федеральных государственных образовательных стандартах по направлению 44.03.01 Педагогическое образование большое влияние уделяется формированию категорий универсальных компетенций системного и критического мышления, самоорганизации и саморазвития. Формирование этих категорий компетенций тесно связано с уровнем информационно-аналитических умения студентов.
В научной литературе многими авторами, в том числе А. Г Абросимовой, М. Беза-нилла, И. Г. Захаровой, А. Б. Климовой, М. Л. Кусовой, Т. Е. Соколовой, Е. Ю. Храмко-вой, А. В. Хуторским, Р. Эннис, О. В. Ярома и др., сформулировано и достаточно методически представлено понятие «информационно-аналитическое умение».
В исследовании мы придерживаемся определения А. Б. Климовой, которой разработана система информационно-аналитических умений и дана их содержательная характеристика, выделены основные виды умений: поиск информации, анализ, критическая оценка, творческая переработка, рефлексия. Мы определяем информационно-аналитические умения как умения, позволяющие качественно осуществлять поиск, анализ, критическую оценку, переработку информации и контроль над собственной познавательной деятельностью и др. [2]. В предыдущих исследованиях нами составлен кодификатор информационно-аналитических умений [3].
Вместе с тем одним из основных условий организации учебного процесса является функционирование электронной информационно-образовательной среды, поэтому проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся является актуальным для высшего образования, особенно в условиях пандемии коронавируса.
Многие авторы, в том числе С. А. Вдовина, Т. П. Гильмулина, Б. Г. Ерыкова, Г. М. Кулешова, Н. И. Леонов, О. А. Плаксина, А. К. Павлов, А. К. Сиволапова, Ю. В. Толбато-ва, А. В. Хуторской, М. А. Шеманаева рассматривали принципы создания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Общим принципом у многих авторов является направленность индивидуальной образовательной траектории на самоопределение обучающегося.
В доступной литературе определены условия для реализации индивидуальной образовательной траектории, такие как:
- дифференциация обучения по определенным критериям [5];
- проектирование этапов учебной деятельности [1];
- доступность информации для участников образовательного процесса, модульность образовательных программ, мониторинг учебных достижений, ресурсное обеспечение [4].
Но вместе с тем, на наш взгляд, одним из условий эффективности реализации индивидуальной образовательной траектории может являться использование программных продуктов для эффективного формирования информационно-аналитических умений в
цифровой образовательной среде.
Цель исследования - разработка модели программного продукта для формирования информационно-аналитических умений в процессе реализации индивидуальной образовательной траектории.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью уточнения понятий «информационно-аналитические умения» и «индивидуальная образовательная траектория» проведен теоретический анализ литературы. Составлена модель программных продуктов для формирования информационно-аналитических умений студентов. Разработаны программные продукты «Биоморфологический анализ растений», «Паспорт соматического здоровья обучающегося», «Построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе объективных показателей когнитивной работоспособности», способствующих формированию информационно-аналитических умений в процессе реализации индивидуальной образовательной траектории.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Категории универсальных компетенций, а также сформулированные информационно-аналитические умения формируются при реализации всех дисциплин учебного плана, не детерминированы содержанием и могут реализовываться в процессуальном компоненте обучения в форме предлагаемых заданий. Для формирования и контроля информационно- аналитических умений студентов нами разработаны три программных продукта, соответствующие модели. Информационно-аналитические умения могут формироваться на основе комплексного подхода, который предполагает формирование умений при объединении программных продуктов в единую цифровую среду.
Одним из основных принципов модели стал принцип построения индивидуальной траектории обучающегося. В программных продуктах использованы различные способы индивидуализации: особенности психофизиологического состояния обучающихся как предиктор выбора задания (рисунок 1), временной показатель выполнения заданий как проявление когнитивной работоспособности, с одной стороны, и уровня сформированно-сти информационно-аналитических умений с другой.
Построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе объективных показателей когнитивной работоспособности
Исходные данные Уровень эффективности деятельности (ПЗМР)
¡Высокий (75-100)
Уровень работоспособности (СЗМР)
Траектория
Уровень 1 |0 7-1 О I Репродуктивные задачи - задачи на простое
'—1-'■-1 воспроизведение изученного
Уровень 2 0 7-1 0 I Алгоритмические задачи - решаются по алгоритму.
I—--■-1 заданному в виде формулы, правила и т.п.
Выше среднего (50-74.9)
Уровень 3 0 7 I Трансформированные задачи - решаются на основе I—--'-1 известных формул в новых ситуациях.
Рассчитать траекторию
Уровень 4
¡0.3-0,7
Творческо-поисковые задачи - решаются на основе творческого сочетания мыслительных операций.
_
Рисунок 1 - Программный продукт «Построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе объективных показателей когнитивной работоспособности»
Принцип информационной поддержки в модели программного модуля реализован посредством структурированного теоретического материала со схемами, рисунками, цифровыми рядами (рисунок 2).
Число плодолистиков и способ их срастания — □ X
Числе плодолистиков и способ их срастания
По числу плодолистиков и способу их срастания различают следующие типы гинецея:
1 - Монокарпный - состоит из одного плодолистика. Края единственного плодолистика сходятся и срастаются, на месте их срастания образуется брюшной шов. В результате формируется одногнездная завязь
2. Апокарпный - состоит из нескольких свободных (несросшихся) плодолистиков, каждый из которых образует свой пестик.
3. Ценокарпный - состоит из одного пестика, который образован при срастании нескольких плодолистиков.
1 - монокарпный гинецей
2 - апокарпный гинецей 3-5 - ценокарпный гинецей
Рисунок 2 - Информационная форма программного продукта «Биоморфологический анализ растений»
Такой способ представления теоретического материала также способствует формированию информационно-аналитических умений продуктивного чтения, работы с таблицами и схемами. В состав всех программных продуктов входят модульные задания для формирования и определения уровня сформированности информационно-аналитических умений обучающихся, которые имеют следующую структуру: формулировка задания, теоретический материал или информационная поддержка, исходные или табличные числовые данные. В качестве примера рассмотрим задание по оценке физического развития методом стандартов, входящее в состав программного продукта «Паспорт соматического здоровья обучающегося» (рисунок 3).
■■а Построение профиля физического развития — □ X
Задание 2. Построение профиля физического развития. Оценка гармоничности физического развития с помощью метода стандартов
На основании полученных индивидуальных (X) показателей физического развития вычислите индивидуальные отклонения показателей от нормы в сигмах.
Длина тела, см Масса тела, кг
Окружность грудной клетки, см Сила ведущей кисти, кг Сила спины, кг Жизненная емкость легких, л
Продолжить
Рисунок 3 - Пример расчёта индивидуальных отклонений показателей от нормы в программном продукте «Паспорт соматического здоровья обучающегося»
Перед выполнением расчётов студенты должен ознакомиться с сущностью метода стандартов и провести измерение ряда показателей, таких как рост, масса и др. и внести их в таблицу. Далее студенты переходят к следующему этапу задания (рисунок 3).
Индивидуальное значение показателя (X) Возрастные нормы (M¿o) Женщины Индивиду атьное отклонение показа от нормы (Х-М)
[Í66 162,8±5,12 |3.2
I55 59,6±6,82 |-4.б
88 84,93±4,82 13,07
|32 33,8±5,03 -1.8
¡78 80,41±10,06 -2.41
|з 3,4±0,54 -0.4
Часть данных в таблицу внесена на основании, проведённых на предыдущем этапе измерений и таблицы норм соответствующих показателей. Два показателя в таблице студент должен рассчитать и внести результаты расчётов в соответствующие ячейки. Результаты расчётов будут проверены автоматически, и студент будет допущен к выполнению дальнейших заданий только после верного выполнения всех расчётов.
При выполнении данного задания формируются следующие информационно-аналитические умения: продуктивное чтение, выделение главной мысли; обработка числовых данных, выполнение расчетов; работа с таблицами; сравнение; представление обработанной информации.
В обобщённом виде вышеописанную модель можно представить следующим образом (рисунок 4):
Рисунок 4 - Модель программного продукта для формирования информационно-аналитических умений
ВЫВОДЫ
Представленная модель программных продуктов позволяет использовать различные подходы индивидуализации обучения, осуществлять информационную поддержку в форме четко структурированной информации, дает возможность задание рассматривать каждое задание как отдельный формализованный модуль. Модель может быть использована для создания программных продуктов по учебным дисциплинам, и позволит формировать и оценивать информационно-аналитических умения студентов в процессе реализации индивидуальной образовательной траектории.
Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 01.06.2020 г. № 16-290 по теме «Проектирование цифровой среды для формирования информационно-аналитических умений студентов с учетом индивидуальной образовательной траектории».
ЛИТЕРАТУРА
1. Берсенева Г. Ф. Индивидуальная образовательная траектория и условия ее реализации / Г. Ф. Берсенева // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. - № 9. - С. 20-21.
2. Климова А. Б. Информационно-аналитические умения в контексте формирования информационного общества / А. Б. Климова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 1. - С. 76-80.
3. Корчемкина, Ю. В. Виртуальная образовательная среда как средство формирования информационно-аналитических умений обучающихся / Ю. В. Корчемкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2(180). - С. 160-164.
4. Плаксина О. А., Матвеева Т. А. Проектирование индивидуальной образовательной траектории в вузе / О. А. Плаксина, Т. А. Матвеева // Вестник ЧГПУ. - 2013. - № 12. - С. 66-73.
5. Седакова В. И. Самостоятельная работа студентов как индивидуальная траектория развития / В. И. Седакова // Вестник Чувашского гос. пед. ун-та. - 2013. - № 5. -С. 108-116.
REFERENCES
1. Berseneva G.F. (2014), "Individual educational trajectory and conditions for its implementation", Vocational education and labor market, No. 9, pp. 20-21.
2. Klimova A.B. (2013), "Information analysis skills in the context of forming the information society", Bulletin of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and Social Sciences, No. 1, pp. 76-80.
3. Korchemkina Yu. V. (2020), "Virtual educational environment as a means of formation of information-analytical abilities of students". Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 160-164.
4. Plaksina O.A. and Matveeva T.A. (2013), "Design of individual learning paths in higher education", Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 12, pp. 66-73.
5. Sedakova, V.I. (2013), "Independent work of students as an individual trajectory of development", Herald of Chuvash State Pedagogical University, No. 5, pp. 108-116.
Контактная информация: kjv_intser@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.09.2020
УДК 796.88
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ
Александр Владимирович Большой, начальник спортивного клуба, Томский государственный архитектурно-строительный университет
Аннотация
В статье показано, что результаты квалифицированных тяжелоатлетов в различных специально-подготовительных упражнениях имеют высокую и статистически значимую связь с результатом в соревновательных упражнениях. Целью исследования было выявить степень и характер взаимосвязи показателей специальной физической подготовленности с результатами в соревновательных упражнениях у тяжелоатлетов высокой квалификации. Предметом исследования выступала специальная физическая и спортивно-техническая подготовленность спортсменов. В ходе исследования, путем анализа литературных источников, тестирования физических качеств тяжелоатлетов и методов математической статистики решались задачи по определению показателей специальной физической подготовленности тяжелоатлетов, а также выявления характера и степени взаимосвязи показателей специальной физической подготовленности и спортивного результата тяжелоатлетов высокой квалификации. На основе педагогического эксперимента было установлено, что наибольшее значение для повышения соревновательного результата имеют такие специально-подготовительные упражнения, как тяги и приседания, причем как со штангой на плечах, так и со штангой на груди.
Ключевые слова: тяжелая атлетика, специальная физическая подготовленность, функциональная подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p48-52
INFLUENCE OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING ON THE COMPETITIVE RESULT OF QUALIFIED WEIGHTLIFTERS
Aleksandr Vladimirovich Bolshoy, the head of sports club, Tomsk State University of Architecture and Building
Abstract
The article shows that the results of qualified weightlifters in various special training exercises have a high and statistically significant relationship with the result in competitive exercises. The aim of the study was to identify the degree and nature of the relationship between indicators of special physical fit-