Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛИРУЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Э.Р., Каратаева Т.Ю., Перепелюкова Е.В., Фортыгина С.Н., Шкляев В.В.

В данной статье рассматривается проблема развития мотивации будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Для оценки уровня развития мотивации у студентов был использован опросник А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи», направленный на диагностику позитивной (надежда на успех) и негативной (боязнь неудачи) мотивации в учебной деятельности. В результате опроса было установлено, что у большинства студентов преобладает высокий уровень развития мотивации достижения успехов, что составляет 53% и только 3% обучающихся показали низкий уровень развития мотивации, как правило, такие студенты испытывают сложности в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Э.Р., Каратаева Т.Ю., Перепелюкова Е.В., Фортыгина С.Н., Шкляев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MOTIVATION OFFUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF LEARNING AT THE UNIVERSITY

This article deals with the problem of developing the motivation of future teachers in the process of studying at a university. To assess the level of development of students' motivation, A. A. Rean's questionnaire "Motivation for success and fear of failure" was used, aimed at diagnosing positive (hope for success) and negative (fear of failure) motivation in educational activities. As a result of the survey, it was found that the majority of students have a high level of development of motivation to achieve success, which is 53%, and only 3% of students showed a low level of motivation, as a rule, such students experience difficulties in the process of studying at a university.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 378

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В ВУЗЕ

Эльвира Рафиковна Антонова, старший преподаватель, Татьяна Юрьевна Каратаева, старший преподаватель, Елена Викторовна Перепелюкова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Владислав Витальевич Шкляев, старший преподаватель, Александр Николаевич Титов, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема развития мотивации будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Для оценки уровня развития мотивации у студентов был использован опросник А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи», направленный на диагностику позитивной (надежда на успех) и негативной (боязнь неудачи) мотивации в учебной деятельности. В результате опроса было установлено, что у большинства студентов преобладает высокий уровень развития мотивации достижения успехов, что составляет 53% и только 3% обучающихся показали низкий уровень развития мотивации, как правило, такие студенты испытывают сложности в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: мотивация; самоорганизация; саморегулируемое обучение; планирование; коррекция; управление; студент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p46-48

DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF

LEARNING AT THE UNIVERSITY

Elvira Rafikovna Antonova, the senior teacher, Tatyana Yurievna Karataeva, the senior teacher, Elena Viktorovna Perepelyukova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Svet-

lana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vladislav Vi-talievich Shklyaev, the senior teacher, Alexander Nikolaevich Titov, the senior teacher, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

This article deals with the problem of developing the motivation of future teachers in the process of studying at a university. To assess the level of development of students' motivation, A. A. Rean's questionnaire "Motivation for success and fear of failure" was used, aimed at diagnosing positive (hope for success) and negative (fear of failure) motivation in educational activities. As a result of the survey, it was found that the majority of students have a high level of development of motivation to achieve success, which is 53%, and only 3% of students showed a low level of motivation, as a rule, such students experience difficulties in the process of studying at a university.

Keywords: motivation; self-organization; self-regulated learning; planning; correction; control; student.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших проблем в современном образовании выступает проблема организации саморегулируемого обучения студентов, в основе которого положены мета-когнитивные процессы, обеспечивающие обучающимся возможность планировать, корректировать и оценивать собственную профессиональную деятельность в процессе их обучения в высшем учебном заведении (ВУЗе) [1; 4].

Неотъемлемым компонентом саморегулируемого обучения является мотивация, которая направлена на побуждение, стимулирование и поддержание интереса студентов к продуктивной познавательной деятельности. Исследованием проблемы мотивации успеха

и мотивации избегания неудачи в структуре учебной мотивации студентов ВУЗа занимались такие ученые, как: Д.А. Ефременко, Д.А. Жуков, Ю.А. Литвиненко, Е.А. Мазуренко, Т.В. Степанова и др. Взаимосвязь познавательной мотивации и мотивации достижения у студентов в условиях дистанционного обучения отражена в работах Афанасьевой А.С. и Макашовой А.Н. [3].

Зарубежные ученые Р. Бенабу, Дж. Тироль, Р.М. Райан, Э.Л. Деси различают два вида мотивации: внешняя и внутренняя. Внутренняя мотивация способствует внутреннему удовлетворению, которое обучающийся испытывает от выполнения задачи или овладения определенным навыком. Внутренняя мотивация соответствует высокой успеваемости и высоким достижениям студентов. Внешняя мотивация предполагает условное вознаграждение и часто обусловлена внешними источниками. Данные две формы мотивации не исключают друг друга, при этом внешняя мотивация может стать интернализованной и варьироваться в зависимости от обучающегося и условий системы управления процессом обучения [2].

Согласно теории профессионального самоопределения, существуют три основные психологические потребности, лежащие в основе мотивации [5]: студенческая автономия (ответственность, которую берут на себя обучающиеся в отношении своего обучения или инициативы); профессиональная компетентность (сформированность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения успеха в будущей профессиональной деятельности); сплоченность (установление доверительных отношений между обучающимися и педагогом, с целью построения команды и реализации совместного обучения).

Цель исследования - оценить уровень развития мотивации будущих педагогов в процессе обучения в вузе.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения уровня развития мотивации у будущих педагогов в процессе их обучения в вузе было организовано и проведено исследование на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Для оценки уровня развития мотивации будущих педагогов в процессе обучения в вузе был использован опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи», который направлен на диагностику позитивной (надежда на успех) и негативной (боязнь неудачи) мотивации в учебной деятельности. В опросе приняли участие студенты факультета подготовки учителей начальных классов ЮУрГГПУ очной формы обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование носило анонимный характер и предполагало проведение опросника А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи». Опросник состоит из 20 утверждений, на которые необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если ответ испытуемого совпадает с ключом, то он получает 1 балл, при набранном количестве баллов от 1до 7 баллов - диагностируется мотивация боязни неудачи, от 14 до 20 баллов - диагностируется мотивация успеха, от 8 до 13 баллов - мотивация не выражена ярко.

Все средние оценки (%) определялись только с учетом мнения респондентов, прошедших опрос. Полученные результаты представлены на рисунке.

В результате опроса было установлено, что у большинства студентов преобладает высокий уровень развития мотивации достижения успехов, что составляет 53% и только 3% обучающихся показали

60 40 20 0

Мотивация достижения успеха

Средняя мотивация

Мотивация избегания неудачи

Рисунок -Уровень развития мотивации будущих педагогов в процессе обучения в вузе

низкий уровень развития мотивации (мотивация избегания неудачи), как правило, такие студенты испытывают сложности в процессе обучения в ВУЗе, им сложно устанавливать взаимодействие со сверстниками, у них слабо сформирована профессиональная компетентность, они намеренно избегают ответственности.

ВЫВОДЫ

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что уровень развития мотивации у будущих педагогов играет важнейшую роль в процессе их обучения в ВУЗе. У студентов, у которых мотивация направлена на достижение успеха, сформировано чувство ответственности за собственное обучение и установлены доверительные отношения в коллективе. Учебная деятельность таких студентов основана на применении совокупности общеучебных умений, необходимых для решения учебных задач при реализации образовательных целей и анализа собственной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коррекция как функциональный компонент самоорганизации будущих педагогов / С.Н. Фортыгина, Л.Н. Павлова, А.А. Чепуренко, Е.А. Стерлигова, М.Н. Забродина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11(189). - С. 531-533.

2. Козлова И.Г. Диагностическая деятельность учителя как основа регулирования в системе управления обучением / И.Г. Козлова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 6 (160). - С. 90-93.

3. Попова А.А. Цифровизация образования: управление освоением образовательных дисциплин / А.А. Попова, И.Г. Козлова // Цифровизация образования: поиск и выбор инновационных решений : материалы Международной научно-практической конференции, Челябинск, 24-26 марта 2022 года. - Челябинск : Издательство Библиотека А. Миллера, 2022. - С. 174-176.

4. Развитие функции планирования в процессе самоорганизации будущих педагогов / С.Н. Фортыгина, Н.А. Козлова, И.В. Забродина, Е.А. Стерлигова, Е.А. Андреева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8(186). - С. 291-294.

5. Фортыгина С.Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза / С.Н. Фортыгина, Л.Н. Павлова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7, № 6. - С. 26-36.

REFERENCES

1. Fortygina S. N., Pavlova L. N., Chepurenko A. A., Sterligova E. A. and Zabrodina M. N. (2020), "Correction as a functional component of self-organization of future teachers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 11 (189). pp. 531-533.

2. Kozlova I. G. (2018), "Diagnostic activity of a teacher as a basis for regulation in the learning management systemchenye", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (160). pp. 90-93.

3. Popova A. A. and Kozlova I. G. (2022), "Digitalization of education: management of the development of educational disciplines", Digitalization of education: search and selection of innovative solutions: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, pp. 174-176.

4. Fortygina S. N., Kozlova N. A., Zabrodina I. V., Sterligova E. A. and Andreeva E. V. (2020), "Development of the planning function in the process of self-organization of future teachers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 8 (186), pp. 291-294.

5. Fortygina S. N. and Pavlova L. N. (2017), "Professional self-determination of graduates of a pedagogical university", Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, V. 7, No. 6, pp. 26-36.

Контактная информация: fortyginasn@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 08.05.2023

УДК 796.011.3

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИЙ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Владимир Сергеевич Аров, доцент, Татьяна Геннадьевна Евтеева, доцент, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград; Татьяна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.