Научная статья на тему 'Сравнительный анализ соревновательной деятельности студентов различного уровня подготовленности в мини-футболе'

Сравнительный анализ соревновательной деятельности студентов различного уровня подготовленности в мини-футболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПОДГОТОВКА / MINI-FOOTBALL / TECHNICAL AND TACTICAL READINESS / COMPETITIVE ACTIVITY / STUDENTS / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Евгений Витальевич, Маньшин Борис Григорьевич, Коноплев Виктор Витальевич

В современном мини-футболе прослеживается тенденция к возрастанию динамики, скорости и маневренности игры. В этих условиях технико-тактическое мастерство приобретает ключевую роль в эффективности и результативности соревновательной деятельности. Целью данной исследовательской работы стало проведение сравнительного анализа соревновательной деятельности. Авторами были выявлены слабые стороны командной и индивидуальной технико-тактической подготовленности студенческой команды по мини-футболу «ДВФУ», что в дальнейшем позволит избирательно внести определенные изменения в учебно-тренировочный процесс, тем самым повысить эффективность и результативность соревновательной деятельности.In the modern mini-football, there is a tendency to increase the dynamics, speed and maneuverability of the game. In these conditions, the technical and tactical skills play a key role in the efficiency and effectiveness of competitive activities. The purpose of this research was to conduct the comparative analysis of competitive activities. The authors identified weaknesses in the team and individual technical and tactical readiness of the FEFU student mini-football team, which in the future will allow selectively making certain changes to the training process, thereby increasing the efficiency and effectiveness of competitive activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харченко Евгений Витальевич, Маньшин Борис Григорьевич, Коноплев Виктор Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ соревновательной деятельности студентов различного уровня подготовленности в мини-футболе»

УДК 796.012.12+ 796.332.6

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В МИНИ-

ФУТБОЛЕ

Евгений Витальевич Харченко, магистрант, Борис Григорьевич Маньшин, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, Уссурийск; Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток

Аннотация

В современном мини-футболе прослеживается тенденция к возрастанию динамики, скорости и маневренности игры. В этих условиях технико-тактическое мастерство приобретает ключевую роль в эффективности и результативности соревновательной деятельности. Целью данной исследовательской работы стало проведение сравнительного анализа соревновательной деятельности. Авторами были выявлены слабые стороны командной и индивидуальной технико-тактической подготовленности студенческой команды по мини-футболу «ДВФУ», что в дальнейшем позволит избирательно внести определенные изменения в учебно-тренировочный процесс, тем самым повысить эффективность и результативность соревновательной деятельности.

Ключевые слова: мини-футбол, технико-тактическая подготовленность, соревновательная деятельность, студенты, подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p491-495

COMPARATIVE ANALYSIS OF COMPETITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF DIFFERENT LEVELS OF TRAINING IN MINI-FOOTBALL

Evgeny Vitalievich Kharchenko, the master student, Boris Grigoryevich Manshin, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecture, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriisk; Victor Vitalievich Konoplev, the master student, Far Eastern

Federal University, Vladivostok

Abstract

In the modern mini-football, there is a tendency to increase the dynamics, speed and maneuverability of the game. In these conditions, the technical and tactical skills play a key role in the efficiency and effectiveness of competitive activities. The purpose of this research was to conduct the comparative analysis of competitive activities. The authors identified weaknesses in the team and individual technical and tactical readiness of the FEFU student mini-football team, which in the future will allow selectively making certain changes to the training process, thereby increasing the efficiency and effectiveness of competitive activities.

Keywords: mini-football, technical and tactical readiness, competitive activity, students, training.

ВВЕДЕНИЕ

Студенческие команды по мини-футболу в условиях высшего учебного заведения в большинстве случаев формируются из игроков, которые прошли подготовку в разных спортивных учреждениях и соответственно имеют различный уровень подготовленности, что во многом осложняет процесс подготовки к соревновательной деятельности [1].

В современном мини-футболе прослеживается тенденция к возрастанию динамики, скорости и маневренности игры. В этих условиях технико-тактическое мастерство приобретает ключевую роль в эффективности и результативности соревновательной деятельности. В связи с высокой динамикой развития мини-футбола тренерам студенческих команд необходимо повышать технико-тактическую подготовленность игроков.

Е.В. Кудряшов отмечает, что процесс совершенствования технико-тактического мастерства возможен только при наличии в процессе подготовки обратной связи между

игроками команды и тренером путем получения данных о выполнении командных и индивидуальных показателей технико-тактических действий [3]. Поэтому необходимо на всех этапах подготовки анализировать соревновательную деятельность, с целью выявления «сильных» и «слабых сторон», и дальнейшим внесением корректив в учебно-тренировочный процесс, тем самым обеспечить оптимальные условия для повышения технико-тактического мастерства, как индивидуально каждого игрока, так и команды в целом [2,4]. Целью исследования явилось проведение сравнительного анализа полевых игроков команды, Школы педагогики ДВФУ с командой «Политехник» г. Хабаровск по мини-футболу и определение различий в технико-тактической подготовленности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в течение 2018/2019 учебного года на базе студенческой команды филиала Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийск -«ДВФУ» (ЭГ) выступающей в первенстве Уссурийского городского округа. В роли сравнительной модели выступала команда Тихоокеанского государственного университета «Политехник» (КГ) выступающая в первенстве г. Хабаровска. Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; математико-статистическая обработка данных; инструментальный метод (цифровая видеосъемка). Оценка индивидуальной и командной технико-тактической подготовленности осуществлялась на основании разбора более 20 игр по следующим критериям: 1) передачи мяча; 2) отбор мяча (на половине соперника); 3) обводка соперника; 4) потери мяча; 5) ведение мяча; 6) перехват мяча;7) результативные передачи; 8) КПИ (коэффициент полезности игрока); 9) позиционные атаки; 10) контратаки (быстрые атаки); 11) позиционные оборонительные действия; 12) количество единоборств; 13) удары по воротам; 14) забитые мячи; 15) суммарное количество ТТД.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для обоснования необходимости анализа соревновательной деятельности студенческой команды по мини-футболу нами был проведен сравнительный педагогический эксперимент. Предварительно были разработаны протоколы для регистрации индивидуальных и командных ТТД полевых игроков команды «ДВФУ». Анализ игровой деятельности студенческой команды по мини-футболу «ДВФУ» проводился в рамках первенства Уссурийского городского округа по мини-футболу сезона 2018/2019. Продолжительность игр, представленных для разбора, составила 20 минут чистого игрового времени. Результаты сравнительного анализа показателей индивидуальной технико-тактической подготовленности команд «ДВФУ» и «Политехник» представлены в (таблица 1 и рисунок 1).

Таблица 1 - Сравнительные показатели индивидуальной технико-тактической подготовленности студенческих команд по мини-футболу: «ДВФУ» и «Политехник»_

Показатели ТТП «ДВФУ» Уссурийск (ЭГ) «Политехник» Хабаровск (КГ) Разница Р

М±т Брак(%) М±т Брак(%) в ед. в %

Передачи мяча (кол-во раз) 173,5±1,5 43,4 200±5 37,3 26,5 15 Р<0,01

Отбор мяча (на половине соперника) (кол-во раз) 2,7±0,1 45,6 3,7±1 34,1 1 37 Р>0,05

Обводка соперника(кол-во раз) 14±1,5 59,3 28±2 47,5 14 50 Р<0,01

Потери мяча (кол-во раз) 14,4±0,3 82,1 8±1,5 25,8 6,4 44 Р<0,01

Ведение мяча (кол-во раз) 17±0,5 35,8 25±1 26,4 8 47 Р<0,01

Перехват мяча (кол-во раз) 19,5±0,3 51,1 30,4±2,1 43,2 10,9 56 Р<0,01

Результативные передачи 3±0,1 98,2 4,5±0,3 97,7 1,5 50 Р<0,01

Удары в створ (кол-во раз) 25,1±0,6 43,4 30±0,8 33,3 4,9 19 Р<0,01

Всего ТТД (кол-во раз) 269,2±0,5 47,1 327,6±1,7 40,3 58,4 22 Р<0,01

КПИ (в ед.) 1,02±0,1 1,53±0,2 0,51 32 Р<0,05

В 9 из 10 показателей игроки ЭГ уступают игрокам из КГ, по следующим показателям: передачи мяча (короткие, средние, длинные) 15%, обводка соперника 50%, потери мяча, ведение мяча, перехват мяча, результативные передачи, время игрока на площадке, всего ТТД, коэффициент полезности игрока статистически определены достоверные различия (Р<0,01) и лишь в показателе «отбор мяча на половине соперника» (Р>0,05) различия не существенны.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

82%

59% 51%

43% 46% 37% 34% 48% 37% 43% 43% 47% 33% 40%

26% 26%

3 4

Команда "ДВФУ"

5 6

Команда "Политехник"

обводка

1 - передачи мяча (короткие, средние, длинные), 2 - отбор мяча (на половине соперника), 3 соперника, 4 - потери мяча, 5 - ведение мяча, 6 -перехват мяча, 7 -удары в створ, 8 - всего ТТД.

Рисунок 1 - Соотношение брака в выполнении индивидуальных технико-тактических действий студенческих

команд «ДВФУ» и «Политехник»

В среднем за матч игроки команды «ДВФУ» по эффективности выполнения индивидуальных технико-тактических действий уступают студентам «Политехник»: в эффективности передач мяча на 6% (Р<0,01); попытках обводки соперника на 11% (Р<0,01); продвижении мяча с помощью ведения на 11% (Р<0,01); перехватах мяча на 8% (Р<0,01); ударах в створ на 10% (Р<0,01); в потерях мяча на 56% (Р<0,01); отборах мяча на 12% (Р>0,05) различия не существенны.

Анализ индивидуальных показателей технико-тактической подготовленности игроков позволил получить данные о несовершенствах в тех или иных аспектах мастерства. Авторы отмечают, что показатели индивидуальной подготовленности игроков не раскрывают полной готовности к соревновательной деятельности. Результаты команды напрямую зависят как от индивидуальной подготовленности игроков, так и от их навыков командных взаимодействий. Далее рассмотрим показатели командного технико-тактического мастерства «ДВФУ» и «Политехник». Показатели технико-тактической подготовленности команд «ДВФУ» и «Политехник» представлены в (таблица 2 и рисунок 2).

Таблица 2 - Показатели командной технико-тактической подготовленности команд: «ДВФУ» и «Политехник»

Командные показатели ТТП «ДВФУ» Уссурийск (ЭГ) «Политехник» Хабаровск (КГ) Разница Р

М±т Брак(%) М±т Брак (%) в ед. %

Позиционные атаки (кол-во раз) 18,1±1,9 72 26±2,5 63 7,5 43 Р<0,05

Контратаки (кол-во раз) 15,7±1,7 48 23,5±1,4 43 7,8 49 Р<0,01

Позиционные оборонительные действия (кол-во раз) 16,5±1,7 67 26,4±3,2 63 9,9 60 Р<0,01

Количество единоборств (кол-во раз) 37±6,2 52 48±9,3 46 11 30 Р<0,01

Результативные стандартные положения (кол-во раз) 3,1±0,3 69 4,5±0,4 31 1,4 45 Р<0,05

Удары по воротам (кол-во раз) 36±1,5 55 40±2 47 4 11 Р>0,05

Забитые мячи (кол-во раз) 3,1±0,1 89,3 5,2±0,3 89,5 2,1 67 Р<0,01

Суммарное количество ТТД 139,6±2 64,6 179,6±2,5 54,6 40 29 Р<0,01

За матч командой «ДВФУ» выполняется 139,6 коллективных технико-тактических действий за игру, что на 29% меньше команды «Политехник» (Р<0,01). По показателю

«позиционные атаки» команда «Политехник» выполняет на 43% больше организованных атак на половине команды «ДВФУ» (Р<0,01). Наиболее значимые различия были определены в показателе «забитые мячи». Команда «ДВФУ» в среднем забивает на 67% меньше голов команды «Политехник» (Р<0,01).

1 2 3 4 5 6 7

Команда "ДВФУ" "Команда "Политехник"

1 - позиционные атаки, 2 - контратаки (быстрые атаки), 3 - позиционные оборонительные действия, 4 - количество единоборств, 5 - результативные стандартные положения, 6 - удары по воротам, 7 -суммарное количество ТТД.

Рисунок 2 - Соотношение показателей брака в выполнении командных технико-тактических действий студенческих команд «ДВФУ» и «Политехник»

При выполнении в процессе соревновательной деятельности командных технико-тактических действий игроки команды «ДВФУ» уступают в эффективности и надёжности: позиционных атак на 9%, контратак на 5%, позиционных оборонительных действий на 4%, единоборств на 6%, результативных стандартных положениях на 38%, ударов по воротам на 8%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый сравнительный анализ позволил получить ряд сведений о технико-тактической подготовленности команды «ДВФУ», в процессе разбора игр были определены недочёты, которые на наш взгляд повлияли на результаты команды по ходу сезона. Полученные данные о мастерстве игроков позволят выбрать рациональное содержание технико-тактической подготовки в годичном цикле.

Результаты исследования могут быть использованы тренерами студенческих и любительских команд по мини-футболу при анализе соревновательной деятельности, разработке модельных характеристик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, Э.Г. Мини-футбол (футзал) : учебник для высших учебных заведений / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа. - Москва : Советский спорт, 2012. - 549 с.

2. Корзун, Д. Л. Сравнительный анализ показателей соревновательной деятельности юных футболистов, играющих в различных составах на малых футбольных полях / Д. Л. Корзун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 146-150.

3. Кудряшов, Е.В. Контроль соревновательной деятельности в спортивных играх / Е.В. Кудряшов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 105-108.

4. Хрусталев, Г.А. Концепция управления соревновательной деятельностью высококвалифицированных команд в спортивных играх / Г.А. Хрусталев, В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 101-104.

REFERENCES

1. Aliyev, E.G., Andreev, S.N. and Guba, V.P. (2012), Mini-football (Futsal): textbook for higher educational institutions, Soviet sport, Moscow.

2. Korzun, D. L. (2018), "Comparative analysis of indicators of competitive activity of young football players playing in different compositions on small football fields", Uchenye zapiski universiteta

imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 124-127.

3. Kudryashov, E. V. (2017), "Control of competitive activity in sports games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 124-127.

4. Khrustalev, G.A. (2015), "The Concept of management of competitive activity of highly qualified teams in sports games", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp, 101-104.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.04.2020

УДК 377

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Марина Леонидовна Хасанова, кандидат технических наук, доцент, Юлия Валерьевна

Корчемкина, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Дополнительное профессиональное образование в современном обществе играет большую роль, поскольку постоянное развитие технологий требует непрерывного образования на протяжении всей жизни. Организация образовательного процесса требует применения методов активного обучения. Целью исследования является обоснование необходимости применения активных методов обучения в образовательном процессе дополнительного профессионального образования. Посредством опроса обучающихся отобраны наиболее предпочтительные методы активного обучения. На основании данных опроса разработан и апробирован образец программного продукта для проведения занятий с использованием выделенных методов обучения.

Ключевые слова: активные методы обучения, дополнительное профессиональное образование, информационные технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p495-499

APPLICATION OF ACTIVE TEACHING METHODS IN THE PROCESS OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

Marina Leonidovna Khasanova, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical

University, Chelyabinsk

Abstract

Additional professional education in modern society plays a big role, since the constant development of technology requires continuous education throughout life. The organization of the educational process requires the use of active learning methods. The aim of the study is to substantiate the need for the use of active teaching methods in the educational process of continuing education. Through a survey of the students selected the most preferred methods of active learning. Based on the survey data, the sample of the software product for conducting classes using selected training methods was developed and tested.

Keywords: active teaching methods, additional professional education, information technology.

ВВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном обществе перед высшим и средним профессиональным образованием стоит сложная задача - не только дать знания будущим специалистам, но и направить обучающихся на непрерывное развитие их познавательных способностей и интересов, умений, навыков, профессиональное саморазвитие. Практика ведения образовательного процесса в вузе показывает, что не все обучающиеся заинтересованы в самообразовании или получении информации от преподавателей традиционным спосо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.