УДК 37.0
Карпова Ольга Леонидовна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры связей с общественностью и гуманитарных дисциплин Уральского социально-экономического института (филиал) ОУП ВПО Академии труда и социальных отношений, [email protected], Челябинск
Анисимова Вера Александровна
Доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
самообразовательная деятельность студентов КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье авторы рассматривают сущностную характеристику процесса самообразовательной деятельности как условие качественной профессиональной подготовки специалистов; раскрывают особенности педагогического содействия самообразовательной деятельности студентов вуза; выявляют комплекс необходимых и достаточных условий содействия самообразованию обучающихся, раскрывают особенности реализации каждого педагогического условия.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, студенты, профессиональная подготовка, педагогические условия.
Karpova Olga Leonidovna
Doctor of pedagogical sciences, the professor of chair of public relations and humanitarian disciplines of the Ural social and economic institute (branch) of Academy of work and social relations, [email protected], Chelyabinsk
Anisimova Vera Aleksandrovna
Doctor ofpedagogical sciences, the senior lecturer of chair ofpedagogics of the Ural state university of physical training, [email protected], Chelyabinsk
SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS AS THE CONDITION OF THE QUALITATIVE PROFESSIONAL PREPARATIONS OF ExPERTS
In this paper the authors examine the essential characteristics of the process of self-education activities as a condition of high-quality professional training, especially teacher help reveal the self-education of university students, reveal a complex of necessary and sufficient conditions for promoting self-education students, particularly the implementation of each open teaching conditions.
Keywords: self-educational activity, students, vocational training, pedagogical conditions
Результаты реформирования образования в развитых странах, общие направления Болонского процесса, позволяют определить всё возрастающую роль самообразования как важнейшего условия качественной профессиональной подготовки студентов вуза.
Национальная доктрина образования устанавливает приоритет данной отрасли социальной сферы в государственной политике, определяет стратегию и основные направления развития. В качестве одной из целей системы образования провозглашается
«разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности» [8, с. 5].
Вместе с тем анализ ряда литературных источников [1; 2; 3; 5; 6; 9] показывает, что на сегодняшний день практически отсутствует целостное теоретическое обоснование потенциальных возможностей самообразовательной деятельности студентов высшей школы, отвечающих новым потребностям модернизации системы профессионального образования в стране.
При всех реально существующих возможностях самообразовательной деятельности её потенциал как социально-педагогический феномен слабо изучен, и вследствие этого, в полной мере не реализован. Таким образом, очевидна необходимость теоретического обоснования проблемы развития самообразования студентов как условия профессиональной подготовки.
Актуальность проблемы исследования детерминирована обострением в теории и педагогической практике следующих противоречий между:
а) возрастающей потребностью научного (педагогического) обоснования целесообразности осуществления образовательных процессов с учётом непрерывного образования и отсутствием целостной концепции качественной профессиональной подготовки студентов;
в) стремлением студенческой молодёжи к развитию своей индивидуальности, самореализации, удовлетворению потребностей, интересов, инициатив и недостаточной сформированностью умений самообразовательной деятельности.
В связи с возникшими противоречиями, роль самообразовательной деятельности студентов вуза всё более актуализируется и выступает приоритетным условием качественной профессиональной подготовки.
Как показывают проведённые нами исследования [1; 4], образовательный процесс в вузе, должен ориентироваться не на передачу как можно большего объёма знаний обучающимся, а на формирование у них самостоятельности, мобильности, умения приспосабливаться к новым информационным и образовательным технологиям.
Самообразование представляет собой вид деятельности, социальной функцией которого является самореализация личности. Это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность.
Самообразование студентов как условие качественной профессиональной подготовки рассматривается и в зарубежных
странах. В диссертационном исследовании
О. Л. Назаровой проведён глубокий анализ данной проблемы [5, с. 26-27]. Так, например, в Британии в рамках системы непрерывного профессионального образования создан Институт образования взрослых, где существует такой блок обучения, как «умение заниматься самообразованием». В Англии значительное количество часов отводится на самостоятельную работу студентов. Использование в образовательном процессе таких форм обучения как: краткие обзорные лекции; групповые и индивидуальные консультации по самостоятельно изученному студентами материалу; работа в малых группах; обсуждение проектов; анализ деловой, экономической, технической документации является вспомогательным механизмом оказания помощи обучающимся в образовательном продвижении. Широкое распространение в Англии получила система открытого обучения, где от человека требуются значительные волевые усилия, желание приобретать знания в условиях практически полной самостоятельности учебной деятельности. Во Франции действуют автономные телесистемы, реализуется идея фонда аудиовизуальной педагогической документации. В США большой популярностью пользуются развивающие телевизионные программы. Телепередачи ведут специалисты-политологи, социологи, правоведы, историки.
Результаты реформирования образования в развитых странах, общие направления Болонского процесса, позволяют определить всё возрастающую роль самообразования как важнейшего условия развития личности, её профессионального и жизненного успеха, а также ведущей задачей профессиональной подготовки студентов.
В психолого-педагогической литературе [1-10] проблема самообразования изучается в различных аспектах:
а) как направление самовоспитания (В. В. Бондаревский, А. Г. Ковалёв, Б. Ф. Райский и др.);
б) как целенаправленная познавательная деятельность (А. К. Громцева, Н. Д. Иванова, Л. Г. Ковтун, И. И. Колбаско и др.);
в) как средство усвоения социального опыта (Т. А. Ильина, Ю. А. Подповетная, Г. Н. Сериков и др.).
Мотивы Цель Самообразовательные
само о бр азов ания деятельности задачи
Самооценка Самоконтроль Способы
самообразования
I
Результат самообразования
Рис. 1. Схема структуры самообразовательной деятельности студентов
В Российской педагогической энциклопедии, самообразование рассматривается как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес занимающихся в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Самообразование - одно из средств самовоспитания. Как отмечается в энциклопедии, «самообразование - составная часть непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовки специалистов» [9, с. 307].
С. И. Гессен полагает, что последним аккордом в образовании человека является ступень самообразования, которая начинается после окончания школы, проходит вне школы и может продолжаться всю жизнь. Учёный считает самообразование творчеством, ступенью автономии: «Переход от урока к творчеству, от подчинения авторитета к подчинению разума, от ограниченной организации школы к беспредельной текучести жизни..., если урок по существу ограничен той целью, которой он определяется и, значит, допускает своё окончательное и завершённое выполнение, то творческая работа - и в этом и состоит существенный её признак - не знает пределов достижения, . цель работы в творчестве ставится самим работающим» [2, с. 200]. Целевая функция, по мнению автора, заключается в том, что самообразование является средством профессионального роста: «В этом постепенном углублении профессии человека, вырастающей до призвания и связанном с ним расширении окружающей
среды как места приложения труда, и состоит задача нравственного образования по ступени автономии» [2, с. 202].
В. И. Добреньков указывает на то, что самообразование - это специфический вид занятий человека вне стационарных форм обучения, без постоянного, систематического руководства преподавателя, по собственному или кем-то разработанному плану учёбы [3, с. 153].
Как и любая другая деятельность, самообразовательная деятельность студентов имеет свою структуру, которую можно схематически представить следующим образом (рисунок 1).
Обобщив и проанализировав существующие исследования по изучаемой проблеме а, также опираясь на собственный опыт [1; 4], мы рассматриваем самообразование студентов как активную, саморегулируемую, личностно и профессионально-значимую, познавательную деятельность, направленную на содействие в усвоении социального опыта с целью самосовершенствования.
Обращаясь к этимологии термина «содействие», можно констатировать, что в русском языке приставка «со-» используется в значении совместности, общности. Это позволяет говорить о том, что в понятии «содействие» заложен внутренний глубинный смысл. Содействие - деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности [7, с. 580]. Содействовать, значит: вступать в совместную деятельность, «способствовать» достижению чего-либо, оказывать «помощь, поддержку, в какой-нибудь деятельности». Учитывая вышеизложенные положения, мы определили смысловую конструкцию, определяющую сущность понятия «содействие», в связи с чем, были выделены два аспекта:
содействие как влияние на субъекта деятельности, создание условий, оказание помощи и поддержки в осуществлении деятельности и достижении поставленных целей; содействие как совместное действие по достижению поставленных целей.
Как показало проведённое исследование, для активного формирования у студентов готовности к самообразованию необходимо целенаправленное педагогическое содействие, которое включает в себя комплекс условий.
Понятие «условие» в философии трактуется как категория, отражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, ту обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [6, с. 157].
Так, например, И. С. Якиманская под педагогическими условиями понимает «определённую совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности» [10, с. 116].
В словаре С. И. Ожегова мы находим следующее определение условия: «это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит что-нибудь; данные, требования, из которых следует исходить» [7, с. 629].
Мы опираемся на определение, которое приводится в «Современном словаре-справочнике молодого исследователя». Авторы понимают под педагогическими условиями «совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приёмов и материальнопространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач» [6, с. 15].
Рассмотрим более подробно педагогические условия, которые являются основой содействия самообразовательной деятельности студентов вуза. Учёные В. А. Беликов,
В. И. Кондрух, А. Я. Найн, Е. Ю. Никитина,
Н. Ю. Посталюк, М. А. Ушакова считают, что рассмотрение категории «условие» в
качестве видовой пары понятиям «среда», «обстановка» неоправданно расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения и развития какого-либо педагогического явления. Это значит, что в число рассматриваемых объектов самообразования студентов могут попасть и случайные объекты. Поэтому, рассматривая комплекс педагогических условий, определим их совокупность как необходимые и достаточные.
Под необходимыми условиями содействия самообразованию студентов мы понимаем условия, без которых самообразовательная деятельность не может быть эффективной в полной мере. Необходимость выделенных условий вытекает из анализа психолого-педагогической литературы, опыта работы со студентами, результатов констатирующего эксперимента.
Под достаточными условиями самообразования мы понимаем те условия, которых достаточно для эффективности развития процесса самообразовательной деятельности студентов. Достаточность выводится из результатов опытно-экспериментальной работы. Полученные данные свидетельствуют об эффективности процесса самообразования и, следовательно, позволяют сделать вывод о достаточности предложенных условий.
При выявлении комплекса педагогических условий, необходимого для эффективного содействия самообразовательной деятельности студентов нами была проделана следующая работа: зафиксирован социальный заказ общества в аспекте исследуемой проблемы; проанализирована психологопедагогическая литература по проблеме самообразования обучающихся; выявлены специфические особенности самообразовательной деятельности студентов; при разработке и реализации комплекса педагогических условий использованы возможности интегративно-развивающего и системного подходов.
На основании проделанной работы, мы выделили следующий комплекс педагогических условий содействия самообразовательной деятельности студентов.
1. Развитие позитивной мотивации студентов к профессионально ориентированной самообразовательной деятельности, стимулирующей избирательность и активность.
2. Обеспечение интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности, создающей условия их взаимодополнения и взаимопроникновения.
3. Использование компьютерных информационных технологий (КИТ).
При реализации первого условия, как показал наш опыт, необходимо стимулировать побуждение, избирательность и активность обучающихся как субъектов деятельности. Для этого нужно моделировать профессиональные ситуации, включая обучающихся в исполнение определённых ролей. Действенными факторами развития мотивации при этом являются: стимулирование самовоспитания (чёткое осознание целей внеаудиторной деятельности, наличие установки на самосовершенствование); самообразования (целенаправленная, лично регулируемая внеаудиторная деятельность студентов по их познавательным и профессиональным интересам); самоактуализации (стремление выявить и реализовать личностный потенциал). Кроме того, необходимо создание ситуаций успеха, развивающего пространства, где и будут складываться межличностные (совместная деятельность), технологические (исследовательская деятельность обучающихся, метод проектов) и оценочные (рефлексия, самооценка) отношения.
Второе условие обеспечивается за счёт расширения границ образовательного пространства: использование возможностей
социальной среды, времени и пространства для познания и самопознания будущей профессии и обогащения опыта самореализации в процессе самообразовательной деятельности.
Реализация данного условия позволяет эффективно осваивать социальный опыт; интегрировать общие, специальные и межпредметные знания; совершенствовать личностные и профессиональные качества обучающихся; развивать опыт самостоятельного проектирования собственной жизнедеятельности.
Реализация третьего условия обеспечивалась: развитием профессиональной компетенции в области КИТ; использованием разнообразных электронных образовательных ресурсов; применением модульной технологии обучения КИТ; созданием междисциплинарных связей в рамках дисциплин,
связанных с проектированием, внедрением и использованием КИТ.
В процессе опытно-экспериментальной работы было выяснено, что информационная подготовка студентов с целью развития самообразования уже не может ограничиваться стандартным набором «компьютерных» дисциплин, преподаваемых на младших курсах вузов. Требовалась многоуровневая подготовка, которая обеспечила готовность обучающихся к самостоятельному приобретению личностного опыта освоения новых мультимедиа- и гипермедиатехнологий. Такая подготовка включала в себя: специальные предметы, курсовые и дипломные работы; осуществление межпредметных связей, показывающих возможность применения компьютера как эффективного инструмента профессиональной деятельности.
Таким образом, педагогическое содействие самообразовательной деятельности студентов целесообразно осуществлять в учебно-педагогическом взаимодействии, основанном на субъект-субъектности с учётом:
а) отражённого в содержании базового (изучаемого) материала, предъявляемого при осуществлении разных видов образовательной деятельности;
б) создания условий для работы с материалом (заданиями) творческого характера;
в) опоры на проектируемый уровень творческого мышления обучаемых;
г) сущностных свойств и природосоо-бразности участников образовательного процесса.
Как показало проведённое исследование в ряде вузов Уральского региона, выделенный комплекс условий педагогического содействия самообразовательной деятельности способствует качественной профессиональной подготовке выпускников вуза, востребованных на рынке труда.
Библиографической список
1. Анисимова В. А. Исследовательская деятельность студентов вуза физической культуры: формирование, становление, развитие: монография. - Челябинск: УралГУФК, 2009. - 272 с.
2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
3. Добреньков В. И., Нечаев В. я. Общество и образование. - М.: Инфра, 2003. - 381 с.
4. Карпова О. Л. Концептуальные основы содействия развитию самообразовательной деятельности студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. -
С. 59-65.
5. Назарова О. Л. Педагогические условия преодоления трудностей в самообразовании студентов индустриально-педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1997. -148 с.
6. Найн А. я., Уметбаев З. м. Современный словарь-справочник молодого исследователя. -Челябинск; Магнитогорск: УралГУФК; МаГУ, 2007. - 116 с.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984. - 797 с.
8. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановл. Прав. РФ, 4 октября 2000 г. № 751 // Российская газета. -2000. - 11 октября. - С. 4-9.
9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1998. - Т. 2 М-Я. - 672 с.
10. якиманская И. С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.