Научная статья на тему 'Применение активных методов обучения в процессе дополнительного профессионального образования'

Применение активных методов обучения в процессе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ACTIVE TEACHING METHODS / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Марина Леонидовна, Корчемкина Юлия Валерьевна

Дополнительное профессиональное образование в современном обществе играет большую роль, поскольку постоянное развитие технологий требует непрерывного образования на протяжении всей жизни. Организация образовательного процесса требует применения методов активного обучения. Целью исследования является обоснование необходимости применения активных методов обучения в образовательном процессе дополнительного профессионального образования. Посредством опроса обучающихся отобраны наиболее предпочтительные методы активного обучения. На основании данных опроса разработан и апробирован образец программного продукта для проведения занятий с использованием выделенных методов обучения.Additional professional education in modern society plays a big role, since the constant development of technology requires continuous education throughout life. The organization of the educational process requires the use of active learning methods. The aim of the study is to substantiate the need for the use of active teaching methods in the educational process of continuing education. Through a survey of the students selected the most preferred methods of active learning. Based on the survey data, the sample of the software product for conducting classes using selected training methods was developed and tested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Марина Леонидовна, Корчемкина Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение активных методов обучения в процессе дополнительного профессионального образования»

imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 124-127.

3. Kudryashov, E. V. (2017), "Control of competitive activity in sports games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 124-127.

4. Khrustalev, G.A. (2015), "The Concept of management of competitive activity of highly qualified teams in sports games", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp, 101-104.

Контактная информация: kharchenko.ev97@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2020

УДК 377

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Марина Леонидовна Хасанова, кандидат технических наук, доцент, Юлия Валерьевна

Корчемкина, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Дополнительное профессиональное образование в современном обществе играет большую роль, поскольку постоянное развитие технологий требует непрерывного образования на протяжении всей жизни. Организация образовательного процесса требует применения методов активного обучения. Целью исследования является обоснование необходимости применения активных методов обучения в образовательном процессе дополнительного профессионального образования. Посредством опроса обучающихся отобраны наиболее предпочтительные методы активного обучения. На основании данных опроса разработан и апробирован образец программного продукта для проведения занятий с использованием выделенных методов обучения.

Ключевые слова: активные методы обучения, дополнительное профессиональное образование, информационные технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p495-499

APPLICATION OF ACTIVE TEACHING METHODS IN THE PROCESS OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

Marina Leonidovna Khasanova, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical

University, Chelyabinsk

Abstract

Additional professional education in modern society plays a big role, since the constant development of technology requires continuous education throughout life. The organization of the educational process requires the use of active learning methods. The aim of the study is to substantiate the need for the use of active teaching methods in the educational process of continuing education. Through a survey of the students selected the most preferred methods of active learning. Based on the survey data, the sample of the software product for conducting classes using selected training methods was developed and tested.

Keywords: active teaching methods, additional professional education, information technology.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе перед высшим и средним профессиональным образованием стоит сложная задача - не только дать знания будущим специалистам, но и направить обучающихся на непрерывное развитие их познавательных способностей и интересов, умений, навыков, профессиональное саморазвитие. Практика ведения образовательного процесса в вузе показывает, что не все обучающиеся заинтересованы в самообразовании или получении информации от преподавателей традиционным спосо-

бом, поэтому необходимо внедрять активные и интерактивные методы обучения, а также технологии, которые бы не только обеспечивали полное усвоение материала, но и способствовали дальнейшему развитию обучаемого как профессионала и как личности [1].

Активные методы обучения, как правило, предполагают управляемый процесс обучения, в котором центральное место занимает обучающийся, а преподаватель исполняет роль руководителя, обеспечивая правильный ход процесса обучения. Мы придерживаемся определения понятия «активные методы обучения» как серии педагогических действий и методик, предназначенных для организации учебного процесса и создания особых условий, стимулирующих учащихся самостоятельно, активно и творчески осваивать учебный материал в процессе познавательной деятельности. Особенность активных методов обучения состоит в том, что в их основу положено побуждение обучающихся к практической и мыслительной деятельности, без которой не может в полной мере осуществляться усвоение новых знаний.

В системе российского образования наряду со средним профессиональным и высшим образованием широко распространено дополнительное профессиональное образование, которое направлено на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование. Его основная цель - способствовать развитию деловых и творческих способностей, повышение культурного, профессионального уровня специалистов через процессы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Повышение квалификации - это дополнительное профессиональное образование, призванное обеспечить работников новыми качествами для выполнения их профессиональных функций повысить уровень (ступень) образования. Программы обучения специалистов для углубленного изучения актуальных проблем науки и техники по профилю профессиональной деятельности, подготовка специалистов к выполнению новых трудовых функций рассчитаны на людей, имеющих опыт работы в определённой производственной сфере, но испытывающих недостаток практических знаний, умений и навыков.

Профессиональная переподготовка - вид дополнительного профессионального образования, направленный на освоение обучаемыми образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения обучающимися нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но она даёт возможность изменить направление профессиональной деятельности на данном уровне образования.

По данным НИУ ВШЭ в 2019 г. количество обучаемых в сфере дополнительного профессионального образования составило примерно 4,5 миллиона человек: около 22% обучаемых в возрасте от 20 до 29 лет, около 72% - свыше 30 лет, 6% в возрасте до 20 лет. Таким образом, контингент обучающихся в системе дополнительного профессионального образования является более разнородным по возрасту, чем, например, контингент студентов очной формы обучения. Кроме того, в процессе обучения возникают проблемы, связанные с неоднородностью контингента по специфике базового образования. Можно отметить, что аналогичные проблемы возникают при обучении студентов заочной формы обучения и студентов магистратуры.

Из этого следует, что учебный процесс в системе дополнительного профессионального образования должен быть организован с учетом специфики аудитории, что определяет необходимость широкого привлечения к преподавательской деятельности квалифицированных специалистов, которые, используя активные методы обучения, смогут создать положительный микроклимат группы для создания атмосферы свободного общения и повысить эффективность усвоения материала.

Цель исследования - обоснование необходимости применения активных методов обучения в образовательном процессе дополнительного профессионального образования.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами проведен опрос 22 студентов выпускных курсов заочной формы обучения, обучающихся по направлению 44.04.03 Профессиональное обучение, профиль «Транспорт». Данный контингент наиболее близок к контингенту обучающихся в системе дополнительного образования. Опрашиваемым было предложено выбрать три наиболее предпочтительных для них метода активного обучения и ранжировать их с помощью выставления баллов от 1 до 3 (3 - наиболее предпочтительный, 1 - наименее предпочтительный). Для выбора им были предложены следующие активные методы обучения, считающиеся наиболее эффективными [2; 3]: не имитационные методы: проблемная лекция, эвристическая беседа, лекция-провокация, лекция-консультация, поисковое практическое занятие, исследовательская работа, самостоятельная работа с Интернет-ресурсами, веби-нар, конференция; имитационные методы: ролевые игры, анализ конкретных производственных ситуаций, решение производственных задач, практические действия, эксперимент, создание эссе. Таким образом, в результате опроса 22 студентов каждый из методов мог быть оценен от 0 до 66 баллов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наибольшее количество баллов по результатам опроса получили следующие методы (таблица 1):

Таблица 1 - Результаты опроса студентов о предпочтительных методах активного обучения

Метод обучения Количество баллов

Эксперимент 26

Практические действия 24

Решение производственных задач 23

Поисковое практическое занятие 21

Анализ конкретных производственных ситуаций 18

Остальные методы получили от 1 до 5 баллов.

Стоит отметить, что при применении перечисленных методов в качестве средства обучения могут быть использованы специализированные программные продукты.

Нами разработан и протестирован программный продукт «Учебно-программный комплекс "Исследование процесса сжатия в поршневом двигателе внутреннего сгорания"» (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ от 26.11.2018 №Яи 2018666052) [4]. В ходе занятия с использованием данного программного модуля на первом этапе проводится эксперимент, выполняются определённые действия с использованием поршневого двигателя внутреннего сгорания, и данные заносятся в форму (рисунок 1). Далее выполняются определённые расчёты, которые заносятся в таблицы, правильность заполнения которых проверяется программно, и на основании расчётов делаются выводы по теме работы. Таким образом, на данном занятии используются все вышеперечисленные (в таблице 1) методы активного обучения.

ВЫВОДЫ

Обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования, а также другие аналогичные категории обучающихся, имеющие разнородный состав по возрасту и уровню базового образования, требуют особого подхода к организации занятий и применения различных методов обучения, в том числе активных. Проведённый опрос студентов показал, что обучающиеся выбирают как наиболее предпочтительные методы активного обучения, связанные с производственной деятельностью и выполнением экспериментальных и практических действий. Организации подобных занятий могут способствовать специализированные программные модули. Нами разработан и апробирован в ходе проведения занятий со студентами заочной формы обучения образец про-

граммного продукта, который может быть использован как при обучении студентов бакалавриата и магистратуры в вузе, так и в учебном процессе дополнительного профессионального образования. При этом необходимо отметить, что, учитывая результаты опроса о предпочтениях обучающихся в выборе активных методов обучения, подобные занятия с использованием перечисленных методов и соответствующих программных продуктов [5; 6] могут быть разработаны по различным дисциплинам и в различных областях знаний, как для сферы высшего, так и дополнительного профессионального образования.

5В ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СЖАТИЯ Б ПОРШНЕВОМ ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Порядок проведения эксперимента

Далее

1. Определить температуру и давление окружающей среды. Данные занести в таблицу.

2. Пустить и прогреть двигатель до нормального теплового состояния.

3. Закрыть кран подачи топлива и выключить зажигание.

4. Полностью открыть воздушную и дроссельную заслонки.

5. Измерить давление в конце процесса сжатия при частоте вращения коленчатого вала 600 мин -1

6. Повторить замер при частоте вращения коленчатого вала 1500 мин -1.

7. Результаты эксперимента занести в таблицу.

1. Исходные данные для расчетов Марка двигателя

Тип двигателя I П

Отрыть таблицу

Диаметр цилиндра, I) м

Ход поршня, Э, м

Степень сжатия, Е

Удельная массовая |?46 5

теплоемкость рабочего —-

тела при постоянном объеме, с\/ ДжДкг*К) Показатель

адиабаты рабочего -

тела, к

2. Измеряемые данные

Давление окружающей среды, ро мм рт ст.

Температура окружающей среды. |о "С

Давление заряда в п1=НЮмин-1

конце процесса сжатия.

рс. КГ*С/СМ2 п2=1И0мин-1

Активация

Рисунок 1 - Пример формы программного продукта

ЛИТЕРАТУРА

1. Bogatenkov, S.A. Risk Management Based on Model of Competences when Introducing Innovative Information Technology / S.A. Bogatenkov, V.A. Belevitin, M.L. Khasanova // International Journal of Engineering and Technology. - 2018. - V. 7, No. 4.38. - Р. 78-81.

2. Integrated Approach to Modeling IC Competence in Students / V.A. Belevitin, S.A. Bogaten-kov, V.V. Rudnev, M.L. Khasanova, A.I. Tyunin // International Journal of Engineering and Technology. -2018. - V. 7, No. 4.38. - Р. 60-62.

3. Approbation of a Mathematical Model of the Influence of Three-Level Semantic Representation of an Educational Message on the Dynamics of Students' Creativity / Ye. Gafarova, V. Belevitin, Yu. Korchemkina, Ye., Smirnov M. Khasanova // International Journal of Engineering and Technology. -2018. - V.7, No. 4.38. - Р. 171-173.

4. Применение педагогических программных средств в образовательном процессе вуза и их роль в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся / Ю.В. Корчем-кина, Е.А. Гафарова, М.Л. Хасанова, Л.Н. Аксенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 95-100.

5. Корчемкина, Ю.В. Учебно-аналитическая информационная система как средство повышения эффективности формирования профессиональных компетенций бакалавров в процессе обучения линейной алгебре / Ю.В. Корчемкина // Здравоохранение, образование и безопасность. -2016. - № 3 (7). - С 102-107.

6. Корчемкина, Ю.В. Виртуальная образовательная среда как средство формирования информационно-аналитических умений обучающихся / Ю. В. Корчемкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 160-164.

REFERENCES

1. Bogatenkov, S.A., Belevitin, V.A. and Khasanova, M.L. (2018), "Risk Management Based on

Model of Competences when Introducing Innovative Information Technology", International Journal of Engineering and Technology, V.7, No. 4.38, pp. 78-81.

2. Belevitin, V.A., Bogatenkov, S.A., Rudnev, V.V., Khasanova, M.L. and Tyunin, A.I. (2018), "Integrated Approach to Modeling IC Competence in Students", International Journal of Engineering and Technology, V. 7, No. 4.38, pp. 60-62.

3. Gafarova, Ye., Belevitin, V., Korchemkina, Yu., Smirnov, Ye. and Khasanova, M. (2018), "The Approbation of a Mathematical Model of the Influence of Three-Level Semantic Representation of an Educational Message on the Dynamics of Students' Creativity", International Journal of Engineering and Technology, V.7, No 4.38, pp.171-173.

4. Korchemkina, Yu.V., Gafarova, E.A., Khasanova, M.L. and Aksenova, L.N. (2018), "Application of pedagogical software in educational process of the higher school and its role in building of individual educational trajectory of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No, 8 (162), pp. 95-100.

5. Korchemkina, Yu.V. (2016), "Educational-analytical information system as a means of increasing the effectiveness of the formation of professional competencies of bachelors in the process of teaching linear algebra", Health, Education and Security, No. 3(7), pp. 102-107.

6. Korchemkina Yu.V. (2020), "Virtual educational environment as a means of formation of information-analytical abilities of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 160-164.

Контактная информация: kjv_intser@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 03.04.2020

УДК 796.422.12

ВЗАИМОСВЯЗЬ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С РЕЗУЛЬТАТОМ

В БЕГЕ НА 400 МЕТРОВ

Андрей Витальевич Чесно, преподаватель, Московский городской педагогический университет

Аннотация

В статье рассмотрена взаимосвязь антропометрических показателей мужчин с результатом в беге на спринтерские дистанции. Целью исследования было изучение взаимосвязи антропометрических данных с результатом в беге на 400 метров. Исследовались бегуны-спринтеры в возрасте 18-28 лет (n = 16) различной спортивной квалификации. Во время исследования фиксировались следующие антропометрические показатели бегунов на 400 метров: масса тела, рост, длина нижних конечностей. По окончанию исследования были получены следующие коэффициенты корреляции между результатом в беге на 400 метров и весом спортсменов (r = -0,05), ростом (r = 0,09), длиной нижних конечностей (r = 0,23). Проведя исследования, влияния антропометрических показателей на результат в беге на 400 метров, мы пришли к выводу, что в беге на короткие дистанции высоких результатов достигают спортсмены с различными антропометрическими показателями.

Ключевые слова: бег, спринтер, антропометрия, вес, рост, длина нижних конечностей.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p499-503

INTERRELATION OF ANTHROPOMETRIC INDICATORS AND RESULTS IN 400

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

METER RACE

Andrey Vitalyevich Chesno, the teacher, Moscow City University

Abstract

The article considers the relationship of anthropometric indicators of men with the result in running sprint distances. The aim of the research was to study the relationship of anthropometric indicators with the result in the 400-meter race. The study involved sprinters aged 18-28 years (n = 16) of various sports qualifications. During the study, the following anthropometric indicators of 400-meter runners were recorded: body weight, height, and length of the lower limbs. At the end of the study, the following corre-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.