УДК 374.1 ББК 74.4
Медведев Игорь Федорович
кандидат педагогических наук Челябинский институт путей сообщения г. Челябинск Medvedev Igor Fedorovich Candidate of Pedagogics Chelyabinsk Institute of the Means of Communication
Chelyabinsk
Учебно-методический комплекс дисциплины как средство развития самообразовательной деятельности студентов Educational-and-Methodological Complex As a Means of the Students’ Self-Education Activity Developing
В статье представлен перечень учебно-методических материалов, необходимых для развития самообразовательной деятельности студентов; рассмотрены основные рекомендации и требования к созданию учебнометодического комплекса и его электронной версии.
The article presents a list of educational-and-methodological materials for the students’ self-education activity developing; main recommendations and requirements for educational-and-methodological complex and its electronic version creating are considered as well.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, алгоритм
самообразовательной деятельности с УМК, электронный учебно-методический комплекс.
Key words: educational-and-methodological complex (EMC), algorithm of self-education activity using the EMC, electronic educational-and-methodological complex.
Дальнейшее совершенствование системы обучения связывают с поиском путей формирования у студентов умений быстрой ориентации в мощном потоке информации, адаптации в динамичной структуре современного производства, творческого применения полученных знаний. Для решения этих задач предполагается развитие системы непрерывного образования, сохранение единого образовательного пространства, расширение рынка образовательных услуг, повышение уровня и качества профессионального образования [4]. Все перечисленные меры нацелены на развитие самообразовательной деятельности.
Для успешного развития самообразовательной деятельности студентов необходимо соответствующее техническое, программное, информационное, учебно-методическое, организационное и финансовое обеспечение, которое
формирует организационно-методические и организационно-технические модели обучения.
Учебно-методическое обеспечение состоит из печатных, электронных и размещенных в сети материалов для свободного доступа к ним студентов.
Учебно-методический комплекс (УМК) - совокупность учебно-
методических материалов, предназначенных для использования дистанционных образовательных технологий в очной, заочной и очно-заочной формах обучения и способствующих эффективному освоению студентами учебной дисциплины.
К сожалению, в педагогической теории и практике учебно-методические комплексы используются как средство преподавания, а не самообразования. Наличие УМК по всем специальностям - обязательное требование, которое относится к профессорско-преподавательскому составу кафедр, хотя более важно ознакомление студентов с его структурой и содержанием.
Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. Для студента это своеобразный компас, помогающий ориентироваться в содержании учебной дисциплины, последовательности ее изучения, разделах и требованиях к уровню ее освоения. УМК дает возможность студенту оптимально организовать работу над курсом, обеспечивая учебной, методической и научной литературой. Таким образом, учебно-методический комплекс по дисциплине является основой для становления и совершенствования самообразовательной работы студентов.
Использование УМК в учебном процессе позволяет освободить аудиторное время от рассмотрения многих организационных вопросов. Предварительное ознакомление с учебным и тематическим планами курса, распределением учебных часов между лекциями и практическими занятиями, с их содержанием и перечнем рекомендуемых учебников, понятийнотерминологическим словарем, а также структурой аттестационных педагогических измерительных материалов ориентирует студентов в учебном материале, дает возможность последовательно изучать отдельные разделы,
руководствуясь собственным планом и с учетом индивидуальных возможностей.
Состав учебно-методического комплекса по дисциплине для системы дистанционного обучения приведен на рис. 1.
Рис. 1. Учебно-методический комплекс для организации самообразования
студентов
Алгоритм составления УМК, предназначенного для самообразовательной деятельности студентов, включает несколько этапов:
- определение объема учебного материала в соответствии с ФГОС и учебным планом дисциплины;
- составление рабочей программы, дополненной информационносправочными материалами;
- подготовка учебника (курса лекций), учебного пособия, рабочей тетради, а также изданий, содержащих практические задания и упражнения;
- написание методических рекомендаций для самообразовательной работы студентов, в частности для самостоятельного изучения теоретического материала, выполнения лабораторных и курсовых работ;
- построение интерактивного графика изучения дисциплины студентами, в котором отражается рекомендуемый порядок изучения дисциплины и прохождения контрольных точек;
- формирование контрольно-измерительных материалов.
Компоненты УМК (кроме учебных планов и программы) могут быть
объединены по модульному принципу. В данном случае модуль - часть УМК, предназначенная для изучения отдельной темы, проведения самоконтроля и текущего контроля знаний. При этом контрольные вопросы разрабатываются по каждому модулю в отдельности, а правильные ответы на них позволят сделать заключение о том, что программа дисциплины усвоена в полном объеме. Текст учебника или курса лекций пишется в соответствии с содержанием вопросов по каждому модулю; лабораторные и практические работы создаются в соответствии с содержанием каждого модуля; составляются методические рекомендации по самостоятельному изучению учебного материала, содержащегося в учебном модуле.
Алгоритм самообразовательной деятельности студентов с УМК дисциплины заключается в следующем:
- ознакомление с учебным планом дисциплины;
- изучение методических рекомендаций для самообразовательной работы;
- проработка теоретического материала в соответствии с учебной программой дисциплины;
- параллельно с изучением учебного материала студент знакомится с основными терминами и понятиями, которые ему необходимо знать при изучении данного раздела;
- выполнение практических заданий, предусмотренных программой курса;
- самоконтроль правильности выполнения практических заданий с помощью тестов;
- прохождение контрольного тестирования в конце изучения темы (раздела);
- прохождение итогового тестирования после изучения всего материала дисциплины.
При внедрении дистанционной технологии важную роль играют различные средства самообразовательной деятельности и способы их использования. В современных условиях логическим завершением подготовки учебно-методического комплекса к дистанционному обучению
самообразовательной деятельности является преобразование его в электронную форму. Цель электронного учебно-методического комплекса - сохранить не только все достоинства печатного учебного материала, но и, используя возможности компьютера, включить в него соответствующий арсенал наглядных средств.
Основное предметное содержание электронного УМК отражает структуру учебной дисциплины в соответствии с действующим образовательным стандартом и учебным планом обучения по данной дисциплине. Взаимодействие между теоретическими, практическими и методическими элементами электронного УМК обеспечивается:
- гипертекстовыми ссылками между элементами УМК и непосредственно между их структурными конкретными фрагментами;
- построением электронного УМК на базе первичных тематических элементов, обеспечивающих всестороннюю учебную деятельность по каждой теме или разделу.
Учитывая особую важность электронного учебно-методического комплекса для обеспечения самообразовательной работы, разработчику необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
соблюдать жесткую логику изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемыми всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;
приводить подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решений учебных и прикладных задач;
соблюдать особую четкость при формулировании учебных задач; использовать различные средства и методы активизации учебнопознавательной деятельности.
Основой электронного УМК является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. Состав электронного УМК изображен на рис. 2.
Рис. 2. Структура электронного УМК для организации самообразования
студентов
При разработке электронного УМК на базе аналогичных его элементам печатных изданий элементы последних подвергаются необходимой фрагментации, насыщаются анимационными, гипермедийными или
мультимедийными компонентами, внутренними гипертекстовыми ссылками и ссылками на соответствующие фрагменты других элементов электронного УМК. Наличие печатных аналогов для элементов электронного УМК не является обязательным.
Программное исполнение электронного УМК должно удовлетворять следующим требованиям:
- платформенная и системная независимость (возможность использования на большинстве распространенных компьютеров и операционных систем);
- наличие инструкции по установке, инсталляции и работе с программной частью;
- наличие системы автозапуска программной оболочки;
- ясный механизм внутренней и внешней навигации;
- дружественный, интуитивно воспринимаемый интерфейс (использование общепринятой терминологии, понятность аббревиатур и мнемоники).
Анализ эволюции самообразовательной деятельности студентов при использовании УМК мы проводили в соответствии со ступенями самообразования. Все ступени самообразования взаимосвязаны, каждая предыдущая определяет последующую (табл. 1).
Таблица 1
Ступени самообразования
Ступени самообразования Характеристика ступеней самообразования
Воспроизведение знания Слабо развитые самообразовательные знания и умения. Студент полностью определяет содержание учебного материала, методы учебной работы в классических формах организации процесса обучения.
Применение знания Студент в содержание учебного материала включает методы учебного познания, тем самым начинает самостоятельно регулировать свою учебно-познавательную деятельность. Владение логическими операциями (предпринимаются попытки самостоятельного использования знания для решения практических задач)
Обобщение знания Студент раскрывает технологию своей познавательной деятельности. При этом студент имеет образцы, которые он соотносит с собственной деятельностью. Формируется умение выбрать существенное, вскрыть причинно-следственные связи в изучаемом, умение систематизировать и обобщить, проанализировать материал.
Преобразование знания Студент задумывается о методах самообразовательной работы в различных условиях и с различным учебным материалом. Формируются: умение рассматривать явление со всех сторон, дать оценку получаемой информации; умение связать новое с имеющимся опытом, умение увидеть проблему и творчески решать ее; умение частный факт объяснить знанием закономерности.
Создание нового знания Студент приобретает знания, руководствуясь собственными целями и на основе собственного мышления. Данная ступень самообразования дает студенту совершенно новые знания - знания о самом себе, особенностях своего мышления, о формировании своей будущей профессиональной деятельности на основе изучения собственного стиля мышления. Высокое качество продуктов познавательной деятельности (творческие работы, рефераты и другие)
Опыт применения учебно-методических комплексов дисциплин
естественнонаучного цикла в Челябинском институте железнодорожного транспорта подтверждает гипотезу о том, что они являются средством развития самообразовательной деятельности студентов. Сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и формирующем этапах экспериментальной работы, показал, что большинство студентов, усваивающих учебный материал на ступени воспроизведения знаний, осуществили переход на ступень обобщения и преобразования знаний. Количество студентов, демонстрирующих ступень создания нового знания, увеличилось на 33%; в совокупности практически у 85% студентов развитие самообразовательной деятельности стало соответствовать ступеням преобразования и создания нового знания.
В экспериментальных группах улучшились качественная успеваемость, заинтересованность студентов в продолжении своего образования. УМК позволяет сформировать у обучаемых целостную картину мира, систематизировать их знания и умения, создать единую образовательную среду за счет применения современных средств.
Условиями успешного использования дистанционно-модульных технологий в управлении самообразованием с помощью УМК являются создание комплекса учебных модулей, имеющих различное назначение; формирование учебных модулей в соответствии со структурой научных знаний; наличие рекомендаций к организации самообразовательной деятельности на основных этапах овладения учебными модулями. Следует помнить, что совершенствование самообразовательной деятельности студентов носит поэтапный характер и предусматривает постепенное продвижение от эпизодических самообразовательных проб до устойчивой системы самообразовательной деятельности. В основе этого процесса лежит моделирование учебных ситуаций, в которых студент обретает умение ставить цель, планировать собственное образование, ориентироваться в информации, проектировать профессиональное саморазвитие.
Библиографический список
1. Волженина, Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие [Текст]/ Н. В. Волженина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 45 с.
2. Медведев, И.Ф. Теоретические основы самообразования в условиях дистанционного обучения: монография [Текст] / И.Ф.Медведев. Челябинск: Челяб. ин-т путей сообщения, 2010. - 311 с.
3. Об использовании дистанционных образовательных технологий [Текст]: приказ
Мин-ва образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 06.05.2005. № 137:
[зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2005. Регистр. номер 6862]. - М., 2005.
4.Тулькибаева, Н.Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики [Текст] /
Н.Н.Тулькибаева, З.М.Большакова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. педун-та, 2008. - 162 с.
Bibliography
1. About Using Distant Educational Technologies [Text]: Order of the Ministry of Education and Science of the RF 02.02.2005. № 137: [Registered 02.02.2005. Registr. Number 6862]. - М., 2005.
2. Medvedev, I.F. Theoretical Bases of Self-Education in the Conditions of Distance Learning [Text] / I.F. Medvedev. - Chelyabinsk: Chelyab. Institute of Means of Communication, 2010. - 311 p.
3. Tulkibayeva, N.N. Pedagogics: Correlation of Science and Practice [Text] / N.N. Tulkibayeva, Z.M. Bolshakova. - Chelyabinsk: Publishing House of ChSPU, 2008. - 162 p.
4. Volzhenina, N.V. Organization of the Students’ Independent Work in the Process of Distance Learning: Study Guide [Text] / N.V. Volzhenina. - Barnaul: Publishing House of Altai University, 2008. - 45 p.