УДК 374.1 ББК 74.4
Медведев Игорь Федорович
кандидат педагогических наук кафедра математики Челябинский институт путей сообщения г. Челябинск Medvedev Igor Fedorovich Candidate of Pedagogics Chair of Mathematics Chelyabinsk Institute of Means of Communication Chelyabinsk
Дидактические аспекты моделирования самообразования студентов
в техническом вузе Didactic Aspects of the Students’ Self-Education Modeling in Technical College
В статье рассмотрена проблема самообразования в современной высшей школе и пути ее решения, в частности организация обучения на основе моделирования содержания и процесса самообразования; предложена модель управления самообразованием студентов в вузах.
The article considers the problem of self-education in modern higher school and the ways of its solving, particularly, the education process organization on the basis of self-education content and process modeling; the model of the students' selfeducation management in higher schools is suggested.
Ключевые слова: моделирование самообразования, содержание
самообразования, процесс самообразования, модель управления самообразованием.
Key words: self-education modeling, content of self-education, self-education process, model of self-education management.
В настоящее время традиционные модели управления качеством
подготовки специалистов в условиях динамично развивающейся внешней и внутренней среды образовательных учреждений уже не могут обеспечить выполнения всех требований, которые предъявляются современным обществом к выпускникам школ и вузов. Необходимы новые подходы, разработка моделей, соответствующих требованиям современности, которые могли бы быть объединены общей для них локальной педагогической парадигмой.
В Национальной доктрине образования в РФ обозначена одна из основных задач системы образования - обеспечение формирования навыков самообразования [3] . Федеральные образовательные стандарты третьего поколения, разработанные в терминах компетенций, конкретизируют
ориентированность на самостоятельную образовательную деятельность студентов, поскольку предполагают у каждого студента наличие индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута.
В последние годы проблема самообразования стала активно изучаться в дидактике высшей школы. При этом предметом исследования, как правило, были отдельные аспекты подготовки студентов к этому виду деятельности. Так, формированию умений и навыков самообразовательной деятельности посвящены работы Г. И. Гусева, Е. П. Голубева, И. И. Колбаско, Ю. А. Панасенко, А. Е. Пасекунова, П. И. Пидкасистого, В. Б. Шароновой и др. Предметное самообразование детально рассматривается в работах
Н.Н.Тулькибаевой, А.В.Усовой.
Заказ общества на подготовку специалистов, ориентирующихся в мощном потоке информации, быстро адаптирующихся в динамичной структуре современного производства, творчески применяющих полученные знания, в практике вузовского обучения выполняется в основном двумя путями:
- развитием дистанционного обучения, в основе которого лежит самостоятельная деятельность студентов;
- сокращением доли готовой информации, получаемой студентами от преподавателей, возрастанием объема их самостоятельной работы.
Каждое направление требует создания целостной дидактической системы, обеспечивающей саморазвитие, самообучение, самоопределение, самовоспитание и самореализацию студентов. К сожалению, предлагаемые методики недостаточно научно обоснованы, поскольку современное высшее образование не располагает эффективной моделью управления самообразовательной деятельностью студентов.
При организации самообразования студентов нужно учитывать множество факторов, влияющих на ее эффективность. Поэтому необходимо предварительное моделирование самообразования, конечной целью которого является оптимизация выбора дидактической технологии.
50
Разработка соответствующей модели основана на определении самообразования. Как показывает анализ, большинство определений, содержащихся в работах по вопросам самообразования, могут быть сведены к определению, представленному в Российской педагогической энциклопедии. «Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры; политической жизни и т.п.» [4].
При моделировании управления самообразованием следует различать две стороны обучения: содержательную и процессуальную, которая реально может быть реализовано в педагогической деятельности.
Содержание самообразования выступает как социально и личностно детерминированное, фиксированное в педагогической науке и ФГОС представление о социальном опыте, подлежащем усвоению.
Моделирование содержания самообразования базируется на ресурсах руководства самообразованием и включает три уровня:
- уровень общего теоретического представления, на котором системно отражаются все педагогические цели в виде элементов социального опыта в его педагогической трактовке;
- уровень учебной дисциплины, на котором учитываются не только логика науки, но и условия протекания, и закономерности процесса обучения, в котором учебная дисциплина реализуется, доводится до каждого студента.
- уровень учебного материала, где происходит конкретизация учебного материала по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и т.д.
При моделировании процесса самообразования студентов следует иметь в виду, что самообразование студента — это не автономная деятельность индивида по собственному разумению, а сознательное и систематическое, управляемое преподавателем овладение знаниями и умениями, которое становится доминантным. Таким образом, в управлении самообразованием участвует две заинтересованные стороны: педагог и сам студент.
51
Педагог руководит самообразованием по определенной программе, соответствующей требованиям комбинированного типа управления. Управление комбинированного типа имеет две составляющие: управление по предполагаемым возмущениям и по принципам обратной связи. Их совместное использование позволяет говорить о цикле управления. Таким образом, имеет место цикличность самообразовательной деятельности студентов и управляющей деятельности преподавателей. Усвоение учебного материала студентом будет завершенным при условии, что он будет включен в цикл самообразовательной деятельности и пройдет все основные этапы этого цикла, а педагог осуществит все необходимые действия, связанные с циклом управления.
Дальнейшее моделирование учебного процесса, а также конкретизация этапов педагогического руководства самообразованием связаны с применением соответствующих технологий обучения. В качестве метатехнологий управления самообразованием выступают технологии проблемного, эвристического, дистанционного и модульного обучения. Они дополняются и конкретизируются технологией архивирования учебного материала, кейс-технологией, проектной и тьюторской технологиями, технологиями опережающего, вариативного, исследовательского и открытого обучения.
Технологии управления самообразованием направлены на формирование мотивационного, ориентационного, операционального, эмоционально-волевого, оценочного, психомоторного компонентов самообразовательной деятельности. Названные компоненты способствуют получению гарантированного результата; их реализация должна осуществляться с учётом индивидуальных особенностей студентов и при постоянном мониторинге для своевременной коррекции их деятельности.
Мониторинг самообразования — процесс систематического и непрерывного сбора информации о сформированности основных характеристик самообразовательной деятельности с целью корректировки учебного процесса для их улучшения. В числе важнейших требований, обеспечивающих
52
эффективный мониторинг самообразовательной деятельности студентов, его объективность, системность, комплексность, непрерывность, технологичность.
При этом студент может выступать в роли объекта и субъекта контроля. В контрольный комплекс, который обеспечивает сплошную контролируемость результатов самообразовательной работы, входят следующие виды контроля: контроль педагога, самоконтроль, взаимоконтроль, внутренний самоконтроль. Конечный этап контрольного комплекса — внутренний самоконтроль и самокоррекция, переход к которым означает, что правильные учебные действия сформированы, и нет необходимости во внешнем контроле. Корректирующие действия педагога в этом случае должны быть направлены на совершенствование ресурсов руководства самообразованием и через них содержания самообразования.
Логика управления самообразованием студентов отражена в содержательно-процессуальной модели (рис. 1).
Конечной целью предлагаемой модели является формирование у студентов самообразовательных знаний и умений, самообразовательных компетентностей. Таким образом в данной модели нашли свое отражение как знаниевый (содержательный), так и современный компетентностный (процессуальный) подходы, что, на наш взгляд, дает более полную картину предстоящих педагогических воздействий на учебный процесс.
Социальный
заказ
I
Цели
I
Задачи
I
Идеи
I
Планы
I
Проекты
Ступень общего Ступень Ступень
теоретического —► учебной —► учебного
представления дисциплины материала
Выбор формы управления самообразованием
Выбор
технологии
управления
самообразованием
Проектирование
содержания
самообразования
Проектирование
процесса
самообразования
Выбор
способа
самообразования
Выбор
технологии
самообразования
Эмпирический Теоретический Практический
этап этап этап
Педагогическая
коррекция
Результаты самообразования Самообразовательн ые знания Самообразовательн ые умения Самообразовательн ые компетенции
Самокоррекция
Рис. 3. Содержательно-процессуальная модель управления самообразованием студентов
54
Совершенствование самообразовательной деятельности обеспечивается качественным улучшением индивидуальных средств познания, каковыми являются самообразовательные знания и умения. С одной стороны, они служат инструментом самообразования студентов; с другой стороны, в них закрепляются, совершенствуются и сохраняются его результаты.
Самообразовательные знания имеют учебную, научно-методическую и научно-исследовательскую направленность. Знания учебной направленности -знания о научных фактах, понятиях, законах и теориях, а также их структуре. Знания научно-методической направленности - знания о методиках и технологиях научных исследований, передовом зарубежном и личном опыте профессиональной деятельности. Знания научно-исследовательской направленности - знания о способах решения предлагаемых задач, инновационных технологиях, собственных методах и способах профессиональной самообразовательной деятельности.
Самообразовательная деятельность базируется на основополагающих самообразовательных умениях, которые имеют различный характер и степень общности. По функциональному признаку выделяют группы организационных, информационно-поисковых, познавательных, контролирующих и коммуникативных умений.
Комплексной характеристикой специалиста, отражающей его готовность и способность осуществлять эффективную самообразовательную деятельность в условиях непрерывно изменяющихся современных производственных и образовательных процессов, служит самообразовательная компетентность [2]. В качестве компонент самообразовательной компетентности нами определены следующие:
- выявление смысла самообразовательной деятельности для своего личностного и профессионального роста;
- адекватная оценка своих достижений в постановке усложняющихся задач;
- самостоятельность, наличие волевых качеств, умение восстанавливать свои силы, открывать новые возможности и ресурсы;
- опыт решения практических задач, ориентировка в поле своих жизненных и профессиональных проблем, которые можно решить с помощью самообразования.
Анализ эволюции самообразовательной деятельности студентов при использовании предложенной модели мы проводили в соответствии со ступенями самообразования. Все ступени самообразования взаимосвязаны, каждая предыдущая определяет последующую (табл. 1).
Таблица 1
Ступени самообразования
Ступени самообразования Характеристика ступеней самообразования
Воспроизведение знания Слабо развитые самообразовательные знания и умения. Студент полностью определяет содержание учебного материала, методы учебной работы в классических формах организации процесса обучения.
Применение знания Студент в содержание учебного материала включает методы учебного познания, тем самым начинает самостоятельно регулировать свою учебно-познавательную деятельность. Владение логическими операциями (предпринимаются попытки самостоятельного использования знания для решения практических задач)
Обобщение знания Студент раскрывает технологию своей познавательной деятельности. При этом студент имеет образцы, которые он соотносит с собственной деятельностью. Формируется умение выбрать существенное, вскрыть причинно-следственные связи в изучаемом, умение систематизировать и обобщить, проанализировать материал.
Преобразование знания Студент задумывается о методах самообразовательной работы в различных условиях и с различным учебным материалом. Формируются: умение рассматривать явление со всех сторон, дать оценку получаемой информации; умение связать новое с имеющимся опытом, умение увидеть проблему и творчески решать ее; умение частный факт объяснить знанием закономерности.
Создание нового знания Студент приобретает знания, руководствуясь собственными целями и на основе собственного мышления. Данная ступень самообразования дает студенту совершенно новые знания - знания о самом себе, особенностях своего мышления, о формировании своей будущей профессиональной деятельности на основе изучения собственного стиля мышления. Высокое качество продуктов познавательной деятельности (творческие работы, рефераты и другие)
Опыт применения данной модели в Челябинском институте железнодорожного транспорта подтверждает гипотезу о том, что она может служить основой развития самообразовательной деятельности студентов. Сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и формирующем этапах экспериментальной работы, показал, что большинство студентов, усваивающих учебный материал на ступени воспроизведения знаний, осуществили переход на ступень обобщения и преобразования знаний. Количество студентов, демонстрирующих ступень создания нового знания, увеличилось на 35%; в совокупности практически у 86% студентов развитие самообразовательной деятельности стало соответствовать ступеням преобразования и создания нового знания.
В экспериментальных группах улучшились качественная успеваемость, заинтересованность студентов в продолжение своего образования. Модель управления самообразованием позволяет сформировать у обучаемых целостную картину мира, систематизировать их знания и умения, создать единую образовательную среду; она обеспечивает развитие межпредметных и внутрипредметных связей.
Этому должны способствовать проведение спецкурса по формированию умений самообучения, организация практических занятий по упрочению знаний и навыков самоанализа, самопроектирования и самокоррекции. Большую роль играют лекции с применением методов проблемного и эвристического обучения, применение индивидуального подхода в работе со студентами, стимулирования их занятий в системе самообучения [1] и т. п.
Библиографический список
1. Агибова, И.М. Условие и факторы организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий [Текст] / И.М. Агибова, Т.А. Куликова // Вестник Поморского университета. - 2010. - № 5. - С 128-134.
2. Медведев, И.Ф. Принцип самообразования как методологическая основа самообразовательной компетентности [Текст]/И.Ф.Медведев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. № 36(212), Серия
«Образование. Педагогические науки». Вып.10. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. - С.38-41.
3. Национальная доктрина образования в РФ // http // www. dvgu.ru/umu/ZakRF / doctrin1.htm
4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т.2. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая рос. энцикл., 1993-1999.
Bibliography
1. Agibova, I. M. Condition and Factors of the Students’ Effective Independent Work Organization Using Information and Communication Technologies [Text] / I.M. Agibova, T.A.Kulikova // Bulletin of Pomorse University. - 2010. - № 5.
- P. 128-134.
2. Medvedev, I.F. Self-Education Principle As a Methodological Basis of Self-Educational Competence [Text] / I.F.Medvedev // Bulletin of South Ural State University. - № 36(212). Series «Education. Pedagogical Sciences». Issue 10. -Chelyabinsk: Publ. House of SUSU, 2010. - P. 38-41.
3. National Doctrine of Education in the Russian Federation [Electronic Resource].
- Access Mode: http // www.dvgu.ru/umu/ZakRF / doctrin1.htm.
4. The Russian Pedagogical Encyclopedia: In 2 V.: V.2. / Chief Edit. V.V. Davydov. - M.: Great Rus. Encycl., 1993-1999.