Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур'

Психолого-педагогические условия, необходимые для применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНСТРУКТОРЫ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / INSTRUCTORS ON HAND-TO-HAND COMBAT OF POWER STRUCTURES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссаров Борис Юрьевич, Фадеев Александр Сергеевич, Мельников Евгений Вячеславович, Едигарев Роман Валерьевич, Филатов Николай Федорович

Авторами статьи обоснована ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Этими условиями являются: разработка модели применения дистанционных образовательных технологий; соблюдение специфических принципов при применении дистанционных образовательных технологий; разработка специальных программ, необходимых для дистанционного обучения инструкторов рукопашного боя. Менее значимыми условиями являются: наличие материально-технического обеспечения, необходимого для дистанционного обучения инструкторов рукопашного боя; разработка системы дистанционного контроля над повышением уровня знаний у инструкторов по рукопашному бою; наличие определенных знаний у инструкторов по рукопашному бою по использованию компьютеров в ходе самостоятельного обучения.The authors of the article justified the rank structure of psycho-pedagogical conditions necessary for the application of remote educational technologies in the process of advanced training of trainers on hand-to-hand combat of power structures. These conditions are development of the model of application of remote educational technologies; development of the specific principles in the application of remote educational technologies; development of the special programs necessary for remote training of trainers of hand-to-hand combat. Less important conditions are: availability of the logistics necessary for remote training of trainers of hand-to-hand combat; development of the system of remote control over improvement of knowledge level among trainers on hand-to-hand combat; availability of the certain knowledge of trainers on hand-to-hand combat on use of computers during self-training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комиссаров Борис Юрьевич, Фадеев Александр Сергеевич, Мельников Евгений Вячеславович, Едигарев Роман Валерьевич, Филатов Николай Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур»

медицинских групп / С.Н. Карпова, Г.С. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 135-138.

3. Лобанов, Ю.Я. Показатели аэробных возможностей как характеристика физического здоровья студентов / Ю.Я. Лобанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 178-181.

4. Морозова, Л.В. Пилатес - как форма профилактики травм и нарушений опорно-двигательного аппарата / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 165-170.

5. Морозова, Л.В. Инновационный подход в организации занятий для студентов специальной медицинской группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 128-135.

6. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой / Л.В. Ярчиковская, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, А.В. Токарева, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 85-87.

REFERENCES

1. Volsky, V.V. Kovalenko, V.N. and Baturin, A.E. (2019), "Consideration of the model of physical education of students based on their accumulation of knowledge on a healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 51-56.

2. Karpova, S.N. and Prigoda, G.S. (2019), "Structure of factors determining the need to use unified training complexes in the course of physical education of students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 135-138.

3. Lobanov, Yu.Ya. (2018), "Indicators of aerobic capacity as a characteristic of the physical health of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 178-181.

4. Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2018), "Pilates - as a form of prevention of injuries and disorders of the musculoskeletal system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 165-170.

5. Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2015), "Innovative approach in the organization of classes for students of a special medical group with diseases of the musculoskeletal system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (123), pp. 128-135.

6. Yarchikovskaya, L.V., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V., Tokareva, A.V. and Ustinova, O.N. (2018), "Formation of elements of a healthy lifestyle among students in the process of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, pp. 85-87.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.04.2020

УДК 378.046.4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Борис Юрьевич Комиссаров, соискатель, Калининградский пограничный институт ФСБ России, Калининград; Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических наук, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Евгений Вячеславович Мельников, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Валерьевич Едигарев, соискатель, Николай Федорович Филатов, соискатель, Череповецкое высшее военное инженерное ордена Жукова училище радиоэлектроники

Аннотация

Авторами статьи обоснована ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Этими условиями являются: разработка модели применения дистанционных образовательных технологий; соблюдение

специфических принципов при применении дистанционных образовательных технологий; разработка специальных программ, необходимых для дистанционного обучения инструкторов рукопашного боя. Менее значимыми условиями являются: наличие материально-технического обеспечения, необходимого для дистанционного обучения инструкторов рукопашного боя; разработка системы дистанционного контроля над повышением уровня знаний у инструкторов по рукопашному бою; наличие определенных знаний у инструкторов по рукопашному бою по использованию компьютеров в ходе самостоятельного обучения.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; инструкторы по рукопашному бою силовых структур; повышение квалификации; дистанционные образовательные технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p194-197

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR APPLICATION OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN PROCESS OF ADVANCED TRAINING OF TRAINERS ON HAND-TO-HAND COMBAT OF

POWER STRUCTURES

Boris Yurievich Komissarov, the competitor, Kaliningrad Border Institute of the Federal Security Service of Russia, Kaliningrad; Alexander Sergeyevich Fadeev, the candidate of pedagogical sciences, Mihailovskaya Military Artillery Academy, St. Petersburg; Eugene Vyacheslavo-vich Melnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Roman Valeryevich Edigarev, the competitor, Nikolai Fedorovich Filatov, the competitor, Cherepovets Higher Military Engineering Order of Zhukov School of Radio Electronics

Abstract

The authors of the article justified the rank structure of psycho-pedagogical conditions necessary for the application of remote educational technologies in the process of advanced training of trainers on hand-to-hand combat of power structures. These conditions are development of the model of application of remote educational technologies; development of the specific principles in the application of remote educational technologies; development of the special programs necessary for remote training of trainers of hand-to-hand combat. Less important conditions are: availability of the logistics necessary for remote training of trainers of hand-to-hand combat; development of the system of remote control over improvement of knowledge level among trainers on hand-to-hand combat; availability of the certain knowledge of trainers on hand-to-hand combat on use of computers during self-training.

Keywords: psycho-pedagogical conditions, instructors on hand-to-hand combat of power structures, professional development, remote educational technologies.

Развитие спорта требует внедрения современных образовательных технологий не только в тренировочный процесс, но и в подготовку тренерского состава [2]. Исследования по использованию дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур требуют соблюдения определенных психолого-педагогических условий [1]. Практика показывает, что инструкторы по рукопашному бою, систематически использующие в процессе самостоятельных занятий дистанционные образовательные программы, лучше подготовлены в вопросах организации и проведении тренировочного процесса [1]. Механизмы усвоения материала при систематическом использовании в процессе дистанционного обучения многообразны [1]. Центральное место в механизмах дистанционного обучения принадлежит нервной регуляции разных психологических функций у инструкторов по рукопашному бою, где особое место принадлежит повышенному вниманию. Универсальность и простота использования дистанционного обучения способствовали более быстрому усвоению необходимых знаний [1]. Между тем, было установлено, что сами по себе самостоятельные занятия не дает значительного эффекта, если не соблюдать определенные психолого-педагогические условия [1]. С целью определения психолого-педагогических условий, необходимых для применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых струк-

тур был проведен опрос 38 специалистов по рукопашному бою. Результаты опроса этих специалистов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Структура психолого-педагогических условий, необходимых для применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур (п=38)_

Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Разработка модели применения дистанционных образовательных технологий 27,3

2 Соблюдение специфических принципов при применении дистанционных образовательных технологий 22,7

3 Разработка специальных программ, необходимых для дистанционного обучения инструкторов рукопашного боя 17,8

4 Наличие материально-технического обеспечения, необходимого для дистанционного обучения инструкторов рукопашного боя 12,2

5 Разработка системы дистанционного контроля над повышением уровня знаний у инструкторов по рукопашному бою 10,4

6 Наличие определенных знаний у инструкторов по рукопашному бою по использованию компьютеров в ходе самостоятельного обучения 9,6

В ходе этих исследований были обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Этими условиями являются: разработка модели применения дистанционных образовательных технологий; соблюдение специфических принципов при применении дистанционных образовательных технологий; разработка специальных программ, необходимых для дистанционного обучения инструкторов рукопашного боя. Менее значимыми условиями являются: наличие материально-технического обеспечения, необходимого для дистанционного обучения инструкторов рукопашного боя; разработка системы дистанционного контроля над повышением уровня знаний у инструкторов по рукопашному бою; наличие определенных знаний у инструкторов по рукопашному бою по использованию компьютеров в ходе самостоятельного обучения.

Было установлено, что важнейшим психолого-педагогическим условием, необходимым для применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур является разработка модели применения дистанционных образовательных технологий. Было установлено, что в процессе систематических самостоятельных занятий с использованием дистанционных образовательных программ возрастает уровень знаний и методических навыков у инструкторов по рукопашному бою. Вместе с тем все дистанционные образовательные программы должны быть объединены в единую, логически правильно выстроенную обучающую систему. Данная система, по мнению респондентов, должна быть представлена в виде модели применения дистанционных образовательных технологий для повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур.

Респонденты обратили внимание на соблюдение специфических принципов при применении дистанционных образовательных технологий, имеющих разную направленность. Основными предпосылками использования этих принципов являются общие условно-рефлекторные закономерности обучения и развития инструкторов по рукопашному бою. Поэтому соблюдение специфических принципов при применении дистанционных образовательных технологий в процессе обучения инструкторов рукопашного боя является необходимым психолого-педагогическим условием для их профессионального роста и саморазвития одновременно.

Особое внимание респонденты обратили на разработку специальных программ, необходимых для дистанционного обучения инструкторов рукопашного боя. В ходе исследований было установлено, что сдвиги в уровне знаний, навыков и умений у инструкторов по рукопашному бою, наступающие под воздействием специальных обучающих

программ, сохраняются надолго. Поэтому к разработке специальных программ, необходимых для дистанционного обучения инструкторов рукопашного боя необходимо походить с учетом уровня их подготовленности.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о необходимости наличия материально-технического обеспечения, необходимого для дистанционного обучения инструкторов рукопашного боя. Выполнение данного условия способствует тому, что большинство инструкторов по рукопашному бою, использующих дистанционные образовательные технологии, практически без осложнений повышают свой уровень знаний и методической подготовленности. Было установлено, что система знаний у инструкторов по рукопашному бою, с применением дистанционных образовательных технологий обладает целым рядом преимуществ. Применение дистанционных образовательных технологий требует постоянного осознания и сосредоточения на каждой теме, поскольку они выстроены в определенной последовательности. Это развивает чувство системности и комплексности усвоения материала.

Респонденты обратили внимание на разработку системы дистанционного контроля над повышением уровня знаний у инструкторов по рукопашному бою. Наши исследования показали, что выполнение данного условия помогает быстрее достичь образовательного эффекта. Последние наши исследования свидетельствуют, что наилучшего образовательного эффекта можно достичь, если неукоснительно и систематически осуществлять контроль над повышением уровня знаний у инструкторов по рукопашному бою.

Было установлено, что наличие определенных знаний у инструкторов рукопашного боя по использованию компьютеров в ходе самостоятельного обучения также является значимым условием для повышения эффективности дистанционного обучения. Важно чтобы инструкторы рукопашного боя прошли специальные курсы по использованию компьютеров в ходе самостоятельного обучения.

ВЫВОД. Соблюдение выделенных психолого-педагогических условий в ходе самостоятельного обучения инструкторов рукопашного боя с использованием дистанционных образовательных технологий позволит обеспечить улучшение качества повышения их квалификации. Это будет способствовать повышению уровня их знаний, методической подготовленности и профессиональному росту в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Факторы, определяющие целесообразность применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур / Б.Ю. Комиссаров, А.С. Фадеев, О.В. Куцевич, А.В. Сорокин, М.С. Семоненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 156160.

2. Bolotin, A.E. Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency / A.E. Bolotin, V.V. Bakayev, С. You // Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE). - 2018. - No. 13 (1). - P. 72-88.

REFERENCES

1. Komissarov, B.Yu., Fadeev, A.S., Kutsevich, O.V., Sorokin, A.V. and Semonenko, M.S. (2020), "Factors determining expediency of using remote educational technologies in the process of advanced training of trainers on hand-to-hand combat of power structures", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 156-160.

2. Bolotin, A.E., Bakayev, V.V. and You, С. (2018), "Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency", Journal of Human Sport and Exercise (JHSE), No. 13 (1), pp. 72-88.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.