Научная статья на тему 'Развитие самообразовательной компетенции студентов как основы повышения качества высшего образования'

Развитие самообразовательной компетенции студентов как основы повышения качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1136
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ / SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE / SUBJECTIVE AND INDEPENDENT CONDITIONS OF LIFELONG SELF-EDUCATION / SELF-EDUCATIONAL MECHANISMS OF ADAPTATION AND PROFESSIONALIZATION OF STUDYING IN A UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Игорь Федорович

С позиций концепции непрерывного образования в течение жизни развитие самообразовательной компетенции у студентов составляет основу повышения качества высшего образования. Выявлены условия развития самообразовательной компетенции студентов. В частности, проанализированы и систематизированы свойства и условия, составляющие субъективную основу непрерывного самообразования: знание состава самообразовательной компетенции, целеустремленность деятельности педагога, разносторонность самообразовательной компетенции, последовательность и систематичность педагогических воздействий, рациональность педагогической деятельности. Выявлены и охарактеризованы группы объективных условий развития самообразовательной деятельности: информационные, организационные, учебно-методические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE AS A BASIS OF IMPROVING THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION

Development of students’ self-educational competence is a basis of improving the quality of higher education from the concept of lifelong education. The conditions of developing students’ self-educational competence are revealed. The features and conditions of a subjective basis of lifelong education are specifically analyzed and systematized: knowledge of self-educational competence structure, single-mindedness of lecturer’s activity, versatility of self-educational competence, consistency and systematic character of lecturer’s activity, rationality of pedagogical activity. The groups of independent conditions of self-educational activity development are revealed and characterized: informational, organizational, educational and methodological conditions.

Текст научной работы на тему «Развитие самообразовательной компетенции студентов как основы повышения качества высшего образования»

УДК 378.14.056.62+378.026.7 ББК Ч448ю44+Ч448.478

РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.Ф. Медведев Челябинский институт путей сообщения

С позиций концепции непрерывного образования в течение жизни развитие самообразовательной компетенции у студентов составляет основу повышения качества высшего образования. Выявлены условия развития самообразовательной компетенции студентов. В частности, проанализированы и систематизированы свойства и условия, составляющие субъективную основу непрерывного самообразования: знание состава самообразовательной компетенции, целеустремленность деятельности педагога, разносторонность самообразовательной компетенции, последовательность и систематичность педагогических воздействий, рациональность педагогической деятельности. Выявлены и охарактеризованы группы объективных условий развития самообразовательной деятельности: информационные, организационные, учебно-методические условия.

Ключевые слова: самообразовательная компетенция, субъективные и объективные условия непрерывного самообразования, самообразовательные механизмы адаптации и профессионализации обучения в вузе.

Ключевым направлением Болонского процесса является развитие непрерывного образования - «образования в течение жизни», подразумевающего обучение, воспитание и развитие человека начиная с дошкольного и заканчивая пенсионным возрастом. Образование в течение жизни служит совершенствованию знаний, способностей, компетенций и квалификаций с целью удовлетворения личностных, гражданских, социальных потребностей [8, 11].

Анализ различных теоретических подходов зарубежных и отечественных ученых и практиков к стратегии современного образования выявил в системе непрерывного профессионального образования два направления.

Сторонники одного из них, так называемого «поддерживающего обучения» [10], понимают «непрерывность» профессионального образования как процесс, не имеющий перерывов, как поэтапное (через каждые пять лет) повышение квалификации и предлагают лишь усовершенствовать или модернизировать традиционную парадигму образования:

- институционно - путем создания едино -го образовательного пространства, учебных образовательных комплексов;

- процессуально - активизировать и оптимизировать процесс обучения за счет вве-

дения активных и нестандартных форм занятий, педагогических технологий, оставив в них фиксированные методы и правила, предназначенные для известных, повторяющихся ситуаций.

Другой путь предлагают сторонники инновационного обучения, ориентированного на создание условий по формированию готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к «проективной детерминации будущего», к разнообразным (нестандартным) формам мышления, к бесконечному самообразованию. Этим обусловливается необходимость замены методики преподавания отдельных дисциплин целостным технологическим процессом, альтернативным по своей сущности общим и частным методикам традиционного обучения [4].

По нашему мнению, наиболее перспективным является второй путь, который предусматривает побуждение к приобретению профессиональных компетенций, инициативное движение по выбранной образовательной траектории, личностные механизмы овладения учебным материалом [3].

В научно-педагогической литературе самообразование рассматривается как составной компонент непрерывного образования [2, 7]. Существует и обратная зависимость: самообразование индивида тем более успешно,

чем полнее он включен в систему непрерывного образования. Непрерывное образование и самообразование взаимно обогащают друг друга. Самообразование, с одной стороны, является основой для совершенствования системы непрерывного образования на всех его ступенях. С другой стороны, непрерывное образование выступает как условие развития самообразования, поскольку оно должно постоянно сопутствовать сначала учебной деятельности школьников и студентов, а затем профессионально-трудовой деятельности специалистов [1].

Добавим к этому, что если в традиционной школе учебная деятельность является ведомой по отношению к деятельности педагога, то в непрерывном образовании она приобретает высокую степень автономности и регулируется, прежде всего, самим обучаемым.

Самообразование формируется и направляется во всех подсистемах непрерывного образования, с которыми оно гармонично сочетается и связывается преемственно. При этом должны решаться задачи ознакомления инженерно-технических работников с методами и приемами самообразования, путями самосовершенствования, соответствующими методическими рекомендациями и учебными пособиями.

Существует три основных направления развития взаимодействия непрерывного профессионального образования и самообразования:

- совершенствование непрерывной отраслевой подготовки кадров в системе образования [5, 9];

- модернизация коммерческих структур непрерывного образования [6];

- развитие непрерывного самообразования на всех ступенях профессионального образования.

Поскольку проблема нашего исследования связана с третьим направлением, рассмотрим его более подробно. Непрерывность самообразования в вузе обусловлена рядом субъективных и объективных факторов, связанных с уже существующей практикой обучения и имеющимися возможностями ее модификации. В современной трактовке необходимой внутренней предпосылкой непрерывности самообразования студентов и специалистов является самообразовательная компетенция. Рост уровня самообразовательной компетенции обеспечивается рядом условий педагогического взаимодействия, связанных процессуальными свойствами самообразования. Для пе-

дагогов и студентов выделяются пары взаимодополняющих свойств и условий в качестве субъективной основы непрерывного самообразования (см. таблицу).

1. Знание состава формируемой самообразовательной компетенции и методики подготовки студентов к деятельности по самообразованию является условием, обеспечивающим информированность и дидактическую оснащенность педагога. По отношению к студентам данное условие означает тезаврацию средств самообразовательной деятельности, понимаемую как сбережение освоенных средств познания для личного пользования.

По сути, прочность усвоения учебного материала, в том числе самообразовательного, напрямую зависит от выполнения студентом нескольких простых правил:

- многоразовая, планомерная и целенаправленная обработка учебного материала обеспечивает его надежное закрепление в долговременной памяти;

- подробный конспект ведется на основе записи лекций, книг, консультаций преподавателей, бесед с товарищами и, конечно, в результате размышлений, описания материала своими словами, разъяснения его в первую очередь для себя;

- следует придерживаться плана, который сообщается студентам заранее, либо они сами составляют такой план;

- необходимо стараться после изучения каждого законченного фрагмента материала выразить свое мнение, самостоятельно ставя вопросы, помогающие его осмыслению;

- нельзя оставлять что-либо непонятым, заученным формально;

- в конце изучения курса полезно со-тавить логическую схему изучаемого материала.

2. Целеустремленность деятельности педагога предусматривает целенаправленную работу по совершенствованию самообразовательной деятельности студентов. Для поддержания интенсивности самообразовательной деятельности необходимо систематическое пополнение новыми, более эффективными средствами познавательной деятельности, которые в значительной мере обеспечивают устойчивый характер самообразования, постоянный пересмотр состояния ее компонентов для внесения корректив в соответствии с изменениями в управлении и окружающей среде. Учебные материалы должны быть представлены в таком виде, чтобы по ним можно было обучаться самостоятельно.

Теория и методика профессионального образования

Дидактические условия роста самообразовательной компетентности студентов

Свойства Условие для педагогов Свойства Условие для студентов

Информированность Знание компонентов самообразовательной компетенции, знание методики подготовки студентов к деятельности по самообразованию Тезаврация Сохранение освоенных средств познания

Целеустремленность Целенаправленная работа по совершенствованию самообразовательной деятельности Интенсивность Корректировка самообразовательной деятельности в соответствии с изменениями в управлении и окружающей среде

Разносторонность Формирование у студентов обобщенных знаний и умений выполнять разнообразные виды познавательной деятельности Устойчивость развития Систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений средствами познавательной деятельности

Последовательность и систематичность Реализация преемственности, осуществление единого подхода к обучению самообразовательной деятельности в преподавании различных учебных дисциплин Детерминиро- ванность Включение студентов в различные виды продуктивной деятельности

Рациональность Использование возможностей различных форм и технологий подготовки студентов к деятельности по самообразованию Вариативность Индивидуальный подход к обучаемым, учет исходного уровня самообразовательной деятельности

Решению этих задач призваны служить правила, рекомендации, памятки по планированию самообразования, самовоспитанию и воспитанию самодисциплины, саморегуляции, рациональной организации умственной работы, совершенствованию информационного поиска и т. д.

3. Разносторонность самообразовательной компетенции достигается при формировании у студентов обобщенных знаний и умений выполнять разнообразные виды познавательной деятельности. Существует прямая зависимость процессов мышления от организации учебного материала, которая заключается не в добавлении нового материала, а в перестройке самой концептуальной системы, в изменении ее структуры и содержания.

Повышение уровня самообразовательной компетенции в значительной мере обеспечивается также путем систематизации и обобщения самим студентом учебного материала, пополнения новыми, более эффективными средствами познавательной деятельности. Нет чисто формальной процедуры для составле-

ния структурных формул, они могут быть построены лишь на основе содержательных обобщений.

4. Последовательность и систематичность педагогических воздействий обеспечивается следованием принципу преемственности,

единым подходом к обучению самообразовательной деятельности в преподавании различных учебных дисциплин.

С другой стороны, включение студентов в различные виды продуктивной деятельности отражает зависимость самообразования от внешних факторов, детерминированность внешними обстоятельствами. Средства самообразования не только формируются во взаимодействии с объектом познания, но и реализуются во взаимодействии с новым объектом. Поэтому актуализация самообразовательного потенциала личности в образовательном процессе определяется содержанием взаимодействия, в которое включены студенты. Особенность данного процесса такова: чем глубже и полнее это взаимодействие, тем интенсивнее протекает развитие самообразовательной дея-

тельности. Включение различных видов самообразовательной деятельности в учебный процесс не только обогащает познание, но и способствует эффективному переходу потенциальных состояний в актуальные, т. е. возможностей самообразования в реальное самообразование.

5. Рациональность педагогической деятельности состоит в использовании возможностей различных форм и технологий подготовки студентов к деятельности по самообразованию. По отношению к субъекту самообразовательной деятельности это свойство трансформируется в вариативность самообразования, связанную с множественностью векторов личностного развития, в основе которой лежит индивидуальный подход к обучаемым, учет исходного уровня их самообразовательной деятельности. Суть индивидуального подхода в самообразовании заключается во всестороннем раскрытии познавательных возможностей обучаемого с опорой на его положительные качества и с устранением имеющихся недостатков. Обучение должно вестись по принципу постепенного накопления знаний: переход к следующему уровню должен осуществляться после тщательного прохождения предыдущего, причем каждым студентом индивидуально.

Задача учета индивидуальных особенностей студентов, их познавательных интересов, возможностей и способностей решается реализацией личностно-ориентированной модели обучения. Государственные стандарты третьего поколения предусматривают вариативные пути освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП). В ней утверждается право студента выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Этим положением студенту и преподавателю дается право варьировать структуру, содержание и темпы освоения ООП, чем закладываются основы индивидуально сообразного развития специалиста.

Для осуществления самообразования с позиций его индивидуализации необходимы следующие основные предпосылки: уровне-вая дифференциация содержания образования (разные варианты программ, учебников, методических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и индивидуализировать процесс обучения); постоянный анализ и оценка способов учебной работы студента, побуждающих его к осознанию не только результатов, но и про-

цесса своей работы; специальная подготовка преподавателя к систематическому осуществлению такой работы.

Среди объективных условий непрерывности самообразования можно выделить группы информационных, организационных и учебно-методических.

Информационные условия предполагают: разработанные в соответствии с дидактическими требованиями учебные продукты; наличие источника дополнительной информации, к примеру, списки рекомендуемой литературы; доступность информации, развитость и распространенность каналов ее трансляции, наличие средств ее получения и обработки.

Организационными условиями непрерывности самообразования являются: использование возможностей различных форм учебных занятий для подготовки студентов к деятельности по самообразованию; определение времени, необходимого для выполнения данного объема самообразовательной деятельности; определение форм контроля самообразовательной деятельности; осуществление единого подхода к формированию самообразовательной компетенции в преподавании различных учебных дисциплин.

В качестве условий полноты методического обеспечения непрерывного самообразования выступают: список проблем, которые студенту необходимо изучить самостоятельно, задания и вопросы для самообразования; методические рекомендации и алгоритмы работы по самостоятельному изучению проблемы; пополнение учебного арсенала новыми эффективными средствами познавательной деятельности; действенные стимулы для эффективного самообразования студентов.

Названные условия непрерывности самообразования студентов в вузе формируют механизмы адаптации и профессионализации, которые сопровождают их самообразовательную деятельность. Их представляет целостный комплекс плановых мероприятий, который охватывает все составляющие деятельности вуза, ориентированные на развитие самообразовательной деятельности студентов.

Организационной основой адаптационного развития самообразовательной деятельности студентов призвана служить целевая программа вуза. Главные требования к содержанию целевой программы управления педагогической системой: отражение целей и задач, стоящих перед системой; целевых показателей, раскрывающих конечные результа-

Теория и методика профессионального образования

ты функционирования системы; научно-обоснованных мероприятий, реализующих в комплексе поставленные цели и задачи; наличие алгоритма подчинения всех действий, осуществляемых в рамках целевой программы, конечным целям и задачам; детальное распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми исполнителями; согласование комплексной программы с действующими текущими и долгосрочными планами; описание механизма управления реализацией программы; выявление соответствия конечных результатов функционирования системы ее целевым установкам.

В рамках базовых курсов, в связи с ограниченностью времени, можно говорить лишь о закреплении на конкретном материале дисциплины самообразовательных знаний и умений. Однако на начальном этапе обучения имеет смысл формирование у студентов инструментальных основ самообразовательной деятельности, умений самообучения в рамках специального пропедевтического курса. Он предусматривает как лекционное изложение основ теории самообразования, так и организацию практических занятий по упрочению знаний и навыков самоанализа, самопроекти-рования и самокоррекции у студентов. Такой спецкурс, как показывает практика, позволяет увеличить темп прохождения учебного материала по различным дисциплинам без ущерба для его усвоения уже во второй половине первого семестра. На более поздних этапах обучения задачу развития самообразовательной деятельности целесообразно решать в рамках индивидуальной самостоятельной работы.

Важным механизмом адаптации студентов к вузовскому обучению является создание учебной дорожной карты. Учебная дорожная карта - это перечень мер, призванных способствовать развитию и достижениям обучаемых. Обучающийся придерживается предлагаемого алгоритма-плана формирования дорожной карты, позволяющего представить последовательность своих действий и активизировать работу по прохождению намеченного в ней учебного маршрута: изучение студентом инструкций и памяток преподавателя; составление рабочего варианта учебной дорожной карты на семестр; включение в дорожную карту мероприятий в соответствии с требованиями УМК дисциплины; оформление учебной дорожной карты; обсуждение дорожной карты в учебной группе в режимах «студент -

студент», «преподаватель - студент»; оценка учебной дорожной карты, которая используется для текущей аттестации и использование дорожной карты студентом в своей дальнейшей работе по изучению дисциплины.

Если на начальном этапе в первом семестре изучение дидактических единиц согласно дорожной карте совпадает по времени с рабочей учебной программой, то со второго семестра самостоятельная образовательная деятельность студентов начинает опережать аудиторную в тематике и объеме учебного материала, что подразумевает более высокий уровень самообразовательной компетенции.

Таким образом, дорожную карту можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута, при котором происходит замена контроля за учебным процессом со стороны преподавателя контролем со стороны обучающегося. Преподаватель фиксирует правила учебного процесса, студенты сами в рамках этих правил контролируют и то, как они осуществляют обучение, и то, как идет учебный процесс.

Развитие самообразовательной деятельности студентов в вузе следует понимать не только как эффективное включение в процесс обучения, но и как подготовку к будущей профессиональной деятельности. Поэтому ни в коем случае нельзя забывать и о профессиональной составляющей самообразования. Ключевым требованием является таргетирование учебной деятельности на самообразование, которое служит связующим звеном между вузом и производственной сферой. При этом, выстраивая образовательный процесс, необходимо помнить, что целью обучения является не просто преобразование учебной деятельности в самообразовательную, а подготовка и совершенствование на ее основе профессиональной деятельности человека.

Соблюдение перечисленных условий в практике работы высшей школы возможно при активном и заинтересованном участии всех звеньев управления учебным процессом. При этом эффективность их реализации будет тем выше, чем глубже и последовательнее они будут использованы преподавателями вуза.

Литература

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе, контекстный подход /А.А. Вербицкий. - М. : Высш. шк., 1991. - 204 с.

2. Дейв, Р.Х. Отражение и информация / Р.Х. Дейв. - М. : Мысль, 1989. - 230 с.

3. Медведев, И. Ф. Компонент самообразования в федеральном государственном образовательном стандарте / И.Ф.Медведев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2011. - Вып. 14. -№ 38 (255). - С. 45-48.

4. Непрерывное образование и инженерия знаний (междисциплинарные аспекты) / Ю.И. Титаренко, О.В. Попова, И.К. Шалеев и др. - Барнаул: Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 1998. - 411 с.

5. Петухова, Т.П. Университет и школы: образовательный кластер / Т.П. Петухова // Высш. образование в России. - 2010. - № 1. -С. 113-121.

6. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского гос. ун-та / Ю.А. Захаров, Н.Э. Касаткина и др. - Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2001. - 276 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. - М. : БРЭ, 1993. - Т. 1. - 608 с.; Т. 2. - 672 с.

8. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: Доклад Всемирного банка: пер. с англ. - М.: Весь мир, 2003. - 44 с.

9. Чапаев, Н.К. О некоторых проблемах конвергенции НПО и СПО / Н.К.Чапаев // Проф. образование. Столица. - 2010. - № 9. -С. 22-23.

10. Шукшунов, В.Е. Взгляд в XXI век / В.Е. Шукшунов, В.Ф. Взятышев, М.И. Романов // Высш. образование в России. - 1993. -№ 4. - С. 58.

11. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы: пер. с англ. - СПб.: Рос. нац. б-ка, 2004. -120 с.

Медведев Игорь Федорович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики, Челябинский институт путей сообщения, Medvedev_if@mail.ru

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE AS A BASIS OF IMPROVING THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION

I.F. Medvedev Chelyabinsk Institute of Railway

Development of students’ self-educational competence is a basis of improving the quality of higher education from the concept of lifelong education. The conditions of developing students’ self-educational competence are revealed. The features and conditions of a subjective basis of lifelong education are specifically analyzed and systematized: knowledge of self-educational competence structure, single-mindedness of lecturer’s activity, versatility of self-educational competence, consistency and systematic character of lecturer’s activity, rationality of pedagogical activity. The groups of independent conditions of self-educational activity development are revealed and characterized: informational, organizational, educational and methodological conditions.

Keywords: self-educational competence, subjective and independent conditions of lifelong self-education, self-educational mechanisms of adaptation and professionalization of studying in a university.

Medvedev Igor, Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Associate Professor, Head of Mathematics Department, Chelyabinsk Institute of Railway, Medvedev_if@mail.ru

Поступила в редакцию 8 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.