Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОЛЛЕКТИВ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортыгина С.Н., Павлова Л.Н., Забродина И.В., Фомина Л.Б., Стерлигова Е.А.

В данной статье рассматривается роль влияния социально-психологического климата на процесс формирования навыков самоорганизации студентов. Для оценки уровня психологического климата коллектива была использована методика А. Н. Лутошкина, которая направлена на изучение степени благоприятности нахождения в коллективе. Оценка уровня сформированности навыков самоорганизации производилась путем применения опросника А.Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации». В результате опроса было установлено, что у студентов высокая степень благоприятности нахождения в коллективе, большинство исследуемых студентов, что составляет 57%, продемонстрировали пониженный или средний низкий уровень развития навыков самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортыгина С.Н., Павлова Л.Н., Забродина И.В., Фомина Л.Б., Стерлигова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE ON THE EFFICIENCY OF THE STUDENTS' LEARNING PROCESS

This article discusses the role of the influence of the socio-psychological climate on the process of forming students' self-organization skills. To assess the level of the psychological climate of the team, the method of A. N. Lutoshkin was used, which is aimed at studying the degree of favorableness of being in the team. The level of formation of self-organization skills was assessed by using the questionnaire by A. D. Ishkov “Diagnostics of the features of self-organization”. As a result of the survey, it was found that students have a high degree of favorability of being in a team, the majority of the studied students, which is 57%, showed a low or medium low level of development of self-organization skills.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ»

5. Торгашов В.Н. Дефицит пластической культуры актера проблема современного актерского образования / В.Н. Торгашов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - №4. - С. 387-389.

REFERENCES

1. Bernshtejn, N.A. (1947), On the construction of movement, Medgiz, Moscow.

2. Lotareva, T.Yu. and Kargapolov, V.P. (2009), "Methodology of perfection of psycho physical abilities of future artists by means of rithmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8(54), pp. 79-83.

3. Nizhel'skoj, V.A. (2020), Pedagogical features of the formation of the plastic culture of dramatic actors, dissertation, Moscow.

4. Pleshkan, A.V., Borodulina, L.S., Mamedova, YA.A. and Shulga, O.N. (2015), "Comprehensive assessment of the components of entertainment, means of expression and styles of rhythmic gymnastics compositions", Topical issues of physical culture and sports, Vol. 17, pp. 48-52.

5. Torgashov, V.N. (2013), "The deficits of plastic culture as one of the problems of modern actor's education", Scientific notes of Orel state university, No. 4, pp. 387-389.

Контактная информация: fona@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2023

УДК 378

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Николаевна Павлова, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Викторовна Забродина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Александровна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Борисовна Фомина, старший преподаватель, Екатерина Александровна Стерлигова, преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

В данной статье рассматривается роль влияния социально-психологического климата на процесс формирования навыков самоорганизации студентов. Для оценки уровня психологического климата коллектива была использована методика А. Н. Лутошкина, которая направлена на изучение степени благоприятности нахождения в коллективе. Оценка уровня сформированности навыков самоорганизации производилась путем применения опросника А.Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации». В результате опроса было установлено, что у студентов высокая степень благоприятности нахождения в коллективе, большинство исследуемых студентов, что составляет 57%, продемонстрировали пониженный или средний низкий уровень развития навыков самоорганизации.

Ключевые слова: самоорганизация; социально-психологический климат; межличностное взаимодействие; коллектив; студент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p438-441

TO THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE ON THE EFFICIENCY OF THE STUDENTS' LEARNING PROCESS

Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Larisa Niko-laevna Pavlova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Inga Viktorovna Zabrodina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Natalya Aleksandrovna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Larisa Borisovna Fomina, the senior teacher, Ekaterina Ale-ksandrovna Sterligova, the teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk

Abstract

This article discusses the role of the influence of the socio-psychological climate on the process of forming students' self-organization skills. To assess the level of the psychological climate of the team, the method of A. N. Lutoshkin was used, which is aimed at studying the degree of favorableness of being in the team. The level of formation of self-organization skills was assessed by using the questionnaire by A. D. Ishkov "Diagnostics of the features of self-organization". As a result of the survey, it was found that students have a high degree of favorability of being in a team, the majority of the studied students, which is 57%, showed a low or medium low level of development of self-organization skills.

Keywords: self-organization; socio-psychological climate; interpersonal interaction; team; student.

ВВЕДЕНИЕ

Ключевой проблемой современного высшего педагогического образования является процесс интеграции личностных и профессиональных качеств, необходимых студентам для их успешной трудовой деятельности. Единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности студентов установлены образовательными стандартами, личностное развитие студентов обеспечивается созданием благоприятного социально-психологического климата в условиях функционирования современной образовательной среды педагогического университета. Целостность личностных и профессиональных качеств у будущих педагогов определяется системой методов и форм организации их учебной деятельности в процессе применения современных информационных технологий.

Ведущим фактором успешности учебной деятельности, по мнению А.Д. Ишкова, выступает самоорганизация, которая определяется как деятельность и способность личности организовывать себя, умение ставить цели, осуществлять самоконтроль и коррекцию, самостоятельно планировать собственную деятельность и уметь производить анализ ситуации. Изучением отдельных компонентов самоорганизации занимались такие ученые, как Андреева Е.В., Забродина И.В., Забродина М.Н., Козлова Н.А., Павлова Л.Н., Стерлигова Е.А., Чепуренко А.А., Фортыгина С.Н. и др. Данными учеными были рассмотрены коррекция и планирование как функциональные компоненты самоорганизации будущих педагогов [2; 3].

Особую роль в формировании навыков самоорганизации у будущих педагогов играет социально-психологический климат коллектива, который определяется как относительно устойчивый настрой коллектива, проявляющийся в разнообразных формах проявления его жизнедеятельности.

Вопросами развития личности студента в условиях социально-психологического климата в студенческом коллективе посвящены исследования таких ученых, как К.В. Андреева, С.Е. Вишневский, О.Г. Вязникова и др. В их исследованиях подчеркивается роль влияния социально-психологического климата на формирование мотивации студентов к обучению с учетом частоты контроля текущих знаний [1].

Цель исследования - оценить уровень влияния социально-психологического климата на сформированность навыков самоорганизации студентов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения уровня влияния социально-психологического климата студенческого коллектива на сформированность навыков самоорганизации было организовано исследование на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Для оценки уровня психологического климата коллектива была использована методика А.Н. Лутошкина, которая направлена на изучение степени благоприятности нахождения в коллективе. Оценка уровня сформированности навыков самоорганизации производилась путем применения опросника А. Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации». В опросе приняли участие студенты факультета подготовки учителей

начальных классов ЮУрГГПУ очной формы обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование носило анонимный характер и предполагало проведение следующих методик: А.Д. Ишков «Диагностика особенностей самоорганизации»; А.Н. Лутошкин «Методика оценки уровня психологического климата коллектива». Опросник А.Д. Ишкова состоит из 39 вопросов основных 6 шкал: целеполагание; анализ ситуации; планирование; самоконтроль; коррекция; волевые усилия. Диапазон принимаемых значений тестовых шкал от 50 до 133 баллов, которые переводятся в процентное соотношение и распределяются по пяти показателям: низкий; пониженный; средний; повышенный; высокий.

Методика А.Н. Лутошкин «Методика оценки уровня психологического климата коллектива» включала в себя 13 вопросов, каждый из которых оценивался по полярным профилям: 3 2 1 0 -1 -2 -3. Респондентам предлагалось оценить, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в академической группе.

Все средние оценки (%) определялись только с учетом мнения респондентов, прошедших опрос Полученные результаты представлены на рисунках 1 и 2.

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

20%

37%

Пониженный показатель

Средний низкий показатель

Повышенный показатель Высокий показатель

Рисунок 1 -Уровень сформированности самоорганизации у студентов

В результате исследования были получены следующие данные о распределении студентов по уровням сформированности у них самоорганизации: большинство исследуемых студентов, что составляет 57%, продемонстрировали пониженный или средний низкий уровень развития навыков самоорганизации, следовательно, у данных студентов могут возникать трудности в умении ставить цели, осуществлять самоконтроль и коррекцию, самостоятельно планировать собственную деятельность и производить анализ ситуации.

34,20

. _ _ _

,50

)

23 1,60

24,50

0

5

35

40

10 15 20 25 30

Средние коэффициенты субъективных оценок

Рисунок 2 - Значения средних коэффициентов оценки социально-психологического климата в студенческом

коллективе

Средний коэффициент субъективной оценки СПК в студенческом коллективе факультета подготовки учителей начальных классов по результатам всего теста составляет 26 баллов, что характеризует социально-психологический климат коллектива как высокоблагоприятный.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-психологический климат оказывает существенное влияние на процесс формирования навыков самоорганизации студентов. В академической группе, где присутствует благоприятный психологический климат студенты активно принимают участие в совместных делах, проводят вместе время, учатся взаимодействовать друг с другом, планировать совместную деятельность, ставить общие цели, добиваться поставленных целей, производить анализ ситуаций, корректируя свою дальнейшую деятельность в коллективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вязникова О.Г. Влияние социально-психологического климата коллектива на развитие личности студента / О.Г. Вязникова // Вестник научных конференций. - 2019. - № 10-2 (50). - С. 22-23.

2. Коррекция как функциональный компонент самоорганизации будущих педагогов / С.Н. Фортыгина, Л.Н. Павлова, А.А. Чепуренко, Е.А. Стерлигова, М.Н. Забродина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 531-533.

3. Развитие функции планирования в процессе самоорганизации будущих педагогов / С.Н. Фортыгина, Н.А. Козлова, И.В. Забродина, Е.А. Стерлигова, Е.А. Андреева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 291-294.

4. Фортыгина С.Н. Влияние современных информационных технологий на процесс обучения студентов педвуза / С.Н. Фортыгина // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. - 2016. - № 1(15). - С. 198-199.

REFERENCES

1. Vyaznikova, O.G. (2019), "The influence of the social and psychological climate of the team on the development of the student's personality", Bulletin of scientific conferences, No. 10-2 (50), pp. 2223.

2. Fortygina S. N., Pavlova L. N., Chepurenko A. A., Sterligova E. A. and Zabrodina M. N. (2020), "Correction as a functional component of self-organization of future teachers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. No. 11(189). pp. 531-533.

3. Fortygina S. N., Kozlova N. A., Zabrodina I. V., Sterligova E. A. and Andreeva E. V. (2020), "Development of the planning function in the process of self-organization of future teachers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. No. 8 (186). pp. 291-294.

4. Fortygina S. N. (2016), "Influence of modern information technologies on the process of teaching students of a pedagogical university'', Bulletin of the Tula State University. Series: Modern educational technologies in teaching natural sciences, 2016. No. 1 (15). pp. 198-199.

Контактная информация: fortyginasn@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 08.05.2023

УДК 796.012.68

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ ВОЙСК ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ И ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ

Сергей Сергеевич Хитров, соискатель, Александр Михайлович Гавриков, аспирант, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

Целью данного исследования являлось определение уровня развития основных физических качеств (быстрота, сила, выносливость) призывников, призванных на военную службу по призыву в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.