УДК 373 ББК 74.104
УПРАВЛЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Яковлева Г. В.
Аннотация. В данной статье автором раскрываются основные позиции проблемы управления самообразованием педагогов в условиях инноваций: современные взгляды на данную проблему в педагогических исследованиях, определение понятий «управление» и «самообразование». Предложена система самообразовательной деятельности педагогов ДОУ: выбор проблемы самообразования, построение этапов этой деятельности, выработка рекомендаций педагогам на каждом из этапов самообразования.
In the article author shows basic troubles of management of self-education of pedagogues in innovation terms: actual views on the trouble in pedagogical researches, the definition of notion “management” and “self-education”. The system of pedagogue’s self-educational work in preschool educational institution is offer: the choice of trouble of self-education, the building of stages of this work, the making of guidelines for pedagogues on each stage of self-education.
Ключевые слова: управление, самообразование, самообразовательная деятельность, этапы работы, самосовершенствование, саморазвитие.
Management, self-education, self-educational work, stages of work, self-perfection, selfdevelopment.
В современных условиях развития образования в России особенно актуализирована проблема самосовершенствования педагогов, проблема организации их самообразовательной деятельности.
Новые процессы в политике, экономике, духовной жизни неразрывно связаны с новым пониманием человека, с возрастанием роли личности во всех областях общественного процесса. И в большей мере это относится к образованию. Ведь воспитать творческую, самодостаточную личность может только творческий и талантливый педагог, идущий по пути самосо-
вершенствования и саморазвития. В связи с этим проблемы развития творческой личности педагога, ее роста на протяжении профессионального пути приобретают все большую актуальность. Во-первых, для самого педагога, для того, чтобы в условиях сложных перемен, в период модернизации российского образования, модель которого представлена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, необходимо научиться справляться с жизненными трудностями, не растеряться, не остановиться в своем профессиональном развитии, а сохранять и приумножать лучшие профессиональные качества, суметь развивать свой потенциал, активно строить свою профессиональную карьеру.
Во-вторых, для общества, в котором к уровню образованности его членов предъявля -ются самые серьезные требования [1].
Мысль о нереализованных, упущенных возможностях педагога, о нереализованных способностях педагога как личности для нас является принципиальной. Она направляет внимание на то, как педагог может построить свою профессиональную карьеру, чтобы более полно реализовать свои возможности, профессиональный потенциал и способности. Эта проблема прямо выводит к проблеме необходимости самообразовательной деятельности педагога [2].
Тема самообразования педагога имеет значение с практической точки зрения в плане рассмотрения возможностей, резервов, способствующих успешной его профессиональной деятельности, развитию и профессиональному росту педагога.
Вопросы самообразования давно привлекают внимание ученых. Однако пока в исследованиях преобладает подход к самообразованию с позиций школьной педагогики. Ряд авторов отводят второстепенную роль самообразованию по сравнению с образованием и воспитанием, то есть рассматривают его как «непре-
рывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются проблемы в развитии специалиста, как неотъемлемый компонент систематического обучения», как «важный компонент непрерывного образования, способствующий индивидуализации образования, культивированию навыков самостоятельного получения знаний, как «сознательная работа над совершенствованием своей личности как профессионала». В качестве наиболее традиционных определений этих понятий можно предложить следующие: самообразование - это целеустремленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.
Самообразование, по мнению В. Я. Ляудис, это достижение личностью такого уровня работы над собой, педагогической компетентности, профессионального мастерства и других форм отношений в процессе педагогической деятельности, который обеспечивает развитие педагогических качеств, убеждений, а также активности поведения. Таким образом, с точки зрения внутреннего проявления самообразование определяется как непрерывный процесс формирования и развития личности педагога, интегрируемый потребностями личности и общества, характеризующийся компенсаторной, адаптирующей и развивающей функциями. В структурном плане на первое место выступают система мотивов деятельности педагога (направленность личности), эмоционально-волевая сфера, интеллектуальные творческие компоненты личности педагога. Таким образом, самообразование включают в себя все элементы, характеризующие такие процессы как самоуправление, самоорганизация педагогической деятельности педагога и тому подобное, то есть являются базовыми по отношению к последним, характеризуют профессионально-
педагогическое развитие личности педагога. Содержание самообразовательной деятельности раскрывается через ее функции.
1. Компенсаторная функция реализуется в приобретении педагогом профессиональных компетенций, которыми другие педагоги уже владеют; в расширении общего кругозора, усвоении новой информации и т.д., в этом случае самообразовательная деятельность выступает в традиционно принятом содержании;
2. Адаптирующая функция самообразовательной деятельности позволяет педагогу постоянно приспосабливаться к изменяющейся системе образования, то есть происходит приспособление педагога к изменившимся условиям профессиональной деятельности, восстановление способности эффективно самореализоваться в новых условиях;
3. Развивающая функция самообразовательной деятельности предполагает формирование способности активно и компетентно уча -ствовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности; она (эта функция) означает непрерывное обогащение творческого потенциала личности педагога.
Функции самообразовательной деятельности образуют своеобразную иерархию, где развивающая функция в наибольшей мере соответствует современному этапу развития обра-зовательной системы, ее целям и потребностям общества в образованности детей.
Индивидуализация самообразования педагога проявляется в самостоятельно выбранном пути профессионально-педагогического развития, самостоятельном его прохождении, в невозможности организовать самообразование без обращения к собственному «я» (с целью изучения своей личности, для самопобуждения педагога к этой работе, для разработки собственной программы самообразовательной деятельности и средств ее реализации).
Таблица 1
Характеристики для определения уровня квалификации педагога для организации самообразования
№ п/п Категории педагогов, которые нуждаются в самообразовании Характеристики для определения уровня квалификации педагога для организации самообразования
1. Вновь прибывшие педагоги Уровень или тип адаптации: полное или частичное с сохранением собственной индивидуальности принятие норм и ценностей учреждения.
2. Педагоги, перемещенные на новые должности, то есть новички в профессии, молодые специалисты Уровень профессионализма: допрофессионализм, профессионализм (адаптация в профессии, самоактуализация, свободное владение профессией в форме мас-терства).
3. Участники инновационных процессов Уровень владения новой технологией (освоение новых знаний, пробное применение на практике, закрепление как постоянного нового стиля работы, переход в привычный стиль деятельности).
4. Педагоги, имеющие замечания по итогам текущей оценки и итоговой аттестации Уровень профессионализма: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм. Уровень конкретных профессиональных знаний и умений (знания отсутствуют, репродуктивное применение знаний без учета особенностей ситуации, творческое и результативное применение знаний с учетом конкретных условий).
Исходя из оценки уровня квалификации педагога, выстраивается система его самообразовательной деятельности. Так, для первой выделенной категории педагогов (вновь поступившие педагоги) целесообразно организовать управленческое содействие в выборе темы са -мообразовательной деятельности, в составлении плана по самообразованию, в подборе необходимой методической и научнометодической литературы. Со второй категорией педагогов более целесообразно проведение индивидуального консультирования по теме самообразования, в выборе форм отчета по самообразовательной деятельности (это могут быть открытые мероприятия с детьми, мастер-классы, выступление на семинарах и педагогических чтениях).
С третьей группой педагогов (с участниками инновационных процессов) более целесообразны собеседования по теме самообразования, подготовка квалификационных работ на первую и высшую категории, обобщение и тиражирование позитивного педагогического опыта в форме методических пособий, авторских программ и так далее. С четвертой группой педагогов, имеющих замечания по итогам текущей оценки и итоговой аттестации, необходимо
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, как к выбору темы самообразования, так и в организации их непосредственной самообразовательной деятельности.
По отношению к самообразованию и умению организовать самостоятельную работу над собой можно выделить три основных группы педагогов:
— систематически и целенаправленно занимающиеся самообразованием и умеющие рационально организовывать его;
— стремящиеся к знаниям, занимающиеся самообразованием, но не всегда углубленно, целенаправленно и рационально;
— недооценивающие самообразование, занимающиеся пополнением своих знаний и умений эпизодически, в узкопрофессиональном направлении.
Педагоги первой группы имеют разносторонние интересы, следят за развитием психоло-го-педагогической науки. Самообразовательная деятельность позволяет им быть в курсе достижений теории и передовой практики. Они умеют отобрать из прочитанного или увиденного основное, главное, творчески применить в практике учетом личного опыта и условий ра-
боты. Они не теряются перед новыми идеями, а пытаются найти пути разумного их применения. Именно из таких педагогов вырастают настоящие мастера педагогического дела.
Второй группе педагогов также свойственно стремление к знаниям. Они накапливают разнообразный, богатый дидактический материал, положительно относятся к позитивному педагогическому опыту, заинтересованы в знаниях. Однако приобретенные знания они не всегда умеют углубить самостоятельной работой. В результате их методологическая и теоретическая подготовка перестает отвечать требованиям времени.
И, наконец, есть значительная часть педагогов, которые не работают систематически над расширением и углублением своих профессиональных знаний, общего культурного кругозора. Самостоятельно они изучают лишь методическую литературу, конкретные разработки, рекомендации. Скрупулезное следование советам различных методик приводит их в той или иной степени к штампу в работе, тормозит развитие личности [4].
В чем же состоит система управления самообразовательной деятельностью педагога? Во-первых, в создании благоприятных условий для организации самообразования. Это, прежде всего, организация информационного обеспечения процесса самообразования.
В состав этой деятельности руководителя входит организация выставок научнометодической, методической информации, которая необходима педагогам в условиях обнов -ления образовательной практики ДОУ: это новинки научно-методической и методической литературы, журналов по приоритетным направлениям деятельности ДОУ, подборка новинок литературы для организации самообразовательной и инновационной деятельности педагогов, методическое обеспечение для реализации образовательных программ учреждения, вариативных и парциальных программ, используемых педагогами в плане обновления содержания образования детей дошкольного возраста. Немаловажное место в информационной деятельности ДОУ занимает ознакомление педагогов с материалами медиатеки, информационно-библиографическая деятельность методического кабинета.
Во-вторых, проектирование и реализация
системы управленческого содействия педагогам в осуществлении самообразовательной деятельности.
Система такого управленческого содействия включает в себя ряд условий:
— нормативно-регламентирующие,
— перспективно-ориентирующие,
— деятельностно-стимулирующие,
— информационно-коммуникативные.
Нормативно-регламентирующая группа условий характеризует правовые и нравственные основания, предопределяющие организацию и осуществление самообразовательной деятельности педагогов образовательных учреждений. Содержательное представление этой группы условий осуществляется в проектах нормативно-правовых и инструктивных (инструктивнометодических) документов (материалов), которые целенаправленно создаются руководителями образовательных учреждений для обеспече -ния скоординированной деятельности педагогов при осуществлении самообразовательной деятельности. Поэтому нормативно-
регламентирующую группу условий можно смело рассматривать как аспект управленческой деятельности, вообще, и управления самообразовательным процессом, в частности.
Нормативно-регламентирующие установки в организации и осуществлении самообразовательной педагогической деятельности при всем их многообразии имеют общую основу. Она состоит в ярко выраженном стремлении руководителей согласованно влиять на управление развертыванием инновационных стратегий в образовательном учреждении. Стремясь к активизации творческого потенциала педагогов, руководители простраивают и реализуют систему мотивации творческого педагогического труда.
Перспективно-ориентирующая группа условий служит ориентиром в определении содержания и основных направлений самообразовательной деятельности. Перспективно-ориентирующая группа условий определяется теми приоритетами в области образования, которые приняты в регионе, области, соответствующем муниципалитете. Наличие этой группы условий позволяет руководителю образовательного учреждения определиться как с социально-ценными ожидаемыми результатами в
области инновационного образования, так и с видением перспектив его осуществления, а значит, наметить банк тем для организации самообразовательной деятельности педагогов.
Конкретизация содержания условий пер-спективно-ориентирующей группы осуществляется в программе инновационной педагогической деятельности образовательного учреждения и уточняется в индивидуальных программах самообразовательной деятельности педагогов.
Деятельностно-стимулирующая группа условий отражает специфику профессиональной деятельности педагогов. С одной стороны, предполагается стимулирование деятельности педагогов-новаторов, занимающихся самообразованием. Достигается это за счет создания комплекса материальных, психологических, моральных и других условий, благодаря которым педагоги будут защищены от повседневных неудобств и могут конкретно сосредоточиться на осуществлении самообразовательной деятельности. С другой стороны, руководители могут целенаправленно менять направления деятельностно-стимулирующей группы условий с тем, чтобы влиять на развитие потребностей педагогов в повышении своей профессиональной компетентности. В этом аспекте дея-тельностно-стимулирующая группа условий может служить одним из источников воздействия на повышение качества педагогической деятельности, на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и на качество образования детей.
Информационно-коммуникативная группа условий отражает взаимосвязи между различными компонентами профессиональной деятельности педагогов, осуществляющих самообразовательную деятельность. Вряд ли стоит сомневаться в том, что повышение качества самообразовательной деятельности педагогов является настолько целенаправленным, насколько оно обеспечено соответствующей информацией. Насколько педагог информирован об инновационных педагогических фактах и явлениях, настолько он может быть уверенным в целесообразности той или иной самообразовательной деятельности, касающейся обновления образования. Организация и осуществление самообразовательной деятельности зависит от той информации, которой могут пользоваться
ЧИППКРО
педагоги. Кроме того, это может служить основанием для принятия руководителями адекватных и целесообразных решений, касающихся повышения уровня профессиональной компетентности педагогов условиях развертывания инновационных инициатив в образовательном процессе.
Первая группа условий - нормативно-регламентирующая - сориентирована характеризовать правовые основания, предопределяющие организацию, содержание и процесс развертывания самообразовательной деятельности педагогов. Основным нормативно-
регламентирующим документом по развертыванию самообразования и повышения квалификации является Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В качестве инструктивно-методического обеспечения процесса самообразовательной деятельности может выступать программа обновления методической и научно-методической работы в образовательной системе Челябинской области, разработанная ГУОиН и ИДППО г. Челябинска, программа развития образовательного учреждения, программа инновационной педагогической деятельности, программа эксперимента, индивидуальные программы самообразовательной деятельности педагогов.
Вторая группа - перспективно-ориентирующая - служит ориентиром в определении содержания и основных аспектов самообразовательной деятельности педагогов. Наличие данной группы условий позволяет определиться как с социально-ценностными результатами самообразовательной деятельности, так и с видением перспектив ее осуществления. Конкретизация содержания и форм развертывания самообразовательной деятельности может быть отражена в программе повышения квалификации педагогических кадров учреждения, в программе развития образовательного учреждения.
Третья группа условий - деятельностно-стимулирующая - отражает специфику условий жизнедеятельности педагогов в конкретном образовательном учреждении. Стимулируя са-мообразовательную деятельность педагогов за счет создания комплекса соответствующих условий (материальных, психологических, моральных), можно достичь высокого результата в осуществлении педагогами инновационной
деятельности. В этом случае педагоги оказываются защищенными от повседневных неудобств, связанных с дополнительными профессиональными нагрузками, что позволяет им сосредоточиться на конкретной педагогической деятельности, связанной с инноватикой. А целенаправленное изменение направлений данной группы позволяет администрации образовательного учреждения влиять на развитие творческого потенциала каждого педагога. В этом аспекте деятельностно-стимулирующая группа условий является одним из источников внешнего управленческого содействия педагогам в осуществлении ими самообразовательной деятельности [3]. Деятельностно-стимулирующая группа включает в себя модель мотивации творческого педагогического труда. В содер-жание такой модели целесообразно заложить:
1. Материальное стимулирование, основанное на:
— положении о премировании работников ДОУ;
— положении о доплатах и надбавках стимулирующего характера за инновационную деятельность.
2. Моральное стимулирование, основанное
на:
— положении о едином методическом дне (с конкретизацией свободного рабочего времени на инновационную деятельность и самообразование);
— положении о награждениях педагогических работников (Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РФ, грамота Министерства образования РФ); кроме того:
— назначение педагогов к руководству методическими объединениями в рамках образовательного учреждения и в рамках района;
— выдвижение педагогов для участия в конкурсе «Педагог года»;
— выдвижение педагога для защиты на высшую квалификационную категорию;
— организация творческих отчетов и мастер-классов педагогов-новаторов, семинаров для воспитателей и учителей района;
— торжественное вручение педагогам авторских методических изданий.
Четвертая группа условий - информационно-коммуникативная - отражает взаимосвязи между различными компонентами профессиональной деятельности педагогов. Осуществление самообразовательной деятельности педагогов существенно зависит от той информации, которая доходит до педагогов и которой они могут воспользоваться не по интуиции или наугад, а использовать адекватно и целесообразно в развертывании инновационной деятельности.
В этом проявляется первый аспект управленческого содействия педагогам в осуществлении самообразовательной деятельности.
Другим аспектом является оказание адресной и необходимой помощи конкретным педагогам в осуществлении самообразовательной деятельности. Этот аспект обусловлен качеством получаемых результатов, качеством и уровнем образованности детей, а значит - наличием каких-либо сведений об осуществлении данной (самообразовательной) деятельности.
Выделяя гуманно ориентированные условия содействия педагогам в осуществлении ими самообразовательной деятельности, будем исходить из следующих двух положений:
— состав условий должен быть соотне-
сен с основными группами условий структурирования системно организованного образовательного пространства, а именно условий пер-спективно-ориентирующей, нормативно-
регламентирующей, деятельностно-
стимулирующей и информационно-
коммуникативной групп;
— условия должны быть соотнесены с содержанием и особенностями управления самообразовательной деятельностью педагогов в образовательных учреждениях.
Планирование самообразования каждого педагога должно осуществлять на личностно ориентированной основе. Педагог самостоятельно должен определить интересующую его проблему, исходя из приоритетных направлений деятельности учреждения, задач на текущий учебный год, целей, определенных в Программе развития учреждения. Проблему самообразования целесообразно наметить не на один - два года, а на пять и более лет. В связи с этим проблема должна быть сформулирована достаточно емко и являться актуальной.
Таким образом, целенаправленная и струк-
турированная система управления самообразовательной деятельностью педагогов инновационных дошкольных образовательных учреждений обеспечит качество внедрения инноваций и качество дошкольного образования.
Литература
1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы [Текст] / А. Я. Айзенберг. - М. : Высшая школа, 1986.
ЧИППКРО
2. Битянова, Н. Р. Культура самосовершенствования преподавателя [Текст] : учеб. пособие / Н. Р. Битянова. - М. : Международная педагогическая академия, 1994.
3. Вилюнас, В. К. Психологические мотивации человека [Текст] / В. К. Вилюнас. -М. : изд-во МГУ, 1990.
4. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. -М., 2003.