training aids", Journal of Physical Education and Sport, 15(3), pp.417-425.
Контактная информация: a_s@mail.ru
Статья поступила в редакцию 26.02.2020
УДК 378
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
В условиях развития информационного общества актуальной становится проблема формирования информационно-аналитических умений обучающихся, которые заключаются в умении получать, обрабатывать, анализировать и представлять информацию с использованием информационных технологий. Целью исследования является обоснование необходимости применения виртуальной образовательной среды повышения эффективности формирования информационно-аналитических умений студентов. Результаты диагностики сформированности информационно-аналитических умений свидетельствуют о преобладании низкого уровня развития данных умений у студентов, в связи с этим нами предложено использование виртуальной образовательной среды как средства их формирования.
Ключевые слова: информационно-аналитические умения, информация, информационные технологии, виртуальная образовательная среда.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p160-164
VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMATION OF INFORMATION-ANALYTICAL ABILITIES OF STUDENTS Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Abstract
In the context of the development of the information society, the urgent problem is the formation of information and analytical skills of students, which are the ability to receive, process, analyze and present information using information technology. The aim of the study is to justify the need for a virtual educational environment to increase the effectiveness of the formation of information and analytical skills of students. Diagnostic results of the formation of information and analytical skills indicate the predominance of a low level of development of these skills among students, in connection with this we proposed the use of a virtual educational environment as a means of their formation.
Keywords: information and analytical skills, information, information technology, virtual educational environment.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, информационное общество - общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан [1].
Таким образом, в условиях развития информационного общества каждый человек, независимо от сферы его профессиональной деятельности, сталкивается с необходимостью поиска, получения, обработки, анализа, переработки и оценки информации, в связи с
чем перед педагогами встаёт задача развития информационно-аналитических умений у студентов, обучающихся по различным направлениям подготовки. Понятие «информационно-аналитические умения» в научной литературе рассматривается в различных аспектах и связывается с такими понятиями как «информационные умения», «информационная грамотность», «информационная культура», «информационная компетентность», «аналитические умения» и др. Мы определяем информационно-аналитические умения как владение способами деятельности по поиску, аналитико-синтетической обработке информации и получению новых знаний с использованием информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, формирование информационно-аналитических умений возможно только в условиях информационного пространства.
«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы» определяет информационное пространство как совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры [1]. Для организации учебного процесса с целью формирования учебно-аналитических умений мы предлагаем использовать виртуальную образовательную среду, под которой будем понимать информационное пространство, посредством которого осуществляется управление содержанием образовательной среды и взаимодействием участников образовательного процесса между собой и с отдельными компонентами среды.
Стоит отметить, что, несмотря на постоянное совершенствование информационно-коммуникационных технологий, виртуальные или информационно-образовательные среды в вузах, в большинстве своём, сводятся к организации хранилища методических материалов в различных формах, применению систем тестирования, а также организации дистанционных лекционных и семинарских занятий в форме видеоконференций. Очевидно, что использование только данных технологий является недостаточным для проведения практических и лабораторных занятий по негуманитарным дисциплинам, которые в первую очередь будут способствовать формированию информационно-аналитических умений студентов. Кроме того, по нашему мнению, виртуальная образовательная среда должна использоваться не только как средство дистанционных образовательных технологий или организации самостоятельной работы, но и в условиях обычных аудиторных занятий, то есть должна содержать в качестве компонентов программные модули, способствующие более эффективной организации занятий различных видов.
Цель исследования - обоснование необходимости применения виртуальной образовательной среды повышения эффективности формирования информационно-аналитических умений студентов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами была проведена диагностика сформированности информационно-аналитических умений 56 студентов первого курса педагогического вуза. В основу диагностики была положена работа научным текстом, на основании которого необходимо было составить ментальную карту и сделать определённые выводы. Ментальная карта представляет собой средство структурирования информации, при котором главное понятие находится в центре схемы, а связанные понятия располагаются вокруг и виде «дерева». Таким образом, ментальные карты могут выступать как средство анализа и представления информации. Итоги диагностики представлены на рисунке 1 и в
12,50%
Высокий
16; " Средний 33; 28,57% тт
58,93% Низкий
Рисунок 1 - Уровни сформированности информационно-аналитических умений студентов
таблице 1.
Таблица 1 - Результаты диагностики сформированности информационно-аналитических
Уровень сформированности Количество обучающихся, чел. Доля обучающихся, %
Высокий 7 12,5%
Средний 16 28,6%
Низкий 33 58,9%
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Высокий уровень сформированности информационно-аналитических умений выявлен только у 12,5% студентов, при этом превалирует низкий уровень, который наблюдается у 58,9% студентов. Таким образом, проблема повышения эффективности формирования информационно-аналитических умений у студентов является актуальной.
Для решения данной проблемы нами спроектирован и реализован ряд программных продуктов, которые могут быть встроены в виртуальную образовательную среду и применяться для проведения практических и лабораторных занятий. Стоит отметить, что подобные программные продукты могут применяться при проведении дисциплин различных профилей: естественнонаучного, математического, психолого-педагогического и других. Нами созданы и протестированы программные модули по дисциплинам: «Математика», «Возрастная анатомия и физиология», «Психология», «Техническая механика» и др. [2; 3]. Общими характеристиками данных программных продуктов являются следующие:
1. Выполнение практической или лабораторной работы полностью осуществляется в программной среде.
2. В ходе выполнения работ осуществляется анализ и обработка информации, представленной в различных видах: текстовом, табличном, графическом. Большинство работ предусматривает выполнение измерений и расчётов, правильность которых проверяется программным модулем. Примеры формы представлены на рисунках 2 и 3.
3. Итогом работы является отчёт, выполненный по определённому шаблону. При этом результаты вычислений или пройденных тестов автоматически помещаются в шаблон отчёта, а задачей студента является формулировка выводов на основе данных результатов. Готовый текстовый отчёт экспортируется в формат MS Word._
Ии Построение профиля физического развития
Задание 2. Построение профиля физического развития. Оценка гармоничности физического развития с помощью метода стандартов
На основании полученных индивидуальных (X) показателей физического развития вычислите индивидуальные отклонения показателей от нормы в сигмах.
Индивидуальное значение показателя (X)
Возрастные нормы Индивидуальное (М±а)
Длина тела, см Масса тела, кг
Окружность грудной клетки, см Сила ведущей кисти, кг Сила спины, кг Жизненная емкость легких, л
57
35
3.5
Женщины
162.8±5.12
59:б±6,82
84,93±4,82
33,8±5,03
80,41±10=06
3.4±0.54
it нормы (Х-М)
показателей от нормы в сигмах (Х-М)/ с
Продолжить
Рисунок 2 - Пример расчётной формы лабораторной работы
Метод стандартов — □ X
Метод стандартов
Оценку физического развили детей и подростков производят путем сравнения антропометрических и физиометрических признаков обследуемого со средними пока.-зателями возрастно-поповой труппы этой популяции. используя метод стандартов.
Г ун последнего заклютается в сравнении индивидуальных антропометрический величин со стандартными, полученными в результате массовых обследований представителей конкретной возрастно-поповой группы.
Для этого необходимо;
1) определить возраст обследуемого в годах;
2) найти разницу между индивидуальными величинами изучаемых показателей и их табличными (стандартными) значениями;
3) найти частное от деления полученной выше разницы на величину среднего квадратического отклонения каждого показателя.
Полученные данные конкретной популяции обрабатываются вариационно-статистическим методом, в результате получают среднюю величину каждого показателя (М) и среднее квадратичное отклонение - сигму (а), отражающую величину колебаний от средней величины. По величине сигмального отклонения можно сулить об уровне и гармоничности физического развития.
Различают следующие уровни физическогоразвития:
- высокий, если показатель находится е интервале от 12:0*<т и более;
- выше среднего, если показатель находится в интервале от 11;0'-:а до +2=0*ст;
- средний - индивидуальный показательнаходится в интервале ±1:0*С7 (т. е. М±а);
- ниже среднего=если показатель находится в интервале от -1=0*ст до -2;0'-: а;
- низкий в том случае, ымдапоказатель находится в интервале от -2:0*<т и менее.
Рисунок 3 - Пример справочной формы лабораторной работы
Таким образом, в процессе выполнения работы студент осуществляет получение, обработку, анализ и представление информации, то есть происходит формирование информационно-аналитических умений.
ВЫВОДЫ
Информационно-аналитические умения являются важнейшим видом умений индивида в условиях информационного общества. При этом диагностика сформированности данных умений у студентов первого курса педагогического вуза свидетельствует о том, что в процессе среднего общего образования умения получения, обработки и анализа информации формируются в недостаточной мере. Данное противоречие свидетельствует о необходимости поиска эффективных средств формирования данных умений. В качестве такого средства может выступать виртуальная образовательная среда, позволяющая, в том числе, проводить практические и лабораторные занятия с использованием специальных программных модулей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/# 1000 (дата обращения: 01.01.2020).
2. Корчемкина, Ю.В. Учебно-аналитическая информационная система как средство повышения эффективности формирования профессиональных компетенций бакалавров в процессе обучения линейной алгебре / Ю. В. Корчемкина // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2016. - № 3 (7). - С. 102-107.
3. Применение педагогических программных средств в образовательном процессе вуза и их роль в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся / Ю.В. Корчемкина, Е.А. Гафарова, М.Л. Хасанова, Л.Н. Аксенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 95-100.
REFERENCES
1. The development strategy of the information society in the Russian Federation for 2017-2030, available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71570570/#1000.
2. Korchemkina Yu.V. (2016), "Educational-analytical information system as a means of increasing the effectiveness of the formation of professional competencies of bachelors in the process of teaching
linear algebra", Health, Education and Security, No. 3 (7), pp. 102-107.
3. Korchemkina, Yu.V., Gafarova, E.A., Khasanova, M.L. and Aksenova L.N. (2018), "Application of pedagogical software in educational process of the higher school and its role in building of individual educational trajectory of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), pp. 95100.
Контактная информация: kjv_intser@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 28.02.2020
УДК 796.077.4
ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ В РАМКАХ СПОРТИВНЫХ СУДЕЙСКИХ СЕМИНАРОВ ПО СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫМ ВИДАМ СПОРТА
Александр Ричардович Косиковский, кандидат педагогических наук, Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, Академия управления Министерства внутренних дел России, г. Москва; Виталий Витальевич Ковалёв, кандидат технических наук, доцент, Андрей Андреевич Моисеенко, Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел России
Аннотация
Статья отражает результаты исследования вопросов повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел России в рамках спортивных судейских семинаров по служебно-при-кладным видам спорта, а также установления актуальных проблем в области подготовки спортивных судей. Раскрываются вопросы организации повышения квалификации, как формы совершенствования компетенций специалистов, обсуждаются содержательные и организационные особенности проведения спортивных судейских семинаров как формы повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел России, предлагаются меры по упорядочению деятельности по подготовке спортивных судей в служебно-прикладных видах спорта.
Ключевые слова: сотрудники МВД России, повышение квалификации, спорт, служебно-при-кладной спорт, развитие спорта, спортивные соревнования, организация соревнований, подготовка спортивных судей.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p164-168
DEVELOPMENT OF QUALIFICATION OF EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT SPORTS JUDICIAL SEMINARS ON PROFESSIONALLY APPLIED SPORTS
Alexander Richardovich Kosikovsky, the candidate of pedagogical sciences, Timofey Ser-
geevich Kupavtsev, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow; Vitaly Vitalievich Kovalev, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Andrey Andreevich Moiseenko, Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia, Barnaul
Abstract
The article reflects the results of the scientific research of the training employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of the sports judicial seminars on service-applied sports, and it also establishes the actual problems in the field of training and certification of the referees. Current problems in the field of training and certification of the sports judges are investigated. The article reveals some aspects of the professional development of the sports judges in Russia, it discusses the content and organizational features of the sports' referees' seminars as a form of the professional development of the employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and it suggests the measures to streamline the training of sports judges in applied sports.
Keywords: employees of the MIA of Russia, professional development, sports, sports competitions, organization of competitions, training of sports judges.