Научная статья на тему 'Самообразовательный компонент подготовки инженеров железнодорожного транспорта и специфика его формирования у студентов заочной формы обучения'

Самообразовательный компонент подготовки инженеров железнодорожного транспорта и специфика его формирования у студентов заочной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУПЕНИ САМООБРАЗОВАНИЯ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / KNOWLEDGE AND ABILITIES OF SELF-EDUCATION / SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE / STAGES OF SELF-EDUCATION / CORRESPONDENCE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Игорь Федорович

В статье представлен перечень видов самообразовательной деятельности, знаний, умений и компетенций, составляющих самообразовательный компонент подготовки инженеров железнодорожного транспорта. Дана характеристика ступеней самообразования и изложены особенности обучения самообразованию студентов-заочников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Educational Component of Railway Service Engineers' Training and Specific Character of Its Formation of the Correspondence Course Students

The article presents the list of self-educational activity types, knowledge, abilities and competences, which form the self-educational component of railway service engineers' training; characterizes the stages of self-education and gives peculiarities of correspondence department students' training.

Текст научной работы на тему «Самообразовательный компонент подготовки инженеров железнодорожного транспорта и специфика его формирования у студентов заочной формы обучения»

УДК 374.1 ББК 74.4

Медведев Игорь Федорович

кандидат педагогических наук, доцент кафедра математики Челябинский институт путей сообщения г. Челябинск

Medvedev Igor Fedorovich Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Mathematics Chelyabinsk Institute of Transport Routes Chelyabinsk

Самообразовательный компонент подготовки инженеров железнодорожного транспорта и специфика его формирования у студентов заочной формы обучения Self-Educational Component of Railway Service Engineers’ Training and Specific Character of Its Formation of the Correspondence Course

Students

В статье представлен перечень видов самообразовательной деятельности, знаний, умений и компетенций, составляющих самообразовательный компонент подготовки инженеров железнодорожного транспорта. Дана характеристика ступеней самообразования и изложены особенности обучения самообразованию студентов-заочников.

The article presents the list of self-educational activity types, knowledge, abilities and competences, which form the self-educational component of railway service engineers’ training; characterizes the stages of self-education and gives peculiarities of correspondence department students’ training.

Ключевые слова: самообразовательные знания и умения,

самообразовательная компетенция, ступени самообразования, заочная форма обучения.

Key words: knowledge and abilities of self-education, self-educational competence, stages of self-education, correspondence course.

Заочная форма обучения дает возможность получить высшую квалификацию независимо от возраста и имеющейся профессии. Заочная форма обучения - самая экономичная форма получения высшего образования. К числу

несомненных его достоинств относится также и то, что, во-первых, мотивы учения заочников в большинстве случаев общественно значимы; во-вторых, при заочном обучении вопросы жизни быстрее всего соединяются с достижениями теории.

Однако не следует забывать и его недостатки. К ним относится, прежде всего, низкая эффективность: низкая успеваемость, превышение сроков обучения в вузе, большой отсев и второгодничество. Оканчивает заочный вуз в среднем 70% студентов по отношению к своему году приема. Основной причиной отсева студентов-заочников является неуспеваемость. Причем подавляющее число студентов отчисляют с первых и вторых курсов, что в определенной степени свидетельствует о неподготовленности поступающих в вуз, о слабой адаптации к новым вузовским условиям обучения, об отсутствии навыков самообразования.

Удлинить сроки обучения при заочной системе невозможно. Поэтому единственно приемлемым решением данного вопроса является поиск путей развития самообразовательной деятельности студентов-заочников.

Рассмотрим самообразовательный компонент подготовки инженеров железнодорожного транспорта, который составляют определенные виды самообразовательной деятельности, соответствующие знания, умения и компетенции. Среди видов самообразовательной деятельности можно выделить следующие:

1. Проектно-атрибутивная:

- осознание противоречия между имеющимися знаниями и реальностью, недостаточности известных абстракций для описания определённых явлений; нацеленность на выделение существенных свойств и отношений, характеризующих изучаемые объекты;

- осознание противоречия между имеющимися и приобретёнными знаниями, проявляющегося в отсутствии систематизации и обобщения последних; установка на теоретическое осмысление содержания рациональных форм, интеграцию его в системе научных знаний;

- осознание практической значимости теоретических знаний.

2. Конструктивно-интегрирующая:

- наблюдение и измерение совокупных признаков изучаемых объектов; фиксация повторяющихся, устойчивых признаков; определение новых эмпирических абстракций; систематизация чувственной информации в рациональной, прежде всего понятийной форме;

- целенаправленное обобщение эмпирически полученных закономерностей и связей в системе научных знаний; экспериментальное обоснование её элементов; обогащение рациональных форм новым теоретическим содержанием; овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно;

- моделирование теоретических выводов в приложении к материальной области; структурное и функциональное изучение полученной модели; реализация модели на практике и работа с ней.

3. Контрольно-оценочная:

- сопоставление результатов эмпирической деятельности с её задачами; оценка адекватности приобретённых знаний рассматриваемым явлениям; учёт погрешностей измерений;

- сопоставление результатов теоретико-познавательной деятельности с её задачами; анализ применения знаний на этапе обобщения; коррекция теоретических выводов с учётом итогов эксперимента;

- оценка реальности используемой модели и объективности получаемых на её основе результатов; контроль соответствия экспериментально установки исходной модели; определение достоверности результатов эксперимента.

Совершенствование самообразовательной деятельности обеспечивается качественным улучшением индивидуальных средств познания, каковыми являются самообразовательные знания и умения. С одной стороны, они служат инструментом самообразования студентов; с другой стороны, в них закрепляются, совершенствуются и сохраняются его результаты.

Самообразовательные знания имеют учебную, научно-методическую и научно-исследовательскую направленность.

Знания учебной направленности - знания о научных фактах, понятиях, законах и теориях, а также их структуре.

Знания научно-методической направленности - знания о методиках и технологиях научных исследований, передовом зарубежном и личном опыте профессиональной деятельности.

Знания научно-исследовательской направленности - знания о способах решения предлагаемых задач, инновационных технологиях, собственных методах и способах профессиональной самообразовательной деятельности.

Самообразовательная деятельность базируется на основополагающих самообразовательных умениях, которые имеют различный характер и степень общности (табл. 1):

Таблица 1

Основные самообразовательные умения

Группы умений по функциональному признаку Видовые умения

Организационные Умения организовать самостоятельную работу

Умения понимать предложенные цели, формировать их самому, удерживать цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие, тоже представляющие интерес

Умения выделять в работе главное и определять условия, важные для реализации цели, отыскивать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации отыскивать объект, соответствующий этому предмету

Умения рассчитывать свои силы с учетом имеющихся в распоряжении знаний и целей самообразования

Умения составлять план работы, выбирать соответствующий цели деятельности и условиям способ преобразования заданных условий

Умения выполнять план работы, подобрать соответствующие средства осуществления этого преобразования и определять последовательность отдельных действий

Умения эффективно использовать время, выделенное на самообразование

Информационно- поисковые Умения библиографического, документального и фактографического информационного поиска

Умения работы с библиотечными каталогами и картотеками (карточными и электронными, в том числе навыки использования нормативно-справочных. Реферативных изданий и патентного рубрикатора)

Умения получать информацию из различных видов ее носителей (человека, материального объекта)

Умения использовать различную по форме представления информацию (текстовую, числовую, графическую, звуковую); умения работать в различных режимах поиска: ручном, автоматизированном

Умения использовать возможности информационных технологий (электронные базы данных, автоматизированные информационно-поисковые системы)

Умения поиска информации в ресурсах распределенных информационных сетей

Умение тезировать, аннотировать и реферировать источники

Умение аналитико-синтетической переработки комплекта источников (составление реферата по проблеме)

Умение ориентации в профессиональной литературе

Познавательные Умения использовать ранее усвоенные знания для получения новых знаний

Умения рационально переносить знания из одной области в другую

Умение видеть проблемы и находить пути ее решения

Умение рассматривать все процессы во взаимосвязи с другими

Умения теоретически осмысливать источник профессиональной информации

Умения конструировать собственную познавательную деятельность и на этой основе создавать новые технологические обучающие модели

Контролирующие Умения исследовать собственную профессиональную деятельность

Умения корректировать цели самообразования и уточнять планы самообразовательной работы

Умения проверять отдельные операции, входящие в состав самообразовательной деятельности; умения оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий

Умения оценить результаты научного поиска, обосновать, доказать эффективность созданной методики обучения по сравнению с существующими

Умения изменять результаты профессиональной деятельности, если они не соответствуют предъявляемым требованиям

Коммуникативные Умения общаться с другими людьми для достижения целей самообразования

Умения взаимодействовать с информационными средствами

Умения обращаться с предметами и средствами труда в ходе самообразовательной деятельности

В качестве самообразовательных компетентностей нами определены следующие:

- выявление смысла самообразовательной деятельности для своего личностного и профессионального роста;

- адекватная оценка своих достижений в постановке усложняющихся

задач;

- самостоятельность, наличие волевых качеств, умение восстанавливать свои силы, открывать новые возможности и ресурсы;

- опыт решения практических задач, ориентировка в поле своих жизненных и профессиональных проблем, которые можно решить с помощью самообразования.

Для анализа эволюции самообразовательной деятельности необходимо выявить их качественные состояния, то есть уровни самообразования.

Хотя различные классификации уровней самообразования имеют свои особенности, все они указывают на рост осознанности, а вместе с ней инициативности самообразовательной деятельности в определении области ее применения и выборе средств, методов и форм приобретения новых знаний и умений [1; 2; 3; 4].

Более детальной и информативной характеристикой служат ступени самообразования, в которых не только отражены уровни самообразования, но и последовательность их формирования с перспективой составления для каждой такой ступени соответствующей самообразовательной методики. Все ступени самообразования взаимосвязаны, каждая предыдущая определяет последующую (табл. 2).

Таблица 2

Ступени самообразования

Ступени самообразования Характеристика ступеней самообразования

Воспроизведение знания Слабо развитые самообразовательные знания и умения. Студент полностью определяет содержание учебного материала, методы учебной работы в классических формах организации процесса обучения.

Применение знания Студент в содержание учебного материала включает методы учебного познания, тем самым начинает самостоятельно регулировать свою учебно-познавательную деятельность. Владение логическими операциями (предпринимаются попытки самостоятельного использования знания для решения практических задач)

Обобщение знания Студент раскрывает технологию своей познавательной деятельности. При этом студент имеет образцы, которые он соотносит с собственной деятельностью. Формируется умение выбрать существенное, вскрыть причинноследственные связи в изучаемом, умение систематизировать и обобщить, проанализировать материал.

Преобразование знания Студент задумывается о методах самообразовательной работы в различных условиях и с различным учебным материалом. Формируются: умение рассматривать явление со всех сторон, дать оценку получаемой информации; умение связать новое с имеющимся опытом, умение увидеть проблему и творчески решать ее; умение частный факт объяснить знанием закономерности.

Создание нового знания Студент приобретает знания, руководствуясь собственными целями и на основе собственного мышления. Данная ступень самообразования дает студенту совершенно новые знания - знания о самом себе, особенностях своего мышления, о формировании своей будущей профессиональной деятельности на основе изучения собственного стиля мышления. Высокое качество продуктов познавательной деятельности (творческие работы, рефераты и другие)

В связи с тем, что по заочной форме обучения должна обеспечиваться подготовка специалистов, равнозначная дневной форме обучения, учебные планы и программы для студентов-заочников являются производными от учебных планов и программ дневной формы обучения. При этом условия реализации этих планов и программ весьма различны. И в этом состоит специфика заочного обучения. Если на обязательные занятия в дневных вузах

105 Вестник ЧГПУ32011

отводится за весь срок обучения 4-4,5 тысяч часов, то в заочной системе всего лишь 1500-1800 часов, при этом на лекции в дневной системе выделяется 2-3 тысячи часов, в заочной - 700-800 часов. Сокращается до возможного предела число часов, отводимых на семинарские и лабораторные занятия. Отсюда вытекает своеобразие организационных форм обучения студентов-заочников.

Задача каждого преподавателя при подготовке лекционного курса для студентов-заочников одна - суметь при сокращенном количестве часов так последовательно и систематично расположить материал, чтобы перед студентами по мере чтения лекций вскрывались закономерности рассматриваемых явлений, внутреннее единство, основные методы и методологическая направленность изучаемой дисциплины, ее место и значение в кругу других наук, связь с практикой, чтобы лекция направляла самостоятельную работу студентов в межсессионный период обучения.

С этой целью на кафедре математики Челябинского института железнодорожного транспорта практикуется два вида лекций: установочные и обзорные лекции. Установочная лекция имеет целью: ознакомить студентов в общих чертах с содержанием курса, оказать помощь в усвоении трудных в теоретическом и важных в практическом отношении проблем курса, дать методические советы относительно самостоятельной работы, вызвать интерес к изучаемой дисциплине. В обзорных лекциях излагаются основные положения дисциплины и дается направление для глубокого ее изучения, освещаются подробно все основные вопросы темы и главный упор делается на важные узловые вопросы.

При заочной форме обучения превалирует удельный вес самообразовательной работы студентов в межсессионный период. Если у студентов дневной формы обучения соотношение времени аудиторной и внеаудиторной работы составляет 1/1, то у заочников это соотношение 1/6. Основную дидактическую нагрузку в этот период должен нести текущий контроль и самоконтроль. При этом главную роль в процессе дистанционного обучения выполняют дидактические материалы, имеющие целью приобретение самообразовательных знаний и умений. Основные требования к их разработке и использованию следующие:

- четкое выделение ведущих опорных знаний по каждой теме;

- вопросы и задачи не только на воспроизведение знаний, но и на их применение в новых ситуациях, что способствует развитию интеллектуальных умений;

- сочетание посильности и определенной трудности, что достигается постепенным усложнением заданий и увеличением в них доли вопросов на преобразующее воспроизведение;

- включение творческих задач, содержащих условия, стимулирующие создание проблемных ситуаций;

- профессиональная направленность.

Особое место в работе с дидактическими материалами играет выполнение и сдача контрольных работ. Рецензирование контрольных работ - это не только форма контроля, но и форма организации и руководства самостоятельными занятиями студентов. Основные требования к контрольным работам, которыми мы руководствуемся с учетом теории самообразования, следующие:

- по тематике: задания должны содержать вопросы, требующие

осмысливания, анализа учебного материала, а не пересказывания учебного пособия;

- самостоятельность выполнения контрольных работ должна обеспечиваться собеседованием и индивидуализацией заданий;

- проверку контрольных работ должен осуществлять преподаватель, читающий данный курс, принимающий зачет или экзамен по данному предмету. Очень важно превратить рецензию в средство обучения и управления самостоятельной работой студентов в межсессионный период обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом используются программированные материалы. В виду того, что контакты студентов-заочников с преподавателями особенно в межсессионный период ограничены, программированное обучения имеет ряд преимуществ. Они обусловлены, прежде всего, наличием обратной связи, которая систематически несет информацию студенту о том, верно ли он выполнил задание, правильно ли он понимает прочитанное, что он должен проделать для успешного продвижения вперед. Управление на базе программированных пособий может осуществляться как во время сессии, так и в межсессионный

период, что является особенно ценным. В некоторой мере они обеспечивают возможность дифференцированного управления для различных групп студентов и практически удовлетворяют задаче индивидуализации обучения.

Сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и формирующем этапах экспериментальной работы, показал, что большинство студентов, усваивающих учебный материал на ступени воспроизведения знаний, осуществили переход на ступень обобщения и преобразования знаний. Количество студентов, демонстрирующих ступень создания нового знания, увеличилось на 42%; в совокупности практически у 88% студентов-заочников развитие самообразовательной деятельности стало соответствовать ступеням преобразования и создания нового знания.

Полученные результаты свидетельствуют об успешном применении технологии реализации разработанной нами системы в практике обучения студентов заочного отделения, позволяющей обеспечить качество усвоения учебного материала.

Библиографический список

1. Дубровская, Ю.А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в

условиях дистанционного обучения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук/Ю.А.Дубровская. -

СПб., 2005. - 159 с.

2. Панасенко, Ю.А. Формирование умений и навыков самообразовательной

деятельности у курсантов в условиях военного вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук /

Ю.А.Панасенко. - Челябинск, 2005. - 163 с.

3. Фомина, Е.Н. Формирование самообразовательной компетентности студентов на основе применения модульной технологии (на примере средних профессиональных учебных заведений) [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед.наук/Е.Н.Фомина. - Волгоград, 2007. - 21 с.

4. Шаронова, В.Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент

повышения уровня его профессиональной готовности [Текст]: дис.канд.пед.наук. -

Челябинск, 2001. - 195 с.

Bibliography

1. Dubrovskaya, Yu.A. Pedagogical Accompaniment of Students’ Self-Education in the Conditions of Distance Learning [Text]: Dis ... Cand. of Ped. / Yu.A. Dubrovskaya. - SPb., 2005. - 159 p.

2. Fomina, E.N. Students Self-Educational Competence Forming on the Basis of Modular Technology Applications (By the Example of Secondary Professional Educational Institutions) [Text]: Synopsis of Dis ... Cand. of Ped. / E.N. Fomina. - Volgograd, 2007. - 21 p.

3. Panasenko, Yu.A. Cadets’ Self-Educational Activity Abilities and Habits Forming at Military Colleges [Text]: Dis ... Cand. of Ped. / Yu.A. Panasenko. - Chelyabinsk, 2005. - 163 p.

4. Sharonova, V.B. Future Teachers’ Self-Education as an Important Component of Professional Readiness Level Improving [Text]: Dis ... Cand. of Ped. / V.B. Sharonova. -Chelyabinsk, 2001. - 195 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.