Научная статья на тему 'Факторы, определяющие целесообразность применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур'

Факторы, определяющие целесообразность применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ИНСТРУКТОРЫ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / FACTORS / INSTRUCTOR IN HAND-TO-HAND COMBAT OF POWER STRUCTURES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссаров Борис Юрьевич, Фадеев Александр Сергеевич, Куцевич Олег Вацлавович, Сорокин Андрей Владимирович, Семененко Максим Сергеевич

Авторами статьи обоснована ранговая структура факторов, определяющих целесообразность применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Этими факторами являются: значительная удаленность места прохождения службы инструкторов по рукопашному бою силовых структур от головного вуза; простота и надежность в организации процесса повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур; недостаточный уровень знаний, методических умений и навыков у инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Менее значимыми факторами являются: снижение материальных затрат, связанных с обучением инструкторов по рукопашному бою силовых структур; возможность осуществлять контроль над повышением уровня знаний инструкторов по рукопашному бою силовых структур; недостаточный уровень владения педагогическими навыками проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комиссаров Борис Юрьевич, Фадеев Александр Сергеевич, Куцевич Олег Вацлавович, Сорокин Андрей Владимирович, Семененко Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors determining expediency of remote educational technologies application in process of advanced training of instructors in hand-to-hand combat for power structures

The authors of the article justified the rank structure of factors determining the expediency of using remote educational technologies in the process of advanced training of trainers in hand-to-hand combat for power structures. These factors are: considerable distance of service of trainers in hand-to-hand combat of power structures from the head university; simplicity and reliability in organization of the process of advanced training of trainers in hand-to-hand combat for power structures; insufficient level of knowledge, methodological skills and skills of trainers in hand-to-hand combat for power structures. Less significant factors are: reduction of material costs related to training of trainers in hand-to-hand combat for power structures; possibility to control the improvement of the level of knowledge of trainers in hand-to-hand combat for power structures; lack of teacher skills.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие целесообразность применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур»

3) Наметить стратегию повышения технического мастерства спортсменов посредством применения гидродинамических свойств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мосунов, Д.Ф. Формирование пространства воды вокруг спортсмена-пловца / Д.Ф. Мосунов, М.Д. Мосунова, Ю.А. Назаренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5. - С. 57-61.

2. Максимова, С.Ю. Методика обучения технике двигательного действия спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / С.Ю. Максимова, С.С. Садовая, И.А. Селезнев // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 2, № 5. - С. 35-37.

3. Мосунов, Д.Ф. Паралимпийское плавание спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата : учебно-методическое пособие / Д.Ф. Мосунов, Ю.А. Назаренко. - Санкт-Петербург : Плавин, 2008. - 79 с.

4. Мосунов, Д.Ф. Методика прикладного анализа внутрицикловой скорости пловца / Д.Ф. Мосунов // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 4 (56). - С. 49-51.

REFERENCES

1. Mosunov, D.F., Nazarenko, Yu.A. and Mosunova, M.D. (2010), "Formation of space of water around athlete-swimmer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 57-61.

2. Mosunov, D.F., Nazarenko, Yu.A. (2013), Paralympic swimming of athletes with SCI: educational and methodical grant, Plavin, Saint-Petersburg

3. Maximova, S.Y. Sadovaya, S.S. and Seleznev, I.A. (2016), "Methodology of teaching of physical actions for athletes with disabilities", Progress of Modern Science and Education, No. 5, Vol. 2, pp. 35-37.

4. Mosunov, D.F. (2013), "Technique of the application-oriented analysis of intra cyclic speed of swimmer", Adaptive physical culture, No. 4 (56), pp. 49-53.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.02.2020

УДК 796.077.4

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ

БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Борис Юрьевич Комиссаров, соискатель, Калининградский пограничный институт Федеральной службы безопасности России, Калининград; Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических наук, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Олег Вацлавович Куцевич, соискатель, Андрей Владимирович Сорокин, соискатель, Максим Сергеевич Семененко, соискатель, Череповецкое высшее военное инженерное Ордена Жукова училище радиоэлектроники, г. Череповец

Аннотация

Авторами статьи обоснована ранговая структура факторов, определяющих целесообразность применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Этими факторами являются: значительная удаленность места прохождения службы инструкторов по рукопашному бою силовых структур от головного вуза; простота и надежность в организации процесса повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур; недостаточный уровень знаний, методических умений и навыков у инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Менее значимыми факторами являются: снижение материальных затрат, связанных с обучением инструкторов по рукопашному бою силовых структур; возможность осуществлять контроль над повышением уровня знаний инструкторов по рукопашному бою силовых структур; недостаточный уровень владения педагогическими навыками проведения занятий.

Ключевые слова: факторы; инструкторы по рукопашному бою силовых структур; повышение квалификации; дистанционные образовательные технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p156-160

FACTORS DETERMINING EXPEDIENCY OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES APPLICATION IN PROCESS OF ADVANCED TRAINING OF INSTRUCTORS IN HAND-TO-HAND COMBAT FOR POWER STRUCTURES

Boris Yuryevich Komissarov, the competitor, Kaliningrad Border Institute of the Federal Security Service of Russia, Kaliningrad; Alexander Sergeyevich Fadeev, the candidate of pedagogical sciences, Mikhaylovsky Military Artillery Academy, St. Petersburg; Oleg Vatslavovich Kutsevich, the competitor, Andrei Vladimirovich Sorokin, the competitor, Maxim Sergeyevich Semisenko, the competitor, Cherepovets Higher Military Engineering Order of Zhukov School

of Radio Electronics, Cherepovets

Annotation

The authors of the article justified the rank structure of factors determining the expediency of using remote educational technologies in the process of advanced training of trainers in hand-to-hand combat for power structures. These factors are: considerable distance of service of trainers in hand-to-hand combat of power structures from the head university; simplicity and reliability in organization of the process of advanced training of trainers in hand-to-hand combat for power structures; insufficient level of knowledge, methodological skills and skills of trainers in hand-to-hand combat for power structures. Less significant factors are: reduction of material costs related to training of trainers in hand-to-hand combat for power structures; possibility to control the improvement of the level of knowledge of trainers in hand-to-hand combat for power structures; lack of teacher skills.

Keywords: factors, instructor in hand-to-hand combat of power structures, professional development, remote educational technologies.

В ходе организации физической подготовки в силовых структурах решение проблемы повышения качества проведения занятий по рукопашному бою напрямую зависит от эффективности мер, принимаемых по подготовке и повышению квалификации инструкторов, проводящих эти занятия [2, 6].

Основу обеспечения высокого качества проведения занятий по рукопашному бою составляют хорошо подготовленные инструктора, которые ответственны за эффективность подготовки военнослужащих на местах дислокации частей и подразделений силовых структур. Непосредственную подготовку инструкторов по рукопашному бою силовых структур (РБСС) осуществляют преподаватели вузов в ходе повышения их квалификации [2, 6]. Особенностью деятельности преподавателей вузов в ходе повышения квалификации инструкторов по РБСС является использование новейших технологий их обучения [3-5]. К числу таких технологий относятся различные программы дистанционного обучения. Широкий спектр функций дистанционных образовательных технологий (ДОТ) позволяет в значительной степени повысить квалификацию инструкторов по РБСС [6].

Вопросы повышения квалификации инструкторов по РБСС с применением ДОТ, в научно-исследовательских работах отечественных ученых практически не рассматривались. Поэтому для успешной реализации задач обоснования и совершенствования их подготовки актуальным становится разработка основ военно-профессионального обучения с применением ДОТ [6].

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования вопросов повышения квалификации инструкторов по РБСС обусловлена отсутствием научно обоснованных методик обучения данного контингента с применением ДОТ [6].

Подготовка и повышение квалификации инструкторов по РБСС производится, как правило, в сжатые сроки. Отводимого на эти цели учебного времени явно недостаточно для интегрированного объединения знаний и методических навыков в единое целое. [5].

Применяемая в настоящее время методика повышения квалификации инструкторов по РБСС предусматривает последовательное проведение этапов обучения, направленных на формирование определенных методических навыков [5, 6]. Обучение на каждом этапе проводится до полного овладения методическим навыком. Каждый последующий этап начинается после окончания предыдущего и строится на его основе, соблюдением основных принципов дозирования нагрузки [1].

Таким образом, овладение методическими навыками протекает обособленно, с различными траекториями динамики их освоения. Это требует длительного времени и постоянного контроля над повышением уровня методического мастерства инструкторов по РБСС, что при традиционном обучении требует значительных материальных и временных затрат. Преодолеть возникающее противоречие, возможно при условии выявления факторов, определяющих целесообразность применения ДОТ в процессе повышения квалификации инструкторов по РБСС. Для решения этой задачи проводился опрос специалистов. Всего в опросе приняло участие 38 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Структура факторов, определяющих целесообразность применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур (п=38)_

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Значительная удаленность места прохождения службы инструкторов по рукопашному бою силовых структур от головного вуза 26,2

2 Простота и надежность в организации процесса повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур 23,8

3 Недостаточный уровень знаний, методических умений и навыков у инструкторов по рукопашному бою силовых структур 17,7

4 Снижение материальных затрат, связанных с обучением инструкторов по рукопашному бою силовых структур 12,3

5 Возможность осуществлять контроль над повышением уровня знаний инструкторов по рукопашному бою силовых структур 11,4

6 Недостаточный уровень владения педагогическими навыками проведения занятий 8,6

Анализ данных таблицы показывает, что этими факторами являются: значительная удаленность места прохождения службы инструкторов по РБСС от головного вуза; простота и надежность в организации процесса повышения квалификации инструкторов по РБСС; недостаточный уровень знаний, методических умений и навыков у инструкторов по РБСС. Менее значимыми факторами являются: снижение материальных затрат, связанных с обучением инструкторов по РБСС; возможность осуществлять контроль над повышением уровня знаний инструкторов по РБСС; недостаточный уровень владения педагогическими навыками проведения занятий.

В качестве главного фактора, определяющего целесообразность применения ДОТ в процессе повышения квалификации инструкторов по РБСС, респонденты определили значительную удаленность места прохождения службы инструкторов от головного вуза. Это в значительной степени сокращает возможности прямого педагогического взаимодействия преподавателей вуза и инструкторов по РБСС.

Респонденты отметили простоту и надежность, в организации процесса повышения квалификации инструкторов по РБСС с применением ДОХ. Дистанционные образовательные технологии в значительной степени повышают качество самообразования инструкторов по РБСС.

По мнению респондентов, недостаточный уровень знаний, методических умений и навыков у инструкторов по РБСС также требует применения ДОТ. Их применение позволяет расширить профессиональный кругозор инструкторов по рукопашному бою силовых структур.

Возможность снижения материальных затрат, связанных с обучением инструкторов по РБСС и затратами на командировку также, по мнению респондентов, является весомым фактором, определяющим целесообразность применения ДОТ в процессе повышения квалификации инструкторов по РБСС. Они также отметили расширение возможностей с помощью ДОТ осуществлять контроль над повышением уровня знаний инструкторов по РБСС. Таким образом, обучение инструкторов по РБСС требует длительного времени и постоянного контроля над повышением уровня их методического мастерства. Применение ДОТ позволяет успешно решить эти задачи.

ВЫВОД. На основе выявленных факторов была сформулирована главная задача исследования, которая заключается в поиске педагогических возможностей применения ДОТ в процессе повышения квалификации инструкторов РБСС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих / А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2015. - № 2 (50). - С. 154-156.

2. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.

3. Factor structure of technical preparedness of judokas of various somatic types / A. Bolotin, V. Bakaev, V. Vasilyeva, A. Bobrishev // Journal of Human Sport and Exercise. - 2019. - No. 14 (4). - P. 698705.

4. Bolotin, А.Е. Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity / А.Е. Bolotin, V.V. Bakayev // 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal). - Funchal, Madeira, Portugal, 2017. - P. 126-131.

5. Bolotin, A.E. Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency / A.E. Bolotin, V.V. Bakayev, С. You // Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE). -2018. - No. 13 (1). - P. 72-88.

6. Bolotin, A.E. Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the MChS with the use of physical training aids / A.E. Bolotin // Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - No. 15(3). - P. 417-425.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E., Solntsev, D.A., Kadyrov, R.M., Silchuk, S.M., Silchuk, A.M., Medvedev, Yu.I., Storozhenko, I.I., Ivashchenko, D.E. and Otev, D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endurance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 118, No.2, pp. 154-156.

2. Bolotin A.E. and Sivak A.N. (2013), "Typological signs of educational environment, necessary for effective professional development of cadets in universities of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.

3. Bolotin, A., Bakayev, V., Vasilyeva, V., and Bobrishev, A. (2019), "Factor structure of technical preparedness of judokas of various somatic types", Journal of Human Sport and Exercise, 14(4proc), pp. 698-705.

4. Bolotin A.E. and Bakayev V.V. (2017), "Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity", 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp. 126-131.

5. Bolotin A.E., Bakayev V.V. and You С. (2018), "Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency", Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE) 13(1), pp. 72-88.

6. Bolotin A.E. (2015), "Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the MChS with the use of physical

training aids", Journal of Physical Education and Sport, 15(3), pp.417-425.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.02.2020

УДК 378

ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

В условиях развития информационного общества актуальной становится проблема формирования информационно-аналитических умений обучающихся, которые заключаются в умении получать, обрабатывать, анализировать и представлять информацию с использованием информационных технологий. Целью исследования является обоснование необходимости применения виртуальной образовательной среды повышения эффективности формирования информационно-аналитических умений студентов. Результаты диагностики сформированности информационно-аналитических умений свидетельствуют о преобладании низкого уровня развития данных умений у студентов, в связи с этим нами предложено использование виртуальной образовательной среды как средства их формирования.

Ключевые слова: информационно-аналитические умения, информация, информационные технологии, виртуальная образовательная среда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p160-164

VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMATION OF INFORMATION-ANALYTICAL ABILITIES OF STUDENTS Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

In the context of the development of the information society, the urgent problem is the formation of information and analytical skills of students, which are the ability to receive, process, analyze and present information using information technology. The aim of the study is to justify the need for a virtual educational environment to increase the effectiveness of the formation of information and analytical skills of students. Diagnostic results of the formation of information and analytical skills indicate the predominance of a low level of development of these skills among students, in connection with this we proposed the use of a virtual educational environment as a means of their formation.

Keywords: information and analytical skills, information, information technology, virtual educational environment.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, информационное общество - общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан [1].

Таким образом, в условиях развития информационного общества каждый человек, независимо от сферы его профессиональной деятельности, сталкивается с необходимостью поиска, получения, обработки, анализа, переработки и оценки информации, в связи с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.