УДК 374.1 ББК 74.4
Медведев Игорь Федорович
кандидат педагогических наук заведующий кафедрой математики Челябинский институт путей сообщения г. Челябинск Medvedev Igor Fedorovich candidate of pedagogical sciences head of department of mathematics Chelyabinsk institute of communication roads Chelyabinsk [email protected] Стратегия управления самообразованием в высшей школе Management strategy in self-education in the higher school
В статье рассмотрена проблема самообразования в высшей школе с точки зрения стратегии управления, которая предусматривает ознакомительную, пропедевтическую, методическую и прагматическую ступени; дано развернутое описание состава деятельности педагога и студента на каждой ступени.
The article considers the problem of self-education in the higher school from the point of view of management strategy, which provides for a trial, propaedeutic, methodological and pragmatic steps; given a detailed description of the composition of a teacher and a student at each step.
Ключевые слова: управление самообразованием, стратегия управления, ступени стратегии управления самообразованием, состав деятельности педагога и студента.
Key words: management of self-education, management strategy, steps of selfmanagement strategy, the composition of a teacher and student.
Управление образованием относится к видам социального управления,
которое «поддерживает целенаправленность и организованность учебновоспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования» [403, с. 296]. Заметим, что управление самообразованием, которое является составной частью образовательного процесса, также подпадает под это определение.
Управление самообразованием студентов технических вузов мы определяем как взаимодействие управленческой подсистемы педагогических кадров и подсистемы самоуправления студентов с целью обеспечения ее непрерывного
развития в соответствии с социальным заказом и производственными требованиями.
Управление самообразованием не только направлено на регулирование свойств субъекта самообразовательной деятельности, но и само регулируется им. Управление самообразованием предполагает ведущей функцией партнерское взаимодействие. Диалогичный характер этого процесса обусловлен, в первую очередь, его гуманистической направленностью, во-вторых, требованиями времени, в частности переходом к индивидуально-ориентированной организации учебного процесса.
На этом основании В. И. Андреев выделил принципы перехода педагогического управления в самоуправление: педагогической децентрализации в управлении педагогических систем; открытости педагогических систем; самоопределения педагогических приоритетов в решении педагогических проблем с помощью единых критериев; взаимное усиление и взаимное дополнение процессов решения собственно педагогических проблем и задач; диверсификации и интеграции [18]. Конкретным выражением управления самообразованием студентов в рамках перечисленных принципов является формулировка соответствующей стратегии управления.
Стратегией управления называется всесторонний общий план, предназначенный для достижения целей управления, в соответствии с которым реализуется модель управляемого процесса. Основные отличительные особенности стратегии управления выделил И. Ансофф [21, с. 358]: процесс выработки стратегии заканчивается установлением общих направлений продвижения к намеченным целям; сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска; необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет на желательные результаты; как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация на базе обратной связи; стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры
изменятся; стратегия и ориентиры взаимозаменяемы: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.
В контексте нашего исследования ведущая роль должна принадлежать стратегии самоуправления. Практическая востребованность названной стратегии объясняется отсутствием качественных стратегий управления самообразовательной деятельностью на всех уровнях управления в вузе.
Стратегия самоуправления студентов заключается в обучении студентов стратегиям управления с целью их личностной самоактуализации и развития самостоятельности в организации учебного процесса, в получении обучаемыми знаний о содержании и методах, которые до сих пор были прерогативой преподавателя.
Единая стратегия самоуправления студентов технических вузов, на наш взгляд, должна включать известные в отечественной психолого-педагогической литературе стратегии управления: интериоризации [330]; проблематизации и рефлексии; обучения мышлению; ориентирования; обогащения.
Внедрение указанных стратегий в самообразовательную деятельность студентов носит ступенчатый характер и предусматривает постепенное продвижение от эпизодических самообразовательных проб до устойчивой системы самообразовательной деятельности. Мы выделяем четыре ступени: ознакомительную, пропедевтическую, методическую, прагматическую.
Ознакомительная ступень. Ее цель - определить, насколько данные обучающиеся обладают самообразовательной компетенцией и способны ею пользоваться. Как правило, студентами уже освоены определенные автодидактические технологии, однако они либо не умеют применять их должным образом, либо не применяют системно.
Опыт показывает, что наиболее сложным и наименее освоенным является умение ставить перед собой цель учебно-познавательной деятельности. Поэтому обучение самообразованию начинается с составления студентами
плана занятия на основе цели, поставленной преподавателем, а затем - планов отдельных видов самообразования на разные сроки. Далее студентам предоставляется возможность самим поставить себе цель.
Состав деятельности педагога: определение исходного уровня
самообразовательной компетенции студентов; оценка наличия осознанной потребности в самообразовательной деятельности и ее мотивов; оценка отношения студентов к источникам и средствам самообразования в профессиональной сфере; оценка уровня сформированности у студентов умений и навыков проведения самостоятельной образовательной работы.
Состав деятельность студента: диагностирование познавательной
потребности в расширении, углублении совокупности знаний, полученных в школе и вузе; определение интеллектуальных личностных и физических возможностей; определение целей самообразовательной работы - ближайшей и отдаленной; осуществление общей ориентировки в материале: знакомство с перечнем вопросов по теме, если такие имеются в учебном материале; составление представления об объеме, характере и степени новизны содержащейся в нем информации. Пересмотр записей, сделанных на аудиторных занятиях: выделение вопросов, освещенных достаточно полно, и вопросов, для освоения которых понадобится обращение к дополнительным источникам.
На первой ступени в учебный процесс включаются задачи на «узнавание» тех или иных фактов, понятий, закономерностей, используемых в профессионально-технической сфере.
Пропедевтическая ступень. На данной ступени актуализируются уже имеющиеся в арсенале студентов средства самообразования, о которых они никогда не задумывались или никогда не использовали целенаправленно. Здесь необходимо дать информацию: об аспектах учебного процесса;
индивидуальных стилях учения; видах технологий, которые они уже применяют, и тех, которые предлагают преподаватели; доле ответственности,
которую студент принимает на себя в процессе обучения; подходах, которые могут использоваться для оценки эффективности работы по самообразованию.
Состав деятельность педагога: постановка целей и задач самостоятельной образовательной работы для студентов в профессиональной сфере; планирование содержания самообразования в соответствии с требованиями учебных программ; определение степени сложности самообразовательной работы для каждого студента; проведение инструктажа студентов перед выполнением заданий по самообразованию.
Состав деятельности студента: разработка конкретного ближайшего и долгосрочного планов самообразования; целенаправленное чтение материала: чтение-поиск, выборочное аналитическое чтение и т. д.; детальная переработка записей лекций, учебной литературы; осмысленная систематизация материала; овладение умением выявлять специфику элементов научных знаний и их функциональных зависимостей.
гл «
Задачи этой ступени должны выявлять механизмы действия, а также теоретическое описание функциональных зависимостей и связей между явлениями и процессами производственно-технического содержания.
Методическая ступень. На этой ступени студенты учатся методике применения средств самообразования: как, когда и в какой последовательности они используются в овладении новыми знаниями.
Состав деятельность педагога: описание и приведение примеров
потенциально эффективных способов самообразования; оказание методической помощи студентам при выполнении самостоятельных заданий; обеспечение разнообразия и новизны самообразовательной деятельности студентов; своевременное реагирование на предложения студентов, направленные на повышение профессионализации учебного занятия.
Состав деятельности студента: осмысление ведущих элементов научных знаний и связанных с ними практических выводов, точная их формулировка; определение полноты знания основной информации, готовности ее системно
изложить; обсуждение примеров использования отдельных способов самообразования (в малых группах или всей аудиторией); выбор конкретных видов самообразовательной деятельности, которые необходимы студенту, а их результаты личностно значимы; определение формы самоконтроля, работа над вопросами и заданиями для самопроверки (в учебных пособиях).
Задачи третьей ступени способствуют выработке умений моделировать технологические процессы и ситуации, находить причинно-следственные связи и объяснять их посредством сведения к известному.
Прагматическая ступень. На этой ступени студенты применяют свои самообразовательные компетенции в различных ситуациях. Педагог специально разрабатывает такие виды деятельности, в ходе которых студенты имеют возможность практиковаться в применении самообразовательных технологий и одновременно освоить содержание обучения; оценить использование различных способов приобретения профессиональных знаний и умений, персонализировать то, что узнали о сущности и особенностях самообразования.
Состав деятельности педагога: анализ степени готовности студентов к самообразованию в профессиональной сфере; осуществление контроля над самообразованием студентов; внесение корректив в процесс самообразования; оценка роста профессионального мастерства студентов.
Состав деятельности студента: решение инженерно-технических задач; выполнение развернутых проектных заданий; прохождение производственных практик в целях совершенствования профессиональных умений.
Характерной особенностью решения задач четвертой ступени является то, что деятельностная сторона решения задач приближена к структуре деятельности инженерного анализа и творческого поиска.
С переходом от одной ступени к другой взаимодействие между студентом и преподавателем претерпевает определенные изменения. Функции преподавателя в совместной деятельности со студентами от планирующей, организующей, направляющей и контролирующей на начальном этапе формирования са-
мообразовательной компетентности студента преобразуются на более высоких ступенях педагогического управления самообразованием в согласующую, рекомендательную, ориентирующую. При этом участие преподавателя сокращается в части непосредственного контакта со студентами и, одновременно, увеличивается и усложняется в части обеспечения студента необходимым для него информационным сопровождением для реализации содержания самостоятельной работы. Деятельность студента, напротив, приобретает все большую активность — от воспринимающей, копирующей роли происходит переход к активным самостоятельным действиям по организации, планированию, контролю, корректировке собственной деятельности, самоопределению.
Библиографический список
1. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности [Текст] / В. И. Андреев. - М.: Высш. шк., 1981.
- 240 с.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. - М: Экономика, 1989. - 519 с.
3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. -Ростов-на/Д.: Феникс, 1996. - 736 с.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст] : в 3 т. Т 2. Новое время /
под ред. А. И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.
Bibliography
1. Andreev, V. I. Heuristic programming of educational and research activity [Text] / V. I. Andreev. - M.: Higher school , 1981. - 240 p.
2. Ansoff, I. Strategic management [Text] / I. Ansoff . - M.: Economy, 1989.
- 510 p.
3. Stolyarenko, L. D. Fundamentals of psychology [Text] / L. D. Stolyarenko. - Rostov-on/D.: Phoenix, 1996. - 736 p.
4. Reading book on history of pedagogics [Text] : in 3 t. T 2. New time / ed-
ited by A. I. Piskunov. - M.: TC Sphere, 2006. - 464 p.