УДК: 796.089
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
условия, правила и факторы эффективного обучения рукопашному бою
Доктор педагогических наук, профессор С.М. Ашкинази
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
PEDAGOGICAL CONDITIONS, RULES AND FACTORS OF EFFECTIVE TEACHING HAND-TO-HAND FIGHT
S.M. Ashkinazi, professor, Dr.Hab. National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Key words: hand-to-hand fight, theory and practice of hand-to-hand fight, pedagogical conditions and rules of effective teaching hand-to-hand fight. The present level of development of military technology is characterized by the abundance of precision highly destructive weapons. However, despite the constant improvement of weapons, on the one hand, and a significant reduction of the likelihood of hand-to-hand fights on the battlefield - on the other, hand-to-hand fight is still an important section of their training in the combat and physical training system of leading armies of the world. This is due to its fully preserved role as an indispensable method of formation in military men of moral and combat qualities, mental resistance to stress factors of close combat.
The purpose of the study was to formulate pedagogical conditions and rules of effective teaching hand-to-hand fight to servicemen on the basis of the generalization of results of theoretical and experimental studies of actual problems of teaching hand-to-hand fight to servicemen for the last 30 years.
The dialectics of the interrelation in the educational process of such categories as opportunity and reality, an opportunity turning into reality, are defined by the existence of the corresponding conditions. The situation, whether physical and mental activities provide full value training for a fight with an opponent, depends on the degree of compliance of conditions in which training process is being carried out, and the factors characterizing the real hand-to-hand fight. Conditions of the teaching process are that important component which to a great extent promotes early adaptation of servicemen to a real hand-to-hand fight and provides corresponding physical and mental loads to be transferred to the category of learnt ones.
Ключевые слова: рукопашный бой, теория и практика рукопашного боя, педагогические условия и правила эффективного обучения рукопашному бою.
Введение. Современный уровень развития военной техники характеризуется обилием высокоточного оружия большой поражающей мощи. Однако, несмотря на постоянное совершенствование вооружения, с одной стороны, и на существенное снижение вероятности возникновения рукопашных схваток на поле боя, - с другой, в системе боевой и физической подготовки ведущих армий мира рукопашный бой продолжает оставаться важным разделом их подготовки. Это связано с тем, что в полной мере сохранилась его значимость как незаменимого средства формирования у военнослужащих морально-боевых качеств, психической устойчивости к стрессовым факторам ближнего боя.
Цель исследования - сформулировать педагогические условия и правила эффективного обучения военнослужащих рукопашному бою на основе обобщения результатов теоретико-экспериментальных исследований актуальных проблем обучения военнослужащих рукопашному бою за последние 30 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. Диалектику взаимосвязи в учебном процессе таких категорий, как возможность и действительность, перерастание возможности в действительность, определяет наличие соответствующих условий. От степени соответствия условий, в которых проводится процесс обучения, и факторов, характеризующих реальную рукопашную схватку, зависит, будут ли физические и психические нагрузки обеспечивать полноценную подготовку к схватке с противником. Условия процесса обучения являются тем важным компонентом, который в большой мере способствуют заблаговременной адаптации военнослужащих к реальному рукопашному бою и обеспечить перевод в разряд познанных соответствующие физические и психические нагрузки. В числе этих условий можно выделить следующие:
1) необходимая и оптимальная степень воспроизведения реальной рукопашной схватки в процессе обучения;
2) необходимые временны'е затраты на обучение;
3) периодичность (кратность) занятий;
4) необходимое количество схваток и вольных боев, которые должны провести обучаемые, или время, которое для этого должно быть отведено.
Дидактическое обоснование первого условия является задачей оптимизации, т. е. задачей поиска той границы условности от реального боя, при которой во время обучения отсутствует угроза жизни и в то же время при оптимальных затратах (временных, материальных и др.) достигается такой уровень подготовленности к рукопашному бою, развития морально-боевых качеств, которые обеспечивают заблаговременную адаптацию к ближнему бою с противником.
Следует заметить, что вопросами научного обоснования педагогических условий процесса обучения отечественная дидактика занималась постоянно. В частности, в 80-х гг. прошлого века академик Ю. К. Бабанский сформулировал в качестве нового принципа принцип создания необходимых условий для обучения, который закономерно зависит от наличия по крайней мере четырех основных групп условий: учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических и эстетических [3, 14].
Физическая подготовка - особый вид обучения, по многим параметрам совпадающий со спортивной тренировкой и направленный в первую очередь на формирование двигательных навыков и развитие физических и специальных качеств военнослужащих. В теории спорта также подчеркиваются роль и влияние специфических условий процесса обучения на его эффективность. Например, в боксе такими условиями являются: место и форма проведения поединка, степень обусловленности действий противника в процессе их отработки, наличие отношений конкуренции между спарринг-партнерами и др. [10].
В теории физической подготовки принято, что объективной основой использования ее средств и методов для повышения боевой готовности военнослужащих является так называемый перенос тренированности. С позиции теории функциональных систем П. К. Анохина в основе этого явления лежит «общность адекватных ведущих элементов специфических функциональных систем и соответствующих режимов их функционирования, развиваемых в процессе физической подготовки и проявляемых в различных видах учебно-боевой деятельности» [4]. Из этого определения следует, что необходимым условием переноса является совпадение ведущих элементов функциональных систем, а достаточным - совпадение режимов их функционирования.
Развивая эти идеи переноса тренированности применительно к задаче выбора подготовительных средств тренировки, Ю. В. Верхошанский ввел такое понятие как с п е ц и ф и ч н о с т ь тренирующего воздействия этих средств [5, 6]. Оно характеризует степень их соответствия условиям соревновательной деятельности, как в двигательной структуре, так
и в режиме работы моторного аппарата и в механизме его энергообеспечения.
На основании исследований автора 1984-2014 гг. совместно с профессором В. Л. Марищуком и с учениками (А. А. Косачевым, Н. Г. Цедом, И. Л. Борщевым, И. О. Киреевым, С. С. Прокопчуком, А. В. Кузьминым, К. В. Климовым, А. Н. Кочергиным, М. Ю. Никифоровым и др.) было констатировано, что большое количество средств, применяемых в тот период времени при обучении военнослужащих рукопашному бою, обладали недостаточной специфичностью. Это проявилось в том, что эффективность переноса навыков и умений, формировавшихся в процессе занятий, на условия, приближенные к боевым, оказалась достаточно низкой и процесс становления мастерства в связи с этим значительно затягивался [1, 2, 9, 10].
Слабая специфичность была связана с «имитирующей» методикой обучения, когда выполнение приемов и действий в парных упражнениях с противником только «обозначается», т. е. ведется с постоянным нарушением пространственно-временных, кинематических и динамических характеристик атакующих и защитно-ответных действий. Попутно происходит нарушение психологических и тактических аспектов обучения. Военнослужащие не только не получают соответствующих ощущений при выполнении технических действий с живым противником и у них не складывается целостного представления о приемах и возможных ситуациях рукопашного боя, но и (что очень важно!) они не испытывают должных психических нагрузок.
Поэтому в методике должна быть реализована группа правил, выполнение которых является одним из у с л о в и й эффективного обучения рукопашному бою.
Первое правило. Так как интегральным показателем результативности атакующих и защитно-ответных действий являются сила и точность удара (укола), упражнения рукопашного боя должны выполняться с учетом правила скоростно-силового соответствия, т. е. не обозначаться, а наноситься реально.
Для этого необходимо:
- использование на всех этапах обучения защитного снаряжения;
- использование макетов оружия, обеспечивающих безопасность при тренировке с контактом;
- чередование макетов и штатного оружия при выполнении упражнений;
- отработка атакующих действий поочередно с партнером и по мишеням.
Первые два пункта касаются материального обеспечения учебного процесса, третий и четвертый -последовательности тренировки и в совокупности призваны содействовать формированию систем реальных движений при выполнении приемов и действий рукопашного боя на всех этапах: от обучения отдельному приему до совершенствования в тактической обстановке схватки.
Выполнение данного правила является одним из ключевых моментов в методике обучения, без чего совершенствование большинства из сторон подготовленности воина к рукопашному бою (технико-
тактической, морально-психологической и др.) будет неполноценным.
Второе правило. Должно соблюдаться тактико-ситуационное соответствие парных боевых упражнений обстановке реальной рукопашной схватки, которое проявляется во внезапности, скоротечности, активном противодействии противника, возможном тактическом неравенстве условий для противников при ее возникновении, возможными неудобствами для маневрирования, передвижения (развалины, узкое помещение, скользкая поверхность и др.) и т. д.
Третьим правилом эффективного обучения рукопашному бою является результативное соответствие. Оно означает, что итог схватки должен подводиться руководителем занятия не просто по традиционной 4-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»), а как одна из возможных альтернатив реального боя:
- поразил противника и остался невредим (оценка «отлично»);
- поразил противника, но сам был «легко ранен» (оценка «хорошо»);
- поразил противника, выполнил боевую задачу, но сам был «ранен» (оценка «удовлетворительно»);
- поразил противника, но сам «погиб» (оценка «неудовлетворительно»);
- не сумел поразить противника, а сам «погиб» (оценка «неудовлетворительно»).
Реализация этого правила является весьма существенной для развития морально-боевых и психологических качеств, необходимых для ближнего боя. Данное обстоятельство имеет особое значение в контексте такой задачи обучения рукопашному бою, как воспитание воина, бойца.
Таким образом, одно из условий эффективного обучения военнослужащих рукопашному бою может быть сформулировано как «проведение парных боевых упражнений с учетом правил скоростно-силового, тактико-ситуационного и результативного соответствия реальной рукопашной схватке» (см. рисунок). Однако вполне очевидно, что предпосылкой для его осуществления выступает, в свою очередь, другое условие: «использование в учебном процессе макетов оружия и защитного снаряжения, позволяющих отрабатывать приемы и действия с реальными кинематическими и динамическими характеристиками и фиксировать их результат».
В целом применение защитного снаряжения и соответствующих макетов будет способствовать реализации в методике обучения важнейшего кибернетического принципа - принципа обратной связи, когда обучаемые получают адекватную информацию (как внешнюю - от руководителя, так и внутреннюю - посредством собственных ощущений) о качестве выполняемых ими приемов и действий, а также создает предпосылки для расширения вариативности в обучении.
Как известно, основным средством совершенствования всех сторон подготовленности в единоборствах и в рукопашном бое являются схватки - парные боевые упражнения. Каждый этап обучения имеет свои особенности организации и условия их проведения.
В практике спортивных единоборств, для совершенствования тактико-технического мастерства на различных этапах подготовки к соревнованиям вопросам планирования объема соревновательных упражнений и упражнений уделяется особое внимание [8, 11, 13].
Рядом специализированных исследований доказано, что третьим условием эффективности учебно-воспитательного процесса по рукопашному бою является «планирование и учет диахронической структуры парных боевых упражнений с выделением на полуобусловленные схватки и вольные бои не менее 10-15 % всего учебного времени» [1].
Очень важно, чтобы обучаемые, участвуя в подобных схватках, испытывали должные психические нагрузки [1, 9, 10]. Это является четвертым условием, которое можно сформулировать как «создание экстремального фона при проведении парных боевых упражнений». В первую очередь оно может быть реализовано путем создания обстановки риска и опасности, осознания возможности получить травму. «Экстремальный фон» достигается на завершающих этапах обучения использованием реального оружия при проведении приемов, усложнением обстановки им сопутствующим: высота, огневые имитационные средства, световые и шумовые воздействия, элементы неожиданности при возникновении схваток, бой с несколькими противниками и т. п. [1, 7, 12].
Однако не менее актуальным является вопрос выяснения кратности (периодичности) занятий по рукопашному бою для поддержания достигнутого уровня подготовленности или для его повышения. Этот вопрос напрямую связан с проблемой обоснования необходимых временных затрат на обучение.
Проведенные исследования по изучению динамики затухания навыков рукопашного боя у военнослужащих [1] позволили сделать вывод, что для поддержания сформированного уровня навыков с военнослужащими необходимо проводить 1-2 занятия в неделю (не менее 3 в две недели), а для развития и совершенствования навыков необходимо 2-3 занятия в неделю (не менее 5 занятий в две недели).
С учетом дефицита времени, отводимого на учебные занятия, отработка приемов должна обязательно еженедельно планироваться и осуществляться на утренней физической зарядке, в часы спортивно-массовой работы, а также на тренажах перед заступлением в караул.
Сформулированные выше условия во многом взаимосвязаны. Однако ведущим среди них является внедрение в учебный процесс защитного снаряжения и специальных макетов оружия. Реализация всей совокупности рассмотренных условий позволяет значительно повысить качество и уровень подготовленности военнослужащих по рукопашному бою без дополнительных временных затрат.
Результаты исследований проведенных нами совместно с А. Н. Кочергиным выявили, что методика технико-тактической подготовки военнослужащих при обучении рукопашному бою должна строиться на принципе силового доминирования (см. рисунок), реализующем активную наступательную направленность ведения схватки, умение с первых секунд
перехватить инициативу у противника, непрерывно атаковать и не дать ему никаких шансов самому провести эффективные атакующие действия [1, 9, 10].
Заключение. Практика рукопашного боя и прикладных единоборств для военнослужащих уникальна. Ее феномен состоит в том, что в процессе занятий с различной степенью условности моделируются ситуации прямого, лицом к лицу противоборства с противником. Для военнослужащих психологический аспект этой ситуации неоценим, а умелая организация занятий по рукопашному бою позволяет формировать и совершенствовать у них такие важнейшие качества, как смелость, решительность в действиях, настойчивость и упорство, уверенность в собственных силах при сближении с противником, стремление первым атаковать и победить. Поэтому можно прогнозировать, что благодаря этим возможностям рукопашный бой будет и дальше занимать важное место в боевой подготовке и системе воинского обучения и воспитания.
Обобщение результатов специализированных исследований последних 30 лет показывает, что главными факторами, влияющими на темпы роста обучен-ности военнослужащих рукопашному бою и обеспечивающими высокий уровень подготовленности личного состава, являются следующие:
• построение содержания и методики обучения на основе единой базовой техники и обучения базовым алгоритмам решения тактических ситуаций ближнего боя;
• концентрированность обучения на начальном этапе;
• обязательное выделение на полуобусловленные схватки и вольные бои не менее 10-15 % всего учебного времени;
Педагогические правила
эффективной организации и проведения учебных рукопашных схваток
Скоростно-силовое соответствие
- использование на всех этапах обучения защитного снаряжения;
- использование макетов оружия, обеспечивающих безопасность при тренировке с контактом;
- чередование макетов и штатного оружия
при выполнение упражнений;
- отработка атакующих действий поочередно с партнером
и по мишеням (в полную силу).
Тактико-ситуационное соответствие
- внезапность;
- скоротечность;
- активное противодействие противника;
- возможное тактическое неравенство условий для противников
при ее возникновении;
- возможные неудобства для маневрирования, передвижения, (развалины, узкое помещение, скользкая поверхность и др.)
Результативное соответствие
Итог схватки:
1) поразил противника и сам остался невредим - «5»;
2) поразил противника, но сам был «легко ранен» - «4»;
2) поразил противника, но сам был «ранен» - «4»;
4) поразил противника, но сам «погиб» - «2»
5) не сумел поразить противника, а сам «погиб» - «2»
Педагогические правила организации и проведения схваток в рукопашном бою для эффективного обучения военнослужащих
• реализация в обучении правил скоростно-сило-вого, тактико-ситуационного и результативного соответствия с использованием специальных макетов оружия и защитного снаряжения, а также принципа силового доминирования;
• создание экстремального фона при проведении парных боевых упражнений;
• обеспечение систематичности и согласованности в обучении рукопашному бою путем рационального сочетания различных форм физической подготовки с тактической (тактико-специальной) подготовкой.
Литература
1. Ашкинази С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография (Под ред. проф. В.Л. Марищука) / С.М. Ашкинази. - СПб.: ВИФК, 2001. - 240 с.
2. Ашкинази С.М. Анализ эффективности различных тактических вариантов ведения рукопашного боя / С.М. Ашкинази,
A.Н. Кочергин // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта», - 2008.
- № 3, - С. 10-13.
3. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1982. - № 11. - С. 30-39.
4. Вейднер-Дубровин Л.А. Перенос физических качеств и двигательных навыков - теоретическая основа использования средств физической подготовки с целью повышения работоспособности военнослужащих /Л.А. Вейднер-Дубровин. / Труды факультета. - Вып. 32. - Л.: ВДКИФК, 1963.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте/ Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - С. 118-174..
6. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
7. Дмитриев Г.Г. Упреждающая адаптация к действиям в экстремальных условиях / Г.Г Дмитриев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. -2013. - Вып. 2. - С. 50-55.
8. Карелин А.А. Спортивная подготовка борцов высокой квалификации: монография / А.А. Карелин (Под ред. проф. В.В. Нелюби-на). - Новосибирск: ГИПП «Советская Сибирь», 2002. - 479 с.
9. Кочергин А.Н. Кои но такинобори рю. Введение в школу боевого каратэ / А.Н. Кочергин. - СПб.: «Лекс Стар», 2002. - 139 с.
10. Кочергин А.Н. Интеграция физической, технико-тактической и психологической подготовки по рукопашному бою: дис. ... канд. пед наук / А.Н. Кочергин. - СПб., 2011. - 147 с.
11. Никифоров Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров / Ю.Б. Никифоров. - М.: Физкультура и спорт, 1987 - 192 с.
12. Обвинцев А.А. Исторический опыт применения физической подготовки для повышения боеспособности военнослужащих / А.А. Обвинцев // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта».
- 2009. - № 5 (51). - С. 77-81.
13. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая подготовка /
B.И. Филимонов. - М.: «Инсан», 2000. - 429 с.
References
1. Ashkinazi, S.M. The issues of theory and practice of hand-to-hand fighting in the Armed forces of the Russian Federation. Monograph (edited by. prof. V.L. Marishchuk) / S.M. Ashkinazi.
- St. Petersburg: MIPC, 2001. - 240 P. (In Russian)
2. Ashkinazi, S.M. Effectiveness analysis of different techniques of conducting hand-to-hand fight / S.M. Ashkinazi, A.N. Kochergin // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta, 2008. - № 3, - P. 10-13. (In Russian)
3. Babansky, Yu.K. The interrelation of teaching rules, principles and methods of its optimization /Yu.K. Babansky // Sovetskaya pedagogika. - 1982. - № 11. - P. 30-39. (In Russian)
4. Veidner-Dubrovin, L.A. Transfer of physical qualities and motor skills - the theoretical basis of the use of means of physical training to increase in working capacity of servicemen / L.A. Veidner-Dubrovin. Faculty works. - Iss. 32. - Leningrad: Military Twice Red Banner Institute of Physical Culture, 1963. (In Russian)
5. Verkhoshansky, Yu.V. The fundamentals of special power training in sport / Yu.V. Verkhoshansky - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1970.
- P. 118-174. (In Russian)
6. Verkhoshansky, Yu.V. Programming and organization of training process / Yu.V. Verkhoshansky. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1985. (In Russian)
7. Dmitriev, G.G. Anticipatory adaptation to actions in extreme conditions / G.G. Dmitriev // Aktual'nye problemy fizicheskoy i spetsial'noy podgotovki silovykh struktur . - 2013. - Iss. 2. - P. 5055. (In Russian)
8. Karelin, A.A. Sport training of elite wrestlers. Monograph / A.A. Karelin (Ed. by prof. V.V. Nelyubin) // Novosibirsk: Sovetskaya Sibir', 2002. - 479 P. (In Russian)
9. Kochergin, A.N. Koi no takinobori ryu. An introduction into the school of combat karate / A.N. Kochergin. - St. Petersburg: Lex Star, 2002. - 139 P. (In Russian)
10. Kochergin, A.N. Integration of physical, technical-tactical and psychological training on hand-to-hand fighting: PhD thesis / A.N. Kochergin. - St. Petersburg, 2011. - 147 P. (In Russian)
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
11. Nikiforov, Yu.B. Effectiveness of boxers' training / Yu.B. Nikiforov. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1987 - 192 P. (In Russian)
12. Obvintsev, A.A. The historical experience of the application of physical training to enhance fighting efficiency of military men /A.A. Obvintsev // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. - 2009. -№ 5 (51). - P. 77-81. (In Russian)
13. Filimonov, V.I. Boxing. Sport-technical training / V.I. Filimonov. -Moscow: Insan, 2000. - 429 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 28.05.2014 г.
УДК: 77.29.99
СПОРТИВНЫЙ БРИДЖ В РОССИИ:
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Кандидат педагогических наук Е.Н. Скаржинская
Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Ключевые слова: интеллект, спортивный бридж, организационные основы, конференции, клубный спорт.
Введение. Сегодня внимание общественных деятелей, политиков, ученых и представителей бизнеса приковано к проблеме развития интеллектуальных способностей каждой личности как стратегического ресурса общества. Педагоги активно разрабатывают технологии интеллектуального воспитания на основе игр. Что же касается их содержательного наполнения, то этот вопрос находится на острие публичного обсуждения. С одной стороны, наполнение конкретной учебной информацией (предметные игры) не всегда способствует выработке абстрактного мышления, технологичности принятия решений и других не менее значимых проявлений свойств личности, а с другой - увеличивающееся количество игр сдерживает их распространение и позволяет применять их лишь на локальном уровне. Чаще всего рекомендуется применение спортизированных (в том числе на международном уровне) абстрактно-логических игр как средства развития интеллекта, часто в системе дополнительного образования - шахматы, шашки и т. д. Такие тенденции общей педагогики создают перспективы для развития интеллектуальных видов спорта. Поэтому актуально изучение различных аспектов интеллектуальных видов спорта.
Цель исследования - научное обоснование социально-педагогических и организационных основ развития спортивного бриджа.
Результаты исследования и их обсуждение. Контент-анализ тематик отечественных конференций по спортивной педагогике позволяет утверждать, что научные исследования спортивного бриджа не ведутся. Анализ образовательных программ 14 ведомственных вузов подтверждает нашу гипотезу о том, что отсутствует система подготовки тренерских кадров по спортивному бриджу (только в МГАФК есть ООП «Концепции и технологии интеллектуальных игр» по направлению подготовки магистр «Спорта», где обучается двукратная чемпионка мира, мастер спорта России международного класса Т. В. Пономарева). В статистическом отчете за 2013 г. сведения по спортивным школам (детско-юношеским спортивным школам и специализированным детско-юношеским школам олимпийского резерва) о развитии спортивного бриджа отсутствуют.
Вывод. Социологические исследования деятельности Общероссийской общественной организации «Федерация спортивного бриджа России» 1 и включенное педагогическое наблюдение про-
цесса спортивной подготовки юниорской сборной страны позволяют утверждать следующее:
• по социальной институциализации спортивный бридж в России развивается как клубный спорт (Московский клуб спортивного бриджа, Санкт-Петербургский бридж-клуб, Нижегородский бридж-клуб, Ярославский бридж-клуб, Новосибирский бридж-клуб, Ижевский бридж-клуб, Петрозаводский бридж-клуб, Тольяттинский бридж-клуб «Пеликан», Уфимский бридж-клуб «KONTRAKT", Пермский бридж-клуб, Сыктывкарский бридж-клуб, Брянский бридж-клуб, Екатеринбургский бридж-клуб, Пензенский бридж-клуб, Воронежский бридж-клуб, Челябинский бридж-клуб, Десногор-ский бридж-клуб, Омский бридж-клуб, Курский бридж-клуб, Снежинский бридж-клуб, Самарский бридж-клуб, Рыбинский бридж-клуб, Смоленский бридж-клуб и т. д.);
• специфичной особенностью современного отечественного спортивного бриджа является то, что, несмотря на небольшую распространенность, наблюдается высокий уровень игры: российские спортсмены успешно выступают на крупных международных соревнованиях, в том числе коммерческих;
• процесс спортивной подготовки в спортивном бридже имеет отечественные методические разработки (авторские бридже-вые школы - В. Бруштунов, А. Кельин, В. Кычанов, А. Шид-лов, Л. Фельдман, О. Фрамполь и др.) и информационно-аналитическое обеспечение (формализованная современная программная поддержка организации и судейства российских турниров - Д. Добрин и А. Осипов; регулярное ведение баз статистики игроков; ежемесячное администрирование рейтингов по различным категориям и т д.);
• процесс подготовки юниорской сборной страны носит стихийный характер, однако юные бриджисты имеют планы достойно выступать на международном уровне и развивать спортивный бридж в нашей стране.
Использованная литература
1. Устав Общероссийской общественной организации «Федерация спортивного бриджа России» http://bridgesport.ru/index.php?option=com_con tent&task=view&id=1&Itemid=9 (дата обращения 01.03.2014 г.)
2. Сводный отчет 5-фк за 2013 год (официальный сайт Министерства спорта РФ) http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ (дата обращения 01.05.2014 г.)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 21.04.2014 г.