Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКИХУМЕНИЙ СТУДЕНТОВ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКИХУМЕНИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / INFORMATION AND ANALYTICAL SKILLS / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Н. А., Корчемкина Ю. В., Фортыгина С. Н., Ковтун Р. Ф., Клыкова Д. Г.

Информационно-аналитические умения позволяют эффективно получать и обрабатывать информацию, поэтому являются необходимым условием деятельности в любых сферах информационного общества. Целью исследования являлось проведение диагностики сформированности информационно-аналитических умений студентов первого курса, обучающихся по педагогическим направлениям, и разработка прототипа элемента цифровой образовательной среды, позволяющей формировать информационно-аналитические умения в процессе обучения. Недостаточная сформированность целого ряда информационно-аналитических умений требует разработки цифровой образовательной среды, способствующей повышению эффективности формирования данных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоусова Н. А., Корчемкина Ю. В., Фортыгина С. Н., Ковтун Р. Ф., Клыкова Д. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE ELEMENTS OF A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR FORMING THE INFORMATION AND ANALYTICAL SKILLS OF STUDENTS

Information and analytical skills allow you to effectively receive and process information; therefore, they are a prerequisite for activities in all areas of the information society. The purpose of the study was to diagnose the formation of information and analytical skills of first-year students studying in pedagogical areas, and to develop a prototype of an element of a digital educational environment that allows forming information and analytical skills in the learning process. Insufficient development of a number of information and analytical skills requires the development of a digital educational environment that will improve the efficiency of the formation of these skills.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКИХУМЕНИЙ СТУДЕНТОВ»

REFERENCES

1. Abaev, A.M. and Korolev, N.N. (2016), "Prospects for the development of the RLD complex in the structure of the public youth association "Youth of Russia", All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" (RLD) and mass sport in the system of a healthy lifestyle: materials of the international scientific-practical conference, Vladimir, pp. 34-37.

2. Belova, T. Yu., Getman, S.A . and Pavlov, V.E. (2016), "The role of organizing groups to prepare for passing the standards of the physical education and sports complex "Ready for Labor and Defense" for the development of mass sports in universities", Omsk social and humanitarian readings, materials IX International Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 415-419.

3. Belova, T.Yu., Kovalchuk, O.G. and Melnikova, O.A. (2019), "To the question of developing a system of measures to increase the effectiveness of the implementation of the new complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) in the educational sphere", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7, (173), pp. 18-22.

4. Blinkov, S.N. (2015), "Analysis of monitoring the physical fitness of students during the school year", Physical education: upbringing, education, training, No. 6, pp. 60-62.

5. Government of the Russian Federation (2014), "On approval of the Regulation on the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (RLD)", Resolution of June 11, 2014, No. 540, available at: https://base.garant.ru/70675222/.

Контактная информация: oksanakovalcnuk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.09.2020

УДК 378.147

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

СТУДЕНТОВ

Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук, доцент, Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, Раиса Федоровна Ковтун, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Геннадьевна Клыкова, ассистент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Информационно-аналитические умения позволяют эффективно получать и обрабатывать информацию, поэтому являются необходимым условием деятельности в любых сферах информационного общества. Целью исследования являлось проведение диагностики сформированности информационно-аналитических умений студентов первого курса, обучающихся по педагогическим направлениям, и разработка прототипа элемента цифровой образовательной среды, позволяющей формировать информационно-аналитические умения в процессе обучения. Недостаточная сформи-рованность целого ряда информационно-аналитических умений требует разработки цифровой образовательной среды, способствующей повышению эффективности формирования данных умений.

Ключевые слова: информационно-аналитические умения, цифровая образовательная среда, средовой подход.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p38-43

DESIGNING THE ELEMENTS OF A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR FORMING THE INFORMATION AND ANALYTICAL SKILLS OF STUDENTS

Natalya Anatolyevna Belousova, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Yulia Val-eryevna Korchemkina, the senior teacher, Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, Raisa Fedorovna Kovtun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Daria Gennadyevna Klykova, the assistant, South Ural State Humanitarian Pedagog-

ical University, Chelyabinsk

Abstract

Information and analytical skills allow you to effectively receive and process information; therefore, they are a prerequisite for activities in all areas of the information society. The purpose of the study was to diagnose the formation of information and analytical skills of first-year students studying in pedagogical areas, and to develop a prototype of an element of a digital educational environment that allows forming information and analytical skills in the learning process. Insufficient development of a number of information and analytical skills requires the development of a digital educational environment that will improve the efficiency of the formation of these skills.

Keywords: information and analytical skills, digital educational environment, environmental approach.

ВВЕДЕНИЕ

В современной литературе широко представлены научные исследования в рамках информационно-аналитической концепции, определения и классификации информационно-аналитических умений, различные аспекты решения проблемы построения цифровой образовательной среды, соответствующей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (поколение 3++).

Средовой подход связывает развитие личности и формирование любых умений с понятием образовательной среды. Современные определения понятия «образовательная среда» предложены в работах Н. Гонтаровской, Т. Гущиной, Е. Лактионовой, А. Савенкова, А. Хуторского и др. Под образовательной средой современные ученые (Б. Боденко, Т. Гильмулина, Ю. Мануйлов, А. Сиволапова и др.) [5] понимают естественное и искусственно созданное социокультурное окружение человека, которое включает содержание и различные средства образования, обеспечивающие продуктивную деятельность студентов и направляющие процесс развития личности посредством создания благоприятных для этого условий.

Средовой подход в образовании и воспитании развивался многими учеными, в том числе проблемами цифровой, информационно-образовательной или виртуальной образовательной среды занимались следующие ученые: А. Абросимов, А. Андреев, Е. Зайцева, И. Захарова, Н. Кобиашвили, Н. Королева, Е. Лобанова, С. Лобачев, А. Митина, Н. Мои-сеенко, С. Мякишев, С. Назаров, Ю. Насонова, А. Остроумова, Е. Печерская, Н. Рыжова, В. Стародубцев и др. [1; 4].

Понятие «информационно-аналитические умения» представлено в различных аспектах и трактовках. Мы придерживаемся положения о том (А. Б. Климова, Т. Е. Соколова и др.) [2; 3], что эти умения связаны со способами работы с текстовой информацией -поиск, анализ, оценка, переработка, рефлексия текстовой информации.

Цель исследования: провести диагностику сформированности информационно-аналитических умений и разработать прототип элемента электронной образовательной среды, позволяющей формировать информационно-аналитические умения в процессе обучения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие 36 студентов первого курса очной формы обучения, обучающихся по направлениям 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Начальное образование. Английский язык», «Начальное образование. Дошкольное образование». Информационно-аналитические умения были объединены в три группы: поиск информации, репродуктивно-продуктивное преобразование информации, эвристическое преобразование информации, всего выделено 17 умений работы с информацией. Каждое умение оценивалось по шкале от 0 до 2: 0 - не сформировано, 1 - сформировано не в полной мере, 2 - сформировано. По итогам диа-

гностики установлено, что низкий уровень составляет от 0 до 12 баллов; средний уровень - от 13 до 23 баллов; высокий уровень - от 24 до 34 баллов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале 2019-2020 учебного года нами проведена диагностика уровня сформированное™ информационно-аналитических умений обучающихся. Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты диагностики сформированности информационно-аналитических умений_

Уровень сформированности информационно-аналитических умений Сформированность информационно-аналитических умений, в баллах Количество обучающихся, чел. Доля обучающихся, %

Низкий уровень 8,2±2,46 17 47,2%

Средний уровень 15,7±1,23 12 33,3%

Высокий уровень 27,2±0,98 7 19,5%

Высокий уровень сформированности информационно-аналитических умений имеют лишь 19,5% студентов, при этом среднее выражение показателя в баллах находится рядом с нижней границей и составляет примерно 27 баллов. Низкий уровень имеют 47,2% обучающихся, если верхняя граница составляет 12 баллов, то представленный показатель расположен в среднем диапазоне и составляет 8 баллов. Низкая выраженность балльного значения показателя и на среднем уровне - около 15 баллов при нижней границе 12 баллов. Это свидетельствует о низком уровне сформированности информационно-аналитических умений исследуемой группы студентов.

Наибольшую трудность вызывают группы умений, относящиеся к репродуктивно-продуктивному преобразованию информации и эвристическому преобразованию информации. Анализируя сформированность отдельных умений, можно отметить, что в наименьшей мере (57%) у исследуемых сформированы умения, связанные с эвристическим преобразованием информации: анализ, абстракция, конкретизация и т. д.

На основании анализа результатов диагностики нами разработан прототип программного продукта, который может выступать как элемент цифровой среды, способствующей формированию информационно-аналитических умений. Программный продукт «Биоморфологический анализ растений» предназначен для проведения лабораторных занятий по дисциплине «Естествознание» (раздел «Ботаника») или проведения учебной практики по естествознанию.

В ходе работы с программным продуктом студенты производят анализ растения в соответствии с индивидуальным заданием по заданному плану. Перед началом работы студенты должны найти растение в природе и собрать его гербарий или сфотографировать. Далее происходит определение систематической принадлежности растения: вид, род, семейство (рисунок 1). Для выполнения данного задания студент должен обратиться к справочной литературе. Таким образом, на данном этапе задействованы такие умения как поиск источников информации, выделение необходимой информации в найденных источниках, сравнение.

В ходе выполнения задания студенты в первую очередь работают с информацией, содержащейся в программном продукте, однако может потребоваться и обращение к внешним источникам.

Все этапы биоморфологического анализа сопровождаются использованием и формированием следующих информационно-аналитических умений: сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение, то есть большинства умений эвристического преобразования информации. По результатам проведения анализа обучающиеся составляют отчёт, что способствует формированию умения представления обработанной информации.

Рисунок 1 - Форма «Основные сведения»

На следующих этапах проведения анализа студенты выполняют характеристику растений по различным свойствам корня, стебля (рисунок 2), цветка, плода. При этом справочная информация представлена на отдельных формах, преимущественно в виде изображений, пример представлен на рисунке 3.

^ Биоморфологическая характеристика растений

Корень и стебель

7. Корень

Сохранить и продолжить

7.1. Тип корневой системы

7.2. Глубина залегания

7.3. Видоизменения корня

стержневая

глубоко идущая в почву

8 Стебель и побег

8.1. Положение относительно земной поверхности

прямостоячий

8 2 Поперечная форма стебля округлый ^

8.3. Высота стебля, см 155

8.4. Тип ветвления стебля симподиальное »

8.5. Видоизменения побегов

8.5.1. Видоизменения подземных побегов нет ^

8.5.2. Видоизменения надземных побегов нет ^

Рисунок 2 - Форма «Корень и стебель»

Видоизменения надземных побегов

□ X

Видоизменения надземных побегов

1. Стеблевые суккуленты 2 Колючки.

3. Филлокладии.

4. Кладодии.

5. Надземные столоны.

6. Усы.

Рисунок 3 - Справочная форма «Видоизменения надземных побегов»

ВЫВОДЫ

Разработанный программный продукт направлен на формирование и использование не всех информационно-аналитических умений (преимущественно умений поиска информации и эвристического преобразования информации), но поскольку речь идёт о необходимости построения цифровой среды для формирования информационно-аналитических умений, то он может выступать как один из элементов (модулей) данной среды. При проектировании элементов цифровой среды, которые по своей сути являются заданиями по различным дисциплинам учебного плана, необходимо обращать внимание, на формирование каких информационно-аналитических умений направлены задания, и преобразовывать задания таким образом, чтобы они были направлены не только на освоения содержания конкретной дисциплины, но и на формирование наибольшего количе -ства описываемых умений.

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 01.06.2020 г. № 16-290 по теме «Проектирование цифровой среды для формирования информационно-аналитических умений студентов с учетом индивидуальной образовательной траектории».

1. Абросимов А. Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий : дис. ... д-ра пед. наук / А. Г. Абросимов. - Москва, 2005. - 261 с.

2. Климова А. Б. Информационно-аналитические умения в контексте формирования информационного общества / А. Б. Климова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 1. - С. 76-80.

3. Корчемкина, Ю. В. Виртуальная образовательная среда как средство формирования информационно-аналитических умений обучающихся / Ю.В. Корчемкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 160-164.

4. Лобанова, Е.В. Проектирование информационно-образовательной среды вуза : монография / Е.В. Лобанова. - Москва : Издательский дом Российской академии образования, 2005. -

5. Сиволапова А.К. Инструменты построения индивидуальной образовательной траектории студента / А.К. Сиволапова, Т.П. Гильмулина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 3 (23). - С. 79-81.

ЛИТЕРАТУРА

128 с.

REFERENCES

1. Abrosimov A.G. (2005), Development of the information and educational environment of a higher educational institution based on information and telecommunication technologies, dissertation, Moscow.

2. Klimova A.B. (2013), "Information analysis skills in the context of forming the information society", Bulletin of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and Social Sciences, No. 1, pp. 76-80.

3. Korchemkina Yu.V. (2020), "Virtual educational environment as a means of formation of information-analytical abilities of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 160-164.

4. Lobanova Ye.V. (2005), Designing the information and educational environment of the university, monograph, Publishing House of the Russian Academy of Education, Moscow.

5. Sivolapova, A.K. and Gilmulina, T.P. (2016), "Tools for building an individual student's educational trajectory", Professional education in Russia and abroad, No. 3 (23), pp. 79-81.

Контактная информация: kjv_intser@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 09.09.2020

УДК 378.147

МОДЕЛЬ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук, доцент, Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, Наталья Николаевна Титаренко, кандидат педагогических наук, доцент, Надежда Евгеньевна Пермякова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Цель исследования заключается в разработке модели программного продукта для эффективного формирования информационно-аналитических умений в процессе реализации индивидуальной образовательной траектории. На основе теоретического анализа литературы по дисциплинам учебного плана по направлению 44.03.01 Педагогическое образование разработаны три программных продукта «Биоморфологический анализ растений», «Паспорт соматического здоровья обучающегося», «Построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе объективных показателей когнитивной работоспособности». В результате исследования разработана модель программного продукта, которая построена по принципу индивидуализации. Модель позволяет структурировать задания для формирования и оценки информационно-аналитических умений студентов.

Ключевые слова: информационно-аналитические умения, модель программного продукта, индивидуальная образовательная траектория.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p43-48

MODEL OF THE SOFTWARE PRODUCT FOR FORMING INFORMATION AND ANALYTICAL SKILLS OF STUDENTS IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Natalya Anatolyevna Belousova, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Yulia Val-eryevna Korchemkina, the senior teacher, Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, Natalya Nikolaevna Titarenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nadezhda Evgenievna Permyakova, the candidate of pedagogical sciences,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.